Языковая школа. Взгляд учителя.

Часто слышу вопрос — я хочу выучить английский, но не знаю, где эффективнее — с репетитором или в языковой школе?

Поработав в трех языковых школах и пройдя финальное собеседование еще в трех, куда не пошла работать по разным причинам, думаю, что смогу ответить на этот вопрос.

Как привлечь клиента?

Хотите вы выучить язык, находите ближайший языковой центр и заходите на его сайт. Кроме картинки с улыбающимися учениками, у которых все так здорово, что аж тошно смотреть, на глаза вам попадутся завлекающие слоганы:

  1. «Английский — это просто!» Хором поют нам маркетологи. А некоторые еще и кормят обещаниями: «Весь английский за 3 месяца! Автор курсов смог, и вы сможете!» Для меня это пахнет разбоем на большой дороге.
  2. Английский — это весело! Поэтому на уроках играют, смотрят видео, поют песни, чтобы вам не стало скучно и вы не отнесли деньги в другое место. Половина взрослых, которые приходят ко мне, этого и ждут. Что я буду плясать и бить в бубен, а язык сам по ходу выучится.
  3. Мы не заучиваем правила! И грамматику проходим вскользь, без дополнительных упражнений, пособий и перевода с русского на английский, только если методист центра не думает по-другому. Потому что это сложно, а мы с вами же уже знаем, что английский — это легко!
  4. Без зубрежки слов! «Мы владеем секретной методикой КГБ (МИДа, ФСБ, Тимура и его команды)», — просто улыбает, я работала в ФСБ, может тоже начать зазывать учеников секретной методикой?)) И я не знаю, как без заучивания обойтись, честно. Презентация — зубрежка — отработка — употребление в речи. Это вам не Рио-де-Жанейро.
  5. Только у нас! Почти ВСЕ языковые школы работают по коммуникативной методике, и все, в которых я была, работали по одинаковому принципу. Отличаются только материалы.
  6. У тебя получается говорить по-английски! Ученики же должны уйти с занятия с чувством, что все получается, чтобы им хотелось ходить еще и еще?! Вот и хвалим их, пусть радуются. А в некоторых школах дают еще и учебник уровнем выше, чем фактический. Но он будет легким (вроде New English File, где нет упора на грамматику, чтобы тебе не казалось, что Upper-Intermediate — не твой реальный уровень). Кто молодец? Ты молодец!
  7. Мы работаем без домашнего задания! К сожалению, и такое встречается. От таких советую бежать не оглядываясь. No pain, no gain.
  8. Если у вас не получится, мы вернем вам деньги! Здесь вы улыбнетесь, но и на это клюют. Только вот в ответном письме на просьбу вернуть деньги, скорее всего, напишут: «Вы неправильно следовали указаниям нашей методики, поэтому у Вас ничего не получилось». И ваши деньги уже потратили на рекламную компанию.
  9. Скидка n% только до dd/mm. Ну не смешите, какая там скидка?! Вы знаете, сколько стоит весь курс? Эта цена не будет отличаться при оплате от той, которая написана на сайте? Кто-то работает себе в убыток? Посчитайте доход от группы в 6 человек (средняя наполняемость группы) в месяц, вычтите аренду, оплату преподавателю и расходы на ремонт/канцтовары. Не осталось денег? Тогда и правда, работают в убыток.

Но не везде в языковых школах так. Все зависит от совести директора, методиста и преподавателя, который с вами работает. Мне работать в языковых школах нравилось, кроме тех минусов, про которые ниже. В них можно повышать мастерство, обмениваться опытом с коллегами, пользоваться кучей пособий и наглядными материалами. Ну и занятия в группе проводить интереснее, чем индивидуальные, много чего можно с учениками поделать.

Так где же лучше учить язык?

В группе или с репетитором?

http://4languagetutors.ru/wp-content/uploads/2016/04/1040876026.jpg

Смотря какие цели вы преследуете.

На индивидуальных занятиях прогресс будет идти быстрее, обращают внимание именно на ваши слабые стороны, но и заниматься придется больше. И к всякого рода экзаменам гораздо эффективнее готовиться в индивидуальном порядке.К репетитору в основном идут на основе отзывов и, если работа не складывается, его меняют (или забрасывают занятия языком).

А на языковых курсах преподаватель — это «кот в мешке». Мне в языковых школах дописывали опыт работы (по профилю и именно в этой школе), семинары и курсы повышения квалификации, которые я прошла. Так как работа на таких курсах «не торт» по нижеописанным причинам, идут туда зачастую без опыта, чтобы поднакопить багаж для репетиторства и потом уйти в частную практику. Но если вам повезло, в группе сможете почувствовать себя «своим», «разговориться», следить за своими успехами (или неудачами) на фоне остальных учеников. Но и ошибки от них тоже будете перенимать.

Кстати, недавно увидела «Вконтакте» рекламу занятий английского языка по скайпу, прикинулась домохозяйкой, которая хочет выучить английский, прошла пробный урок и попросила прислать дипломы трех преподавателей, которые мне понравились. У двух русских были дипломы психолога и учителя русского языка и литературы, а у носителя языка — только сертификат об окончании месячных курсов «English Language Teaching», без всякого намека на диплом.

Еще одна фишка языковых школ — уроки с «носителем языка«. Заниматься с таким частно стоит в два раза дороже, чем с русским репетитором. А в школах цена одинаковая. Круто, мой учитель — иностранец! Постойте, вы уверены, что он вообще учитель? Моя коллега работала в международном центре, и там преподавал фермер из Бразилии. Нередко я слышу от своих учеников, что они уже учились у «native speaker», и толку от этих занятий было как от недойной коровы молока.

Поправлюсь — я не против носителей языка. Только по рекомендации, и лучше — начиная с твердого уровня intermediate, чтобы понять правила, которые он будет вам рассказывать на английском.

Как привлечь учителя?

Педагогов на работу в языковой центр привлечь не сложно — сейчас выпускается очень много учителей иностранного языка, а в школах и университетах платят непривлекательные зарплаты, поэтому делать для этого особо ничего и не надо.

Но, проработав некоторое время, становятся очевидны и минусы:

  • неофициальное трудоустройство. Даже самые раскрученные языковые центры работают «вчерную»;
  • отсутствие больничных и отпускных;
  • неудобный график (раннее утро или поздний вечер);
  • низкая почасовая оплата (обычно платят в 2 раза меньше, чем за частный урок);
  • неоплачиваемые семинары, собрания и праздники, которые вы проводите. И всякая непрофильная работа. В одной школе с международным именем я клеила коробки и помогала убирать аудитории. Целую неделю, пока не надоело.
  • клиент всегда прав. Вы отчитываетесь за каждого ученика, который ушел из группы. Если на вас жалуются, группу могут забрать (со мной тоже такое было). А могут и из зарплаты вычесть;
  • родители. Сейчас учитель уже не такой авторитет как раньше, и многие родители искренне полагают, что в обычной школе их чаду должны уделять максимум внимания, а уж за деньги прям лично все разжевывать и в рот класть, целуя в попу;
  • предпочтение при трудоустройстве всегда отдается молодым и внешне привлекательным учителям.

Вместо заключения хочу отметить, что не все частные школы — однозначное зло, которое надо обходить. Репетиторы тоже не всегда смогут решить ваши языковые проблемы, даже «раскрученные» и с кучей положительных отзывов.

Всем успехов в изучении и преподавании языка!