Как написать отличное эссе на ЕГЭ

В этом посте будет много отличных советов про то, как хорошо написать эссе на ЕГЭ по английскому языку – правильно выстроить работу по подготовке к написанию эссе, научить находить для него идеи и подбирать правильные синонимы.

Задание №40 вкусное – за него можно получить 14 баллов на экзамене. И опасное, потому что очень легко даже не перейти на другую тему, а просто “недораскрыть” несколько аспектов, и – вуаля – у нас “ноль” за критерий “решение коммуникативной задачи” и всё эссе. Поэтому сейчас для репетиторов информация о том, как грамотно организовать работу с этим заданием, а для учеников – как самостоятельно приблизиться к заветному балловому максимуму на ЕГЭ.

Как учить писать эссе

Этап 1, вводный. Рассказываю общую информацию о сочинении на ЕГЭ, сколько на него отводится времени на экзамене, лимит слов и категории тем на эссе. После этого даю эссе-пример. Но показываю не готовое, а с перемешанными абзацами, которые ученик сам собирает согласно плану написания сочинения, представленному в экзаменационном задании.

Этап 2, разбор отдельных частей сочинения. Разбираем эссе “по кусочкам”. Что должно быть в каждом параграфе, и чего там быть вообще не должно. Проходим логику написания аргументов и их “разъяснения” во 2, 3 и 4 абзацах.

Этап 3, анализ. Вместе читаем и обсуждаем критерии и дополнительную схему оценивания сочинения для экспертов. Берём сочинения прошлых лет и разбираем согласно критериям. На дом задаю самому оценить парочку.

Этап 4. А здесь уже начинаем писать сами. Первую тему обсуждаем вместе (о том, как обсуждаем – инфа ниже). Проговариваем, что будет в каждом абзаце и как ученик раскроет аргументы. После этого отпускаю с миром.

На следующем уроке вместе разбираем по критериям получившееся сочинение и задаю на дом переписывать его до идеального состояния. Пока этого идеала не будет, дальше ничего не пишем.

Вы понимаете, что все эти этапы очень индивидуальны и занимают с каждым учеником от 1 до 3 уроков, в зависимости от его способностей и умственных сил.

Как работать с аргументами

В этой статье я уже писала, что для эссе очень полезно рисовать mind maps для аккумуляции идей, которые будем писать в сочинении. Но есть еще один полезный прием для этих целей. Я использовала его недавно на брейнсторме идей для эссе на ЕГЭ по теме “Making a good salary is more important than job satisfaction”.

1️⃣ Делим листок на две части и сверху подписываем противоположные по смыслу слова, связанные с темой и представляющие 2 точки зрения. Для нашей темы это – good salary  VS job satisfaction. (Я работаю онлайн, поэтому на фото прилагаю пример с виртуальной доски Miro).

2️⃣ Поясняем, что сейчас будем диктовать слова и выражения, и ученик должен отнести их в одну из колонок по смыслу.

💡Если вы недавно проходили лексику по этой теме, самое время её использовать в диктанте.

3️⃣ Начинаем с легкой артиллерии, например: good income, fulfilling job, well-paid job, satisfying job. Это будут наши синонимы для эссе.

4️⃣ Дальше диктуем противоречивые идеи, которые в принципе можно отнести и туда, и туда. Просим ученика разместить фразы там, где они ему кажутся уместными: fills life with positive emotions, opportunities for better life, become a professional in a chosen area, increase your performance. Это будут наши идеи для эссе.

5️⃣ Теперь пытаем: А почему ты это сюда отнес? Как “opportunities for better life” связано с “good salary”? Разрабатываем аргументы в поддержку точек зрения.

6️⃣ А дальше все зависит от желания, времени и способностей ученика. Можно пойти дальше и детально проработать содержание параграфов, можно накидать идеи без проработки, а можно пустить в самостоятельное плавание, чтобы сам дома написал сочинение.

Видите, какое шикарное упражнение – и с идеями поможет, и с синонимами.

Где еще взять аргументы

Полезней всего их черпать из обучающих статей и видео. Поэтому во время обучения языку обязательно задаем по пройденным темам статьи или познавательные видео. Я беру материалы отсюда – British Council. Там можно найти и видео, и аудио, и статьи на все темы, которые встречаются на ОГЭ и ЕГЭ.

И ко всем материалам готовлю персонализированные вопросы. Например, смотрим видео про recycling и спрашиваем: How can you personally help recycle rubbish? How does local government organize recycling in your city? How can you benefit by recycling products?

Потому что без этой персонализации ученик быстрее забывает тему. Попадётся она ему на экзамене, он будет судорожно вспоминать, что там в статье было написано, и не вспомнит. С большей вероятностью ему придет в голову то, что он говорил про себя в связи с этим вопросом.

И не стесняемся задавать и взрослым, и подросткам необычные вопросы, которые вряд ли попадутся на экзамене: Which is more interesting – teaching a subject or learning it? Why? How would you rather help the environment – by giving money to a fund or doing some volunteer work? Why?

Если он научится давать внятные ответы на мутные вопросы, с обычными будет легче.

Идеи набрали, но не можем мы все сочинение писать “good salary” и “job satisfaction”.

Где взять синонимы

В эссе нужно, в первую очередь, раскрыть топик, чтобы не получить 0 за РКЗ и все сочинение. Одним из слагающих успеха в получении хорошего балла за РКЗ является перефраз темы во вступлении. Также для  максимума по критерию “Лексика” нужно уметь подбирать синонимы, чтобы не повторять в сочинении слова “teenagers” или “the best” до боли в глазах у преподавателя.

Малое количество учеников имеют к 11 классу словарный запас, необходимый для победы над этими целями. Поэтому в начале занятий с репетитором их тянет просто забить предложения в онлайн переводчик и списать оттуда готовенькое. Вот это большое no-no, и я с удовольствием била бы их по рукам за такое, но работаю онлайн и могу только взывать к их разуму.

Как я прошу учеников работать с синонимами вместо списывания плохого перевода из translate.yandex.

1️⃣ Можно пользоваться онлайн-тезаурусом (например, isynonym), или просто вбивать в google поисковик запросы вроде “valuable synonym”.

2️⃣ И чтобы дальше ученик не писал в эссе неподходящий синонимов, например “parents and friends are the most expensive things in my life” или “I’m allergic to pussies”, рассказываю о сайте Reverso Context, куда можно забивать все найденные и переведенные с русского выражения и смотреть, можно ли так вообще сказать и что это будет значить.

3️⃣ Как вариант,  можно вбивать свои  фразы в строчку поисковика. И смотреть – есть такое выражение или нет. Это становится понятно еще на этапе ввода слов, как на этой картинке.

4️⃣ А если ребенок сомневается, не будет ли стилистической ошибкой употребления слова в сочинении  (“guys” или “teens”), то отправляю его на https://dictionary.cambridge.org/ru/ для отслеживания пометки “informal” возле слова.

Надеюсь, у вас уже оформилась идея о том, как научить и научиться писать отличное сочинение. Но не могу вас отпустить это делать без последнего параграфа.

Еще один лайфхак

Эта фраза очень помогает. Темы сочинения могут попасться легкие, например: “Many people think that it is better to be an only child than to have brothers and sisters”. Две точки зрения уже в ней написаны, ученик спокойно может выбрать ту, которая нравится.

А могут встретиться заковыристые. Например как в демоверсии ЕГЭ 2020: “Education is the most valuable thing for a teenager”. Где ученику нужно самому додумать вторую точку зрения.

Тема становится коварней, если дитятко идет от обратного. То есть, думает, что не образование самое серьезное в его жизни, а  друзья, деньги или какие-то аморальные развлечения. Тут скрываются сразу несколько подводных камней:

🗿 Ученик во втором параграфе напишет несколько важных вещей для подростков.

🗿 Забудет про превосходную степень в названии темы и насчет рассуждать просто про “важные вещи”.

🗿 В четвертом абзаце с контраргументом (что образование самое важное) уйдет от темы так далеко, что если забыть про тему и прочитать отдельно 4-ый параграф, покажется, что тема у нас “why friends and family are important for teens” или “why it’s necessary to give a kid enough pocket money”.

И все эти мелкие грешки повлекут за собой 0 за критерий “Решение коммуникативной задачи” и всё эссе.

Поэтому не отстаиваем свою точку зрения с пеной у рта, а отстаиваем ту, которую проще отстоять. И не важно, о чём речь.

 

Уверена, что эта статься окажется полезной даже для тех, кто давно занимается подготовкой к этому нелегкому русскому экзамену. Кстати, всю эту информацию писала в постах на своей страничке в Инстаграм – https://www.instagram.com/irene_schmidt__/. Присоединяйтесь, чтобы не пропустить их и еще кучу всяких полезностей!

И не забывайте, что у меня есть замечательные книги и планы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ -> https://4languagetutors.ru/category/oge-i-ege/.

А если у вас есть какие-то свои лайфхаки по подготовке к этому экзамену – you are welcome писать о них в комментариях!

Как написать отличное эссе на ЕГЭ

4 комментария для “Как написать отличное эссе на ЕГЭ

  1. Ирина, спасибо за статью! Что касается ресурсов, то я еще использую сайт wordhippo.com для поиска синонимов/антонимов и примеров использования слов в предложениях.
    Лексику для эссе иногда берем из статей в The Guardian, но сайт learnbritishteens тоже один из любимых)

  2. Добрый вечер. Очень ценные советы. Подскажите пожалуйста как все таки разговорить учеников на уроке массово и подготовить их к ОГЭ по английскому?

    1. Добрый вечер! Тут одним комментарием не ответить! Советую вам взять платную консультацию у любого эксперта подготовки к этому экзамену.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я принимаю условия пользовательского соглашения и согласен на обработку персональных данных

Пролистать наверх

Подписка на блог
Не пропустите новые посты!