Перейти к содержимому

Каких учеников стоит избегать

Эта статья будет о наболевшем – о том, как не ошибиться с выбором ученика. Скоро 1 сентября, и ученики побегут искать репетиторов, вспомнив, что в этом году они сдают ЕГЭ или освобождается должность на работе, требующая знаний языка. Как отсеять тех, кто сам уйдет после нескольких занятий?

убегать

Таких учеников можно распознать:

  1. По объявлению
  2. По звонку
  3. При личной встрече

    По объявлению

объявление

Это самый легкий этап, когда при отказе мы тратим минимум усилий.

  1. Все в тексте объявления, что привлекает глаз и не вписывается в рамки обычного запроса.

    Требуется особый подход/Нужен строгий педагог.

    Сразу возникают мысли, что что-то не так с учеником – он скачет на занятии как козлик, не слушает ничего, кроме звуков, исходящих из своего айфона? Видела одного такого, больше не хочется тратить свое и чужое время.

    Нужен не школьный учитель.

    Возникает вопрос: А чем плох школьный? В жизни встречала кучу учителей, не вписывающихся в шаблон пожилой женщины с пучком на голове, которая учит всех грамматико-переводным методом.

    Обязательно наличие стажировок/учебы заграницей/проживания в Оксфорде.

    Особенно странно, когда такие требования предъявляются к репетитору дошкольника. Родитель или ученик хочет “крутого репетитора”, чтобы им хвастаться? Максимум пользы за минимум денег? На такие и подобные заявки не обращаю внимание, скорее всего, это лишняя головная боль.

  2. Если в заказе указано, что продолжительность занятий недолгая: месяц или полгода – для меня тоже повод не соглашаться на заказ. Потом этот период может оказаться еще меньше, а деньги за заказ будут отданы, и ученики, которым отказали, потому что времени свободного не осталось, уже ушли к другим репетиторам.
  3. Подготовка к экзамену за короткий срок. Особенно, если это ЕГЭ, и особенно, если хотят сдать на хороший балл, а в школе у него оценка 4 или хуже. Претензий и ожиданий со стороны родителей будет много, не всем удается объяснить соотношение сложности формата экзамена и реальных возможностей ребенка.

По звонку

телефонный звонок

Эти проблемы возникают, как правило, когда не вы выбираете ученика, а ученик выбирает вас. Когда по телефону доходим до обсуждения момента “чего хочется от занятий”, можно услышать следующие фразы, которые должны предостеречь:

  1. Уровень английского у меня не очень – что осталось со школы, а для работы (поездок, удовольствия) он нужен. Поэтому можно мне какой-нибудь “экспресс-курс“, чтобы я месяца за два его уже прилично знала?

    Я не Илона Давыдова, и в ВУЗе меня учили языку 5 лет, а не полгода. Как правило, такие ученики после первого звонка больше не перезванивают, поэтому моя совесть остается чиста.=)

  2. Я не хочу делать никаких упражнений в рабочей тетради, переводов, учить правила. Мне нужен живой язык, на котором все общаются.

    Если ученик хочет говорить по-английски, как Виталий Кличко по-русски, мне с ним явно не по пути.кличко1

  3. У меня столько работы (учебы, других интересных дел), что я не буду успевать делать домашнее задание! Можно мне все давать на уроке, я все запомню?

    У нас не уроки литературы, где услышал, что Каренина бросилась под поезд, и можешь об этом рассказать, где угодно и когда угодно. Вежливо объясняю, что я так не работаю.

  4. Давайте я перезвоню (Вы мне перезвоните), я сейчас занята.

    Если человеку действительно нужен репетитор, он уделит вам пару минут. У меня было две таких заявки, и из обеих ничего не вышло – никто не перезванивал и, когда звонила я, снова просили перезвонить или уже не брали трубку.

  5. Ого! Как дорого! Ну ладно … давайте заниматься …

    Из личного опыта, люди, озвучивающие эту фразу в разговоре, чаще всего потом причиняют мне и много других неудобств – не предупреждают об отмене занятия заблаговременно, а после каникул или отпуска сами пропадают.

При личной встрече

первая встрча

Тут мне расставаться с учеником тяжелее всего, потому что мы уже потратили друг на друга время и познакомились лично. Отказывать мне в таких случаях всегда неудобно, но я стараюсь собрать волю в кулак. Мне же потом с ним работать.

  1. Хамство. Чаще всего у школьников или у единственного обожаемого наследника. Просто невоспитанные дети, которых родители не учат разнице взрослый-сверстник. Такие ученики на занятии могут отказаться выполнять какое-то задание, потому что им неинтересно, в середине урока пойти покушать, потому что есть хочется, или писать другу в WhatsAppe. Стараюсь вежливо объяснить родителям, что я привыкла к другому отношению, и советую в повторной заявке писать: “к ребенку нужен особый подход”. Администратору сайта прямо очитываюсь, что работать с трудными детьми не умею, и заказ брать не буду
  2. Незаинтересованность. Тоже чаще всего у школьников, которые ходят на английский, потому что их мама заставила (или у него весь класс дополнительно занимается, не будем же мы хуже других). Если человек не хочет (а особенно подросток, который любит делать все наперекор), даже очень много бисера вряд ли что-то изменит.
  3. Чрезмерная загруженность ученика. Бывают еще школьники, которые ходят на дополнительные танцы-волейбол-музыку-рисунок-китайский, потому что родители растят из них юную звезду. Такие дети обычно на урок приходят с желанием поспать и отдохнуть, а не учиться.
  4. Личная неприязнь. Вроде адекватный на вид персонаж, на занятии все делает, но вот не нравится он тебе, и все. Сказать в лоб “какой-то ты нетакой” неудобно, поэтому объясняю невозможность заниматься внезапными личными обстоятельствами.

Есть, возможно, какие-то проблемы, которые становятся видны только через некоторое время, но я прям серьезных еще не встречала. Если меня не устраивает что-то, говорю с самим учеником, или с его родителями.

Вот этими критериями и пытаюсь руководствоваться при выборе клиентов. Но у меня не всегда получается. Когда я только искала учеников, брала всех, кто попросится, боясь никого потом не найти. Теперь занимаюсь с двумя, с которыми никак не могу расстаться – давно их учу, родители на меня рассчитывают, совесть мучает, хотя, по-хорошему, надо бы. Зато новых теперь беру по правилу “Семь раз отмерь – один отрежь!”.

ученик

15 комментариев для “Каких учеников стоит избегать”

  1. Ну, так, вы занимаетесь только с идеальными учениками. А зачем успешному ребенку, который и домашние задания готов делать, и вежливый, и не ленивый, и родители готовы любые деньги платить идти к репетитору?
    Я считаю что мастерство заключается в умении работать с любым учеником. Да, бывает что не идет. Но, с опытом, все реже и реже. И с родителями отношения выстраиваются, и с учениками лентяями.
    Иногда репетитор, это тот же врач. Иногда его задача помочь и объяснить в кратчайшие сроки. Бывает что задача другая – учить языку, учить жить в культуре преподаваемого языка, учить думать на языке.
    Это мое личное мнение и шичный опыт работы. А то как почитаю статьи, то всем идеальных подавай, все себя мнят отличными репетиторами. А в чем отличный? Способного ребенка научить?
    Все дети обучаемы, все! Нужно просто уметь учить.

    1. Ольга, добрый день!
      Я писала эту статью почти три года назад, а после вашего комментария еще раз решила ее перечитать (мало ли, написала где-то и забыла), но так и не нашла, где:
      а) Я говорю, что беру только детей, которые вежливые, и не ленивые, и их родители готовы мне нести мешок денег за занятие заранее.
      б) Называю себя успешным и отличным учителем.

      P.S. На всякий случай, если вдруг из содержания статьи не ясна основная мысль, вот она еще раз: мне нравится работать только с теми, кто мне приятен и готов принять точку зрения, что преподаватель лучше знает, как выстроить процесс обучения. А с людьми, к которым не лежит у меня душа, я не хочу выстраивать ни профессиональных, ни личных – никаких – отношений.

      В этом блоге я делюсь своими собственными мыслями, связанными с процессом преподавания. Если вам нравится и комфортно работать как-то по-другому – работайте! Никому ничего не запрещаю и не навязываю =)

    2. Ольга, а если родители не очень усердного или сообразительного ребенка считают, что раз платят репетитору – ребенок должен сдать ЕГЭ на 90+ баллов и вся ответственность на преподавателе, а то “деньги взял – а знания не дал”? Ученика что, гипнотизировать? Или если у ученика/родителей такой характер и отсутствие воспитания, уважения к репетитору, что проще отказаться и непонятно ради чего тратить столько нервов? И вам прямо со всеми-со всеми комфортно работать?
      Нет, со многими можно и нужно наладить контакт и продуктивно работать, но по вашему описанию вы какой-то волшебник. Все-таки для рукопожатия нужны две руки.

    3. А зачем успешному ребенку, который и домашние задания готов делать, и вежливый, и не ленивый, и родители готовы любые деньги платить идти к репетитору? – Видимо, для того, чтобы усвоить предмет лучше, более глубоко и широко.

      Я считаю что мастерство заключается в умении работать с любым учеником. Да, бывает что не идет. Но, с опытом, все реже и реже. – Конечно с опытом все реже и реже, потому что с опытом понимаешь, что от с проблемными не стоит связываться. С проблемными детьми и взрослыми пусть работают психологи и психотерапевты.

      А то как почитаю статьи, то всем идеальных подавай, все себя мнят отличными репетиторами. А в чем отличный? Способного ребенка научить?
      Все дети обучаемы, все! Нужно просто уметь учить. – Про отличных тут не было вроде. Что касается способных детей, то конечно их тоже нужно учить, чтобы способности их раскрыть и развить. И это труд интересный и приятный. А если не хотят учиться, то и не будут учиться! Особенно если родители им в этом потакают. Ну может можно из кожи вон вылезать с ними, но за тройную плату тогда.

  2. За свой не такой большой опыт работы (4 года) уже многого добилась с учениками, были разные дети: лентяи, опоздуны, игнорщики домашних заданий, просто совершенно не мотивированные, ко всем находила подход и удавалось передать частичку своиих знаний. Есть и девочка, которую за один учебный год переучила с немецкого до того, что школьный учитель по умолчанию отправляет её на олимпиады (5 класс, начинали с алфавита). Был и мальчик, с которым титаническими усилиями, пройдя путь от числительных и местоимений, подготовились к ОГЭ за 7 месяцев (сдал на твёрдую четвёрку, ближе к пятерке). Была уверена, что необучаемых детей не бывает, росла уверенность в своих силах, а сейчас пришёл ученик, 7 класс. Это просто комбо! Ни мотивации, ни тетради, ни домашних заданий (каждый раз новые отговорки, ни разу не повторился), постоянные опоздания на 10-20 минут, срывы занятий, один раз мама позвонила за десять минут до занятия и сказала, что Аркаша проспал и она не может его разбудить. В седьмом классе кое-как читает, игнорируя все правила чтения, сложнее третьего типа слога. Не знает местоимений, сложнее he, she, it. Спустя 2 месяца занятий все ещё уверен, что we — это «вы». Первые пару занятий был оптимистичный настрой, а потом я поняла, что парень не различает частей речи в русском языке, не говоря уже о более сложных понятиях, как подлежащее и сказуемое. Пыталась объяснить ему идею слогов. Пришлось для примера перейти на русские слова, потому что я поняла, что на английском языке я до него донести ничего не смогу. И тут я осознала, насколько все запущено. Спокойно объяснила несколько раз, что сколько гласных, столько и слогов (тут пришлось вспомнить что такое гласные и согласные). Через 10-15 минут объяснений парень с трудом начал делить слова «мама, папа, лама», но более сложные слова нещадно расчленялись на какие-то абсолютно чудовищные, нелепые куски. мы-шь, теле-ф-он, соб-ака, это из того, что запомнила. Я объясняю материал, разжевываю дз, но зачем, если его можно не делать? Мы просто стоим на месте. Маме говорила, что так мы ничего не добъемся.
    Парня жалко. Из таких, над кем издеваются одноклассники, а мама кормит с ложечки. Сейчас все это написала и саму себя не понимаю, другому человеку бы у виска покрутила после такого рассказа. Сделала маме последнее предупреждение, но не верю, что что-то изменится. Скорее всего распрощаюсь после нового года, чего не делала ещё ни с одним учеником. Может быть и все дети обучаемы, но объясните мне как, КАК??? мне за два часа в неделю объяснить то, что должны были объяснить 6-7 лет назад учителя по другим предметам?!

    1. Добрый день!
      Читала начало вашего поста и думала: “ну не бывает так, чтобы все как по маслу, должна обязателньо быть ложка дегтя”.
      В ситуации, которую вы описываете, уже не сильно разберешься, мне кажется, там куча факторов сложились. И вряд ли вам удастся самой эту кучу разгрести. Единственное возможное решение тут – объяснить маме про ваше потерянное время и их деньги в случае продолжения уроков и расстаться, по возможности, без взаимных обид.

    1. Да?
      У меня положительный был опыт, в основном. С profi.ru приходило больше, чем со втором сайта, и сотрудничество с ними было плодотворнее.

  3. Добрый день, Ирина! У меня вопрос как к коллеге. Сам я репетитором стал недавно, поэтому опыта у меня немного. Взял я одну ученицу готовится к ЕГЭ, 3 раза в неделю. В самом начале она мне говорила, что будет много работать самостоятельно, готовиться + я сам оговорил, что всё зависит от неё и что гарантировать высокий балл я не могу (уровень Elementary). Мы провели первое занятие, после чего она пропустила три четверти занятий за месяц. Я хотел было отказываться, но она сказала, что будет заниматься и я решил дать её второй шанс. Однако, по прошествии этого месяца, я понял, что всё же не смогу её подготовить, поскольку материал она усваивает крайне медленно + пропустила целый месяц. Есть сильное желание прекратить занятия, но не знаю как и стоит ли? Подскажите. Заранее спасибо

    1. Добрый день! Мне кажется, ответ очевиден) Представьте – вы будете дальше её готовить, девушка будет косить и забивать. Потом идет на экзамен в июне и сдает его на 30-50 баллов. Как думаете – кого родители будут винить в низком балле дочери?

Добавить комментарий

Необходим вход через сторонние сервисы для добавления комментариев.
Регистрируясь на сайте вы принимаете условия пользовательского соглашения и соглашаетесь на обработку персональных данных