Эссе на ЕГЭ. Задание 40

Запорожцы, которые на этой картине пишут письмо турецкому султану, и представить себе не могли, что их потомки в 21 веке будут испытывать не меньше трудностей при написании эссе по английскому языку для ЕГЭ.

Как обойти все  подводные камни и написать задание 40 на заветные 14 баллов – в моей статье!

Общая информация

Задание 40 на ЕГЭ по английскому является заданием повышенного уровня сложности и официально носит название “развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения (ваше мнение)”. Для краткости, нашей сестры, в статье буду называть этого зверя просто “эссе” или “сочинение”.

Вот как оно выглядит:

Comment on the following statement:
     Making a good salary is more important than job satisfaction.
What is your opinion? Do you agree with this statement?

Write 200-250 words.
Use the following plan:
—    make an introduction (state the problem)
—    express your personal opinion and give 2-3 reasons for your opinion
—    express an opposing opinion and give 1-2 reasons for this opposing opinion
—    explain why you don’t agree with the opposing opinion
—    make a conclusion restating your position

Эссе – задание вкусное, потому что может принести 14 баллов на экзамене. И если письмо (задание 39) рекомендую писать сразу на чистовик, чтобы сэкономить время, сочинение лучше распланировать и написать на черновик, а потом перенести в бланк ответов (скачать такой можно тут – blanki-ege).

Рекомендуемое время написания задания 40 на экзамене – 60 минут.

Update!

Из демоверсии ЕГЭ 2019 с сайта ФИПИ видно, что теперь ученик может выбрать любую из двух предложенных тем эссе!

Критерии оценки

Чтобы понять, как писать нужно, ознакомимся с критериями оценивания задания 40 с сайта ФИПИ.

Решение коммуникативной задачи

Как видите, по критерию “решение коммуникативной задачи” можно максимум получить 3 балла. Расшифрую за что их дают:

  • Эссе написано в соответствии с темой
  • Эссе написано по плану
  • В эссе достаточно слов
  • Стиль нейтральный

Ученики при написании сочинения могут заменять одну тему другой, раскрывать её не полно, забывать о каких-то элементах. Нужно четко следить, чтобы все элементы из темы встретились в работе. Например, в этой статье даю пример эссе на тему “Making a good salary is more important than job satisfaction“. Так вот, чтобы с неё “не сползти”, в работе должны быть отражены 2 её аспекта – “making a good salary” VS “job satisfaction”. И не забыть про сравнение – more important. Если что-то из этих элементов будет упущено, вам будут минусовать аспекты содержания.

План написания сочинения заботливо дан в самом задании (см. выше):
– make an introduction (state the problem)
– express your personal opinion and give 2–3 reasons for your opinion
– express an opposing opinion and give 1–2 reasons for this opposing opinion
– explain why you don’t agree with the opposing opinion
– make a conclusion restating your position

Количество слов, необходимое для получения максимального балла, также указано – “Write 200-250 words”. Допустимо отклонение от заданного объема на 10%. То есть, можно написать от 180 до 275 слов. Achtung! Внимание! Если напишите меньше 180 слов, эссе проверять не будут – эксперт поставит 0 за решение коммуникативной задачи, а 0 за этот пункт означает 0 за все задание. И довольный учитель проверяет на 1 сочинение меньше. А если ученик превысит порог в 275 слов, эксперт отчеркнет 250-е слово и дальше просто проверять не будет. То есть, если за 250 словами остались контраргументы или заключение, они просто не будут засчитаны и максимум за этот критерий вам не видать.

Про критерии подсчета слов. При определении соответствия объёма представленной работы вышеуказанным требованиям считаются все слова, с первого слова по последнее, включая вспомогательные глаголы, предлоги, артикли, частицы. При этом:
 числительные, выраженные цифрами, т.е. 1, 25, 2009, 126 204 и т.п., считаются как одно слово;
 числительные, выраженные цифрами, вместе с условным обозначением процентов, т.е. 25%, 100% и т.п., считаются как одно слово;
 числительные, выраженные словами, считаются как слова;
 сложные слова, такие как good-looking, well-bred, English-speaking, twenty-five, считаются как одно слово;
 сокращения, например USA, e-mail, TV, CD-rom, считаются как одно слово.

Нейтральный стиль соблюден, если в задании 40 нет сокращений (I’m sure/ doesn’t matter/ wasn’t stated) и разговорной лексики (it is stupid to think so/ this opinion sucks/ the people wearing such clothes are mad).

Еще при написании сочинения настойчиво советую избегать риторических вопросов (But have you ever wondered … ?), потому что мнение г-жи Вербицкой по поводу их использования непостоянно – один год их можно использовать, другой год –  нельзя. Также я бы не рекомендовала писать фразу, которая начинается с Let’s … . Она может быть расценена как разговорная. Better safe than sorry.

Еще одно замечание в пункте про коммуникативную задачу – про плагиат. Если более 30% ответа  совпадает с опубликованным источником, то выставляется 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи», и, соответственно, всё задание оценивается в 0 баллов. Так что заучивать отрывки из топиков смысла не имеет, придется думать самостоятельно.

Организация текста

Максимум по этому критерию – также 3 балла. Их можно получить если:

  • сочинение правильно разделено на абзацы
  • эссе логично и в нем есть средства логической связи

Понятно, что нужно писать столько абзацев, сколько есть в плане (пять абзацев!) и каждый должен передавать мыслю, соответствующую этому пункту плана.

Ниже подробнее о том, что нужно писать в этих пяти абзацах и какие средства логической связи в них использовать.

Вступление (параграф №1)

“Правильное” вступление состоит из 2-3 предложений и перефразирует заявленную тему, а также показывает на существование двух противоположных точек зрения по проблеме.

Возьмем тему из задания выше – Making a good salary is more important than job satisfaction.

Вступительный параграф, приведенный абзацем ниже, перефразирует тему (career choice is one of the most important decisions in our life; it is more essential to love what you do; whereas others focus on high salary while choosing a future profession) и указывает на существование разных точек зрения (Some people believe that …, whereas others prefer to focus on …).

It is common knowledge that career choice is one of the most important decisions in our life. Some people believe that it is more essential to love what you do, whereas others prefer to focus on a higher salary while choosing a future profession.

Для вступления я бы советовала использовать следующие средства логической связи:

  • Some people think/believe/consider that …, whereas other think/believe/consider that …
  • The problem / issue / question of… has always aroused heated / sharp disputes /debates / discussions / controversy
  • Our modern world is unthinkable / unimaginable / inconceivable without… However, there are plenty of people who believe that it is not necessary / doubt the necessity / importance / use / benefit / good of…
  • …gaining increasing popularity today, many still dispute / doubt / challenge / bring into question / cast doubt on its use for the society
  • It is often difficult to decide which position to take whenever there is a debate regarding a choice between… and…

Мнение автора (параграф №2)

В плане сочинения во втором абзаце ученику предлагается высказать свое мнение и привести 2-3 аргумента в его поддержку. Я бы остановилась на двух аргументах “за”, чтобы вписаться в требуемое количество слов. И аргументы “за” должны быть развернутыми – то есть, не просто говорим “думаю так”, а поясняем точку зрения.

Также советую бросаться доказывать не свою точку зрения, а отстаивать позицию, на которую сможете придумать больше аргументов. На этапе тренировки для планирования структуры эссе хорошо бы рисовать mind maps:

На экзамене такая штука тоже вполне пригодится. Помогает собрать мысли в кучу перед тем, как писать на черновик.

В теме про работу за идею или деньги мне проще было найти аргументы о превосходстве духовного над материальным:

In my opinion, a satisfying job is way more important than a good income. It fills life with positive emotions giving the energy to accomplish different tasks as we manage our daily routine. Another positive aspect of a fulfilling job is that your performance and, consequently, results are higher if you are keen on the task you are doing. 

Связки для выражения своего мнения:

  • I believe/ I consider that…/ I am convinced that …
  • I personally favour …
  • To my mind…/ In my opinion…/ It seems to me that…
  • I can’t but agree that…
  • I am against…/ I don’t approve of…/ I don’t support the idea of…/ I personally frown on…
  • It is said/ believed that…
  • It goes without saying that…

Связки для выражения аргументов:

  • Firstly/ first and foremost/ first of all …
  • A major benefit is that …
  • To begin/start with, it is important to emphasize that…
  • Furthermore/ Moreover/ What is more/ Besides, …
  • A further convincing argument is that …
  • Another (positive/ negative) aspect of …
  • Finally/ Lastly

Противоположная точка зрения (параграф №3)

В 3 абзаце нужно заявить, что есть и противоположная точка зрения и подкрепить ее аргументами. Их (аргументов) может быть 1 или 2. Рекомендую посчитать количество уже написанных слов и решить, сколько противоположных аргументов вы можете себе позволить написать, чтобы уложить в 250 слов. Помните, что от того, сколько вы напишите аргументов здесь, зависит то, сколько опровержений на них вам придется писать в 4 параграфе.

Вот что у меня получилось с противоположной точкой зрения (1 аргумент против).

There are people who have the opposing opinion, for them the material aspect plays a more important role than the enjoyment from what they do. They justify that position by claiming that the more money you have, the better life you can afford. In their viewpoint money equals opportunities – opportunities for better housing, education and entertainment.

Связки для выражения противоположного мнения.

  • However, not all people share my point of view. They say that …
  • They assume/ suppose…
  • They are in favour of…/ They approve of… / They favour…
  • There is another side to the issue/question of …
  • There are people who have the opposing opinion./ Not all people share my viewpoint.

Контраргументы (параграф №4)

Вот это одна из самых проблемных частей сочинения. Аргументы “за” и “против” придуманы; нужно еще опровергнуть аргументы “против”, которые были представлены в 3 параграфе. И сделать это нейтрально. То есть, писать в стиле тролля с форума “Ишь ты, еще и хорошую зарплату ему подавай! На двух стульях не усидишь!” нельзя.

На этапе планирования рисования майнд карт следует продумать, какой довод лучше всего подходит для контраргументации и не писать его в параграфе со своим мнением, а приберечь “на сладкое” – то есть, для четвертого абзаца.

Еще раз подчеркну, что в четвертом абзаце мы именно опровергаем аргументы третьего параграфа, а не придумываем еще аргументы “до кучи”. Противоположное мнение в 3 параграфе говорило о важности денег для удовлетворения материальных потребностей и улучшения уровня жизни. Возразим, что удовольствие от работы и, как следствие, профессионализм, напрямую связаны с размером зарплаты.

However veracious it sounds, I would not agree with the above mentioned idea. If people do their work for pleasure rather than for money, they will eventually become professionals in a chosen area, and specialists are seldom underpaid or underestimated. Eventually, a favourite job becomes a well-paid one.

Связки для выражения контраргументов.

  • To a certain extent it is right, but we should not forget that… / we should consider the fact that… / one should not disregard… / one should take into account …
  • However veracious it sounds, I would not agree with the above mentioned idea.
  • However, I disagree with these contentions.
  • I am afraid I cannot agree with these people here as I think …

Заключение (параграф №5)

В конце выстраданного эссе нужно еще раз написать свое мнение о данной проблеме. Здесь важно не повториться в формулировках и мыслях.

To conclude, I am convinced that an occupation you fancy definitely wins over the one that brings you only money as work occupies a great part of everyday routine and it is more logical to spend this time with pleasure.

Выражения для завершающего абзаца:

  • To conclude/ sum up/ summarise
  • All in all…
  • All things considered…
  • Taking all this into account/ consideration…
  • In short/ conclusion …

Лексика, грамматика, орфография и пунктуация

С планом написания эссе разобрались, перейдем к грамматическо-лексическому и орфографически-пунктуационному оформлению сочинения. В таблице ниже пояснены критерии оценки этих параметров:

Лексические ошибки

Давайте разберем, какие ошибки носят гордое название “Лексические”. Это:

  • неправильно употребленное слово в контексте (I would not speak so вместо I would not say so)
  • ошибка в сочетаемости (make homework вместо do homework)
  • пропуск слова, если он не влияет на грамматическую структуру предложения (My parents are very well familiar (пропущен предлог with) the topic)
  • ошибки в словообразовании, если часть речи не меняется (например, unresponsible вместо irresponsible)
  • ошибка в фразовом глаголе (give in smoking вместо give up smoking)
  • орфографическая ошибка, которая меняет значение слова (thing вместо think, whether вместо weather)

Но нужно не только не допустить ошибки, нужно помнить, что лексика в эссе должна соответствовать поставленной задаче. То есть, если сочинение про еду – должны употребляются всякие синонимы и выражения по теме “еда”. Лексический состав эссе должен быть разнообразным. Если автор обходится простыми словами и выражениями (I think, I need to say, It’s good/ bad to) или повторяется в лексике, – свадьбы максимум баллов по критерию “лексика” не будет. Для получения заветного балла нужно употреблять коллокации (start doing – take up), фразовые глаголы (meet friends – meet up), заковыристую лексику (think – consider). Например, эссе, приведенное в качестве примера, пестрит устойчивыми выражениями (fulfilling job, be of primary importance, sooner or later), в нем есть фразовый глагол (bring in) и синонимичные цепочки career-job-work-occupation/ love – be keen on – be fond of – fancy/ satisfying job – fulfilling job –  favourite job/ high salary – material aspect – well-paid job.

Грамматические ошибки

Эксперт при проверке задания 40 выносит на поля грамматическую ошибку, если ошибка:

  • в любой грамматической форме, будь то форма глагола, множественного числа сущ., степени сравнения и в любой теме из раздела “Грамматические темы” кодификатора
  • в порядке слов в предложении (например, I do not know what are they thinking about. – Во второй части предложения обратный порядок слов, хотя знака вопроса не стоит)
  • есть пропуск слова, влияющий на структуру предложения (например, These people wrong. – Отсутствует глагол-связка “are”)
  • в словообразовании, если меняется часть речи (например, хотели написать “политик” (politician), а написали politic (политический)

Также, если ученик обходится простыми предложениями, баллы снимаются. В сочинении приветствуются сложные структуры, модальные глаголы, обороты с пассивом/ инфинитивом/ причастиями, условные предложения, главное – не перестараться и ‘не писать все красивое сразу”, в ущерб смыслу. Например, в моем сочинении кроме всяческих сложных предложений присутствуют степени сравнения (the most important, higher), модальные глаголы (can’t, have to), пассив (are underpaid or underestimated), условное предложение (If a person is fond of his work, he will eventually become a professional in his area), конструкция с прилагательными в сравнительной степени (The more money you have, the better life you can afford).

Орфографические и пунктуационные ошибки

В сочинении орфографическими ошибками считаются:

  • Все ошибки, не меняющие значения слова (например, collegue, becouse, languaege)
    (Если ошибка меняет значение слова, она становится лексической – например, thing вместо think, whether вместо weather)
  • Если слово в работе написано один раз правильно, а остальные – неправильно, это считается ошибкой
  • Если буква или слово написаны неразборчиво, слово считается написанным неверно

Во всей письменной части экзамена ученик может выбрать либо британский, либо американский вариант написания слова – favourite/ favorite, colour/ color, drugstore/ pharmacy, crisps/ chips. И придерживаться выбранного варианта до конца. То есть, если в одном предложении написано colour, а в другом – favorite, такая вариативность будет записана в число ошибок.

Теперь про пунктуацию. Забудьте про сокращения в эссе (don’t/wouldn’t/mustn’t) – они отнимут у вас баллы. Их можно и нужно писать в письме другу (задание 39), но не в сочинении.

И если работа будет написана “как курица лапой” (привет нашим учителям русского языка=)) – то есть, в ней будет много зачеркиваний – эксперт имеет право снизить оценку на полбалла.

Эссе-пример

Making a good salary is more important than job satisfaction.

It is common knowledge that career choice is one of the most important decisions in our life. Some people believe that it is more essential to love what you do, whereas others prefer to focus on a higher salary while choosing a future profession.

In my opinion, a satisfying job is way more important than a good income. It fills life with positive emotions giving the energy to accomplish different tasks as we manage our daily routine. Another positive aspect of a fulfilling job is that your performance and, consequently, results are higher if you are keen on the task you are doing. 

There are people who have the opposing opinion, for them the material aspect plays a more important role than the enjoyment from what they do. They justify that position by claiming that the more money you have, the better life you can afford. In their viewpoint money equals opportunities – opportunities for better housing, education and entertainment.

However veracious it sounds, I would not agree with the above mentioned idea. If people do their work for pleasure rather than for money, they will eventually become professionals in a chosen area, and specialists are seldom underpaid or underestimated. Eventually, a favourite job becomes a well-paid one.

To conclude, I am convinced that an occupation you fancy definitely wins over the one that brings you only money as work occupies a great part of everyday routine and it is more logical to spend this time with pleasure.

247 words

Внимание! Когда будете переписывать свой ответ в экзаменационный бланк, не забудьте в начале написать номер задания – Задание 40. Также с этого года нельзя писать на обороте бланка 2 (то есть того, где нужно писать сочинение). Если у вас что-то не вместилось – а оно не вместится, это я вам гарантирую – просите следующий бланк.

И организуйте свое время так, чтобы на экзамене вы успели переписать все письменное задание в бланк. Сочинение, написанное на черновик, не проверяется.

Алгоритм написания эссе на экзамене

  1. Отводите 60 минут на сочинение.
  2. Читаете тему и рисуете mind map по теме. После рисования убедитесь, что все приведенные аргументы четко по теме (не по похожей, которую вы уже писали). Каждый год составители экзамена придумывают что-то новенькое, так что не надейтесь получить тему, с которой уже знакомы и ни в коем случае не соскальзывайте на другую, похожую. Это чревато оценкой “0” за критерий КЗ, то есть оценкой “0” за все задание 40.
  3. Прочитайте еще раз свои аргументы и подберите наиболее подходящие аргументы 3-го и 4-го параграфов – то есть, аргументы против и контраргумент к нему.
  4. Напишите эссе на черновик. Если у вас осталось мало времени – пишите на чистовик сразу.
  5. Проверьте ошибки. Здесь советую вспомнить свои типичные “ляпы” и проверить работу на них.
  6. Перепишите на чистовик. Проверьте ошибки, проверьте, что написали “Задание 40” перед эссе.

P.S. – Если вы читаете тему на экзамене и понимаете, что не знаете какое-то слово в теме, не паникуйте! Успокойтесь и попробуйте угадать, как это слово может переводиться.

Подготовка

Готовиться к заданию 40 я бы советовала, когда уровень ученика соответствует хотя бы B1 (идеально – B2, потому что он заявлен как ключ к успеху на ЕГЭ).

C уровнем B1 начинаю подготовку к этому заданию примерно за 6 месяцев до экзамена – сначала разбираем критерии оценки, потом читаем и анализируем эссе прошлых лет, и в конце уже пробуем писать свои сочинения.

Для практики я бы рекомендовала приобрести книгу Хотунцевой, она самая полезная из всех пособий, которые заявляют, что помогут подготовиться к письменной части. Но будьте внимательны во время работы по ней – часть критериев, которые были актуальны во время выпуска этого пособия, уже устарели. Соответственно большинство эссе из этой книги нельзя использовать как образцы, в них есть ошибки по критерию “РКЗ”.

Книга «Russian State Exam Writing: Tasks 39-40: Students Book / Пособие для подготовки учащихся к выполнению заданий 39-40 раздела "Письмо" ЕГЭ по английскому языку» Е. А. Хотунцева - купить на OZON.ru книгу с быстрой доставкой | 978-5-89973-079-5

Плюшки

Оставлю здесь схему оценивания эссе, которой пользуется эксперт при проверке задания 40.

Эту схему полезно показать ученику при подготовке и вместе заполнять, оценивая по ней сначала сочинения прошлых лет, а потом эссе самого учащегося.

Обратите внимание, что эта статья актуальна для ЕГЭ-2018. В последующие годы требования к написанию этого задания могут измениться и мои советы потеряют актуальность.

При написании статьи использовались материалы с сайта fipi.ru – самого достоверного источника для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Все, что вы будете читать на других сайтах, может содержать неправильную информацию – будьте аккуратны! (Да, я видела несколько таких сайтов с неправильной информацией и неудачными примерами сочинений!)

Статья подходит к концу. Фухххх ..  Её я писала около трех недель, перечитывала, правила, терзалась сомнениями. Мне хотелось максимально разобрать тонкости написания задания 40 на ЕГЭ. Но, к сожалению, у меня не получилось отобразить именно все детали, за которые могут снять баллы при проверке. Чтобы все их увидеть, нужно разобрать и самостоятельно написать не одно эссе.

Update! Недавно я прошла курс у эксперта, посвященный написанию эссе на ЕГЭ и внесла коррективы в своё сочинение. Мало того, что писала эту статью около 3-х недель, так еще и после публикации она долго не дает мне покоя=)

P.S. Про разделы и стратегии выполнения заданий ЕГЭ можно почитать:
Аудирование или задания 1 — 9
Чтение или задания 10 — 18
Грамматика или задания 19 — 25
Словообразование или задания 26 — 31
Лексика или задания 32-38
Личное письмо или задание 39

Обзоры учебников для подготовки к экзамену и как к нему подступиться:
Как начать готовить к ЕГЭ
Учебники для подготовки к письменной части. Обзор
Учебники для подготовки к устной части. Обзор
Все учебники для подготовки к ЕГЭ. Видеообзор
Effective Speaking. Обзор

Посмотреть примеры экзаменационных сочинений с разбором рекомендую в статье про итоги ЕГЭ-2016.

Здесь можно ознакомиться с содержанием Плана подготовки к ЕГЭ.

70 thoughts on “Эссе на ЕГЭ. Задание 40

  1. Статья действительно чудесная, обожаю Ваш сайт 😊 Но я бы все де внесла пару корректив, дабы Вам не противоречить самой себе.
    1) Про вступление. В одном месте Вы пишете, что лучше не употреблять Let’s, далее в примерах средств логической связи его же советуете. Мне кажется, его можно использовать, но не в сокращенной форме, а в полной – Let us… По-моему, вполне подходит под нейтральную лексику.
    2) У вас в образце эссе в заключительном абзаце присутствует сокращение I’d like. Не лучше ли написать I would like, раз сокращения – признаки informal speech?

    1. Юлия, спасибо!
      1) Насчет let я консультировалась с экспертом, и она сказала, что в этом году это слово внесли в разряд разговорных и его нельзя использовать в сочинении под любым соусом – хоть let’s, хоть let me
      2) Насчет сокращения – спасибо, не увидела! Сейчас подправлю!

      1. Из методички для членов предметной комиссии за 2019-й год:
        Выделены 4 типа стилистических ошибок:
        1) риторические вопросы
        2) разговорные выражения и конструкции типа Let’s … (Let us и Let me – нейтральный стиль);
        3) сниженная лексика типа folks (people) …
        4) 3 варианта стяженных форм:
        – типа I’m, he’s …
        – отрицательные формы типа don’t, aren’t …
        – формы модальных глаголов типа can’t, mustn’t… (Исключение: needn’t)

        1. Кирилл Игоревич, спасибо за эту информацию! Уверена, она окажется полезной для моих читателей!

  2. Спасибо большое за статью! Шести месяцев у меня уже нет, но надеюсь ваши советы компенсируют недостаток времени :DDDD

  3. Здравствуйте, очень полезная статья, мне понравилось про mind map, отличная идея. Но, я уже была на самых разных сайтах, везде пишут, что заключение не должно содержать новой информации и должно суммировать все эссе, то есть там мы пишем примерно так: In conclusion, I would like to say that there are two different opinions on this issue, but I’m convinced that …(здесь возвращаемся к своему мнению из второго абзаца)

    1. Любовь, в методических материалах для предметных комиссий с сайта fipi.ru (моей персональной Мекки=)) написано следующее: “в заключительном абзаце (заключении) возможно еще раз указать на проблемный характер темы и следует обязательно подтвердить свою точку зрения, высказанную во втором абзаце, желательно другими словами, не повторяя прямо сказанное выше”.

      В моем заключении написано, что “Evidently, it is more logical to choose an occupation you fancy over the one that brings in only money.” То есть, указаны две точки зрения и еще раз высказана моя позиция, подкрепленная тем, что “work occupies a great part of everyday routine”.

      Что, на мой взгляд, не противоречит рекомендациям с fipi.
      Ваш вариант заключения тоже правильный, просто сформулирован по-другому.

  4. 1. Понравилось употребление “Achtung!”. Но все ли поймут его уместность?

    2. В РФ около 2 000 человек зарегистрированы в налоговой в качестве репетитора. То есть с вероятностью 99, 999% автор статьи — преступник.

    3. Правила проверки списаны из иностранных источников, но там проверяют не грамотность, а функциональную грамотность!!! То, что нулей за эссе сравнительно мало, говорит о том, что функциональная грамотность у тех, кто сдал экзамен, высочайшая. С ужасом жду введения обязательного ЕГЭ по английскому в 20-м году. Если не переделают задания, то опять, как в 15-м году, придется задним числом изменять уровень двойки. На прошлой неделе Васильева заявила, что 25% взрослого населения страны функционально безграмотны.

    1. Добрый день!
      1. Спасибо за комплимент.
      2. Вы удивитесь (как удивилась и налоговая), но я вхожу в этот 0,001%.
      3. Не буду комментировать.

  5. Приветствую.Хотел спросить-почему после however в 3ем абзаце и после In conclusion в 5ом отсутствуют запятые?Это правило??С уважением,Дмитрий

    1. Добрый день!
      После however нет запятой, потому что это устойчивый оборот – however veracious it sounds …
      После conclusion не было запятой, потому что я её забыла туда поставить. Извиняюсь, поправила.

    1. Нина, спасибо за ссылку! Статью прочитала, но изменится ли у нас что-то или нет – не знаю …
      С одной стороны, изменений бы хотелось, но с другой стороны – вроде уже все разобрались именно в этом формате эссе, и поняли, как к нему готовить. А если еще как-то будут менять, вообще путаница может создаться.

  6. Ирина, добрый день.
    Начинаем разбирать с ребенком написание эссе и споткнулись на первой же теме. Хочу знать Ваше мнение.
    Для примера изучаем варианты эссе в пособии Музлановой “Раздел ЕГЭ. Письмо”. Пособие Вам знакомо, конечно же. По первой теме Most people would prefer to live in the countryside – все эссе сводится к тому, что люди предпочтут жить в городе. Описываются плюсы и минусы жизни именно в городской среде. Но ведь это же прямой отход от темы, разве нет?
    В моем понимании, раз уж выбрана точка зрения, что нет, большинство людей не хотят жить в деревне, надо писать и аргументировать, почему и какие там минусы. Возможно, конечно, сравнение с городом, и даже необходимо. Но в данном конкретном примере идёт прямая подмена темы. Как Вы считаете?

    1. Добрый день! Нет, вы можете писать любую точку зрения, независимо от того, что написано в заголовке эссе)

  7. Здравствуйте! Спасибо за статью! Очень полезная и как раз со всеми поправками к ЕГЭ-2019 г. по англ. языку согласно экспертным материалам сайта ФИПИ. Вопрос, который я не задала Вербицкой, слушая ее вебинар в октябре этого года. Забыла про него. Можно ли использовать идиомы в эссе “Личное мнение”. Насколько я помню из прошлых лет, нельзя было. А как сейчас?

    1. Ратина, вот честно – никогда не задавалась этим вопросом, потому что ответ мне всегда казался очевиден – можно. А почему нельзя? As well, after all, be out of touch – все идиомы, которые логично вписываются в личное письмо другу. Не читала нигде информацию, что их нельзя писать.

      1. Во-первых, вопрос про эссе, а не про личное письмо другу.
        Во-вторых, имеются в виду идиомы – как я понимаю, типа ‘when pigs fly’, ‘raining cats and dogs’ – их использовать в эссе не надо. Поскольку в эссе д.б. академический стиль. При чем тут after all?

        1. Ксения, спасибо за уточнение)
          Действительно, когда отвечала на этот комментарий, просмотрела тему, к которой он относится.
          Да, когда вы пишете идиомы, нужно обязательно учитывать их стиль. Если это что-то вроде kick the bucket, то оно точно не подойдет) А идиомы нейтрального стиля вполне впишутся в эссе.

  8. Здравствуйте, меня лично мучает вопрос, куда из критериев оценивания коммуникативного критерия делась формулировка “в соответствии с оральными и этическими нормами общества”?
    получается можно писать всякую нелицеприятную чушь?
    в моей практике был случай, когда ребенок получил 0 баллов за эссе, когда писал, что родители у него самые никчемные люди и никакой их заслуги в его воспитании нет, а так же, что в школе работают одни некомпетентные педагоги, которых то и к детям подпускать нельзя…. и все в этом роде.
    а сейчас получается это допустимо!!!???

    1. Екатерина, честно – никогда такой критерий оценивания КЗ не видела. Даже улыбнулась, когда его прочитала.
      А вы уверены, что школьник получил 0 баллов именно за то, что написал такую точку зрения? Может, там тема какая-то другая была и он от неё отклонился?
      Я готовлю к ЕГЭ уже около 5 лет, и всегда проповедовала, что ученики могут писать любую точку зрения, и их за это никто не накажет. Допустим, как ваш школьник написал, то же самое, только, чтобы она была развернуто правильно, в соответствии с критериями оценивания.

  9. Ирина, Хотела бы узнать Ваше мнение по поводу эссе.
    Несколько лет придерживалась схемы 2-3 аргумента во 2ом параграфе (где своё мнение) и 1 аргумент в 3ем параграфе (противоположное), чтобы уложиться в количество слов и раскрыть тему. Здесь услышала от школьной учительницы, что везде должно быть одинаковое количество аргументов – если во 2ом параграфе по 2, то и соответственно, в 3ем и 4м тоже по 2. Прокомментируйте, пожалуйста. в 2018 писали по старой схеме – 14 баллов, а теперь такое!

    1. Добрый день!
      Первый раз слышу о таком распределении аргументов 2-2-2.
      С 2018 года в требованиях к эссе не было никаких изменений, изменилось только то, что теперь ученик на экзамен может выбирать 1 из 2-ух предложенных тем, чего не было в 2018.

      Я не эксперт ЕГЭ, поэтому не буду претендовать на истину, но загляните в методические материалы на ФИПИ 2019 года – там даны примеры эссе с оценками, и там в критериях нигде не пишут про это правило “2-2-2”.

      Логична схема 2-2 в 3-м и 4-м параграфах, потому что если мы написали 2 противоположных мнения, то мы эти 2 и опровергаем в 4-м параграфе. Но можно также написать и 1-1, why not?

  10. Здравствуйте! Спасибо за статью! Возникла пара вопросов:
    1) Можно ли полностью цитировать задранную тему, прям слово в слово (например, в заключении, напоминая о своей точке зрения)?
    2)Можно ли совмещать в аргументах we и people? Например, когда пишешь один аргумент (people should…), а во втором, чтобы не повторять по два раза одно и то же слово, пишешь we can… (вместо people).

    1. Добрый день, отвечаю:
      1) Лучше избегать цитирования заданной темы, это рассматривается как нехватка лексики по теме (К3). Нужно перефразировать – синонимами, конструкциями или изменяя частеречную принадлежность слов из темы. Например, у нас тема: “Animal testing should be banned”, её можно перефразировать с помощью синонимов – “experimenting on animals shouldn’t be allowed”. Или “Computer is one of the most important inventions of the 20th century” – “one of the most significant things invented in the last century”, здесь мы заменили синонимом significant слово important и поменяли часть речи с существительного (inventions) на форму глагола (invented).
      2) Не надо писать личные местоимения (we, they, you) в эссе, это считается стилистической ошибкой (К1). Вместо этого – people, humans, humankind, human beings, men, women, teens, adolescents, youngsters – выбираем подходящие, в зависимости от того, что указано в теме.

  11. Здравствуйте, какой тип сочинения пишут на ЕГЭ 2019 : Моё мнение или За и против? Спасибо!

    1. Здравствуйте, строго говоря – ни то, ни то, а что-то между по своим правилам. Официальное название сочинения на ЕГЭ – “развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения”.

  12. Ирина, добрый день!
    Спасибо за статью о правилах написания эссе, все очень грамотно изложено, единственное – поправьте, пожалуйста, в разделе “Лексические ошибки” вашей статьи в последнем предложении слово “well-pad” на “well-paid” (очевидно, это имелось в виду”? :))

      1. Ирина, доброе утро. Хочу еще раз поблагодарить вас за прекрасные материалы, которыми вы делитесь с читателями вашего блога. В частности, посмотрела рекомендованный вами сериал A Very English Scandal и нахожусь в совершенно восторге. При просмотре хохотала так, что напугала домочадцев. С удовольствием пользуюсь вашими рекомендациями и обзорами для подготовки учеников. Спасибо большое!

        1. Наталья, я рада, что мои материалы и рекомендации пригождаются! Спасибо, что читаете!)

  13. Здравствуйте. Уточните, пожалуйста. При заполнении бланка №2 ЕГЭ (личное письмо, эссе), пишем на обратной стороне или на дополнительном бланке? Спасибо.

    1. Здравствуйте! Писать на обороте нельзя, так ваш ответ не зачтут. Если закончился бланк, нужно просить дополнительный и писать на нём.

  14. Спасибо большое за полезную статью, подробный разбор каждого шага написания эссе.

  15. Ирина, здравствуйте! Спасибо за полезные статьи! Скажите, как на Ваш взгляд: репетиторствую чуть больше года, пока еще совсем зеленая, нет четкой системы – скорее каша и куча эмоций, взяла девочку 10 класс на подготовку к егэ. Как Вы считаете, я справлюсь? По уровню я даже не совсем Advanced, пед.образования нет, скорей есть чутьё языка, на 1м занятии мне показалось, что мы с ней на одном уровне, я испытала шок, но она почему-то меня выбрала. Выявила ее слабые стороны. Не понимаю, с чего начать, как разработать план, какие пособия лучше… По интернету она и сама лазает, смотрит сайты с примерами егэ, решает…
    Буду очень благодарна за ответ от опытного репетитора, начинать с чего-то надо, но не хотелось бы, чтобы человек обломался, слишком большие планы, для нее очень важен этот экзамен!

    1. Анна, добрый день!
      Я считаю, девочке и ее родителям надо честно сказать, что вы не готовили к ЕГЭ и не можете гарантировать высокий балл на экзамене.

      Если родителей все это устроит и им не нужен высокий балл на экзамене, советую внимательно изучать раздел ЕГЭ на моем сайте – тут вы найдете и советы, как правильно готовить к заданиям, и полезные книги для подготовки, и сам план подготовки.

  16. Здравствуйте. 4 абзац примера эссе у Вас начинается с фразы “However veracious it sounds…”. Мне показалось, что она относится к продолжению этого предложения, т.е. к “… I would not agree with the above mentioned idea.”, а не к предыдущим аргументам. Вот такое ощущение сложилось.
    “However veracious the aforementioned arguments may sound, I would not agree with them.” Может как-то так? =)

    1. Здравствуйте!
      Павел, мне кажется, что возможны оба варианта – и мой, и ваш!
      В этом году я сдавала ЕГЭ и писала те же фразы, что написаны в моем эссе. Написала на 14 баллов, значит с моей фразой все в порядке!

    2. Павел, если вы еще читаете мой блог, недавно узнавала у эксперта по поводу “arguments” в 4 параграфе. Множественное число писать нельзя, потому что оно показывает, что вы не согласны и со своей точкой зрения в параграфе 2 и с противоположной в параграфе 3. Единственный правильный вариант – “argument” (ну, или opinion, point) в единственном числе.

  17. Ирина, добрый день!

    Спасибо Вам большое за этот блог. В прошлом учебном году готовила учеников к ОГЭ, кое-что подсмотрела у Вас. Результаты были прогнозируемые, но в общем, считаю, хорошие две 4 (51 и 56 баллов) и две 5 (64 и 67). Трое сдали устную часть на 15 из 15, за что спасибо Вам огромное. Так как я работаю не в коллективе, а в качестве ИП, то очень часто даже некого спросить, если возникают спорные моменты (о них писала в комментариях в течение года).
    Писала так же, что проходила повышение квалификации у Солововой в этом году именно по методике подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. По эссе нас консультировала ее коллега, которая готовит экспертов. Так вот, она рекомендует в ессе писать свое мнение трижды: в конце первого абзаца, в начале второго и в последнем пятом. Так как занятия представляли собой не просто курс лекций, а еще и практикум, то я писала эссе по предложенному ими алгоритму. Если Вам интересно, могу его показать в комментариях или прислать Вам лично. Мы писали эссе по предложенной теме, а наши коллеги их оценивали. Заодно с удовольствием бы послушала Ваше мнение моему эссе, тк не знаю, как его оценили.) Но в целом курс я прошла на 89 баллов из 100, так что думаю, там все было неплохо. Опять же, вдруг, кому-то еще пригодится. К слову, сейчас на базе ВШЭ проходит курс бесплатных вэбинаров по стратегиям подготовки к ЕГЭ. Мне последний вэбинар очень понравился, были стратегии по подготовке ко второму аудированию.

    1. Лилия, еще раз добрый день!
      Спасибо за отзыв о моем блоге и рекомендации вебинаров от ВШЭ, посмотрю их!
      Оставляйте свое эссе в комментарии к посту, думаю, оно будет любопытно не только мне, но и моим читателям!

  18. Не написала вчера: наличие мнения в первом абзаце обязательно, так как именно оно задает стиль эссе. Ваше эссе там расценили бы, как for and against, так как, по их словам, исходя из первого абзаца не понятно, какую точку зрения Вы будете поддерживать. Все три раза мнение должно быть выражено разными словами. Но опять же, тут все хорошо в теории, важно еще, что думает по этому поводу проверяющий работу эксперт, так что момент субъективности тоже присутствует.

    1. Лилия, добрый день!
      В 1 параграфе и не должно быть точки зрения автора эссе на проблему. Вот план эссе:
      – make an introduction (state the problem)
      – express your personal opinion and give 2–3 reasons for your opinion
      – express an opposing opinion and give 1–2 reasons for this opposing opinion
      – explain why you don’t agree with the opposing opinion
      – make a conclusion restating your position
      И в первом абзаце нужно просто заявить о проблеме, а во втором уже выражать свою точку зрения. В методических материалах с ФИПИ также нет нигде про то, что нужно выразить свое мнение уже в 1 параграфе.
      Приведите, пожалуйста, подтверждение своих слов про выражение мнения в первом абзаце – где про это написано и кем?

      1. Ирина, в том-то и проблема, что на курсах повышения квалификации, преподаватель Маркова из ВШЭ (не знаю, говорит ли Вам о чем-то эта фамилия), которая непосредственно занимается подготовкой экспертов, по ее словам, говорила о том, что постоянно идет замена opinion essay на эссе for and against. Пока они вроде как закрывают на это глаза, но она именно настаивала на том, что в opinion essay в последнем предложении первого абзаца должно содержаться мнение, которое автор в дальнейшем доказывает, и Соловова это подтверждала в ряде лекций. Это один из моментов, который помимо наличия еще одного абзаца, отличает эти два вида эссе стилистически. Как раз был акцент на то, что даже преподаватели и ряд экспертов не чувствуют эту разницу. И разбирая эссе реальных людей, они постоянно на это обращали внимание. Тут, как говорится, за кто купила, за то и продаю.
        Эссе со стратегий подготовки выложу чуть позже.

        1. Нет, не слышала ничего про Маркову. Хорошо бы все-таки письменное подтверждение вот таких заявлений.

  19. http://discovery.sumy.ua/kursy/anglijskij-yazyk/lesson/62-write-esse01/115-les5-write-esse-2.html
    Вот здесь, например, тоже говорится об этом. В первом абзаце обязателен thesis statement, который как раз и является в opinion essay своей точкой зрения. А, так как во всех экзаменационных заданиях есть вопрос: What’s your opinion? То пишут студенты именно opinion essay.
    К сожалению, курс, который я проходила, невозможно было сохранить, так как он платный. Поэтому я не могу привести куски из видео, где как раз об этом говорится.

    1. Лилия, вот этот сайт вообще для меня неавторитетный ни разу)
      Тем более там не про ЕГЭ.

      1. я не про ЕГЭ конкретно, а про стилистику сочинений. Нет времени смотреть в более авторитетных источниках. а лекции, как доказательство привести, к сожалению, не могу.

  20. You do not need university education to get a well-paid job – это тема эссе.

    Nowadays the idea of success is closely connected to making a career and earning good money. There is an opinion that you can get a good job without being a university graduate. Personally, I disagree with it.

    I strongly believe that a degree gives you a lot of opportunities to get a well-paid job. Firstly, employers usually recruit workers with a diploma as they need highly-qualified and experienced stuff. Secondly, most graduates are more driven and motivated because they have already got used to a competitive learning environment at university. Finally, at university you can establish some useful contacts. For example, some companies offer jobs to students of particular qualifications.

    However, there is an opinion that you do not need higher education to get a big salary. Some rich people such as Walt Disney or Bill Gates were non-graduates. Besides, there are a lot of unemployed or badly-paid graduates while people with no degree hold well-paid positions.

    Nevertheless, I cannot agree with this point of view because there are very few gifted people such as mentioned above. Additionally, a lot of other talented people were extremely poor. As for unemployed or badly-paid graduates, everybody should understand that graduating from a university does not mean the end of education. If you continue to develop and never give up, you will definitely reach you goal.

    To conclude, I would like to state that university education makes you more competitive compared to non-graduates and provides you with more career opportunities and higher salaries.

    Перед тем, как писать эссе предлагается сформулировать 5 аргументов, подтверждающих свое мнение:
    1. qualification(s) (make(s) you more competitive when you apply for a job)
    2. good theoretical base (academic knowledge)
    3. practical skills (have practical classes where they are taught how to use their knowledge and work as trainees)
    4. more driven and motivated (get used to competition at university)
    5. get useful contacts (can be noticed and offered a good job, go to post graduate study, continue their career at the university where they studied or at a place where they had graduate practice when writing a thesis. There are also companies that are interested in students from a particular university, e.g. Yandex).

    Затем подобрать к двум из них весомые контраргументы (это будет opposite opinion):
    у меня получилось к 1 и 2 и 3
    1. many unemployed or badly-paid graduates
    2. 3. being exceptionally talented or gifted (Bill Gates, Walt Disney, many writers)

    Аргументы за, которые остались без контраргументов помещаются во второй абзац, как аргументация своего мнения.
    Контраргументы идут в третий – opposite opinion
    Аргументы, к которым удалось найти хорошие контраргументы – в четвертый: почему я не согласен с противоположным мнением.

    Не знаю, понятно объяснила или нет, но как-то так.
    Найти 5 разных аргументов очень непросто, именно это и надо тренировать. Очень часто студенты пишут разными словами одно и то же, и это сильно влияет на их балл.

    1. Лилия, у вас хорошее сочинение. Единственное, к чему я бы придралась – отсутствие 2-ух противоположных точек зрения во вступлении.
      Ваша логика выстраивания аргументов тоже правильная!

      1. Спасибо! Нет предела совершенству.))) В этом году буду продолжать постигать ЕГЭ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписка на блог
У блога уже 1,302 друзей