Solutions. Обзор учебника

Solutions. Обзор учебника

25.08.2018 24

Давным-давно, почти в другой жизни, я обещала переписать статью про выбор учебника для подростков и взрослых (статьи про учебники для младшего возраста и средней школы переписывать не буду потому, что с этим возрастом уже не занимаюсь). Сегодня будет статья об учебнике для подростков, по которому работаю уже около пяти лет. В разное время я пробовала ActivateGatewayBeyondNew Opportunities и Exam Activator. Да, здорово меня жизнь побросала. Но остановилась на курсе Solutions от Оксфорда. О нем сегодня и будет моя история.

Solutions – учебник для подростков, в этой линейке есть уровни от Elementary до Advanced. Комплект включает в себя:

  • Student’s book + Audio
  • Workbook + Audio + Keys
  • Teacher’s book
  • Extra materials (Video+additional materials for lessons)
  • Test Bank
  • Itools (for interactive whiteboard)

Учебник недавно вышел в третьем издании, а это значит, что он вполне себе пользуется спросом. Я начинала работать по первому изданию, потом примерно три года работала по второму, а недавно взялась за третье.

Про первое издание книги в этой статье не будем, потому что оно устарело. Предлагаю проинспектировать сходства и различия второго и третьего изданий (на примере уровня Intermediate), а заодно и познакомиться с этим УМК (все страницы из учебника представлены для ознакомления).

Student’s book

Заглянем в содержание (там, где качество картинки похуже – второе издание, получше – третье).

Как видите, во втором издании 10 уроков, и каждый разделен на 7 разделов – Vocabulary and Listening, Grammar-1, Culture, Grammar-2, Reading, Speaking, Writing.

В 3 издании вместо 10 уроков осталось 9, но количество разделов увеличилось с 7 до 8 за счет добавления Word Skills. Что в нем расскажу попозже.

После каждого нечетного юнита и во втором, и в третьем издании следует раздел Exam Skills Trainer, где отрабатываются разные экзаменационные разделы и разбираются стратегии их выполнения. После каждого четного юнита во 2nd edition было Revision двух предыдущих уроков, в 3rd edition эту секцию убрали. Возможно, авторы решили, что тестов в Test Bank итак достаточно.

Также в третье издание добавили Introduction – краткий обзор основной грамматики и лексики прошлого уровня. Во втором издании такое Introduction встречалось только в уровне Elementary.

Давайте “по косточкам” разберем каждый раздел Student’s book и посмотрим как менялся тюнинг учебника от второго к третьему изданию.

Vocabulary and Listening

Урок под буквой “A” – Vocabulary and Listening – во втором издании вводит новую лексику и предлагает скромную отработку и аудирование по теме. Как видите, топик урока – одежда. По этой теме авторы предлагают выучить 1) слова, описывающие одежду со стороны узора/формы/материала/текстуры, 2) всякие прилагательные, которые передают, как эта одежда выглядит, 3) предметы одежды и разные её детали (манжетики-пряжки-воротнички). 4) А чтоб жизнь медом не казалась, еще порядок прилагательных, пожалуйте, изучите – что за чем идёт. На страничке с дополнительным материалом к уроку (справа) – три упражнения “в помощь”.

А учителю нужно придумать, как этот ералаш разбить на удобоваримые части, какие упражнения дописать и картинки принести, чтобы весь материал разжевать и положить в рот ученику. И это не единичный случай. Изобилие лексики и недостаток упражнений будут преследовать нас во всех уровнях учебника.

 

Как я выкручиваюсь из таких ситуаций?

Да говорю, что цену на урок накину, если ничего не выучит.

  • Разбиваю материал урока на пару частей. Например, сегодня взяли только характеристики одежды. Предметы одежды на уровне Intermediate ученики уже знают, можно без beanie, rollneck и V-neck из учебника пока поописывать наряды. На следующем занятии проходим названия одежды и берем грамматику по порядку прилагательных.
  • Некоторые слова не беру – например, элементы одежды в этом уроке. В ЕГЭ они никому точно не понадобятся, и в реальной жизни не могу себе представить, как говорю подружке: “Ну какая пряжка на ремне у Кардашьян, фу” или “Ой, манжет пора крахмалить, перезвоню”.
  • На дом задаю не только упражнения из Workbook, но и пишу перевод, чтобы лучше улеглось. А также что-нибудь на разговор – типа, покажи фотки любимой знаменитости и опиши, в чем одета и что ты по этому поводу думаешь. Здесь помогает нежно любимый подростками Instagram.
  • Для урока готовлю фото знаменитостей и прошу описать. И готовлю разные puzzles, dictoglosses, wordsearches – как душа ляжет.

А вот первый урок третьего издания и дополнительные материалы к нему:

 

Урок про различные периоды в жизни. В этом разделе третьего издания авторы побороли свое желание дать всю лексику и сразу, а потом догнать и добавить еще немножко. И поэтому мы встречаем всего 2 группы лексических единиц – слова, обозначающие возраст (be an infant, be a teenager, be in your twenties) и фразы о том, чем можно заняться в этом возрасте (buy a flat, move house). Скромненько. Также в уроке разные задания на её отработку, включая аудирование.

Мне очень нравится, что авторы в третьем издании дают не отдельные слова, а фразы. Можно же просто сказать move, но не поленились и добавили house. Я бы привнесла еще больше вариативности – move in/out (of Moscow), move away, move to Paris. Ну, вы поняли. Сделала бы еще шаг в сторону лексического подхода.

Grammar

Грамматика и во втором, и в третьем издании разбита на две части – это разделы под буквами B и D, и эти две темы логически связаны между собой (как в примерах на картинках внизу). Также и во втором, и в третьем издании есть дополнительные материалы к обоим разделам. В третьем издании остались те же темы, их просто расположили в другом порядке.

Дополнительные упражнения на грамматику к учебнику иногда беру из

Книга «My Grammar Lab: Level Intermediate: With Key» Mark Foley, Diane Hall - купить на OZON.ru книгу с быстрой доставкой | 978-1-4082-9915-9или   Книга «Active Grammar: Level 2: With Answers (+ CD-ROM)» Fiona Davis, Wayne Rimmer - купить на OZON.ru книгу с быстрой доставкой | 978-0-521-17599-9

Culture/Listening

Уроки под буквой “С”, которые носили название “Culture” во втором издании, переименовали в “Listening” в третьем. Шило на мыло, на самом деле, потому что по картинке внизу слева итак видно, что раньше было то же самое аудирование, только под другим соусом. Минус этого раздела – Solutionовское классическое – куча слов и минимум отработки.

Здесь тоже без изменений, за исключением того, что дополнительных материалов к этому виду уроков в третьем издании нет (кроме видео, которое можно взять, чтобы развить тему аудирования).

Word Skills

А вот раздел, который появился только в третьем издании книги и однозначно нужен всем нам. В нем мы находим фразовые глаголы, сочетаемость слов, предлоги, закрепленные за прилагательными или глаголами, устойчивые выражения, слова, близкие по смыслу и прочее, прочее.

Но – неожиданно – снова куча новой лексики! Например, в уроке 6E, посвященному фразовым глаголам, ученику предлагают выучить come across, come up with, look up, look up to, run out of, throw away, turn into, work out, count on, look after, take up, hold down, ask out, bring up, call off, call for, give up, clean up. Вроде в уроке “А” авторам как-то удавалось себя сдерживать, в разделе “C” тоже были новые слова, но с ними можно было жить, а вот в разделе “Е” их снова понесло в свою страну оленью.

Reading

Также, как и в аудировании, в этом разделе разбираются разные виды заданий, которые можно встретить на международных экзаменах и стратегии их выполнения. Плюс вяло отрабатываются лексические единицы, встречающиеся в текстах.

Кстати, тексты мне в обоих изданиях кажутся интересными (и ученики тоже отмечают, что они им нравятся). И те, которые в разделе Listening, тоже.

Speaking

Здесь встречаем всякий полезный functional language – фразы для ведения дискуссии, описания и сравнения картинок, прохождения интервью, описания проблем, с которыми можно столкнуться во время путешествия –  и в жизни пригодится, и на экзамене лишним не будет.

Вкупе с новыми словами и аудированием в обоих изданиях есть дополнительные материалы для отработки всего этого.

Writing

Ожидаемо, раздел посвящен различного вида письмам – формальным, неформальным, открыткам, объявлениям, уведомлениям и т. д.

На мой взгляд, он абсолютно бесполезен, потому что ученики не будут писать такие разные письма ни в жизни, ни на экзамене. Например, в жизни вы скорее всего пишете только формальные и неформальные имейлы. А для экзамена ученику понадобятся всего 2-3 вида писем, причем в формате, обозначенном этим самым экзаменом, а не учебником.

Workbook, Teacher’s book и Test Bank в третьем издании не претерпели значительных изменений, поэтому подробно о них не буду.

В Workbook есть задания на аудирование, а также отдельно Workbook key со скриптами для треков и ключами (подросткам ключи не даю, боюсь, что велик соблазни просто списать). Кстати, и во втором, и в третьем издании этой тетрадки есть Cumulative tests по нескольким урокам. Они прямо в конце, я их нашла только после 3-х лет работы с Solutions. Смешно. Да, и там еще список неправильных глаголов в конце. Его почему-то я сразу увидела.

Teacher’s book неплохая, must-read – для начинающих работать по учебнику. Там найдете советы по трансформации некоторых упражнений и дополнительным заданиям для сильных и слабых учеников.

Test Bank содержит  Placement Test (но только во втором издании, в третьем я его не нашла), Cumulative tests (2 обзорных теста сразу по 5 урокам и 1 тест по всему учебнику), Progress tests (all-inclusive по уроку, с аудированием, чтением, use of English, грамматикой, лексикой и письмом), Short tests (грамматика и лексика only). Ко всем тестам есть ключи и скрипты к аудио.

ITools для интерактивной доски никогда не пользовалась и даже не смотрела, поэтому про них промолчу.

А вот на всякие вкусненькие материалы, которые прилагаются к урокам, давайте посмотрим.

Extra materials

Как уже обмолвилась, во втором издании мы наслаждались дополнительными материалами к каждому уроку. А в третьем издании их сократили, оставив только extra activities к Vocabulary (уроки под буквой “A”), Grammar (уроки под буквами “B” и “D”) и Functional Language (уроки под буквой “G”). Вместо упражнений, повторяющих весь материал урока в игровой форме, в третьем издании осталось только Grammar Review.

Теперь про видео. Во втором издании у нас было два видео к каждому уроку. Первое расширяло культурные знания об англоговорящих странах, то есть являлось дополнением к уроку под буквой “C”. Второе было на подхвате у урока по Functional Language и представляло собой диалог с новыми словами, подчиненный какой-то цели – про планы на будущее поговорить, договориться о чем-то, в кино билеты купить, на приеме у доктора пожаловаться на больную пятку. На мой взгляд, не очень полезно, если самостоятельно эти упражнения не доработать. Может, поэтому этот видео на Functional Language не стали включать в третье издание.

В третьем издании осталось только одно видео к уроку. Вот как выглядят упражнения к нему:

Здесь к нашим услугам и warm-up, и 3 упражнения на проверку понимания  ролика, и round-up. А после – упражнения на слова и extension – задание в виде проекта по теме видео, которое учащийся готовит самостоятельно. Хотя тематика видео роликов в третьем издании не сильно перекликается с тематикой юнита, так хорошо проработанные задания заставляют захотеть взять и работать с видео.

На сайте Oxford все также можно найти дополнительные упражнения к учебнику, но в третьем издании их количество подуменьшилось:

 

Еще раз

Кратенько пробежимся по нашему обзору. Итак, что мы имеем в Solutions:

  • Интересный УМК со всеми нужными компонентами
  • Отработка разных аспектов языка
  • Упражнения в формате ОГЭ, ЕГЭ и стратегии их выполнения
  • Насыщенные, и даже немного перенасыщенные юниты

Все это заставляет меня выбирать именно этот учебник. Ну, а еще то, что я по нему давно работаю и знаю, что нужно добавить, где дописать, да и разных переводов-дополнительных упражнений именно к Solutions уже накопилось достаточно. И, когда ведешь второй урок по тому же материалу, все-таки легче и уверенней себя чувствуешь.

А вы работали по Solutions? Может, даже по третьему изданию? Как впечатления?

Какие учебники для подросткового возраста используете и почему?