Каких учеников стоит избегать

Эта статья будет о наболевшем — о том, как не ошибиться с выбором ученика. Скоро 1 сентября, и ученики побегут искать репетиторов, вспомнив, что в этом году они сдают ЕГЭ или освобождается должность на работе, требующая знаний языка. Как отсеять тех, кто сам уйдет после нескольких занятий?

убегать

Таких учеников можно распознать:

  1. По объявлению
  2. По звонку
  3. При личной встрече

    По объявлению

объявление

Это самый легкий этап, когда при отказе мы тратим минимум усилий.

  1. Все в тексте объявления, что привлекает глаз и не вписывается в рамки обычного запроса.

    Требуется особый подход/Нужен строгий педагог.

    Сразу возникают мысли, что что-то не так с учеником — он скачет на занятии как козлик, не слушает ничего, кроме звуков, исходящих из своего айфона? Видела одного такого, больше не хочется тратить свое и чужое время.

    Нужен не школьный учитель.

    Возникает вопрос: А чем плох школьный? В жизни встречала кучу учителей, не вписывающихся в шаблон пожилой женщины с пучком на голове, которая учит всех грамматико-переводным методом.

    Обязательно наличие стажировок/учебы заграницей/проживания в Оксфорде.

    Особенно странно, когда такие требования предъявляются к репетитору дошкольника. Родитель или ученик хочет «крутого репетитора», чтобы им хвастаться? Максимум пользы за минимум денег? На такие и подобные заявки не обращаю внимание, скорее всего, это лишняя головная боль.

  2. Если в заказе указано, что продолжительность занятий недолгая: месяц или полгода — для меня тоже повод не соглашаться на заказ. Потом этот период может оказаться еще меньше, а деньги за заказ будут отданы, и ученики, которым отказали, потому что времени свободного не осталось, уже ушли к другим репетиторам.
  3. Подготовка к экзамену за короткий срок. Особенно, если это ЕГЭ, и особенно, если хотят сдать на хороший балл, а в школе у него оценка 4 или хуже. Претензий и ожиданий со стороны родителей будет много, не всем удается объяснить соотношение сложности формата экзамена и реальных возможностей ребенка.

По звонку

телефонный звонок

Эти проблемы возникают, как правило, когда не вы выбираете ученика, а ученик выбирает вас. Когда по телефону доходим до обсуждения момента «чего хочется от занятий», можно услышать следующие фразы, которые должны предостеречь:

  1. Уровень английского у меня не очень — что осталось со школы, а для работы (поездок, удовольствия) он нужен. Поэтому можно мне какой-нибудь «экспресс-курс«, чтобы я месяца за два его уже прилично знала?

    Я не Илона Давыдова, и в ВУЗе меня учили языку 5 лет, а не полгода. Как правило, такие ученики после первого звонка больше не перезванивают, поэтому моя совесть остается чиста.=)

  2. Я не хочу делать никаких упражнений в рабочей тетради, переводов, учить правила. Мне нужен живой язык, на котором все общаются.

    Если ученик хочет говорить по-английски, как Виталий Кличко по-русски, мне с ним явно не по пути.кличко1

  3. У меня столько работы (учебы, других интересных дел), что я не буду успевать делать домашнее задание! Можно мне все давать на уроке, я все запомню?

    У нас не уроки литературы, где услышал, что Каренина бросилась под поезд, и можешь об этом рассказать, где угодно и когда угодно. Вежливо объясняю, что я так не работаю.

  4. Давайте я перезвоню (Вы мне перезвоните), я сейчас занята.

    Если человеку действительно нужен репетитор, он уделит вам пару минут. У меня было две таких заявки, и из обеих ничего не вышло — никто не перезванивал и, когда звонила я, снова просили перезвонить или уже не брали трубку.

  5. Ого! Как дорого! Ну ладно … давайте заниматься …

    Из личного опыта, люди, озвучивающие эту фразу в разговоре, чаще всего потом причиняют мне и много других неудобств — не предупреждают об отмене занятия заблаговременно, а после каникул или отпуска сами пропадают.

При личной встрече

первая встрча

Тут мне расставаться с учеником тяжелее всего, потому что мы уже потратили друг на друга время и познакомились лично. Отказывать мне в таких случаях всегда неудобно, но я стараюсь собрать волю в кулак. Мне же потом с ним работать.

  1. Хамство. Чаще всего у школьников или у единственного обожаемого наследника. Просто невоспитанные дети, которых родители не учат разнице взрослый-сверстник. Такие ученики на занятии могут отказаться выполнять какое-то задание, потому что им неинтересно, в середине урока пойти покушать, потому что есть хочется, или писать другу в WhatsAppe. Стараюсь вежливо объяснить родителям, что я привыкла к другому отношению, и советую в повторной заявке писать: «к ребенку нужен особый подход». Администратору сайта прямо очитываюсь, что работать с трудными детьми не умею, и заказ брать не буду
  2. Незаинтересованность. Тоже чаще всего у школьников, которые ходят на английский, потому что их мама заставила (или у него весь класс дополнительно занимается, не будем же мы хуже других). Если человек не хочет (а особенно подросток, который любит делать все наперекор), даже очень много бисера вряд ли что-то изменит.
  3. Чрезмерная загруженность ученика. Бывают еще школьники, которые ходят на дополнительные танцы-волейбол-музыку-рисунок-китайский, потому что родители растят из них юную звезду. Такие дети обычно на урок приходят с желанием поспать и отдохнуть, а не учиться.
  4. Личная неприязнь. Вроде адекватный на вид персонаж, на занятии все делает, но вот не нравится он тебе, и все. Сказать в лоб «какой-то ты нетакой» неудобно, поэтому объясняю невозможность заниматься внезапными личными обстоятельствами.

Есть, возможно, какие-то проблемы, которые становятся видны только через некоторое время, но я прям серьезных еще не встречала. Если меня не устраивает что-то, говорю с самим учеником, или с его родителями.

Вот этими критериями и пытаюсь руководствоваться при выборе клиентов. Но у меня не всегда получается. Когда я только искала учеников, брала всех, кто попросится, боясь никого потом не найти. Теперь занимаюсь с двумя, с которыми никак не могу расстаться — давно их учу, родители на меня рассчитывают, совесть мучает, хотя, по-хорошему, надо бы. Зато новых теперь беру по правилу «Семь раз отмерь — один отрежь!».

ученик