Чтение на ОГЭ

В этой статье я хочу разобрать, куда бежать в разделе «Чтение» на ОГЭ, и как не допустить ошибок на экзамене.

Общая информация

В разделе «Чтение» всего два задания — 9 (где нужно понять основную мысль прочитанного) и 10-17 (где нужно вникнуть в детали).

Максимум, что ученик сможет набрать — 15 баллов, а рекомендуемое время на выполнение всего раздела — 30 минут.

Задание 9: основная мысльосновная мысль

Здесь представлены 7 отрывков и 8 заглавий к ним. Задача — подобрать правильный заголовок, один будет лишним.

Как это сделать?

  1. Внимательно прочитать заголовки, выделить для себя ключевые слова в каждом.
  2. Начать читать тексты и искать синонимы этих ключевых слов в.
    Сначала нужно выбирать ответ, в котором точно уверен, а остальные — по остаточному принципу.
  3. Прочитать еще раз и проверить.

Делая это задание, советую избегать следующих ошибок:

  1. Если в тексте присутствуют незнакомые слова, не паниковать — наверняка в остальном отрывке достаточно информации, чтобы понять все написанное. Если незнакомое слово стоит в заголовке, то тут надо действовать методом исключения — читать остальные отрывки и оставлять за бортом те, которые точно не подходят
    Например, заголовок 4. Some tips (в примере ниже). Вряд ли ученик знает это слово, догадаться можно лишь вычеркнув все, в чем ты точно уверен и подумав над соответствиями оставшихся текстов и заголовков.
  2. Иногда в отрывках стоят те же самые слова, что и в заголовке. И это может быть правильный отрывок, а может, вас просто хотят запутать (обратите внимание на слово shape в примере, которое появляется в абзацах B и D). Если видите такое — лучше перепроверьте несколько раз.

Пример

Разберем задание из демо-версии. Для наглядности ключевое слово в заголовке и синонимичные в соответствующем отрывке выделяю курсивом:

  1. The scientific explanation
    B. A rainbow is an optical phenomenon that is seen in the atmosphere. It appears in the sky when the sun’s light is reflected by the raindrops. A rainbow always appears during or immediately after showers when the sun is shining and the air contains raindrops. As a result, a spectrum of colours is seen in the sky. It takes the shape of a multicoloured arc.

  2. The real shape
    D. We all believe that the rainbow is arch-shaped. The funny thing is that it’s
    actually a circle. The reason we don’t see the other half of the rainbow is
    because we cannot see below the horizon. However, the higher we are above
    the ground, the more of the rainbow’s circle we can see. That is why, from an
    airplane in flight, a rainbow will appear as a complete circle with the shadow of
    the airplane in the centre.

  3. A lucky sign
    E. In many cultures there is a belief that seeing a rainbow is good. Legends say that if you dig at the end of a rainbow, you’ll find a pot of gold. Rainbows are also seen after a storm, showing that the weather is getting better, and there is hope after the storm. This is why they are associated with rescue and good fortune. If people happen to get married on such a day, it is said that they will enjoy a very happy life together.

  4. Some tips
    G. To see a rainbow you have to remember some points. First, you should be
    standing with the sun behind you. Secondly, the rain should be in front of you.
    The most impressive rainbows appear when half of the sky is still dark with
    clouds and the other half is clear. The best time to see a rainbow is on a warm
    day in the early morning after sunrise or late afternoon before sunset. Rainbows are often seen near waterfalls and fountains.

  5. Places without rainbows

  6. A personal vision
    A. Two people never see the same rainbow. Each person sees a different one. It happens because the raindrops are constantly moving so the rainbow is always changing too. Each time you see a rainbow it is unique and it will never be the same! In addition, everyone sees colours differently according to the light and how their eyes interpret it.

  7. A bridge between worlds
    C. Many cultures see the rainbow as a road, a connection between earth and
    heaven (the place where God lives). Legends say that it goes below the earth at the horizon and then comes back up again. In this way it makes a permanent link between what is above and below, between life and death. In some myths the rainbow is compared to a staircase connecting earth to heaven.

  8. Impossible to catch

F. You can never reach the end of a rainbow. A rainbow is all light and water. It is always in front of you while your back is to the sun. As you move, the rainbow that your eye sees moves as well and it will always ‘move away’ at the same speed that you are moving. No matter how hard you try, a rainbow will always be as far away from you as it was before you started to move towards it.

Задания 10 — 17: внимание к деталям

детали
Здесь мы должны понять детали прочитанного текста, выбрав правильное утверждение: 1- True, 2 — False, 3 — Not stated.

В ЕГЭ аналогичного задания в разделе «Чтение» нет, похожее есть только в блоке «Аудирование».

Как это сделать?

  1. Я советую своим ученикам не читать весь текст для понимания общего смысла, чтобы не терять время, а сразу перейти к вопросам и поиску соответствий.
    Ответы на вопросы в таких текстах идут один за другим, так что можно не искать в панике, где ответ на нужный вопрос, а просто посмотреть, в каком месте текста он должен стоять.
  2. Проверить, если осталось время.

У большинства учеников в этом задании главная проблема — определить, что является правдивым (true), что — нет (false), а о чем в тексте не сказано (not stated).

Продемонстрирую разницу на примере текста из демо-версии.

Пример

Курсивом выделяю синонимичные выражения и в задании, и в абзаце текста.

  1. The Australian Tourism Office employs a new caretaker twice a year.
    1) True                                  2) False                     3) Not stated

Слово employ 9-классник знать просто обязан (тема Jobs пройдена), поэтому из задания ясно, что сaretaker (это ученик вряд ли поймет, как переводится) нанимается twice a year. А в тексте написано, что организация нуждалась в нем for half a year. То есть, в тексте ничего не сказано о том, как часто нанимают этих самых caretaker. Ответ not stated.

Допустим, ваш ученик все-таки не в курсе, что такое employed. Тогда можно обратить внимание на разницу времен employs и needed. Исходя из этого, тоже можно догадаться, что речь идет о разных действиях.

Have you ever heard of the Great Barrier Reef? It is the world’s largest coral
reef system along the eastern coast of Australia. In February 2009 an extraordinary position was advertised by the Australian Tourism Office. The advertisement ran that the Great Barrier Reef needed a caretaker for half a year. It was for a special person who would look after the Reef.

  1. There was no Internet on the islands of the Great Barrier Reef.
    1) True                                   2) False                            3) Not stated

Сопоставив эти 2 предложения со словом Internet, которое показывает, где ответ на наш вопрос, видим, что в задании no Internet, а в тексте работник должен вести Internet blog. То есть информация в задании не верна, поэтому правильным ответом будет False.

The job’s duties were pretty simple. You could only dream of such
requirements. First, the person had to speak English and swim well. Second, on the island his responsibility included writing a weekly Internet blog. That’s right, weekly, not even daily! The job description also required the successful applicant to explore the islands of the Great Barrier Reef, swim, make friends with the locals and generally enjoy the tropical climate and lifestyle. A real dream!

  1. People from different countries applied for the job.
    1) True                            2) False                             3) Not stated

Задания с правильным ответом true самые простые — достаточно лишь найти синоним в тексте (реже там будет стоять то же выражение, что и в задании).

Within the first 2 days of the contest, the tourism office received more than
seven thousand online applications. All told, 34,000 people of all different
nationalities applied. Each made and presented a 60-second video resume. They had to be creative and they were. In the end 16 people were chosen, who flew to Australia for the final selection. The candidates were interviewed and the winner was Ben Southall from the UK.

Часто ученики путают ответы False и Not stated. Избежать этой путаницы поможет только четкое разграничение, что про False в тексте говорится, но говорится неправильно. А про not stated вообще речи не идет (хотя и в тексте, и в задании могут быть одинаковые слова, их туда ставят, чтобы ученик не отвечал «вслепую», а вник в смысл).

Тренировка

Пособий, направленных именно на отработку раздела «Чтения», я не нашла, поэтому беру тексты или с сайта ФИПИ, или из пособий с тренировочными вариантами к ОГЭ (советую именно эти, т. к. там есть говорение в новом формате):

 

 

 

 

На этом все, всем удачи в подготовке к экзамену!