Solutions

Давным-давно, почти в другой жизни, я обещала переписать статью про выбор учебника для подростков и взрослых (статьи про учебники для младшего возраста и средней школы переписывать не буду потому, что с этим возрастом уже не занимаюсь). Сегодня будет статья об учебнике для подростков, по которому работаю уже около пяти лет. В разное время я пробовала ActivateGatewayBeyondNew Opportunities и Exam Activator. Да, здорово меня жизнь побросала. Но остановилась на курсе Solutions от Оксфорда. О нем сегодня и будет моя история.

Solutions – учебник для подростков, в этой линейке есть уровни от Elementary до Advanced. Комплект включает в себя:

  • Student’s book + Audio
  • Workbook + Audio + Keys
  • Teacher’s book
  • Extra materials (Video+additional materials for lessons)
  • Test Bank
  • Itools (for interactive whiteboard)

Учебник недавно вышел в третьем издании, а это значит, что он вполне себе пользуется спросом. Я начинала работать по первому изданию, потом примерно три года работала по второму, а недавно взялась за третье.

Про первое издание книги в этой статье не будем, потому что оно устарело. Предлагаю проинспектировать сходства и различия второго и третьего изданий (на примере уровня Intermediate), а заодно и познакомиться с этим УМК (все страницы из учебника представлены для ознакомления).

Student’s book

Заглянем в содержание (там, где качество картинки похуже – второе издание, получше – третье).

Как видите, во втором издании 10 уроков, и каждый разделен на 7 разделов – Vocabulary and Listening, Grammar-1, Culture, Grammar-2, Reading, Speaking, Writing.

В 3 издании вместо 10 уроков осталось 9, но количество разделов увеличилось с 7 до 8 за счет добавления Word Skills. Что в нем расскажу попозже.

После каждого нечетного юнита и во втором, и в третьем издании следует раздел Exam Skills Trainer, где отрабатываются разные экзаменационные разделы и разбираются стратегии их выполнения. После каждого четного юнита во 2nd edition было Revision двух предыдущих уроков, в 3rd edition эту секцию убрали. Возможно, авторы решили, что тестов в Test Bank итак достаточно.

Также в третье издание добавили Introduction – краткий обзор основной грамматики и лексики прошлого уровня. Во втором издании такое Introduction встречалось только в уровне Elementary.

Давайте “по косточкам” разберем каждый раздел Student’s book и посмотрим как менялся тюнинг учебника от второго к третьему изданию.

Vocabulary and Listening

Урок под буквой “A” – Vocabulary and Listening – во втором издании вводит новую лексику и предлагает скромную отработку и аудирование по теме. Как видите, топик урока – одежда. По этой теме авторы предлагают выучить 1) слова, описывающие одежду со стороны узора/формы/материала/текстуры, 2) всякие прилагательные, которые передают, как эта одежда выглядит, 3) предметы одежды и разные её детали (манжетики-пряжки-воротнички). 4) А чтоб жизнь медом не казалась, еще порядок прилагательных, пожалуйте, изучите – что за чем идёт. На страничке с дополнительным материалом к уроку (справа) – три упражнения “в помощь”.

А учителю нужно придумать, как этот ералаш разбить на удобоваримые части, какие упражнения дописать и картинки принести, чтобы весь материал разжевать и положить в рот ученику. И это не единичный случай. Изобилие лексики и недостаток упражнений будут преследовать нас во всех уровнях учебника.

 

Как я выкручиваюсь из таких ситуаций?

Да говорю, что цену на урок накину, если ничего не выучит.

  • Разбиваю материал урока на пару частей. Например, сегодня взяли только характеристики одежды. Предметы одежды на уровне Intermediate ученики уже знают, можно без beanie, rollneck и V-neck из учебника пока поописывать наряды. На следующем занятии проходим названия одежды и берем грамматику по порядку прилагательных.
  • Некоторые слова не беру – например, элементы одежды в этом уроке. В ЕГЭ они никому точно не понадобятся, и в реальной жизни не могу себе представить, как говорю подружке: “Ну какая пряжка на ремне у Кардашьян, фу” или “Ой, манжет пора крахмалить, перезвоню”.
  • На дом задаю не только упражнения из Workbook, но и пишу перевод, чтобы лучше улеглось. А также что-нибудь на разговор – типа, покажи фотки любимой знаменитости и опиши, в чем одета и что ты по этому поводу думаешь. Здесь помогает нежно любимый подростками Instagram.
  • Для урока готовлю фото знаменитостей и прошу описать. И готовлю разные puzzles, dictoglosses, wordsearches – как душа ляжет.

А вот первый урок третьего издания и дополнительные материалы к нему:

 

Урок про различные периоды в жизни. В этом разделе третьего издания авторы побороли свое желание дать всю лексику и сразу, а потом догнать и добавить еще немножко. И поэтому мы встречаем всего 2 группы лексических единиц – слова, обозначающие возраст (be an infant, be a teenager, be in your twenties) и фразы о том, чем можно заняться в этом возрасте (buy a flat, move house). Скромненько. Также в уроке разные задания на её отработку, включая аудирование.

Мне очень нравится, что авторы в третьем издании дают не отдельные слова, а фразы. Можно же просто сказать move, но не поленились и добавили house. Я бы привнесла еще больше вариативности – move in/out (of Moscow), move away, move to Paris. Ну, вы поняли. Сделала бы еще шаг в сторону лексического подхода.

Grammar

Грамматика и во втором, и в третьем издании разбита на две части – это разделы под буквами B и D, и эти две темы логически связаны между собой (как в примерах на картинках внизу). Также и во втором, и в третьем издании есть дополнительные материалы к обоим разделам. В третьем издании остались те же темы, их просто расположили в другом порядке.

Дополнительные упражнения на грамматику к учебнику иногда беру из

Книга «My Grammar Lab: Level Intermediate: With Key» Mark Foley, Diane Hall - купить на OZON.ru книгу с быстрой доставкой | 978-1-4082-9915-9или   Книга «Active Grammar: Level 2: With Answers (+ CD-ROM)» Fiona Davis, Wayne Rimmer - купить на OZON.ru книгу с быстрой доставкой | 978-0-521-17599-9

Culture/Listening

Уроки под буквой “С”, которые носили название “Culture” во втором издании, переименовали в “Listening” в третьем. Шило на мыло, на самом деле, потому что по картинке внизу слева итак видно, что раньше было то же самое аудирование, только под другим соусом. Минус этого раздела – Solutionовское классическое – куча слов и минимум отработки.

Здесь тоже без изменений, за исключением того, что дополнительных материалов к этому виду уроков в третьем издании нет (кроме видео, которое можно взять, чтобы развить тему аудирования).

Word Skills

А вот раздел, который появился только в третьем издании книги и однозначно нужен всем нам. В нем мы находим фразовые глаголы, сочетаемость слов, предлоги, закрепленные за прилагательными или глаголами, устойчивые выражения, слова, близкие по смыслу и прочее, прочее.

Но – неожиданно – снова куча новой лексики! Например, в уроке 6E, посвященному фразовым глаголам, ученику предлагают выучить come across, come up with, look up, look up to, run out of, throw away, turn into, work out, count on, look after, take up, hold down, ask out, bring up, call off, call for, give up, clean up. Вроде в уроке “А” авторам как-то удавалось себя сдерживать, в разделе “C” тоже были новые слова, но с ними можно было жить, а вот в разделе “Е” их снова понесло в свою страну оленью.

Reading

Также, как и в аудировании, в этом разделе разбираются разные виды заданий, которые можно встретить на международных экзаменах и стратегии их выполнения. Плюс вяло отрабатываются лексические единицы, встречающиеся в текстах.

Кстати, тексты мне в обоих изданиях кажутся интересными (и ученики тоже отмечают, что они им нравятся). И те, которые в разделе Listening, тоже.

Speaking

Здесь встречаем всякий полезный functional language – фразы для ведения дискуссии, описания и сравнения картинок, прохождения интервью, описания проблем, с которыми можно столкнуться во время путешествия –  и в жизни пригодится, и на экзамене лишним не будет.

Вкупе с новыми словами и аудированием в обоих изданиях есть дополнительные материалы для отработки всего этого.

Writing

Ожидаемо, раздел посвящен различного вида письмам – формальным, неформальным, открыткам, объявлениям, уведомлениям и т. д.

На мой взгляд, он абсолютно бесполезен, потому что ученики не будут писать такие разные письма ни в жизни, ни на экзамене. Например, в жизни вы скорее всего пишете только формальные и неформальные имейлы. А для экзамена ученику понадобятся всего 2-3 вида писем, причем в формате, обозначенном этим самым экзаменом, а не учебником.

Workbook, Teacher’s book и Test Bank в третьем издании не претерпели значительных изменений, поэтому подробно о них не буду.

В Workbook есть задания на аудирование, а также отдельно Workbook key со скриптами для треков и ключами (подросткам ключи не даю, боюсь, что велик соблазни просто списать). Кстати, и во втором, и в третьем издании этой тетрадки есть Cumulative tests по нескольким урокам. Они прямо в конце, я их нашла только после 3-х лет работы с Solutions. Смешно. Да, и там еще список неправильных глаголов в конце. Его почему-то я сразу увидела.

Teacher’s book неплохая, must-read – для начинающих работать по учебнику. Там найдете советы по трансформации некоторых упражнений и дополнительным заданиям для сильных и слабых учеников.

Test Bank содержит  Placement Test (но только во втором издании, в третьем я его не нашла), Cumulative tests (2 обзорных теста сразу по 5 урокам и 1 тест по всему учебнику), Progress tests (all-inclusive по уроку, с аудированием, чтением, use of English, грамматикой, лексикой и письмом), Short tests (грамматика и лексика only). Ко всем тестам есть ключи и скрипты к аудио.

ITools для интерактивной доски никогда не пользовалась и даже не смотрела, поэтому про них промолчу.

А вот на всякие вкусненькие материалы, которые прилагаются к урокам, давайте посмотрим.

Extra materials

Как уже обмолвилась, во втором издании мы наслаждались дополнительными материалами к каждому уроку. А в третьем издании их сократили, оставив только extra activities к Vocabulary (уроки под буквой “A”), Grammar (уроки под буквами “B” и “D”) и Functional Language (уроки под буквой “G”). Вместо упражнений, повторяющих весь материал урока в игровой форме, в третьем издании осталось только Grammar Review.

Теперь про видео. Во втором издании у нас было два видео к каждому уроку. Первое расширяло культурные знания об англоговорящих странах, то есть являлось дополнением к уроку под буквой “C”. Второе было на подхвате у урока по Functional Language и представляло собой диалог с новыми словами, подчиненный какой-то цели – про планы на будущее поговорить, договориться о чем-то, в кино билеты купить, на приеме у доктора пожаловаться на больную пятку. На мой взгляд, не очень полезно, если самостоятельно эти упражнения не доработать. Может, поэтому этот видео на Functional Language не стали включать в третье издание.

В третьем издании осталось только одно видео к уроку. Вот как выглядят упражнения к нему:

Здесь к нашим услугам и warm-up, и 3 упражнения на проверку понимания  ролика, и round-up. А после – упражнения на слова и extension – задание в виде проекта по теме видео, которое учащийся готовит самостоятельно. Хотя тематика видео роликов в третьем издании не сильно перекликается с тематикой юнита, так хорошо проработанные задания заставляют захотеть взять и работать с видео.

На сайте Oxford все также можно найти дополнительные упражнения к учебнику, но в третьем издании их количество подуменьшилось:

 

Еще раз

Кратенько пробежимся по нашему обзору. Итак, что мы имеем в Solutions:

  • Интересный УМК со всеми нужными компонентами
  • Отработка разных аспектов языка
  • Упражнения в формате ОГЭ, ЕГЭ и стратегии их выполнения
  • Насыщенные, и даже немного перенасыщенные юниты

Все это заставляет меня выбирать именно этот учебник. Ну, а еще то, что я по нему давно работаю и знаю, что нужно добавить, где дописать, да и разных переводов-дополнительных упражнений именно к Solutions уже накопилось достаточно. И, когда ведешь второй урок по тому же материалу, все-таки легче и уверенней себя чувствуешь.

А вы работали по Solutions? Может, даже по третьему изданию? Как впечатления?

Какие учебники для подросткового возраста используете и почему?

48 thoughts on “Solutions

  1. Ирина, добрый день! читаю ваши статьи, огромное вам за них спасибо! столько полезного для себя нашла! напишу сюда еще раз свой вопрос: где вы приобретаете учебники? если в интернет-магазине, то в каком, если не секрет?))

    1. Добрый день! Пожалуйста, для вас и пишу=)
      Я приобретаю учебники на ozon.ru, в Лабиринте и Читай-городе.

      1. Ирина здравствуйте. подскажите пожалуйста где найти видео к учебнику ?
        elementary 3rd. Заранее спасибо)

        1. Добрый день! Можно в книжных магазинах поискать. В каких именно – не могу подсказать, потому что не знаю, где вы живете)

  2. Коллега,
    спасибо за подробное описание! Здорово помогает мне как репетитору. Хотелось бы полуать и дальше ваши наблюдения и отзывы. Хотя на своих занятиях (2 раза в неделю) я не имею много времени проделывать всю предполагаемую автором работу. Поэтому приходится иногда пользоваться и другими источниками.
    Спасибо ещё раз.
    Герман

  3. Ирина, большое спасибо за Ваш блог! Я покупаю учебники себе и ученикам в http://www.bookbridge.ru и http://www.relod.ru Готова поделиться кодом скидки для преподавателей. ☺Пойду сравнивать цены с ozon.ru и пр. Там дешевле?

    1. Наталья, здравствуйте! если не сложно, поделитесь, пожалуйста, кодом скидки?))

      1. Светлана, под крышей http://www.bookbridge.ru находятся 4 магазина Pearson, Language360, Britania и Bookhunter. Соответственно по карточке каждой компании максимальная скидка будет по Oxford или Cambridge и т.д. Мой мейл ustinova_nm@mail.ru и я пришлю коды скидки по всем четырем магазинам.

    2. Нет, на ozon.ru не дешевле. А, еще, покупаю в Библио Глобусе. Там, если заказываешь на сайте, а забираешь в магазине, скидка 20% на учебники. Получается выгодно.
      За скидку спасибо, но мне пока ничего не нужно из книг)

  4. Ирина,а как вам уровень Upper во 2 и 3 издании?Напишите кратко + и – если не сложно.
    И действительно ли там уровень Upper?
    Спасибо.

    1. Белла, я работала по уровню Upper только с первым и вторым изданием, с третьим еще не успела.
      В первом и втором там был действительно Upper с обилием лексики и грамматики, скучать там не придется – успевай только думать, как бы все это в ученика запихнуть)
      Я помню, что брала его специально для ЕГЭшников и там были темы, похожие на ЕГЭ, и были какие-то, которые в ЕГЭ не затрагивались, поэтому я “фильтровала” учебник.

  5. Ирина, а почему отказались от Activate? Просто я по нему работаю, да, минусы вижу, но вот на другие учебники пока не готова переходить, поскольку боюсь, что там тоже будут свои минусы. Вы поработали по разным и остановились на Solutions, значит есть преимущества перед Activate?

    1. Светлана, мне было по нему скучно работать. Тексты казались неинтересными. В этом учебнике хорошо разработаны задания для подготовки к экзаменам, но мне как-то он был не по душе. Но я свое мнение не навязываю, и не хочу сказать, что Solutions – однозначно лучше. Если вам нравится Activate – работайте по нему.

          1. Здравствуйте, Ирина! если ученик не просит подготовку к экзаменам, но за 2 года нужно поднять уровень с elementery до intermediate, то какими пособиями лучше воспользоваться? заранее спасибо))

            1. Импортные учебники ориентированы на носителей языка. В них отсутствуют напрочь правила чтения, с которых следует начинать обучение. Они погружают в мутный поток западной масскультуры с ее сленгом, навязывают “ценности” общества потребления. Хорошо научить и научиться можно по Верещагиной с продолжением по Афанасьевой и Михеевой, а так же по учебнику Скульте. Все остальное – от лукавого. То, о чем можно прочитать в статье по приведенной ссылке, относится не только к Spotlight, но и ко всем прочим условно “соросовским” учебникам.

              1. Светлана, какой-то у вас очень политический комментарий получился, прямо в тему нашего нынешнего политического курса. Я не буду вас переубеждать, потому что понимаю, что это будут слова на ветер.

            2. Добрый день! Что вы имеете ввиду под “пособиями”? УМК? Если да – я советую Solutions, что итак ясно из этой статьи)

              1. я покупала у вас планы подготовки к огэ и егэ за что безмерно благодарна, так вот лучше подтягивать знания по ним, просто немного адаптировать под ученика или все же выбрать умк типа solutions, opportunities и т.д.?

                1. Екатерина, я бы советовала работать по плану преподавателям, которые не очень хорошо знакомы с форматом экзамена и не могут самостоятельно распланировать и работу по УМК, и по подготовке к экзамену. А также детям, которые приходят к нам всего за год до экзамена, и до этого нигде не занимались.
                  А если вы хорошо знаете, какие темы затрагиваются в экзамене, и как их интегрировать в работу с УМК – можно брать и Solutions.
                  Я в работе использую оба способа)

  6. В прошлом году работала по Focus 3, очень понравился. Насыщенный, многое можно нагуглить в темы, дополняла Ted talks и прочим, лексика не “повисает”, а отрабатывается в workbook. Диск с грамматикой мне показался жутко занудным, почти не использовала. Хотя, возможно, в этом тоже есть смысл. Пробую сейчас Focus 1 как ликбез, лексика простая, но её просто вагон, длинные тексты, много на слух – как раз для тех, кто что-то где-то слышал, а базы ноль. Посмотрю и отпишусь.
    С мелкими нежно люблю In-touch aka Friends – очень ненавязчиво напоминает, чей язык мы учим, собственно. Дочь занималась по Oxford Heroes, ни одного белого лица, молчу про Англию, пустыни, арабы, Азия, не хочу никого обидеть, конечно. А тут с первой стр. королева, Букингемский дворец, London is the capital … И без навязывания.

    1. Нина,
      1) Focus вообще не смотрела, спасибо, ознакомлюсь для интереса! С Solutions все равно “слезать” не планирую, потому что давно и нежно его люблю) Но насчет Focus 1 – все равно, отпишитесь, преподавательский интерес)
      2) С In Touch тоже знакома, хороший учебник, простенький, согласна, а-ля Friends, и большой плюс в том, что есть страноведение, потому что куда без него)
      3) Oxford Heroes даже не смотрела, но спасибо за мнение – толерантные темы меня всегда веселят) Как и любая политика в языкознании)

  7. Ирина, здравствуйте! Вы мой гуру и маяк)
    Скажите, что означает – первое издание устарело? Мне в наследство достались два учебника с раб. тетрадями Upper и Advanced. Хотела как раз взять ученика этого уровня и работать впервые по Solutions. Значит, все же нужно использовать 2 либо 3 издание?
    Спасибо заранее?

    1. Дина, добрый день! Вы можете работать и по 1 изданию, просто имейте ввиду, что многие реалии оттуда будут устаревшими. А так 1 издание тоже вполне себе можно использовать)

      1. Ирина, спасибо! Оказывается, прежде, чем задевать тупые вопросы, надо было учебник открыть) открываю Upper на первой попавшейся стр и вижу текст про то, как Бред Питт и Дженнифер Энистон весело отметили какой-то там праздник))

        1. Дина, я прям начала ностальгировать по тем временам, когда они с Бредушкой были вместе)))

          1. Ирина, и я с удовольствием прочитала текст, вспомнила их совместные былые времена, а также свою юность)

  8. Ирина, добрый вечер! Помогите советом, пожалуйста! Новый ученик, 10й класс, уровень «только школьная программа», в общем никакой. В Placement test дала только блок grammar & vocabulary, результат 16 из 50, да и те, по-моему, угадал.
    Выбираю между учебником Wider world 3(совершенно случайно не слышали ли о нем?) и Solutions. Если Solutions, то все же Elementary или попробовать Pre-Int взять, как считаете? И есть ли у вас доп. упражнения к этим уровням? С удовольствием бы приобрела. Спасибо заранее!

    1. Добрый день!
      Об учебнике Wilder World даже никогда не слышала, не могу про него ничего вразумительного сказать)

      Я бы взяла Pre-Int, потому что 16 из 50 -как раз начало Pre-Intermediate.
      Дополнительные материалы к учебнику можно найти в свободном доступе в сети.

  9. Ирина, добрый вечер! Скажите, пожалуйста, как вы строите работу по Solutions? Следуете структуре учебника: На одном уроке – лексика, на следующем – грамматика и т.д, либо составляете свой план урока, беря материал из разных уроков учебника? Спасибо!

    1. Добрый день!
      Да просто прохожу учебник страницу за страницей, никуда не скачу.
      Выкидываю уроки, которые мне не сильно нужны. Например, редко беру Speaking и Writing, потому что их формат очень редко совпадает с ОГЭ, ЕГЭ или IELTS.

  10. Ирина, добрый день.
    Опять за советом, мастер Йода!))
    Помню 100%, что читала в Вашем блоге про placement test. Поиск почему-то отправил именно в этот топик… Нужно протестировать восьмиклассницу на предмет определения уровня и подбора УМК. Где Вы берете подобный тест? Только не говорите в Solutions ))) Потому что я не пойму ))) Это отдельная книга серии или в каждом УМК серии есть этот тест? И тогда по каждому уровню надо тестировать? Простите, я полный нуби в этом…

    1. Анна, в Solutions! Этот Placement Test есть в комплекте тестов ко второму изданию учебника, к нему же есть и ответы в нем. Ссылка с ответами на тест была в посте про первое занятие, но я её удалила, потому что читатели не могли скачать тест с ответами с сайта, и очень часто просили переслать его на почту)

      1. Я не понимаю, что я делаю не так, но я явно что-то делаю не так. Я приобрела втрое издание этого УМК, но я в упор не вижу этого теста. Ни в учебнике, ни в рабочей тетради. Либо я принимаю тест за что-то другое…

        1. Анна, этот тест есть отдельно в Test Bank, он есть на диске в книге для учителя

          1. Ирина, спасибо. Книгу для учителя я как раз не покупала. Скачала в электронном виде. Что ж буду как-то выкручиваться.
            Спасибо за терпение!!

  11. Ирина, добрый день! Прочитала в комментариях, что у вас можно купить планы подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Могли бы Вы подробнее мне рассказать, что это из себя представляет (можно в личном письме на e-mail)? Работаю в школе, представление имею о формате, но никогда не готовила. Работаю дома по Solutions 3d и Enterprise (но с него буду переходить на Solutions, темы интереснее). Заранее спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписка на блог
У блога уже 1,138 друзей