Устная часть ЕГЭ. Задание 3

Про первое и второе задание на устной части ЕГЭ я уже писала, сегодня посмотрим на то, с чем едят 3 задание на устной части экзамена.

В нем нам предлагают выбрать одно из трех фото и описать его. Понятно, что ученик должен выбрать ту картинку, где знает как рассказать про все, что на ней изображено. Вот пример этого задания из демоверсии 2019 года:

На подготовку даётся 1.5 минуты, а на выполнение 2 минуты. Максимум здесь можно получить 7 баллов.

Критерии оценивания

Задание оценивается по трем критериям:

  • решение коммуникативной задачи/содержание (максимум – 3 балла)
  • организация устного высказывания (максимум – 2 балла)
  • языковое оформление высказывания (максимум –2 балла)

Обратите внимание на важное примечание в конце таблицы. Если вы не раскрываете 3+ аспекта содержания, все задание оценивается в 0 баллов.

Что еще важного в этих критериях?

  1. Соблюсти количество предложений, необходимых для полного раскрытия содержания (в пункте “решение коммуникативной задачи“). Записываем ответ ученика на диктофон и считаем, вписались ли в нужное количество. Если скажете больше 15 фраз (фраза = простое предложение. There is a bear in the background of the picture and you can also see some squirrels on the left. – 2 фразы.), никто ругать не будет. Главное, чтобы правильно и содержание раскрыто. Фразу I’ve chosen photo number … не считаем.
  2. Даю ученикам “канву” ответа, которую они заучивают и адаптируют под картинку. С таким выученным планом он вряд ли потеряет баллы по пункту “Организация высказывания“.
  3. В пункте “Языковое оформление высказывания” обратите внимание, что можно сделать не более 2-х лексико-грамматических И 2-х фонетических не грубых ошибок. Что за ошибки такие?
    Грубая ошибка – ошибка, искажающая понимание высказывания – отсутствие согласования подлежащего и сказуемого (they am/ he have), неправильная постановка артикля (in background/ we see a people), употребление Present Simple при описании картинки, ошибка в элементарной лексике (dress вместо wear, watch вместо look at, beer вместо bear). Вообщем, грамматика, лексика и произношение слов, которые все знают уже на уровне Pre-Intermediate.

На всякий случай прикреплю памятку, который пользуется эксперт при проверке этого задания (взято с fipi.ru):

Подготовка

Рассказываем ученикам общую информацию о задании, критерии оценивания и о том, что нужно обязательно проговорить все эти пункты в своем ответе:

  • where and when the photo was taken
  • what/who is in the photo
  • what is happening
  • why you keep the photo in your album
  • why you decided to show the picture to your friend

Снова внимание – в моей статье пункты сформулированы так, как будет на экзамене! Даже на сайте ФИПИ (молчу про учебники по говорению) вы встретите немного отличные формулировки задания, они взяты из прошлых лет.

В пунктах, которые даны для планирования своего ответа, это не указано, но вам еще нужно сделать вступление и заключение к своему высказыванию. Для вступления могут подойти фразы: I have a wonderful photo in my album. Have a look at it./ Would you like to see my photo album?/ Take a look at my holiday photos. Для заключения могут быть использованы предложения: That’s all I wanted to tell you. I hope you like my photo.

Для упрощения жизни учеников даю им вот такой “скелет” ответа:

I’ve chosen photo № … .

Please, have a look at my photo.

1) This photo was taken last weekend (summer/winter/spring/autumn) when I was … in/at … (place). As far as I remember, it was …

2) In the photo you can see … (what, who). There is/are … in the background/foreground/centre of the picture. You can also see … on the left/ right.

3) … is/are doing smth. (Present Continuous)

4) I keep this picture in my album because I wanted to remember the atmosphere of that day. I must say, it was a really special day for me.

5) I decided to show this picture to you as I know you always enjoy looking through my photos. Besides, it seems to me you’ve never seen my sister (friend)/you’ve never been to … .

That’s all I wanted to say. I hope you like this photo.

Здесь уже написано 14 фраз, так что мы точно впишемся в необходимое число по критерию КЗ. Если ученик говорит медленно и не укладывается в 2 минуты, можно что-то выкинуть из нашего рассказа, например, в пунктах 4 и 5 предложения This shot makes me feel the atmosphere of the day every time I look at it и Besides, it seems to me you’ve never seen my sister (friend)/you’ve never been to … .

Если на картинке особо нечего описывать в пункте 3 (там происходит очень мало действий, например, кто-то просто позирует на камеру) можно описать одежду человека в кадре (не забывая про Present Continuous!). Или природу на форме – The sun is shining, the clouds are floating in the sky.

Но на практике в этом задании даже остается время в конце.

Еще интересные факты об этом задании:

  • Для получения высшего балла по критерию “решение коммуникативной задачи” участник экзамена должен дать развернутые ответы, т.е. раскрыть каждый пункт плана либо в форме сложного предложения (сложносочиненного или сложноподчиненного), либо нескольких простых предложений, либо в одном простом предложении высказать 2 идеи, например: In the picture you can see my sister skiing./I took this photo in Turkey in July.
  • В полных, точных и развернутых ответах задействованы все детали фотографии, которые правильно и точно интерпретированы. 
  • Если в пункте what/who is in the photo, в ответе указывается только КТО или только ЧТО (например, на картинке только горы и озеро) то это считается полным ответом и оценка не снижается.
  • Если ответ в какой-либо своей части содержит фактическую ошибку (например, неверно указан возраст/пол изображенного на фотографии человека или количество людей/предметов изображенных на фотографии), то данный аспект признается неточным (отмечается в дополнительной схеме знаками плюс-минус: +-).
  • Если экзаменуемый говорит: «Это мой сын/дочь/жена» – не снижаем балл, так как среди участников ЕГЭ становится больше людей, давно закончивших школу.
  • Если при описании экзаменуемые путают времена года: лето – осень, ранняя весна – зима, считаем неточным ответом, только если на картинке видны четкие указания на сезон, например, сугробы, снеговик.
  • Отсутствие адресности сигнализирует о непонимании коммуникативной ситуации. В начале и в конце монолога от отвечающего ожидается прямое обращение к другу, а не фразы типа «Я хочу описать эту фотографию» и «Я показываю эту фотографию другу (нужно: тебе), потому что хочу его (нужно: тебя) познакомить с моим братом». Однако если участник в начале не обращается к другу, то оценка не снижается. Важно, чтобы в пункте 4 адресность была соблюдена. Участник должен сказать: «Хочу рассказать тебе», а не «хочу рассказать другу». Если адресность отсутствует в пункте 4, то в дополнительной схеме по аспекту 4 ставится +- (плюс-минус).
  • Если вместо выполнения задания согласно инструкции экзаменуемый частично пересказывает «топик», это ведет к отходу от темы и делает невозможным получение высокого балла.
  • Если заключительная фраза произнесена на родном языке, например, «Это все» не засчитывается, на АЯ – засчитывается.
  • Если ответ имеет незавершенный характер, то снижается балл по критерию «Организация текста».
  • Повторяющиеся языковые ошибки в грамматике, лексике, фонетике считаются как одна.

Пример

Приведу пример ответа на 7 баллов на задание 3 устной части ЕГЭ. Возьмем 1 картинку из предложенных:

I’ve chosen photo № 1. Please, have a look at my photo.

1) This photo was taken last weekend at my house. As far as I remember, it was Sunday and it was my sister’s birthday.

2) In the photo you can see my small sister (her name’s Ann) and her classmates in her bedroom. Ann is on the left-hand side of the picture. There is a white curtain in the background of the picture. You can also see a TV set and a cupboard on the left.

3) The children are playing a game and having fun. The girl with tied eyes is trying to catch her friends. The girls are wearing beautiful dresses, while the boy is wearing a blue shirt, white T-shirt and jeans.

4) I keep this picture in my album because I wanted to remember the atmosphere of that day. I must say, it was a really special day for me and Ann.

5) I decided to show this picture to you as I know you always enjoy looking through my photos. Besides, it seems to me you’ve never seen my sister.

That’s all I wanted to say. I hope you like this photo.

(17 фраз)

Вы можете на экзамене говорить с использованием сложных грамматических структур, а можете говорить незаковыристо. Если вы соблюли все критерии и не сделали ошибок, оба ответа будут оценены на максимальный балл.

Ошибки

Чем чаще всего грешат в этом задании?

Вот типичные ошибки в содержании:

  1. Забывают сказать, какое фото выбрали для описания.
  2. Ученик говорит, что на фото изображен он сам (так делать нельзя).
  3. Забывают при описании первого пункта место или время, когда было сделано фото (where and when the photo was taken).
  4. Забывают описывать, что находится слева-справа, на переднем и заднем планах. Скажут что-нибудь вроде “There is a boy in the centre of the picture” и чешут дальше.
  5. Забывают проговорить или 4, или 5 пункт (для некоторых учеников они кажутся похожими).
  6. Не делают вступления и заключения.

А тут типичные грамматические ошибки, возникающие при описании фотографии:

  1. Используют Present Simple при описании того, что видят на фотографии – The girl stands in the background.
  2. Ставят неправильный предлог в словосочетании “in the picture/ photo” – you can see my family on/at the picture.
  3. Забывают артикли – “there is boy in the photo”.’
  4. Забывают окончание -s – “the photo show us a picnic”.

Нужно замечать, что ученик ляпает чаще всего и заставлять его контролировать себя. Можно задавать ему на дом выполнять это задание, записывать себя на микрофон, слушать и отслеживать ошибки. Ну и разбирать вместе потом.

На мой взгляд, задание совсем несложное, нужно просто выучить план ответа. Опасности, которые вам в нем могут встретиться – незнание чего-то, что нарисовано и глаголов, которые это помогут описать. Например, на картинке нарисована яхта, а ученик не помнит, как она называется или не может правильно её произнести, или как будет “плавать на яхте”.

Советы

  • Снова повторюсь про тренировку с диктофоном. Также на экзамене вы столкнетесь с шумовыми помехами в лице других студентов, которые начнут говорить вместе с вами и будут раздражать, советую еще при тренировке включать телевизор или радио для имитации этого самого раздражителя
  • Отрабатывайте задание вместе по бумажке с учеником, и постепенно он запомнит, что за чем идет.
  • Перед устной частью экзамена с утра потренируйте один вариант дома

Для подготовки к устной части ЕГЭ по английскому я, как всегда, рекомендую задания с сайта ФИПИ, а также следующие книги:

Снова предупреждаю, что в некоторых дана неправильная формулировка задания, нужно свериться с этой статьей или демоверсией 2019 года.

P.S. Про разделы и стратегии выполнения заданий ЕГЭ можно почитать:
Аудирование или задания 1 — 9
Чтение или задания 10 — 18
Грамматика или задания 19 — 25
Словообразование или задания 26 — 31
Лексика или задания 32-38
Личное письмо или задание 39
Эссе или задание 40
Устная часть. Задание 1
Устная часть. Задание 2

Обзоры учебников и советы по подготовке к экзамену:
Как начать готовить к ЕГЭ
Учебники для подготовки к письменной части. Обзор
Учебники для подготовки к устной части. Обзор
Все учебники для подготовки к ЕГЭ. Видеообзор
Effective Speaking. Обзор

Примеры экзаменационных сочинений с разбором рекомендую в статье про итоги ЕГЭ-2016.

Ознакомиться с содержанием Плана подготовки к ЕГЭ.

Устная часть ЕГЭ. Задание 3

18 комментариев для “Устная часть ЕГЭ. Задание 3

  1. Ирина, Вы просто великолепны! Замечательный разбор задания, очень ценные советы, очень важная и нужная информация по другим заданиям. Как здорово, что Вы есть и так щедро обогащаете учителя необходимыми ему для работы материалами.Спасибо Вам большое!

    1. Тамара, я очень рада, что информация, которой я делюсь, полезна! Удачи в работе!

  2. Ирина, ваша шедевральная помощь бесценна! Вы делаете подготовку к экзамену легче и проще. Спасибо вам!!!!

  3. Здравствуйте! Огромное спасибо за статью, занимаюсь дополнительными, но всегда ориентируюсь исключительно по вам) Возможно, вопрос глупый, но я тот ещё перестраховщик: в устной части баллы не снимают за одинаковые ответы (вполне возможно, что многие на экзамене смогут воспользоваться вашим клише, тем самым делая ответы схожими)? Заранее спасибо!

    1. София, тут в принципе то задание, когда все ответы будут схожими, потому что у нас дан план, и нужно следовать ему. Но все ученики во время экзамена немного меняют формулировки из-за волнения. За это точно не снимут балл, не переживайте!

  4. Ирина, спасибо за столь подробную информацию! Всегда читаю вас с мыслью и надеждой, что именно вы сможете развеять мои опасения и неясности. Большое спасибо еще раз!

    1. Пожалуйста! Я не эксперт ЕГЭ и ОГЭ, поэтому, увы, могу не знать всей информации.

  5. Скажите, пожалуйста, допустимо ли использовать прошедшее время при ответе? ведь мы описываем уже минувшие события…Что-то вроде “The weather that day was absolutely fantastic, the sky was clear and the sun was shining brightly, that’s why we were wearing hats and sunglasses”

    1. Ольга, я не являюсь экспертом ЕГЭ, и не могу утверждать однозначно. Но я бы так делать не стала.

  6. Ирина! Случайно зашла на ваш сайт. Есть много неплохих советов. Боюсь часть из них не совсем ок. Во первых. В задании when the photo was taken. Насколько я знаю. ответ.The photo was taken. Во вторых. Описание картинки. Я бы сначала описала то что сразу же бросается в глаза. Это дети. Потом комната. В 4 пункте было пропущено I . I would like. Мне не очень понравилось описание самой картинки.Sorry.

    1. Мила, спасибо за ваш комментарий и критику моего описания картинки.
      Поясните, пожалуйста, моменты, на которые вы указываете.
      1) Нужно обязательно говорить “the photo was taken”? Где указано, что я не могу сказать “I took this photo …”?
      2) Вы имеете ввиду, что я забыла написать, что дети находятся в комнате? Это недостаток?
      3) В каком месте пропущено “I would like” в пункте 4? Напишите предложение с этим оборотом, так мне и читателям будет понятней.

  7. Ирина, спасибо за подробную статью! Не могли бы вы ответить на следующие вопросы:
    1. Если ученик забыл сказать номер выбранной фотографии, то сколько баллов он потеряет?
    2. Если ученик сказал один номер фотографии, а описывает другую, то снижаются ли за это баллы?

    1. Александр, подчеркну, что я не действующий эксперт, и не могу вам дать 100-процентно точный ответ на это вопрос.
      Но моя знакомая-эксперт говорит, что ничего страшного, баллы не снимут в обеих ситуациях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх

Подписка на блог
Не пропустите новые посты!