Цены в репетиторстве

Поговорим об одном из важнейших аспектов любой работы — деньгах, которые вы за нее получаете.

Некоторые «языковые» репетиторы стараются не обсуждать материальные вопросы, ссылаясь на гуманитарную душу, чуждую всему мелочному. Давайте отбросим кокетство, репетиторство не роскошь, а средство основного дохода для меня и многих коллег, и от цены занятия зависит наш ежемесячный заработок.

Откуда берется цена

Цель любой частной услуги — сэкономить время и усилия, которые клиент потратит, взявшись за это дело сам. То есть, родители и сами могут помочь ребенку с английским. Но
1) они не смогут сделать это также эффективно, как учитель;
2) на это уйдет больше времени, которое для них деньги.
Вот за экономию усилий и времени и платят частному преподавателю.
Открыв любой репетиторский сайт, можно посмотреть «среднюю цену» на данный вид услуг в городе. Почему цена именно такая? Потому что кто-то когда-то поставил именно такую и все стали за ним повторять.
Но, если копнуть немного глубже, станет понятно, что цена за репетиторские услуги складывается из нескольких параметров:

Квалификация

Чем больше дипломов — тем больше ставка, по возрастающей: репетитор без профильного образования -репетитор с профильным образованием — репетитор с образованием международными сертификатами.

На мой взгляд, репетитор без профильного образования, но с международным сертификатом CELTA или DELTA может ставить цену выше, чем репетитор с дипломом гособразца. В частном секторе знания, полученные на таких курсах, ценнее знаний из курса методики российского ВУЗа.

Опыт

Чем больше занимаешься, тем больше набираешься опыта и знаний о том, как лучше и эффективнее обучить. Благодарные клиенты рассказывают своим друзьям, как им у тебя нравится, и к тебе приходят новые. Когда их становится больше, чем свободного времени, увеличивается цена.

Специфика курса

Под каким соусом нужен клиенту английский — разговорный, бизнес, ЕГЭ, IELTS … Цена зависит от сложности и особенностей курса.

Место занятий

Выезд к клиенту стоит дороже, чем занятия дома, а дистанционные занятия, как правило, дешевле очных — никуда не надо идти плюс комфортные условия.

Я не делаю наценки за выезд, занятия стоят одинаково и у меня дома, и у ученика, потому что беру только близлежащие районы, где так или иначе бываю в течение дня — в магазин, ребенка забрать, прогуляться — весь день сидеть на месте мне не нравится. Но если наценка на выездные занятия для меня звучит разумно, то низкая цена на Skype — нет. Мне для подготовки онлайн-урока нужно наполнить электронную доску, подобрать упражнения, аудио и видео. И заниматься онлайн не так комфортно, как тет-а-тет, я больше устаю. Поэтому за Skype беру почти столько же, сколько и за очный урок.

Время подготовки

На мой взгляд, чем больше времени уходит на подготовку к уроку, тем выше должна быть цена (ну как со Скайпом в моем случае).

Расходные материалы

Если репетитор печатает к занятиям допматериалы, используя свою бумагу и чернила, или занимается плясками с бубном в виде настольных игр или наглядных материалов собственного изготовления, то есть смысл включить их цену в занятие.

Аренда/Больничные/Налоги

Для тех, кто арендует кабинет или дает групповые занятия.

Вот такие параметры я бы учла при оценке стоимости урока, и через некоторое время работы начала повышать цену.

Повышение цены

Не бывает такого, что цена не растет. Она не может не расти — меняется опыт, квалификация, репетитор зарабатывает репутацию. Да и цены в магазинах поднимаются, что уж там.

Логичнее всего повышать в начале учебного года. Ученики, которых не устроит новая цена, уйдут; но большая часть останется следуя принципу «от добра добра не ищут». Тут как с остальными услугами: если мне повысят цену в парикмахерской, я вряд ли сменю мастера. Ну это сейчас, а раньше я так делала, пытаясь найти получше с печальными последствиями — то стригли «под горшок», то волосы жгли. В итоге мастера лучше я-таки нашла, но вот больше экспериментов не хочется.

На сколько повышать цену?

Это уже вопрос к Вам — на сколько можете самому себе обосновать увеличение цены и что за этим увеличением стоит (улучшение качества услуг или их расширение). Я думаю, увеличение цены на занятие до 20% не будет психологически тяжелым для учеников.

Не бойтесь потерять клиентов, подняв цену. Те, кому дорого за 100 рублей — им будет дорого и за 50. Например, моя знакомая рассказывала про случай, который произошел с ней в начале ее репетиторской деятельности. Ходила она к одной вполне обеспеченной семье домой за 500 рублей в час. А когда опыта набралась и начала брать учеников за 700 рублей, объявила им о повышении цены. На что ей ответили, мол «Извините, вы заелись. Вон у нас соседка за 300 занимается, и ничего». Если дорого — пусть занимаются за 300, и нам и им выгодней.

Но есть и другая сторона. Допустим, репетитор недавно сменил место жительства, и начинает все заново. А чтобы было легче начать и «клюнули», ставит ценник ниже среднего. Клиент открывает объявление и думает: «Ну не может хороший специалист столько просить. Дешево — значит качество как в магазине «Все по 35» и закрывает объявление.

Но не всегда инициатива о повышении может исходить от учителя, одна моя ученица сама предлагала повысить ей оплату, потому что наши занятия менялись — то к ней домой ездить, то на работу, то курс сделать более коммуникативным, то добавить туристический английский.

Оплата до или после?

Репетиторство — это, повторюсь, услуга. Не совсем как маникюр, но суть от этого не меняется. Поэтому и оплату за обучение надо рассматривать также.

Я беру «по факту» — провела занятие — заплатили. Но некоторые работают и по предоплате, за сколько вперед (несколько занятий, месяц) — определяют сами. В предоплате для меня пока много тонкостей — как делать перерасчет за пропуски, да и что считать пропуском? Болезнь, рабочую ситуацию, форс-мажор? А если сам репетитор не может провести занятие?

Не спорю, в схеме «вечером — деньги, утром — стулья» куча плюсов — она мотивирует, сокращает количество пропусков, дает возможность иметь стабильный доход и лучше планировать свой бюджет. И если вы занимаетесь с группами, то предоплата логична и естественна.

Я ввожу предоплату только, когда чувствую ее необходимость. У меня она действует с тремя учениками:

  1. Дочка соседей.  С ними мы занимаемся раз в неделю и этот раз они частенько пропускали. Совсем несерьезно получалось, по 2 занятия в месяц, и соседка сама предложила предоплату, чтобы дочь ответственней относилась к английскому.
  2. «Вся такая спонтанная» девушка. Причем и она такая, и в жизни у нее так. То на работе график меняют, то заболела, то отпуск внезапно подкрался. И вроде все это — серьезные причины, но страдало качество обучения. Меня мучала совесть, что я должна не только учить, но и уметь организовывать учеников, и пришла к следующему: повышение цены на 20% или та же цена, но с предоплатой. Договорились о предоплате.
  3. Брат и сестра. Родители забывали заплатить за занятие, два занятия, три занятия… В итоге предложила предоплату, мама учеников поддержала.

Обратная связь

Или общение с клиентом. Я пишу про feedback в этой статье, потому что он может положительно повлиять на цену на занятие, так как позволяет узнать что-то новое про себя и свои услуги. «Как вы узнали обо мне?», «Почему выбрали?», «Что хотите видеть на занятиях?»  «Что думаете об уроках?» «На что следует обратить больше внимания?»

И, если от вас уходят, обязательно: «Что Вас не устроило?» Если Вы не поняли, почему ушел клиент, то остались в минусе, и не только из-за потери денег — ведь вы не узнаете, что делаете не так.

Я расставалась с клиентами по их инициативе 4 раза по таким причинам:

«Неумение работать с подростками» (Было на первой работе, с диагнозом согласна — я сама тогда еще была в этом возрасте и было сложно работать с такими же, как я).

«На наших занятиях мы занимались не тем, что мне нужно». Да, девушке нужен был survival, а я начала коммуникативный курс.

«Мне бы игры, песенки, фильмы, а не грамматику и лексику.» Думала, что смогу изменить отношение к изучению английского и показать, что с одними играми недалеко уедешь. Се ля ви, не смогла.

И один раз ученица ушла на каникулы, а осенью не вернулась. Надо, наверно, было узнать — почему, но мне не захотелось. Ставка была невысокая для занятий по выходным, да и с этим возрастом (8 лет) не люблю работать.

Знакомые и родственники

Просто не могла про них не написать, ведь эта категория тоже влияет на наш доход и не всегда в лучшую сторону. Я не фанат таких учеников, потому что не могу взять их по нормальной цене, чувствую себя обязанной сделать скидку. И некоторые считают, что личное знакомство дает определенные привилегии.

Поясню свою неприязнь. В прошлом году маникюрша попросила подтянуть ее дочь. Я им сделала скидку (при том, что мне ее не сделали), поставила удобное время — в результате девушка некоторые занятия пропускала без предварительного звонка, а через некоторое время смотрела на меня как на личного врага, потому что английский,как оказалось, навязала ей мама. Вот не знай я их, отказалась бы или перевела на предоплату. А так мы расстались в середине учебного года, и окно в расписании я уже закрыть не смогла.

С тех пор стараюсь относиться к знакомым, как к обычным ученикам и не делать поблажек. И с родственников за занятия деньги беру, потому что верю, что любой труд должен быть оплачен — деньгами или борзыми щенками — на ваш вкус.

Вместо заключения

Я постаралась описать все волнующие меня аспекты оплаты труда. Уверена, что и вам есть что сказать на этот счет. Делитесь своими мнениями и историями в комментариях!

Всем удачного начала учебного года!