Перейти к содержимому

Как провести урок?!

Большинство из репетиторов училось в педагогическом ВУЗе, где им преподавали педагогику, психологию и методику. Но учеба и практика – два разных дела, и готовясь к своему первому уроку, кажется, что тебя научили только теории, но не тому, что тебе понадобится на практике. Как начать урок? Как преподнести материал? Как провести занятие, чтобы оно было запоминающимся и эффективным ? И методом проб и ошибок приходится самому искать ответы.

Эту статью писала более 6 лет назад, и сейчас НЕ делаю многое из того, что написано в ней. Кликай по ссылке, чтобы узнать как грамотно выстроить урок, чтобы клиенты НЕ УШЛИ к другому репетитору.

В этой статье я хочу затронуть не только педагогическую, но и психологическую часть проведения занятия, и все здесь написанное будет верно для учеников от 12 лет, так как с младшим возрастом я не занимаюсь.

Как провести урок: Начало

Проверяю домашнее задание, и делаю выводы – обучаемый должен увидеть и исправить свои  ошибки (сам! пусть шевелит мозгами!), а для себя отмечаю, какую тему можно считать пройденной, а что еще нужно повторить.

Теперь – начинаем. И начинаем с постановки целей.  Ученик должен знать, зачем он пришел на урок! Рассказали ему, почему его день сегодня пройдет не зря, и теперь… надо вспомнить произношение и значение слов, которые мы проходили? Освежить в памяти грамматику? Отработать звуки, которые у ученика не получаются? У нас есть отличный выход – фонетическая зарядка! Разогреваем органы речи и вспоминаем, как красиво говорить по-английски.

Приведу пример: изучили Present Simple и Present Continuous, и надо уяснить разницу между ними. Смотрим небольшое видео, ученик повторяет сказанные героями фразы и поясняет выбор того или иного времени (ссылка на видео). Так мы убиваем сразу несколько зайцев: речевой аппарат разогревается, грамматику повторяем, и интерес к языку возрастает – в школе и университете очень мало учащихся видят какие-то наглядные пособия, кроме учебника.

Человек хорошо запоминает, что было в начале и конце, поэтому важно, чтобы начало занятия было интересное и ученик знал, что мы пришли не просто заниматься – а приобретать определенные знания, отрабатывать навыки или закреплять умения.

Если в структуре занятия запланировано аудирование (вспомогательное средство для введения новой грамматической темы/ закрепления пройденной лексики/ тренировки восприятия речи на слух/ тренировки части “Аудирование” на ЕГЭ), то начало занятия – оптимальное время для его проведения. Почему? Потому что мозг ученика еще толком не напрягся – его не загрузили новой темой – значит, восприятие на слух лучше всего пройдет именно в первой части урока. (Сомневаетесь – поставьте эксперимент – дайте слушание в разных частях занятия – и спросите обучаемого, когда ему было проще!)

Как провести урок: середина

Здесь я ввожу либо новую лексику, либо новую грамматику. Стараюсь не брать на одном занятии и то и другое, потому что это очень сложно для ученика, особенно уровня ниже Intermediate (а таких учеников подавляющее большинство). До этого уровня почти все темы новые для обучаемого, и многие из них отличаются от родного нам русского языка.

Всю остальную часть урока посвящаю закреплению нового материала.

NB: Если предвидится трудная грамматическая тема и занятие идет больше 60 минут, примерно после 50 минут урока можно сделать небольшую паузу – сыграть на гитаре, предложить чай с тортом, а ученикам постарше – алкогольные напитки. Шутка =) Но паузу нужно сделать, чтобы ученик немного отдохнул и после с новыми силами глотал пилюлю английского. Посмотрите видео, послушайте песню любимого исполнителя ученика (опять же вписывающуюся в план занятия), прочитайте веселую статью или поговорите на интересную вам обоим тему.

Отдохнули? Еще есть время для отработки навыков! Чтение, письмо или слушание. Но текст для аудирования на этом этапе занятия не должен вносить ничего нового (много непонятных слов и грамматических конструкций), а лишь отрабатывать изученное на этом занятии или ранее. Лучше будет, если эта часть урока была связана с пройденным материалом.

Внимание ученика здесь уже медленно начинает угасать, и вряд ли вы сможете втиснуть в его уставший мозг какую-то новую информацию.

Как провести урок: конец

К концу урока и вы и ученик устали друг от друга и от английского. Как и у любого хорошего фильма, у урока должна быть красивая и запоминающаяся концовка.

В интернете есть куча игровых материалов, посвященных грамматическим и лексическим темам (например, тут). Их я и стараюсь использовать в конце занятия. Например, когда идет изучение темы союзов, вводящих придаточные определительные (defining relative clauses), пишу слова, пройденные с учеником недавно, на карточках, разрезаю их, кладу на стол чистой стороной вверх, и каждый по очереди тянет слово, которое должен объяснить, не называя самих слов, но используя при этом предложения, начинающиеся с союзов whowhichthat,  whenwhere and whose.

А это уже готовые карточки из пособия New English File Pre-Intermediate:

проведение занятия

Более подробно об играх на занятии Вы можете прочитать тут.

И в самом конце я прошу ученика самого подвести итоги – что он узнал, и что далось легко, а что требует большей отработки. Обязательно задавайте вопросы! Мы с вами уже хорошо знаем язык и забыли начальный этап изучения, когда тема казалась сложной, а учитель никак не мог понять, как такой простой материал вызывает столько проблем? Плюс, попадаются ученики, которые с одинаковым выражением лица сидят все занятие, и понять, что он понял, а что нет, можно, лишь задав прямой специальный вопрос.

Итак, ученик сам рассказал, чего он достиг на занятии. Если он неправильно понял цель урока или вообще затрудняется сказать, чем вы занимались, это хороший повод для самоанализа – значит, неправильно что-то спланировали или объяснили.

На этом все, осталось дать домашнее задание, закрепляющее пройденный материал, и распрощаться до следующего занятия.

домашнее задание

14 комментариев для “Как провести урок?!”

  1. Здравствуйте, Ирина! Меня зовут Алена. Я из Улан-Удэ, Бурятии. В далеком 2001 году я окончила Бурятский государственный университет, факультет иностранных языков, англо-китайское отделение. Так получилось, что в школе я практически не работала, опыта преподавания мало или вообще нет. И вот, сейчас решила заняться преподаванием английского языка деткам 4-5 лет. Ваши уроки мне очень помогают в проведении занятий, все расписано поэтапно, доступно, музыкально, а главное, интересно и в игровой форме. Огромное вам respect!!! С нетерпением жду ваших занятий!!! Очень хотелось бы узнать общее содержание ситуативных блоков, которых вы будете освещать на дальнейших занятиях. Спасибо)

    1. Алена, спасибо большое за комментарий! Я очень рада, что мои уроки кому-то полезны и ими пользуются=) Насчет ситуативных блоков, я их особо далеко не планирую, но уверена, что счет до 20 трогать не буду еще занятий двадцать, а в ближайших планах – изучение животных (которое мы уже немного начали) и цветов. На здоровье, задавайте любые вопросы, обязательно отвечу!!!

  2. Ирина, спасибо за, как всегда, полезную и познавательную статью! А можете порекомендовать другие сайты формата http://www.eslprintables.com/, с которых можно свободно или за денежку скачать готовые задания, не загружая свои. Я начинающий преподаватель, и мне пока совершенно нечем поделиться с eslprintables. А разнообразить уроки хочется 🙂

    1. Анастасия, пожалуйста, рада помочь! Я другими сайтами не сильно пользуюсь, но знаю еще о ресурсе busyteacher, там тоже должны быть дополнительные материалы!

  3. Ирина, очередной раз здравствуйте! Снова нужен Ваш совет. В репетиторстве новичок. В этом учебном году взяла двух девочек (занимаются совместно), 4-5 класс, уровень примерно одинаковый, учащиеся обычной школы. Изначально запрос от мам был следующий: мы хотим, чтоб они разговаривали. Я мягко попыталась объяснить, что без грамматики даже простейший разговор построить трудно, и что на уроках мы в любом случае будет уделять ей время, на что они сказали, что как вы будете строить урок дело ваше, нам важен результат. В качестве основы взяла Friends 1. Начали заниматься, иду по учебнику, периодически разбавляю занятия видео, играми, доп. граммат. упражнениями, если вижу, что тему не поняли. Я думаю, что вы понимаете, что девочки на уроке не разговаривают, кроме разве что дежурных разговоров о погоде, как дела и ответов на вопросы по тексту из учебника. Но мамы периодически спрашивают у меня: ну как, они разговаривают? Оказывается, они специально объединили девочек на занятии, чтобы они общались друг с другом. Занимаемся по 60 мин дважды в неделю. Интуитивно я понимаю, что учитывая их изначальный уровень языка, частоту занятий и количество прикладываемых ими усилий, было бы даже странно, если бы они вдруг заговорили. Но моя неопытность и любовь к самокопанию заставляют меня сомневаться в себе. Может, я неверно строю урок, может стоит просто заставлять их говорить.. Но как они могут говорить, не имея достаточной базы слов и конструкций? Научите меня, пожалуйста, как правильно реагировать на подобные запросы родителей: я хочу, чтобы мой ребёнок говорил. Либо подскажите, что я делаю не так, как выводить на разговорный уровень детей с уровнем А1? Спасибо заранее!

  4. Дина, добрый день! Я не занимаюсь с детьми младше 13 лет уже года три, поэтому, боюсь, не смогу дать вам полноценный ответ. Но я бы сократила время доп. активитиз (которые не развивают говорение, логично)))) и сделала упор на работу в паре.

    Например, warming-up stage – смотрим на картинку и обсуждаем в парах. Если запас слов маленький – пишем в тетрадь вспомогательные слова “I think the text/picture is about …” “What do you think about it?” Потом, текст – сначала слушаем, потом повторяем за аудио, потом читаем в парах. Если какие-то слова в тексте непонятны – объясняем. Пишем им вопросы по тексту на бумажках, они тянут бумажки и задают друг другу вопросы и отвечают. Если что-то из лексики для ответа им незнакомо – опять же, выписываем в шпаргалку.

    Далее – стараемся вывести это в пересказ. Пересказ – занятие утомительное, но очень эффективное в плане развития речи. Сначала закрываем ключевые слова, когда читаем, и по памяти их воспроизводим. Потом – закрываем еще+1 слово, и так – пока для опоры в диалоге не останутся только картинки. Они самостоятельно рассказывают диалог, потом меняем их ролями. Если в учебнике не диалог, а текст – можно попробовать по предложению пересказывать, можно попробовать игру “снежный ком”.

    На дом. чтение можно выбирать книги по уровню и просить их читать дома, выписывать новые словечки в тетрадь и на занятии совместно пересказать в 5-6 предложениях, что они там прочитали.

    Много игр на новые слова и повторение есть в начале Teacher’s Book к учебнику Family and Friends. Еще игры на говорение можно посмотреть в Activities for Primary Classroom (может, не точно вспомнила название, какой-то похожий учебник).

    И всячески их спрашиваем о том, что им самим интересно, о том, что произошло сегодня в школе, но это, наверно, тоже совет капитана)

    Беспокойной маме можно после каждого урока делать доклад в устной или письменной форме – Сегодня прошли “Одежду”, записали слова и девочки описывали, что они носят в школу каждый день, что им нравится носить, а что нет. В чем ходит учительница из класса. На дом задано – выучить новые слова, прошу проконтролировать их, потому что новый материал нам потребуется для общения на следующем уроке. Если не будут делать домашку, то и прогресса в разговоре не увидим.

    Надеюсь, хоть чем-то помогла) Если есть еще вопросы – пишите!

  5. Ирина, хотелось бы услышать Ваше мнение по следующей проблеме.
    Имеем в наличие ученика 8 класса языковой гимназии. В анамнезе три за год. Родители просят в том числе заниматься домашними заданием на занятиях. Ученик с ленцой, хотя и не безнадежен. Помимо школы еще танцы, пение и проч. Перегружен и это очевидно. Все время на занятии уходит фактически только на выполнение домашки. В такой ситуации есть шанс хоть что-то вложить в ученика? Я поняла из Вашего блога, что Вы таких в принципе не берете, но для меня это не вариант. Посоветуйте, если можете, как организовать занятие, чтобы был толк. Цель – вытянуть на 4.

    1. Анна, мне кажется, лучший выход в вашей ситуации – заранее спрашивать, какие темы проходили, и к ним целенаправленно готовить дополнительные материалы. То есть, например прошли они структуру there is. На уроке повторить немного теории, сделать с ним домашнее, и принести свои упражнения на выведение этой структуры в речь.

  6. Здравствуйте, Ирина, 60 минут занятия не тяжело для учеников? В частности, для подростков. А также, поясните, пожалуйста, может это было где-то в других комментариях, вы ведете занятия на английском? Имею ввиду, когда просите ученика подвести итоги, задаете вопросы, что понял, что не понял и т.д.

    1. Добрый день, не тяжело. На ЕГЭ некоторые занимаются по 90 минут, и не устают. Веду большую часть занятия на английском, исключения составляет подготовка к экзаменам с низкими уровнями, когда ученику надо быстро и нет времени учить его английскому, приходится отрабатывать стратегии вместо этого.

Добавить комментарий

Необходим вход через сторонние сервисы для добавления комментариев.
Регистрируясь на сайте вы принимаете условия пользовательского соглашения и соглашаетесь на обработку персональных данных