Лексика на ОГЭ (и ЕГЭ)

Сегодня продолжаем разговор о письменной части ОГЭ «Грамматика и лексика» и остановимся на задании, посвященном словообразованию. В общем государственном экзамене эта часть немного легче аналогичных заданий в ЕГЭ, так что все, что написано в этой статье, будет верно и для готовящихся к ЕГЭ.Лексика на ОГЭ

Лексика

Задания 27 — 32 направлены на знание словообразующих приставок и суффиксов, а также кучи слов.

Оно является проблемным, потому что:

  1. Очень маленький процент учащихся 9 класса знает всю необходимую лексику для сдачи ОГЭ.
  2. Еще меньший процент имеет какое-то представление о словообразовании при помощи приставок или суффиксов кроме интуитивного.

Ученикам рекомендую следующий алгоритм действий:

  1. Прочитать все предложение и внимательно посмотреть, что окружает пропуск. На основании окружения делать выводы о частеречной принадлежности.
  2. Желательно еще его перевести, чтобы быть точно уверенным в части речи и смысле слова (он может оказаться прямо противоположным, то есть вам потребуется отрицательная приставка или суффикс).
  3. Думать над выбором суффикса, если нужное слово неизвестно.

Советы


Как понять, что за часть речи перед нами? По подсказкам в предложении и местоположению пропущенного слова.

Рассмотрим подсказки, которые помогут нам сделать вывод о нужной части речи!

Существительное:

  1. В самом начале предложения перед сказуемым (________ is a sign of bad character. RUDE)
  2. После прилагательного (She has a very pleasant ________. PERSONAL)
  3. После существительного в притяжательном падеже (This is everyone’s _____________. RESPONSIBLE)
  4. После артикля (I love autumn because of the _________ of its coour. RICH).
  5. После предлога (People complain about the lack of ____________. CREATIVE)
  6. После местоимения (I love her _________. BEAUTIFUL)
  7. После числительного (There were more than 1000 _________. COMPETE)

Плюс надо понять, в единственном или множественном числе стоит существительное. Это можно понять по артиклю или форме глагола.

Глагол

  1. После существительного в роли подлежащего (Travel _______ the mind. BROAD)
  2. В начале повелительного предложения (Let’s _________ and make a conclusion. SUMMARY)
  3. После вспомогательного глагола (We will _______ all your dreams. REAL)
  4. После частицы to (We are going to _________ it.  FULFILLMENT)

Прилагательное

  1. Перед существительным и обычно после артикля (It was a _______ road. DIFFICULTY) или после другого прилагательного (My brother likes wearing big ______ trousers. BAG) или после предлога (Everything is ready for __________ elections. PRESIDENT)
  2. Как составное именное сказуемое после глагола-связки быть (It was absoutely _______. TASTE) или после другого глагола (The food looks __________. TASTE)

Наречие

  1. После глагола (We arrived ________ on the shore. SAFE)
  2. В начале предложения как вводное слово (____________, we were lost. OBVIOUS)

Ну, и после выполнения следует проверить правильнописание всех вставленных слов. А также помнить, что в экзаменационный бланк все они будут записываться ЗАГЛАВНЫМИ буквами.

Пример


Наша любимая демоверсия, разбираем:

  1. People travel a lot nowadays. Planes are considered to be the most __________________ means of transport but for some people airports can be a nightmare.
    COMFORT
    Перед пропуском стоит the most — показатель превосходной степени прилагательного, после него — существительное means, значит из существительного comfort нужно сделать прилагательное comfortable (очень легкое, ученик его должен знать).
  2. There are __________________ queues when you check in and you waste lots of time if your flight is delayed.
    END
    Перед пропуском стоит вводная конструкция there are, после — существительное queues (понять, что это существительное, можно по окончанию s и позиции в предложении), значит в пропуске должно быть прилагательное. «Endful? Endable?», думает ученик. Что-то не то. Надо переводить предложение, для уверенности. Отлично, если он знает, что такое waste lots of time, а если нет — можно догадаться о смысле из слов lots of time. Прилагательное должно иметь отрицательный смысл, а за него отвечает суффикс -less — endless.
  3. However, there are some airports where you can __________________ enjoy yourself.
    ACTUAL
    Перед пропуском — модальный глагол can, после него — снова глагол enjoy. Что может идти между? Правильно, наречие, которое всегда сопутствует глаголам. Сделать наречие элементарно — надо добавить к прилагательному суффикс -ly: actually.
  4. For example, you’ll never be bored at Hong Kong’s international airport. There are thousands of people from __________________ countries here but the passengers never experience any problems because everything is well organised.
    DIFFER
    Перед пропуском стоит предлог, после — существительное, перед нами — снова прилагательное, причем очень легкое: different.
  5. There are attendants in red coats, who help you to get from one place to another. It’s very good for people with no sense of __________________. DIRECT
    Снова легко — перед пропуском предлог, однозначно существительное: direction.
  6. The attendants are always very polite and __________________.
    HELP
    В этом предложении есть подсказка — союз and, показывающий на однородные члены предложения. Polite — прилагательное, значит нам нужно еще одно прилагательное: helpful.

Тренировка


С изучением слов что делать и ежу понятно — проходишь учебник, осваиваешь новые лексические темы, учишь и употребляешь новые слова (причем записывать их в словарик лучше с полным частеречным рядом, например beauty — beautiful — beautifully и, в идеале, придумывать еще предложения с каждым, чтоб лучше отложилось). Кстати, вот отличный онлайн словарь для этих целей.

А вот приставки и суффиксы придется учить, выделив на это время на занятии и дома.
 Именно для подготовки к ОГЭ нет книги, посвященной словообразованию, но есть хорошие книги для подготовки к словообразованию на ЕГЭ.

На мой вкус, книга Бодоньи лучше, но у Веселовой тоже все достойно расписано.

И советую купить книгу Музлановой «Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ«, в ней есть таблицы со всеми словообразующими афиксами и уражнения на их отработку.

Заводим отдельную тетрадь или выделяем страниц десять под заголовком «Словообразование» и последовательно выписываем туда:

а) приставки

б) суффиксы существительных

в) суффиксы прилагательных

г) суффиксы глаголов

д) суффиксы наречий,
принимая во внимание особенности правописания и запоминая их общее значение.

А еще лучше сделать сводную таблицу по каждой части речи и консультироваться с ней при выполнении схожих заданий. Можно их взять из этой статьи, только с латинскими суффиксами не стоит заморачиваться — вряд ли они попадутся на ЕГЭ, а тем более на ОГЭ.

Да, это сложно. Да, ученик точно не запомнит всех тонкостей значения или даже всех суффиксов. Но после определенной тренировки нужный словообразовательный элемент будет сам начинать «вертеться на языке», что значительно облегчит эту часть экзамена.

Всем удачи в подготовке!!!

P.S. Остальные статьи о подготовке к ОГЭ можно прочитать тут.