Перейти к содержимому

ЕГЭ 2016 по английскому. Итоги

Уважаемые коллеги!

Сегодня хочу поделиться с Вами результатами ЕГЭ по английскому языку своих учениц и этой совой! Почему совой? Именно так мне видятся мои подопечные во время экзаменов.

А заодно расскажу их “историю болезни” – с чего все начиналось и к чему мы пришли, включая анализ ошибок, сделанных на экзамене. Надеюсь, мой опыт поможет Вам в подготовке!

Все использованные в моих статьях сочинения приводятся с согласия авторов

В этом году ЕГЭ по английскому языку у меня сдавали две девушки – Анастасия и Ирина.

Анастасия

Анастасия пришла ко мне за полтора года до экзамена с уверенным уровнем Intermediate. Занималась с репетиторами по английскому языку с начальной школы, а ко мне обратилась, потому что не чувствовала прогресса в занятиях с предыдущим преподавателем.

Анастасия меня радовала легкостью восприятия языка, быстрым запоминаем новых структур и слов, но расстраивала ошибками уровня Elementary. Причем ладно бы они были fossilized, то есть постоянными. Но эти самые ошибки вели себя как на курорте – появлялись один раз и пропадали бесследно…

Пробный вариант ученица написала примерно на 75 баллов, отлично для человека незнакомого с форматом экзамена. Поэтому целью подготовки было научить девушку, как втиснуть ее хороший английский в формат экзамена.

А через год занятий Анастасия поменяла решение о выборе ВУЗа и сказала, что теперь ей нужен ЕГЭ по литературе, а не по английскому. Но все равно решили сдать экзамен, раз столько сил уже положено.

Последние, предэкзаменационные пробники Анастасия писала примерно на 90 баллов, и это был тот результат, который мы ждали на экзамене.

Перед экзаменом, по ее словам, совсем не волновалась и была уверена в своих ответах. Но, получив результаты, обе были разочарованы – 78 баллов!

Таблица наглядно показывает, как ученица писала пробники и что получилось на экзамене. В столбиках указано минус сколько баллов ученица получила.

ПробникиРезультат
Аудирование– 1 – 3– 2 (все ошибки во 2-ом задании)
Чтение 0 – 3– 6 (сложный текст в 3 задании)
Грамматика&
Лексика
– 2 – 3– 8 (перепутан актив с пассивом, настоящее с прошедшим, прилагательное с глаголом, наречие с прилагательным)
Письмо 0 – 10
Эссе– 1 – 3– 5 (по 1 баллу снято за каждый пункт)
Устная часть0 – 2– 1 (неправильно задан вопрос во 2 задании)

Особенно обидно за грамматику с лексикой и эссе. Давайте посмотрим на ошибки в эссе согласно критериям оценки ЕГЭ по английскому языку:

Настя, эссе

Тема Московской области этого года: “The best holidays and festivals are those with specific traditions for celebrating”. Да, заковыристая. Мне было бы интересно посмотреть, как бы ее описал на 14 баллов выдумавший ее человек, особенно волнует решение коммуникативной задачи – никто из моих учениц не получил максимум за этот пункт.

За решение коммуникативной задачи (КЗ) у Анастасии 2 балла из 3. Это значит: “неко­то­рые ас­пек­ты, ука­зан­ные в за­да­нии, рас­крыты не пол­но­стью; име­ют­ся от­дель­ные на­ру­ше­ния сти­ле­во­го оформ­ле­ния речи”. Так как со стилем все в порядке (нет сокращений и неформальной лексики), нераскрыт какой-то аспект.

На мой взгляд, Анастасия исказила тему. Во вступлении мы видим противопоставление “old traditions – specific traditions”, что не совсем верно. Скорее должно звучать так: “no particular traditions – specific traditions”, например 8-е марта/23 февраля – Хэллоуин/Новый год. Это неверное противопоставление повторяется во всем эссе, из-за этого снят балл.

За организацию текста (ОТ) имеем 2 балла из 3: “вы­ска­зы­ва­ние в ос­нов­ном ло­гич­но, име­ют­ся от­дель­ные от­кло­не­ния от плана в струк­ту­ре вы­ска­зы­ва­ния; име­ют­ся от­дель­ные не­до­стат­ки при ис­поль­зо­ва­нии средств ло­ги­че­ской связи; име­ют­ся от­дель­ные не­до­стат­ки при де­ле­нии тек­ста на аб­за­цы”. Недостатков при использовании средств связи я не заметила, деление на абзацы правильное, значит имеем дело с нарушением логики высказывания.

Во 2-м параграфе, где указано мнение ученика, первый и второй аргумент похожи – 1) старые традиции скучные; 2) они не могут удивить туристов.

В 3-ем параграфе, где нужно выразить противоположную точку зрения, мы читаем о старых традициях стран, которые показывают древнюю культуру страны. Контраргумент в 4-м абзаце утверждает, что в таких странах туристам будет интереснее поучаствовать именно в специфических празднованиях, чтобы понять уникальность страны. Нелогично, ведь древние традиции также отличают одну страну от другой.

Здесь могли поставить минус еще вот за эту связку во 2-ом абзаце: “Personally, in my opinion, …” Хотя я лично в ней криминала не вижу.

За лексику снят 1 балл. “Ис­поль­зу­е­мый сло­вар­ный запас со­от­вет­ству­ет по­став­лен­ной ком­му­ни­ка­тив­ной за­да­че, од­на­ко встре­ча­ют­ся от­дель­ные не­точ­но­сти в упо­треб­ле­нии слов (2—3 слова), либо сло­вар­ный запас огра­ни­чен, но лек­си­ка ис­поль­зо­ва­на пра­виль­но”. Я не знаю, где в этой теме со словарным запасом можно было развернуться, поэтому, вероятно, баллы снимали за неправильное употребление лексики:

celebrate with old traditions/ … are celebrated by old traditions … 1,2 параграфы our world does not stand on one place, 5 параграф

На грамматике тоже минус 1 балл – “име­ет­ся ряд оши­бок, не за­труд­ня­ю­щих по­ни­ма­ния тек­ста (не более 4)”.

the old traditions, 2 параграф (нет уточнения, какие именно)

… are popular with tourists who want to visit a country again and again, 2 параграф (там про определенную страну)

tradition make any country is different …, 4 параграф

… the best holidays and festivals are not those which are celebrated ordinary …, 5 параграф (не та часть речи)

За орфографию и пунктуацию также сняли балл. “Име­ет­ся ряд ор­фо­гра­фи­че­ских оши­бок или/и пунк­ту­а­ци­он­ных оши­бок, в том числе те, ко­то­рые не­зна­чи­тель­но за­труд­ня­ют по­ни­ма­ние теста (не более 4)”.

Орфография: “they long to try something knew“, 2 параграф

Пунктуация:

The others have an opposite opinion …__ and I can understand this point of view, 1 параграф (сложносочиненные предложение без запятой перед союзом)

… they sing their national songs, do not dance as usual, but make cool tricks … 2 параграф (однородные члены, не нужна запятая)

As a result, events, which make people surprised… , are the best, 4 параграф (придаточное определительное, не выделяется запятыми)

… events, which are celebrated by specific traditions, 4 параграф (придаточное определительное, не выделяется запятыми)

Вот такое получилось сочинение и его разбор. Если Вы не согласны со мной в оценке эссе или в чем-то еще, пишите в комментариях!

Ирина

Теперь расскажу про Ирину. С ней мы занимались ровно год до экзамена, пришла она ко мне также от другого репетитора, от занятий с которым не видела пользы. До этого с преподавателями языком не занималась, ЕГЭ по английскому был нужен для поступления в ВУЗ. Уровень языка – начало Intermediate, пробник написала на 67 баллов. Постоянно всплывали пробелы в элементарном, вроде: Are there a vegetarian menu? Но в отличие от Анастасии, ошибки эти были уже отложившиеся на подкорке.

В течение года мы практически не трогали лексику, запаса которой хватало для написания сочинения, а подтягивали грамматику и корпели над форматом экзамена. Большой вклад в подготовку внесла школьная учительница, эксперт ЕГЭ, она делилась материалами для подготовки и подсказывала моменты, которые я не знала. Огромное ей за это спасибо!

Перед самим ЕГЭ пробники показывали 85 баллов, так Ирина и сдала – на ожидаемые 85 баллов. Особенно меня порадовало эссе с непростой темой, которую она сумела описать и говорение без ошибок.

Сравнительная таблица:

ПробникиРезультат
Аудирование– 3 – 4– 3 (все ошибки во 2-ом задании”true/false/not stated”, очевидно, оно было и правда сложным, раз у обеих девушек ошибки только в нем)
Чтение– 3 – 6– 5 (большинство ляпов в 3 задании с множественным выбором, значит текст был сложный)
Грамматика&
Лексика
– 3 – 6– 5
Письмо– 0 – 20
Эссе– 1 – 4– 2 (по баллу за КЗ и грамматику)
Устная часть0 – 20

Давайте также разберем ее эссе в соответствии с критериями:

Ирина, эссеВ этой работе по 1 баллу потеряно на КЗ и грамматике. Обращу внимание только на них, ошибки по остальным параметрам, не повлиявшие на потерю баллов, трогать не буду.

Итак, КЗ. Лично для меня тема раскрыта, единственное место, где я не вижу логики в привидении примера к своем утверждению – 3-ий параграф с контраргументом: “They consider that unusual celebrations can be dangerous because people do not know what they should do there”. Для меня слово dangerous не расшифровывается как “people do not know what they should do there”.

Грамматика, нашла 4 ошибки:

… because ___ unusual way of spending your free time …, 2 параграф (нет артикля)

Moreover, you can go with your friend which was there earlier …, 4 параграф (which вместо who, was вместо has been)

In conclusion, I would state that specific festivals are __ very exciting way of spending your free time, 5 параграф (нет артикля).

Итоги

Какие я для себя сделала выводы?

С Анастасией я не проработала психологию сдачи ЕГЭ – надо было перед экзаменом много раз повторить, что она должна не расслабляться и быть внимательной, чтобы не наляпать ошибок. Возможно, именно ее уверенность в своих силах и подвела.

Это пример того, что человек с хорошим знанием языка (к концу наших занятий у Анастасии был уверенный Upper-Intermediate) не всегда может подстроить его под формат экзамена. И ЕГЭ – лотерея, в этом году с непредсказуемыми текстами, иногда выше требуемого уровня, и заковыристой темой сочинения.

С Ириной все логично, она написала на столько, сколько заслужила. Конечно, я бы хотела, чтобы она получила около 90, но учитывая сложное аудирование (2 задание), чтение (3 задание) и тему эссе, могло быть и хуже. Так что тут мы остались довольны.

Здесь я сделала вывод, что уровень Intermediate достаточен для успешной сдачи экзамена, главное освоить формат и стратегии решения заданий, где не хватает знаний для полного понимания текста.

На этом моя рефлексия над проделанной работой подходит к концу. Будет здорово, если и Вы поделитесь результатами ЕГЭ 2016!

Всем хорошего отдыха!

21 комментарий для “ЕГЭ 2016 по английскому. Итоги”

  1. Ирина,это прекрасные результаты!я за тебя рада!так держать! Особенно приятно,когда ребенок также рад результату и это вдвойне приятно репетитору:)

    1. Ирина, возможно. Я считаю, что мне повезло с этими двумя девушками – они были способные, и делали все домашнее задание, которое я им задавала.
      Мне кажется, до 85 баллов дойти можно при условии хороших “исходных данных”. А вот выше начинается лотерея, где все зависит от сложности текстов, настроения ученика, организации экзамена.

  2. Гордое обычно пенсионерское “Я даю знания, а не натаскиваю на экзамен!” не работает, совершенно согласна. Давать знания нужно все предыдущие годы, а год до экзамена должен быть формат экзамена.

  3. Ирина, только начала изучать Ваш блог. Возможно, ещё не дошла до темы. Мне было бы очень интересно и полезно почитать Ваши рекомендации по оформлению эссе. Как Вы подходите к этому вопросу, как тренируете ученика, на что обращаете внимание. Заранее большое спасибо!

  4. Ирина, доброго времени суток! В восхищении от вашего блога, читаю каждый день перед сном) я-репетитор уже порядка 20 лет, но вообще преподаватель на языковых курсах с 2007 года, г.Санкт-Петербург. За мою практику, у меня ученики на ЕГЭ выпуски 2014, 2018 года, ОГЭ соответственно 2012, 2016 года. До этого готовила к FCE, CAE, IELTS academic. Очень много черпаю от Вас нового, все написано в доступной, временами шутливой манере, очень понятно и интересно. В этом году моя девочка написала на 88 баллов, хотя мы рассчитывали на большее, получилось как с Вашей первой ученицей, не хватило натаскивания на сам формат экзамена. Уровень C1, мы прошли new english file advanced как последний учебник в разговорном плане, подкрепляя его егешными материалами. Итог: девочка на контракте в СПбГУ в межкультурной коммуникации, не хватает даже при таком достойном уровне подготовки, а я ее взяла аж в 7 классе на upper elementary и взяли учебник inspirations, и дошли до C1, взяв любимый горячо мной english file с pre intermediate до advanced! Бюджет весь заполонен регионами, Чечня, Дагестан, Крым и тд.. где с трудом говорят по русски зато у них самые высокие баллы!!! Это крик души, потому что я готовила 6 выпускников к ЕГЭ за последние года и баллы были от 76 до 94, и видя, кто поступает на бюджет, становится обидно за наших ребят, и видя, кто учится на контракте с девочками прекрасного уровня, и тут же учатся, неумеющие употреблять глагол to be. Этот экзамен списан с FCE, когда я еще давно по Gold certificate, fce pass key готовила к нему, эти части мы разбирали и проделывали, даже не могла предположить, что он будет взят за критерий оценивания знаний по языку в нас. Не раскрывает он языковой потенциал ученика! Каково Ваше мнение? И хочется услышать мнение насчет обязательности этого экзамена по иностранному языку, а не по выбору, как сейчас? За или против? Спасибо
    Блог буду читать, а так жду устные части 3 и 4 по егэ, разбор с картинками)

  5. Марина, как всегда – спасибо, что читаете!
    1) Статьи про устные части 3 и 4 ЕГЭ будут, но, скорее всего, после НГ. Пока планирую немного другой материал писать.
    2) Мой репетиторский опыт гораздо скромнее вашего, и я не знакома с форматом FCE, просто понимаю, что ЕГЭ списали, ну самим-то там уже что придумывать – все задания давно разработаны. Только с эссе они намудрили что-то прям уж очень сложное имхо.
    3) Насчет обязательности экзамена я пока не видела вообще никаких документов четких, то есть непонятно, когда именно эта обязательность вступит в силу. Моё мнение – не нужно его таковым делать, между обязательным экзаменом и реальным знанием английского мало общего.

    1. Спасибо большое за ответ! Абсолютно согласна с Вами, хотя в плане зароботка, возможно для преподавателей, это только к лучшему, но я тоже против обязательности его введения. Хотя вернутьс если в 1996 год моего выпуска, я бы наверняка, сдала его и была бы счастлива, что он обязателен) наша любовь с языком взаимна в течение 25 лет, я влюблена в английский и свою профессию! Очень бы хотела ознакомитьс с Вашими планами, огэ и егэ, если это возможно. Как это сделать? Оба приобрести.

      1. Марина, да, ЕГЭ проще, потому что не надо готовиться и к школьным экзаменам, и к ВУЗовским отдельно, как мы это делали в свое время. Но с другой стороны у некоторых ВУЗов еще есть свой вступительный экзамен, и вот это мне не сильно понятно … Вроде цель ЕГЭ была от них избавиться, но в то же время эту систему оставили. Это как с переходом на Болонскую систему обучения – вроде у нас теперь бакалавры и магистры, но и кандидатов и докторов никто не отменял … В общем, у России свой путь=)
        Насчет планов отвечу на почту.

Добавить комментарий

Необходим вход через сторонние сервисы для добавления комментариев.
Регистрируясь на сайте вы принимаете условия пользовательского соглашения и соглашаетесь на обработку персональных данных