Устная часть ЕГЭ. Задание 4

Приближается ЕГЭ, и совесть мне подсказывает, что пора бы уже закончить цикл статей про разделы этого экзамена.

Сегодня расскажу вам про 4 задание устной части экзамена.

Здесь мы видим 2 фото, которые нужно описать и сравнить по заданным критериям. Вот пример задания из демоверсии 2019 года:

На подготовку даётся 1.5 минуты, на ответ 2 минуты. Максимум за это задание можно получить 7 баллов.

Это задание высокого уровня сложности, рассчитанное на обучающихся, приближающих к пороговому продвинутом уровню (В2). Из-за этого требования к ответу на задание 4 значительно выше, чем требования к ответам на задания 1–3 как в плане содержания, так и в плане языкового оформления высказывания.

Критерии оценивания

Критерии оценивания этого задания те же, что и в задании 3 устной части ЕГЭ:

Обратите внимание на важное примечание в конце таблицы. Если вы не раскрываете 3+ аспекта содержания, все задание оценивается в 0 баллов.

На всякий случай прикреплю памятку, который пользуется эксперт при проверке этого задания (взяла с ФИПИ):

Ей можно пользоваться при проверке ответа ученика на уроке. Или – еще круче – можно записывать ученика на диктофон и давать самому себя оценивать. В начале тренировки этого задания можно еще слушать записи с ФИПИ и оценивать ответы с экзаменов прошлых лет (только тут есть небольшой минус – аудио прошлых лет найти можно, а вот картинки, которые там описывают – нет).

Еще что важно знать об этом задании:

  • если в монологе есть повторы в ответах на пункты плана, то это всегда ошибка. Если это повтор идей, то снижается оценка по критерию «Решение коммуникативной задачи»; если это повтор лексики или однообразие грамматических структур, то снижается оценка по критерию «Языковое оформление текста» (Честно, даже я на это раньше не обращала особого внимания, и была неправа. Загляните в комментарии, там мы этот пункт обсуждаем с Александром)
  • в четвертом пункте плана могут использоваться разные формулировки: you prefer, you’d prefer, you preferred as a child и т.п. Для выполнения коммуникативной задачи участник экзамена должен использовать ту же глагольную форму, которая дана в плане. Если вы говорите “I’d prefer” вместо “I prefer”, это означает, что вы не поняли коммуникативной задачи, и аспект считается нераскрытым;
  • если дается только 1 различие/общее в картинках оценка не снижается.

Подготовка

Рассказываем ученикам общую информацию о задании, критерии оценивания и о том, что нужно обязательно проговорить все эти пункты в своем ответе:

  1. give a brief description of the photos (action, location)
  2. say what the pictures have in common
  3. say in what way the pictures are different
  4. say which bla-bla-bla you prefer
  5. explain why

Я бы советовала при ответе на этот вопрос придерживаться правила “трех двоек”. Дайте 2 сходства при ответе на пункт номер 2, два различия в пункте номер 3 и два повода, почему вы выбрали эту картинку, в пункте номер 5. Эта схема позволит ученику набрать достаточное количество предложений для ответа на это задание. Если будете давать больше сходств или различий, то рискуете не уложиться во время. Если меньше – ваш ответ будет недостаточно развернутым.

Как и в задании 3, в плане ничего не написано про вступление и заключение, которые обязательно сделать. Без них вам снимут балл за “решение коммуникативной задачи”. Итого, наша схема должна выглядеть вот так:

  1. introduction
  2. give a brief description of the photos (action, location)
  3. say what the pictures have in common (2 reasons)
  4. say in what way the pictures are different (2 reasons)
  5. say which bla-bla-bla you prefer/ you’d prefer/ you preferred as a child
  6. explain why (2 reasons)
  7. conclusion

При ответе на пункт 1 нужно не забыть, что мы описываем действие и место и для первой, и для второй картинки.

Прошу обратить особое внимание на пункт #4 плана высказывания. Я написала в нём bla-bla-bla, потому что под каждым сетом картинок содержание этого пункта отличается. Вот в нашем примере из демоверсии 2019 года написано: “which of the ways of watching films you prefer”. ОБЯЗАТЕЛЬНО говорить именно эту фразу в пункте четвёртом. То есть, если вы в четвертом пункте скажете “I prefer photo number 1” или даже “I‘d prefer the way of watching films …” – это будет ошибкой. Надо: “I prefer the way of watching films presented in the 1st picture”.

Для упрощения жизни учеников даю своим зайчикам вот такой “скелет” ответа:

I’d like to compare and contrast these two pictures.

1) If we look at the first picture, we can see … . In the second picture there is/are … .

2) As for the similarities between the two pictures, firstly they demonstrate … . Both pictures show us … .

3) As for the differences between these two photos, in the first picture we can see … . The second picture shows us … . Another important difference is … .

4) I personally prefer/ I’d personally prefer/ I preferred as a child (вариант ответа зависит напрямую от формулировки, данной в самом задании) … .

5) I’ve made such a choice because …

That’s all I wanted to say.

При ответе на это задание нам нужно сказать 12-15 фраз. В моём скелете ответа уже заложено 12. Обговаривая все необходимые пункты, вы легко наберет 12+ предложений. Главное при выполнении этого задания – уложиться в эти две минуты. Как вы помните, после истечения двух минут, запись ответа прекращается.

Пример

А теперь, используя мою схему, сравним эти две картинки:

I’d like to compare and contrast these two pictures.

1) If we look at the first picture, we can see people sitting at the cinema. In the second picture there is a couple watching TV at home.

2) As for the similarities between these two pictures, firstly they demonstrate ways of spending free time. Also both pictures show us people.

3) As for the differences between these two photos, in the first picture we can see people in the cinema. The second picture shows us a family at home. Another important difference is that there are many people in the first picture, while there are only two in the second one.

4) I personally prefer the way of watching films presented in the first picture. When I have some spare time, I always go to the cinema.

5) I’ve made such a choice because watching films at the cinema creates a special atmosphere which you can’t enjoy when you see a film at home. Also I am fond of eating popcorn and drinking coke which I usually buy before the film.

That’s all I wanted to say.

(17 фраз)

Вы можете на экзамене говорить с использованием сложных грамматических структур и лексики, а можете говорить незаковыристо. Если вы соблюли все критерии и не сделали ошибок, оба ответа будут оценены на максимальный балл.

Ошибки

Теперь про основные “ляпы” учеников в этом задании.

В содержании:

  • Забывают вступление и заключение
  • Не упоминают action и location отдельно для двух фото
  • Говорят не 2 сходства/различия/причины, почему выбрали именно это фото, а одно (согласно методичке ФИПИ, можно назвать что-то 1 сходство, но тогда вы рискуете недобрать фразы)
  • Повторяют идеи в разных пунктах и грамматические структуры с лексикой
  • говорят не ту фразу, что написана в пункте 4 вопроса, а “I prefer picture #1/2”
  • Не укладываются во время и ученикам минусуют пункты, которые остались за пределами 2 минут

Последний пункт – прям типичное слабое место всех ЕГЭшников. Они очень долго не могут придумать сходства и различия и в результате теряют время на записи ответа. Чтобы этого избежать, на первом этапе тренировки придерживаемся такого алгоритма подготовки: -> brainstorm карточки – прописываем ответ на это задание -> отчитываем -> заучиваем -> тренируемся с диктофоном. Если не получилось уложиться в 2 минуты, повторяем тренировку с диктофоном, пока не натренируем намертво.

Когда ученики запомнили схему ответа, уже ничего не записываем, тренируемся вживую на уроках. Если проблема повторяется, “долбим” проблемное задание, пока не получится уместить свой красивый ответ в эти ненавистные уже 2 минуты.

Некоторые репетиторы говорят, что начинают тренировать устную часть за 2 месяца до экзамена, чтобы не тратить на неё время в течение года – она ж итак легкая. Я так не делаю, даже с учениками, с которыми занимаюсь больше, чем 9 месяцев до ЕГЭ. В моей практике надо хотя бы начинать её тренировать за полгода, пусть не очень усиленно, но нужно. Подкреплю примером. В этом году готовлю к ЕГЭ девочку, с которой занимаюсь уже 4-ый год. В 2018 она сдала ОГЭ по английскому, в этом году экстернатом заканчивает 11 класс и сдает ЕГЭ. Устную часть мы тренируем с октября, и она ни разу её еще не сделала на максимум.

В грамматике:

  • Используют Present Simple при описании того, что видят на фотографии – The girl eats popcorn
  • Ставят неправильный предлог в словосочетании “in the picture/ photo” – there’s a family on/at the picture/ photo
  • Забывают артикли – “there is boy in the photo” или ставят неправильные. Например, первый раз сказали про этого мальчика “a boy”, и продолжают про него говорить с неопределенным артиклем, хотя второй раз нужно говорить “the boy”
  • Забывают окончание -s – “the photo show us people in the cinema”, или ставят его туда, где не нужно – “both pictures shows us …”

Нужно замечать, какие ошибки у ученика любимые и заставлять его контролировать себя. Можно задавать ему на дом сравнивать картинки, записывать себя на микрофон, слушать и отслеживать ошибки. Ну и вместе разбирать их на уроке.

На мой взгляд, задание совсем несложное, нужно просто выучить план ответа и хорошо его оттренировать.

Еще не забываем, что на экзамене вместе с учеником начнут сразу говорить еще несколько человек, которые сидят в компьютерном классе. Поэтому на занятиях полезно включать радио, или телевизор, когда ученик делает устную часть. Помогает справляться с звуковыми помехами на экзамене.

Для подготовки к устной части ЕГЭ по английскому я, как всегда, рекомендую задания с сайта ФИПИ, а также следующие книги:

   

И еще раз прошу вас обратить внимание на то, что во всех этих книгах даны неточности в описании правильного выполнения этого задания, даже у Вербицкой. Самая точно информация – только на сайте ФИПИ.

P.S. Про разделы и стратегии выполнения заданий ЕГЭ можно почитать:
Аудирование или задания 1 — 9
Чтение или задания 10 — 18
Грамматика или задания 19 — 25
Словообразование или задания 26 — 31
Лексика или задания 32-38
Личное письмо или задание 39
Эссе или задание 40
Устная часть. Задание 1
Устная часть. Задание 2
Устная часть. Задание 3

Обзоры учебников и советы по подготовке к экзамену:
Как начать готовить к ЕГЭ
Учебники для подготовки к письменной части. Обзор
Учебники для подготовки к устной части. Обзор
Все учебники для подготовки к ЕГЭ. Видеообзор
Effective Speaking. Обзор

Примеры экзаменационных сочинений с разбором рекомендую в статье про итоги ЕГЭ-2016.

Ознакомиться с содержанием Плана подготовки к ЕГЭ.

Устная часть ЕГЭ. Задание 4

20 комментариев для “Устная часть ЕГЭ. Задание 4

  1. Ирина, подскажите, а где написано, что студенты должны дать непременно 2 сходства или отличия?

    1. Ирина, этого нигде не написано. Просто если давать по 1 сходству и различию, то мы не уложимся в нужное количество предложений и ответ будет признан недостаточно развернутым. Если дадим 3+, то не уложимся во время. Поэтому при подготовке к этому заданию советуют придерживаться этой схемы 2-2-2.
      (Кстати, спасибо за указание на это, сейчас добавлю это объяснение в статью)

  2. Ирина, спасибо за статью! Хочу поделиться опытом. Там где Вы говорите про 4й пункт плана, и утверждаете, что можно его брать как автосходство – ошибка. Я проверял именно эту гипотезу на апрельском досроке и мне сняли балл за К1

    1. Добрый день!
      Ваш комментарий меня смутил, потому что я делала точно также на апрельском ЕГЭ и у меня максимум за все задание. И учеников своих учу также, и никогда им не снимали баллы за 4 задание.
      Посоветовалась с экспертом ЕГЭ, она тоже не увидела в этом ничего криминального.

      Возвращаясь к нашим картинкам – а какие тогда сходства вы бы в них выделили?

      1. В данном случае более очевидно, чем в варианте который был на пробнике. Смотрят кино? Окей. Я бы сказал, что они должно быть (must be) пара, вместо ‘способа просмотра’. Что касаемо моего кейса, то там была семья на берегу озера и девушка с ребенком, которые читали книжку. Концепт был ‘как проводить свободное время’. Конечно, я его выделил сходством. Второе – на обеих фото есть как взрослые, так и дети. Остальное по схеме 2-2-2, но все равно забрали балл.

        К тому же в банке заданий есть варианты, где в 4м пункте плана просто указано ‘which concept’ и тогда Ваша логика тоже здесь не сработает.

        1. Спасибо за ответ, тогда я удалю пока этот пункт у себя из статьи, пока не проясню эту ситуацию. Посоветуюсь с другими экспертами. (Кстати, заглянула сейчас в книгу Effective Speaking Вербицкой, там она даёт пример задания, где делает точно также – во 2 пункте говорит то, что написано в 4-м)
          В картинках, которые вам попались на экзамене, можно было еще какое-то сходство найти, кроме того, что и там, и там взрослые и дети?
          Фразу “which concept” в этом задании еще не видела ни разу, в каком банке заданий вы её нашли?
          PS У меня на экзамене были картинки с учителем в классе и рабочим на стройке. В пункте 4 было написано “which profession you prefer”, и я на второй пункт сказала, что in both photos we see people of different professions. Another similarity is that they are both explaining something. Балл мне не сняли.

          1. Хм, тогда пожалуй правда ваша. Я бы очень хотел, чтобы этот пункт работал, ведь это значительно облегчит задачу. Тогда допускаю, что я отклонился в аргументации по предпочтениям.

            Касаемо второго сходства я честно так ничего и не изобрел. Их было разное количество, по разному одеты. Одни смотреть в камеру, другие – нет. Пол тоже разный. Разве что сказать, что они должно быть родственники.

            Спасибо за Ваше мнение! Буду внимательно следить за вашим блогом и нашим обсуждением 🙂

            1. Александр, добрый день! Сегодня перечитывала методичку с ФИПИ и обратила внимание на следующую информацию:
              “Если в монологе есть повторы в ответах на пункты плана в задании 4, то нужно понять, какого они характера. Если это повтор идей, то снижается оценка по критерию «Решение коммуникативной задачи»; если это повтор лексики или однообразие грамматических структур, то снижается оценка по критерию «Языковое оформление текста»”
              То есть, вы правы – нельзя говорить более чем в 1 пункте “ways of watching a film”, нужно выбрать другую идею и перефразировать эту структуру.
              Обратите внимание – переписала слегка пример сравнения двух картинок, чтобы идеи и структуры не повторялись.
              Еще раз спасибо за ваш комментарий! Если бы не он, я бы не увидела своей ошибки!

              1. Спасибо за ваше исследование! Я слежу за вашим Инстаграм аккаунтом, там как раз вы подробно раскрываете этот вопрос

  3. Ирина, а в чем преимущества использования сайта ФИПИ перед РЕШУ ЕГЭ? В последнем ведь все те же тексты, только все удобнее организовано, или нет?

  4. Добрый день! Хорошая статья, но можно дополнить. В 4-м пунтке плана могут быть три формулировки:
    1) you’d prefer
    2) you preferred as a child
    3) you prefer

    соответсвенно ответы на них будут звучать по-разному

    1. Спасибо за напоминание, забыла включить эту информацию в статью, сейчас допишу!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я принимаю условия пользовательского соглашения и согласен на обработку персональных данных

Пролистать наверх

Подписка на блог
Не пропустите новые посты!