Перейти к содержимому

Как НЕ надо выбирать школу и преподавателя по английскому

В блоге я пишу в основном для преподавателей английского языка, а эту статью решила сделать для изучающих язык, потому что те, кто хочет прикоснуться к прекрасному изучению английского, похож на слепого котенка –  покупается на хорошо, а иногда и не очень хорошо, составленный рекламный текст. No offence meant – никого не хочу обидеть, но это именно так. Поэтому в этой статье хочу дать несколько “инсайдерских” советов тем, кто выбирает преподавателя или школу для изучения иностранного языка.

Думаю, эта статья будет интересна и моим коллегам, но скорее с развлекательной стороны – примеры самопиара заставят улыбнуться своей абсурдности.

Сначала немного лирики. Обучение английскому языку массового розлива – дело прибыльное. Для организации школы нужно немного – самым затратным получается аренда помещения. Стулья и доска – вещи дешевые. Во многих школах даже парты сейчас не ставят – просто стулья с откидной доской для тетради и учебника. Ну и несколько плакатиков можно на стены для красоты наклеить, цветочки там поставить на подоконник. Учебники и тетрадки ученики покупают сами. Что говорить об онлайн-школах. Из затрат на оборудование – виртуальная доска или платформа. А многие даже этим не заморачиваются, по-старинке пользуют googledocs.

При всем при этом зарплата преподавателя даже в самых раскрученных школах – маленькая. Например, English First предлагает русскоговорящему учителю 200-350 рублей за академический час, в зависимости от его квалификации. А ученик платит за этот же урок около 700 рублей в группе и 1400 рублей индивидуально (в онлайн преподавании зарплатные цифры еще ниже). Понятно, разница идет на аренду помещения, зарплаты менеджеров, маркетинг,  оборудование для школы и т. п.  Но преподаватель в этой системе все равно остается недооценен и недооплачен. Вы никогда не задумывались, почему средний возраст учителя в частных школах – 25 лет? Учителей после 30 уже в них не берут? Учителя после 30 уже обзаводятся семьей и понимают, что на школьную зарплату обеспечить семью не получится. Поэтому уходят в частную практику или вообще другую сферу.

Теперь от теории к практике. Сейчас покажу ученикам примеры того, кого выбирать не надо. А учителям – неудачные примеры саморекламы коллег.

Анкеты преподавателей

Носители языка

Начнем с моей любимой категории учителей – носителей языка. Нейтивов нежно любят и выбирают ученики, потому что они-то точно знают язык лучше нашей Мариванны. Не спорю, язык, может, и знают. А как они преподают? Я вот люблю рисовать, например, и у меня это неплохо получается. А могу ли я научить рисовать другого человека? Сомневаюсь.

Посмотрим анкеты носителей с сайта онлайн школы. Из всех четырех я бы доверяла только Gerardy – у него в образовании написано “TEFL” – Teaching English as a Foreign Language, обучение английскому как иностранному. Как он знает этот предмет, что за университет выдал ему этот диплом и есть ли он у него вообще – вопрос другой. Но Джерард в этой компании – единственный преподаватель с заявленным высшим образованием в области методики преподавания.

John #1 (тот, что слева) имеет сертификат CELTA, Certificate of English Language Teaching to Adults. Сертификат этот – 4-х-недельный курс обучения, в котором всем желающим с уровнем языка не ниже Intermediate в теории и на практике объясняют, как надо обучать взрослых английскому языку, используя коммуникативный подход. То есть, дальнобойщик из США, которому на старости лет надоел крутить руль, пошел-отучился месяц, и теперь он – гордый преподаватель-носитель языка! Это реальная история, без улыбок. Есть ли у Джона еще какое-то образование, и сдавал ли он сам заявленные экзамены, к которым готовит, работал ли в сфере бизнеса, которому он снова учит – увы, мы не узнаем.

Karyn и John #2 (тот, что справа), обладатели степени по психологии/бухгалтерскому делу и лингвистике у меня доверия не вызывают вообще. У John #2, правда, написано TOEFL в образовании. Не совсем понятно, что за образование такое – сдан сертификат TOEFL? Несложный экзамен для нейтива, имхо.

В общем и целом, сомнительна мне радость образованного иностранца от зарплаты в рублях, особенно после её конвертации в доллары или евро.

Заглянем на сайт другой, уже очной школы обучения английскому языку. Вот скрин анкеты еще одного преподавателя-носителя английского:

После прочтения этого текста я пребывала в недоумении – настолько успешный бизнесмен с внушительным резюме все бросил и решил уйти в низкооплачиваемую во всем мире сферу преподавания? Да еще работает не на себя, а на школу, которая съедает процент от его заработка? Зачем? Ему во сне явился Иисус и сказал, что его миссия в этом мире – не продавать, а нести разумное, доброе и вечное?

Русскоязычные преподаватели

Теперь посмотрим на услуги, которые оказывают наши соотечественники.

Меня настораживают специалисты широкого профиля, они напоминают терапевта в поликлинике. Но терапевт после приема может послать к узкому специалисту, а вот этот товарищ вряд ли будут упускать клиента. Ну не может человек одинаково хорошо готовить к ЕГЭ по истории и преподавать английский сопливым детям, где-то он точно будет халтурить.

Даже если учитель не замахивается на подготовку к ЕГЭ по трем предметам, обучать языку для специальных целей – сложно. А по 4-5 направлениям – еще сложнее, потому что времени на подготовку к занятию по юриспруденции и изучению тонкостей каких-нибудь secured transactions уходит много. А тут одновременно – несколько специальностей. Я бы спала часов по 5 в сутки, если бы взялась преподавать все эти отрасли. Но автор этого текста даже правила русской пунктуации осилить не может, так что все приписываемые регалии под большим вопросом.

Ниже – посмотрите – просто песня! Учитель, который сдал FCE (при этом непонятно, на какой grade) учит других. Уровень FCE – B2 (Upper-Intermediate), с таким даже к ЕГЭ по английскому не подготовишь, потому что наш экзамен иногда грешит заданиями C1. Надеюсь, она учит только young learners, про которых написано в анкете.

Преимущества

Еще одна “замануха” – подтверждение успешности педагога. Для меня гарантия того, что учитель действительно может научить – отзывы клиентов на репетиторских базах вроде Вашрепетитор. Вы же, когда покупаете какую-то технику, читаете про неё отзывы реальных людей, а не полагаетесь на рекламный текст копирайтера на сайте?

В статье про языковые школы я уже писала, что в начале работы методист мне приписывала стаж и пройденные семинары, чтобы я выглядела солиднее в глазах клиента. И это все происходило в весьма известной школе изучения английского, старше и раскрученней приведенных выше “профессионалов”.

Инновационная программа обучения, разработанная специалистами! ВЫ этого достойны! Наш Фейри моет в два раза лучше любого другого моющего средства! Странно, что в объявлении нет слова “эффективный” и “эксклюзивный”.

Копирайтер должен вернуть школе деньги за такой отвратительный текст (и пунктуацию!).

“93 процента учащихся переходят на следующий уровень” … уровень какой? чего? новый уровень силы джедая?

Остальное даже комментировать не буду – все заявления прекрасны в своей самобытности.

Вот еще интересное утверждение о гарантиях. Мистер Волшебник, наверное, писал. Забыл добавить пункт про 90+ баллов на ЕГЭ за 3 месяца.

Про официальный сертификат тоже смешно. Сертификат, на который обратит внимание ВУЗ или работодатель, вряд ли будет напечатан на принтере в России.

Программы обучения

Не все школы и репетиторы делятся своей сокровенной уникальной мега-эффективной программой обучения на своих сайтах. Но некоторые все-таки пишут про нее. За что им большое человеческое спасибо!

Сначала ребенок как попугайчик зубрит 1000 слов за 3 недели, потом на его уставшую голову падает грамматика, и после месяца вакханалии он вдруг берет и выводит все вместе в актив и отрабатывает! Все поют и со слезами радости пускаются водить хоровод.

Такой бред мог предложить только человек незнакомый с методикой. Потому что ни один подход к изучению языка (даже тот, по которому учили в советской школе) не занимался таким маразмом, после которого разве что голова разболится. Но никак в актив ничего не выведется.

К слову, об интенсивах. В этой статье я избегала переходить на личности, но вот про школу товарища Ягодкина Advance просто не могу промолчать. Сама фотография маэстро уже вызывает улыбку на лице, что уж говорить об этом интенсиве:

Пункт первый – чистая магия, очевидно, вам на первом же занятии дадут скушать волшебный пирожок.

Пункт второй – возможно, начнете. Но если не задумываясь, то потом вас придется долго переучивать от всех ошибок, которыми вы на таком интенсиве обрастете. Ученики с такими ошибками еще часто приходят от нейтивов – говорят абы как, зато говорят! Хотя, если вас не напрягает речь Кличко, то можно и на такой интенсив.

Пункт третий – где результаты исследований? На основании чего сделано это громкое заявление? И про возврат денег – погуглите отзывы про возврат денег в школе Ягодкина, результаты будут весьма предсказуемы.

Пункт четвертый… Даже не знаю… Ко мне ни разу не приходил ученик, который требовал “Грамматику мне! Паттерны! Майнд-карты! Заверните еще!” Все как-то хотят говорить, а грамматика – больше средство, нежели цель…

Резюмирую – курсы Ягодкина настойчиво советую обходить стороной, самый кричащий пример мошенничества на современным рынке образовательных услуг.

Вот еще пример от одного известного “коуча”обучения языкам, модная сейчас профессия. К слову, никаких сертификатов или любых других документов, подтверждающих ее знание языка или право это знание кому-то передавать, у этой дамы нет. Зато вот чему она берется учить:

Я так и вижу ученика, прошедшего эти тренинги и разговаривающего с иностранным коллегой. – Эээ … какой бы паттерн сейчас применить в разговоре? Ну-ка, вспомню глагол с предлогом… подождите…

Или вот курс, предлагающий полностью решить мою проблему с забывчивостью. Жалко, что проблемы с ипотекой и кредитами одновременно не решают, очень пригодилось бы.

Ну почему, почему в наших ВУЗах не учат преподавателей по этой методике? Что я делала в университете 5 лет, если можно было потратить всего 6 дней?!

Сбавим накал идиотии и прочитаем более осмысленный подход к обучению. Вроде все неплохо, кроме “развития всех органов восприятия”. Ну, и полное погружение в языковую среду возможно только в самой языковой среде, то есть в стране изучаемого языка. Но это если придираться. Текст ниже – один из самых здравых в статье.

Вот еще один талант постарался. Спасибо, капитан, почти все перечисленное есть в каждом учебнике иностранного издательства. Как и то, что написано под учебниками на картинке ниже. Учебники на картинках, кстати, так себе.

Не отрицаю, что в школах, чьи рекламные тексты мне попались на глаза при написании статьи, могут работать талантливые преподаватели, которые сумеют эффективно и увлекательно построить процесс обучения. Но маловероятно. Все самородки, которых я встречала, работают на себя.

Как же выбрать хорошего учителя?

Выше я привела примеры того, как не надо выбирать курсы или репетитора. А как надо? Что должно вызывать доверие в анкете у преподавателя? Я бы при поиске учителя обратила внимание на:

  1. Образование и сертификаты
  2. Отзывы  знакомых или учеников с репетиторских сайтов
  3. Личную симпатию

Поясню по пунктам.

Пункт 1. У человека, который взялся обучать вас языку, желателен именно диплом преподавателя нужного вам языка, и очень желателен сертификат о сдаче международного экзамена, подтверждающего уровень знания языка (CAE, CPE, IELTS, TOEFL) и основ методики (TKT, CELTA, DELTA). Также заинтересованный в своем прогрессе учитель будет посещать семинары, вебинары, конференции для преподавателей. Диплом преподавателя желателен, но не является мастхевом. Безусловно, есть самородки и без профильного образования, умеющие учить хорошо. Но даже у них, скорее всего, будет портфолио с международными экзаменами.

Но только training courses, которые мы видели в анкетах выше, у меня не вызывают доверия. Они неплохи, когда прикладываются к образованию, признаваемому на международном уровне. Потому что сертификат об участии (опять же, если он действительно есть у учителя) можно получить, просто оплатив курс – тебе его вышлют по почте, без фактического изучения материала курса.

Пункт 2. На репетиторских сайтах можно просмотреть отзывы реальных учеников, записанные с их слов по телефону. Если у анкеты отзывов не 5-10, а больше – по ним можно составить вполне объективную картину о преподавателе. И в репетиторских базах публикуют не только положительные отзывы. Это видно и в моей анкете, где одна клиентка мне поставила 4 (обоснованно, был мой косяк в выборе программы обучения). Но бывают и отзывы необоснованно плохие, увы, не все люди адекватны.

Пункт 3.  Многие репетиторы устраивают бесплатные первые встречи-знакомства. Можно напроситься на такую встречу и спросить преподавателя о его программе подготовки, методах работы, используемых материалах. Уже при ответе на эти вопросы можно увидеть, как человек общается, любит ли свою работу. И понять, приятно ли вам будет с ним заниматься.

Если при первой встрече вы чувствуете, что “что-то не то” и нет взаимного притяжения – лучше вежливо отказаться от обучения. Плодотворное сотрудничество на такой почве не построишь. Я несколько раз брала учеников, которые мне были неприятны, и потом искала причины с ними расстаться.

Среди критериев выбора я не писала про цену и расписание занятий. Тут, думаю, все ясно – мы пользуемся услугами, которые можем себе позволить и во время, удобное и нам, и предоставляющей услуги стороне.

Если же вам нужны именно курсы обучения английскому, то советую выбирать не школу, а преподавателя. Опять же, по отзывам знакомых или пользователей на форумах.

Когда я перечитала эту статью перед публикацией, мне она показалась слишком язвительной. Но я все-таки решила ничего в ней не править, мало ли – человек, который хочет изучать язык, заглянет в нее и поймет, кого выбирать не надо. И сэкономит себе и время, и деньги.

Всем удачи в изучении английского и поиске хорошего преподавателя!

33 комментария для “Как НЕ надо выбирать школу и преподавателя по английскому”

  1. Ирина, статья на высоте! Мне было безумно интересно прочесть, как и ранее твой пост об языковых школах. Вся правда жизни на лицо. Пусть ученик и его родитель делают для себя выбор.

  2. Спасибо за интересный пост 🙂
    Сама – молодой репетитор. Люблю свою работу, правда руки никак не дойдут до экзаменов…надо исправлять)
    Будет интересно почитать на тему того, как вы отказывались от учеников с которыми что-то не то. А то у самой такое часто и в тупике как бы с ними прекратить сотрудничество(мучаюсь ))))

    1. Kate, спасибо за тему для статьи! Буду над этим думать!
      К сожалению, тоже не могу сказать, что я твердо расстаюсь с учениками, с которыми не клеится работа(

  3. Обычно психологическая совместимость проявляется в обе стороны и достаточно быстро. Клиент отваливается сам )))), даже не надо искать благовидный предлог. Единственное: если есть звено в виде родителей, но и тут всё равно “само рассасывается”, не идёт контакт, не идёт обучение.
    Со статьёй согласна. В части интенсивов – хочется чуда. Но и мне хочется похудеть за неделю на 10 кг не вставая с дивана и поедая новогодние подарки )))). И ещё наблюдение: за интенсивами и психологическими вывертами гоняются люди, у которых не получается обучение традиционным способом в силу разных причин. Это развод на деньги публику, которая не сможет учиться в принципе, а за интенсив можно взять денег сразу, а не за полгода (которые он не выдержит, сбежит раньше).

    1. Нина, согласна – люди, которым интересен интенсив, не хотят учить язык сами, а ищут “волшебную таблетку”. Сейчас столько таких “разводов” вокруг, интересно, когда на них станут меньше вестись.

  4. Ирина, статью было увлекательно читать. Причем я проверяла эссе по ЕГЭ и тут решила заглянуть на почту. И что-то взгляд упал на рассылку вашу. С удовольствием прочитала и немного отвлеклась в хорошем смысле.
    Соглашусь со всеми пунктами. Всё правда. К сожалению, люди как цеплялись за быстрое обучение, так и продолжают.

  5. Ещё хотела добавить для родителей. Отправлять ребенка на курсы имеет смысл, если ребенок все взял в школе и нужно что-то дополнительно и ребенок экстраверт. Если хвост уже есть, то очень маловероятно, что курсы помогут.

  6. Ирина, как вы считаете, насколько важен для репетитора опыт преподавания в школе/вузе/на курсах? Точнее, можно ли доверять репетитору, который преподавал только частным образом + работал в офисе переводчиком или на другой позиции с использованием языка. При этом если есть и педагогическое образование, и сертификаты CAE, TKT. Заранее спасибо за ответ.

    1. Ольга, мне кажется иностранных сертификатов и педагогического образования вполне хватит для репетиторства. Конечно, при все этом неплохо бы еще и вертеться среди коллег читать форумы по преподаванию, посещать семинары или вебинары на актуальные для вас темы в преподавании.

    2. Я преподавал в Гимназии 5 лет, в то время как мой лучший друг, тоже преподаватель, 5 лет занимался частной практикой и в школе не работал вообще. Так о чем я, он очень талантливый преподаватель, и зачастую я от него подчерпываю много эффективных и полезных приемов, он просто изначально работал над своей техникой, очень креативно подходит к занятиям )

  7. Ирина, большое Вам спасибо за эту статью и за Ваш блог. Помимо того, что она очень информативна, она еще и увлекательна:) Я нашла в ней ответы на очень важные для меня вопросы, и уверена-не только я одна! Я – не преподаватель, не репетитор, я даже не знаю английского, и при этом с удовольствием читаю Ваши статьи и даже начала задумываться-а не начать ли изучать язык!:)

    1. Большое пожалуйста! А как вы нашли мой блог, интересно?) И кто вы по профессии? Я думала, что мой блог читают только преподаватели, ну или изучающие язык.

  8. Ирина, соглашусь со всем, кроме необходимости наличия международных сертификатов. Может я, конечно, в силу своей природной лени никак не доеду, чтобы сдать хотя бы один международный экзамен, но как-то недостает мотивации. Более того, у меня даже есть ученики, успешно сдавшие, например, PTE upper-intetmediate и PET. Преподаю 18 лет, имею диплом пед института, несколько лет в нем же и преподавала. Очень надеюсь пнуть себя и отправится на следующий год за CELTA. И с русским у меня, хуже, чем с английским. И чем больше английского, тем хуже русский.)))) Ни разу не давала об’явление для набора учеников. Исключительно сарафанное радио. Я бы при выборе преподавателя на первое место поставила рекомендации, а потом уже диплом и опыт.

    1. Лилия, я согласна, что рекомендации очень важны при выборе учителя. Но иногда они субъективны. Кому-то нравятся одни люди, другим – другие. Кто-то любит построже, кто-то – учителей помягче. Может встретиться и такое, что у преподавателя есть дипломы, а преподает он все равно по “Голицынскому” или “Мерфи” . Но все-таки для меня международные сертификаты – показатель, что человек уже точно что-то умеет и знает, и не поленился себя самоорганизовать, чтобы их сдать.

      1. Эх, надо не полениться самоорганизоваться.
        Беда в том, что финансово эти сертификаты мало что дают, а уровень языка можно повышать другими способами. Как-то помимо финансовой мотивации (которая в данном случае отсутствует), другой я не могу для себя найти.
        Вот поехать в Англию и пройти там курс для преподавателей – да. Это мечта, но пока несбыточная (младшему ребенку 10 месяцев). А все остальное не совсем актуально здесь. Может, в Москве это как-то влияет на конкурентоспособность, конечно.

        1. В Москве и области очень большая конкуренция при занятиях оффлайн, не отрицаю. И тут идут в ход любые дополнительные бонусы, которые преподаватель может предложить)

  9. Умница.))) Я как репетитор с 38-летним стажем подписываюсь под каждым словом о “нейтивах”, “супер-методиках” и “убей-меня-быстро” интенсивах.
    Сейчас уже апрель 2019 года, Ваш пост – уже “со стажем”. Пишите еще. Я буду с удовольствием Вас читать. И делиться своими идеями, если Вам этого захочется.

  10. Здравствуйте.
    Я пошел в школу английского, в группу. На begginer. Методика по English File. Урок мне понравился, я учил в школе и университете предмет. Но после первого урока понял, что если бы я вообще не учил его, то мне было бы очень сложно, так как с первого урока мы проходили глагол to be. И надо было знать минимальный набор слов чтобы понимать. Это нормально что так сразу для begginer проходит первый урок?
    И еще вопрос возник.
    Данная школа преподает по EF, и у них курс от begginer до intermediate занимает 14 месяцев. Это нормально не много и не мало?

    Планирую еще сам заниматься дома дополнительно, в школу пошел чтобы больше разговорную практику получать и восполнить с нуля пробелы. Сам хочу еще заниматься по мерфи по грамматике с книгой supplementary exercises. И слушать больше видео для моего уровня.

    1. Добрый день.
      1) Да, это нормально
      2) Нет, это очень мало. за 14 месяцев у вас получится разве что начало Pre-Intermediate, уровни искусственно занижают, чтобы не пугать учеников долгой учебой.

        1. Просмотрела статью, но не нашла информации, что эта девушка сдала IELTS, на какой балл его сдала и сертификат-подтверждение этого.
          Мне такие статьи напоминают вот этот анекдот:
          “- Доктор, вот уже пять лет, как я не сплю с женой.
          – А сколько вам лет?
          – 65.
          – Это возраст, батенька, возраст.
          – А вот соседу 75, он говорит, что ежедневно…
          – Ну, и вы говорите.”

      1. А это при какой интенсивности занятий вы имеете в виду?
        У нас 4 часа в неделю занятия, и + я дома примерно столько же занимаюсь по домашке.

        1. Есть официальные цифры – https://support.cambridgeenglish.org/hc/en-gb/articles/202838506-Guided-learning-hours – показывающие необходимое количество часов для достижения уровня. Согласно этой таблице, вам нужно примерно 500 часов до Intermediate.
          4 урока в неделю * 52 недели в году (но у вас точно будет меньше из-за отпуска и праздников) = ~200 часов в год. То есть для достижения вашей цели, вам понадобится 2, 5 года только занимаясь на курсах.
          Допустим, вы дома еще будете заниматься такое же время. Вот тогда 14 месяцев уже к нам приближается. Но на практике я не видела еще ни одного такого прилежного ученика, который бы занимался 8+ часов в неделю языком. Но, может, у вас так получится. Удачи!

          1. Когда я говорю со своими учениками по поводу быстрого изучения языка, я всегда беру в пример родной язык и подчеркиваю, как и сколько мы обучаемся говорить на родном языке и приходим к логичному выводу о том, сколько надо изучать иностранный, чтобы достичь хоть мало-мальских результатов. Ваша статья очень увлекательная. В точку про то, что репетитор и ученик должны понравится друг другу. Недавно смотрела видео как в американском университете в 50-60-70 изучали русский язык. Особенно понравился диалог про жену в Сибири:)

Добавить комментарий

Необходим вход через сторонние сервисы для добавления комментариев.
Регистрируясь на сайте вы принимаете условия пользовательского соглашения и соглашаетесь на обработку персональных данных