Перейти к содержимому

Грамматика на ОГЭ

Продолжаем готовиться к ОГЭ по английскому языку. На этот раз займемся грамматическими заданиями из третьего раздела письменной части – “Грамматика и лексика”.

Грамматический справочник ОГЭ поможет подготовиться к этой части экзамена и сэкономит ваши время и деньги

Общая информация

Эта часть экзамена делится на две – грамматическую (9 заданий) и лексическую (6 заданий). Выполнять все нужно около 30 минут, а максимум составляет 15 баллов.

Подготовка к ней занимает больше всего времени, потому что требует знания грамматики уровня pre-intermediate и недюжинного количества слов с словообразовательными афиксами впридачу.

Грамматика

Грамматика

Задания 20 – 28 направлены на знание грамматических форм. То есть, чтобы с умом к нему подготовиться, нужно около года проходить все заявленные в кодификаторе темы. Ну и попутно решать варианты теста.

Мы с учениками делаем это по следующей схеме:

  • Если перед нами существительное:
    1) Наиболее вероятный вариант – образовать от него форму множественного числа (выучить все исключения, типа foot – feet, а если мн. ч. образуется по общему правилу, то быть внимательным – не меняется ли конечная y на i, не меняется ли f на v, не добавляется ли -es вместо привычного – s и прочая головная боль).
    2) Менее вероятный – притяжательная форма существительного (вроде world – world’s). Я такие задания не видела, но мало ли … Распознать этот случай легко – после пропуска будет стоять еще одно существительное.
  • Если видите местоимение (например, I), ставите его в правильный падеж – объектный (me), притяжательный (my или mine). Также в задании встречаются возвратные местоимения (myself). Или указательное местоимение (this, that) можно ставите во мн. ч. Неопределенные местоимения (some, any, no, every и их производные) в тестах не видела, но кодификатор предупреждает, что они могут попасться.
  • С числительными все волшебно просто – преобразуем порядковое в количественное и количественное в порядковое. Главное – выучить все тонкости их правильнописания.
  • Прилагательное или наречие ставим в какую-то из степеней сравнения. Если после пропуска стоит than, это сравнительная, а если перед пропуском – the, то превосходная.
    Внимание! Ученики то и дело норовят в этом задании сделать из прилагательного наречие или дописать спереди отрицательную приставку. Обращаем внимание, что так можно делать только в следующем задании.
  • А вот с глаголами придется попотеть. И сначала понять – перед нами личная форма (та, которая изменяется по временам) или неличная (причастие активное или пассивное).
    1) Узнать причастие легко – в предложении уже есть сказуемое, выраженное личной формой глагола. Когда узнали, думаем – активное или пассивное у него значение.
    2) Если в предложении пропуск стоит после подлежащего, и сказуемого недостает, перед нами точно личная форма.
    Как и с причастием, решаем активный это залог или пассивный (переведя предложение) и дальше думаем, в какое время его поставить. В этом же предложении (ну, или в предыдущих) могут стоять слова-подсказки. Если их нет, смотрим на само предложение и что его окружает.
    Пройдя все эти подводные камни, не ошибиться бы еще в написании формы глагола, выучив правила орфографии и неправильные глаголы.
    Также нужно уметь распознавать предложения условия (и конструкции с I wish) или согласование времен в косвенной речи, которые также могут тут встретиться.

Для удобства держите таблицу, которая наглядно показывает изменения в именных частях речи:

И для глагола:

Пример

Пример
Разберем эту часть из демоверсии ОГЭ:

Once there were four children whose names were Peter, Susan, Edmund and Lucy. This story happened to __________________ when they had to leave their home city, London, during the war.    THEY
Раз стоит после глагола, значит это объектный падеж (them).

They __________________ to the house of an old Professor who lived in the country, ten miles from the nearest railway station.     SEND
Пропуск сразу после подлежащего – точно личная форма, после перевода предложения ясно, что их послали, значит это пассив. Слов-подсказок нет, но в окружающих предложениях идет последовательность действий, выраженная Past Simple, значит это тот же случай (were sent).

He __________________ a wife and he lived in a very large house with a housekeeper.    NOT/HAVE
Опять личная форма, и точно активный залог. Все та же последовательность действий в Past Simple (did not have/ didn’t have/ hadn’t/ had not).

He himself was a very old man with white hair which grew over most of his face as well as on his head. The children liked him almost at once. Only Lucy, who was the __________________ of them, felt a little afraid of him.   YOUNG
Прилагательное, перед пропуском определенный артикль – превосходная степень сравнения (youngest). Некоторые забываются, и пишут два слова – the youngest, чего делать нельзя!

On their __________________ evening, after dinner, they said good night to the Professor and went upstairs. It was the largest house they had ever seen, so Peter suggested exploring it in the morning.             ONE
Совсем просто – меняем количественное числительное на порядковое (first).

When the next morning came, there was a steady rain falling. “I wish the weather __________________ more cheerful!” said Edmund.         BE
Конструкция с I wish в школе изучается только в сочетании с Past Simple после нее (was/ were).

“Stop complaining, Ed,” said Susan. “I think the weather __________________ soon.”                      IMPROVE
Опять личная форма (сразу после подлежащего), по смыслу ясно, что это активный залог и говорим о будущем (will improve/is going to improve).

“We were going to explore the house,” Peter reminded them. He __________________ a sandwich at the moment and was absolutely happy with the whole situation.                   EAT
Опять личная форма, активный залог, и подсказка – at the moment, значит время группы Continous, а глагол в прошлом в этом предложении дает основания предполагать, что это Past Continous (was eating).

Everyone nodded and at that point their amazing adventures __________________.                    BEGIN
Личная форма, активный залог, последовательность действий (began).

Советы

Советы
Плохая новость: подготовка к этой части очень трудоемкая, ее нужно начинать хотя бы за год, и требует она кропотливой работы.

Хорошая новость: при должном усердии можно всю грамматику освоить, и это задание делать за 10 минут, сохраняя время для остальных частей ОГЭ. Здесь нет того элемента неожиданности, который присутствует в аудировании и чтении.

И несколько общих советов по выполнению:

  1. Читать ВЕСЬ текст сплошняком, потому что подсказка на грамматическую форму может быть не в этом конкретном предложении, а в предыдущем. Или в последующем.
  2. Если вы правильно определили форму, озаботьтесь еще ее правильным написанием. При корявой орфографии не зачтут.
  3. Глагольные формы могут быть полные или краткие, без разницы (haven’t или have not).
  4. Проверьте еще раз.
  5. Если ничего не знаете, все равно напишите хоть что-нибудь, мало ли.

Тренировка

Грамматический справочник ОГЭ поможет подготовиться к этой части экзамена и сэкономит ваши время и деньги

P.S. Больше про разделы ОГЭ читайте тут:

Аудирование
Чтение
Грамматика
Лексика
Письмо
Устная часть-1
Устная часть-2
Устная часть-3

45 комментариев для “Грамматика на ОГЭ”

        1. Павел, Вы имеете ввиду книгу Вербицкой? Про какие правила на орфографию Вы говорите?
          Там нет вариантов, грамматические правила и лексика, необходимая для сдачи экзамена

  1. Здравствуйте! Спасибо большое, очень полезная статья. А Вы не подскажите, на экзамене встречаются все типы конструкций с I wish или только какие-то определенные?

  2. Добрый день. Спасибо за полезную информацию! Скажите пожалуйста, слова обязательно нужно преобразовывать, или встречаются задания, где нужно оставить слово в той же форме, в которой оно дано?

    1. Виолетта, добрый день. На экзамене обязательно надо будет изменить грамматическую форму слова. Но в некоторых тестах попадаются примеры, где ничего менять не надо.

  3. “Если перед пропуском стоит than или as … as/ so … as, это сравнительная”. – В конструкциях “as…as/so…as” не используется сравнительная степень прилагательных или наречий.

    Про возвратные местоимения вообще ни слова, хотя они встречаются.

  4. “Stop complaining, Ed,” said Susan. “I think the weather __________________ soon.” IMPROVE
    Опять личная форма (сразу после подлежащего), по смыслу ясно, что это активный залог и говорим о будущем (will improve/is going to improve).

    Поставит школяр is going to improve в бланк и не досчитается балла.

    He __________________ a wife and he lived in a very large house with a housekeeper. NOT/HAVE
    Опять личная форма, и точно активный залог. Все та же последовательность действий в Past Simple (did not have/ didn’t have/ hadn’t/ had not).

    Поставит школяр hadn’t/ had not – снова минус балл.

    1. Александр, я взяла эти ответы из демоверсии сайта ФИПИ, они все помечены экспертами как правильные.
      Подскажите, почему вы считаете их неправильными?

      1. Здравствуйте! Я отвечу, если можно. Ваши варианты, естественно, верные, но согласно грамматике “любимого” Spotlight-а с I think, sure, believe, etc. используется только Future Simple. А формы с have/had в значении “иметь” являются устаревшими и используются только в сочетании с do/did/does. Have идет только в выражениях и Perfect.
        Экзамен же составлялся “Академиками”, которые только при КГБ изучали язык и были там последний раз во времена Кубинского противостояния. Я на этот, с позволения сказать, “учебник” фейсом об тэйбл уже 10 лет бьюсь, и отхожу в нирвану только с малышами на Верещагиной – да будет ей памятник нерукотворный!
        От себя:
        У Вас самый полезный, самый понятный, самый подробный и самый-самый и т.д. и т.п. блог, который я встречала. Огромнейшее спасибо!!! Еще бы знать как вкладывать знания в детей, которые за 5-7 лет не научились не просто читать, а даже алфавит не помнят, а экзамен (еще пока) выбирают, хотя при этом вообще напрягаться не хотят хотя бы глаголы подучить, как таблицу умножения. Нет ведь даже фундамента, на который можно было бы опираться при объяснении материала – приходится в 9 классе и про слоги рассказывать, и про то ВЕ, не говоря уж про артикли. Никакие 65 уроков не спасут (а на деле выходит меньше). Тут бы на минимальные 29 баллов нацарапать. Спасибо Вам еще раз!

          1. Хотел было настрочить целый подробный комментарий, но мысли Анны по большей части совпадают с моими, она все разъяснила хорошо. Единственное – так пишут не только в Spotlight, но и во многих других учебниках, например, в грамматике Murphy или в линейке учебников Rainbow English.

            У вас хороший контент, несмотря на отдельные неточности, если бы мне он был неинтересен, я бы его не прочитал, и даже не постарался бы указать Вам на некоторые ошибки в изложении. Будет реально обидно, если ребенок недосчитается баллов, потому что его просто научили неправильно…

  5. Уважаемая Ирина, можете пожалуйста подсказать, где написано правило или объяснение на вот какую тему:
    a huge variety of smth – это единств.или множ.число? например There are a huge variety of artistic styles.
    Почему здесь правильно there are. Я интуитивно так и поставила в тренировачном ОГЭ и это был правильный ответ, но возник вопрос, а вдруг is? И в сети много предложений нашлось, типа There is a huge variety in asteroids. There is a huge variety of shapes and colours available. Пожалуйста помогите, есть ли где-то комментарии, пояснения и проч. использования a huge variety of….

    1. Инна, добрый день!
      Я бы тоже отметила is как правильный вариант ответа. Тут дело в том, что variety стоит в единственном числе. Смотрите, в предложении There is a huge variety of artistic styles слово “variety” – подлежащее и согласуется с “is” в конструкции “There is”. Так как variety – единственное число, мы употребляем форму is. Artistic styles здесь является дополнением (разнообразие – чего? – художественных стилей) и поэтому не может влиять на форму глагола to be, который стоит на позиции сказуемого.
      По той же логике правильным будет is в следующих предложениях: There IS a number of people who prefer graffiti over traditional art. There IS a small amount of teens who love classical music.

  6. Добрый день, спасибо большое за статьи, очень интересно и полезно! Позвольте небольшой вопрос по формату экзамена: Вы написали, что можно написать в частности грамматическую часть быстрее рекомендуемых 30 минут, если я верно поняла, и оставить время для других частей экзамена. Есть ли какие-то либо ограничения в этом смысле в формате экзамена? отсечения, где тупо нужно сидеть и ждать следующей части, или же у школьника 2 часа распределяются по его собственному усмотрению. В том числе, можно ли переставлять блоки в последовательности выполнения.
    Спасибо

    1. Ольга, в письменной части только аудирование идет строго в начале – его слушают все вместе. Чтение, грамматику и лексику и письмо школьник выполняет в том порядке, в котором ему нравится, в оставшееся от аудирования время. Никаких ограничений на эту часть нет.

  7. Здравствуйте, я не уверена нужен ли Past Perfect после слова SCREEN подскажите права ли я ?
    “Where are your parents, Jason?”
    “I _________do not know_________. I can’t call them because of this,” he pulled his phone out of his pocket and showed it to me – the screen _________had broken_________ and the phone was obviously dead.
    Jason focused on the food again. He took his _________fourth_________ biscuit and said: “I wish my mum could make biscuits like this.”

  8. Ирина, добрый день! Приобрела недавно Ваш грамматический справочник. Во-первых, хочу сказать спасибо. Во-вторых, немного расстроена, так как на с.14 в теме Притяжательный падеж у Вас написано, что ” на экзамене вам может встретиться существительное, к которому нужно будет добавить апостроф и окончание -s”.

    Но ведь такого не может быть! Знака апостроф нет в бланках.
    Хочется быть спокойной, что ученики получат правильную информацию 🙂

      1. Ирина, если уж совсем придираться, то следовало бы подправить и нумерацию заданий в грамматическом справочнике. Например, в ОГЭ 2022-23 г. есть блок заданий 20-28, а не 18-26, как у Вас написано. Понимаю, что справочник 2020 г., но было бы здорово подредактировать такие нюансы. Спасибо еще раз!

  9. Ирина, здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, в сборнике “Грамматика ОГЭ” в теме наречия, вы пишите, что перед превосходной степенью наречий артикль the не ставится. Почитала в интернете другие сайты, нашла, что не ставится в предложениях, когда сравниваем с самим собой, а в остальных ставим the. А в упражнениях, которые вы потом даете, идет сравнение “быстрее всех животных”, “раньше всех в семье” и т.д. Я запуталась, нужно или нет ставит артикль the в превосходной степени наречий.

  10. А можно и мне с правками переслать, тоже неудобно, что страницы не совпадают. И еще в ключах к грамматике на переводные упражнения нет ответов.

  11. Добрый день, Ирина. Возможно, Вы знаете ответ на вопрос. Если в кодификаторе написано:
    2.4.20 Предложения со сложным дополнением (Complex Object) (I saw her cross/crossing the road. I want to have my hair cut.)
    Наличие данного элемента
    содержания в кодификаторе ОГЭ прошлых лет –
    То это значит, что так называемый Complex Object будет может встретиться в 2024 году или, наоборот, если минус – то, го не будет?
    Я встретила в сети разные мнения на подобную тему.
    Спасибо!

Добавить комментарий

Необходим вход через сторонние сервисы для добавления комментариев.
Регистрируясь на сайте вы принимаете условия пользовательского соглашения и соглашаетесь на обработку персональных данных

Cart