Издательство MacMillan порадовало переизданием Gateway 2nd edition и выпустило Gateway to the World. Давайте разберемся: это тот же учебник под новым соусом, или авторы качественно переработали и улучшили предыдущее издание?
Факты о Gateway to the World
- Учебник для средней и старшей школы от MacMillan
- Переиздание линейки Gateway
- 7 уровней, начинаем с A1+ (то есть, для beginners будет сложно и ученик уже должен владеть азами языка) и заканчиваем C1
- Есть цифровой и печатный форматы, students app для ученика и teachers app для учителя, eReader и книга для чтения
- Virtual Classroom Exchange, программа, которая позволяет общаться с подростками со всего мира
- Раздел Great Learners, Great Thinkers помогает развить критическое мышление и эмоциональный интеллект по Гарвардской методике
- Flipped Classroom – видеопрезентации грамматических тем
Вместе покопаемся в первом уровне линейки A1+ (elementary):
Контент-план учебника похож на любую другую подростковую линейку: начинаем с vocabulary и через reading/listening/grammar идем к развитию продуктивных навыков за руку с приобретенными знаниями. Через каждые пару уроков встретим проектную деятельность (раздел collaborative project) и задания в формате Кэмбриджских экзаменов (раздел exam success):
Vocabulary
Давайте возьмем юнит 5 про онлайн и для интереса сравним с предыдущей редакцией, gateway 2nd edition. Слева (качество похуже) – старое издание, справа (картинка лучше) – новое:
Кроме проапдеченного дизайна и небольшой добавки новой лексики, все остальное более-менее осталось без изменений. И с методической точки зрения меня это не устраивает.
Работала по Gateway 2nd edition несколько лет назад и отказалась от линейки, потому что: а) не хватало коммуникативных упражнений, б) приходилось самой дописывать коллокации к словам. Допиливать учебники – дело увлекательное, но хочется и пожить успеть. Поэтому решила уйти от трудоемкого Gateway и взять линейку, где методичнее и нужно вкладывать меньше труда.
Поясню: все эти существительные и глаголы из урока выше годные. Но для разговора на них далеко не уедешь. Хочется знать не только “батарея”, но и “села батарея”, “батареи хватает всего на полдня”, “мне нужно зарядить телефон, а то он садится” и т.п. Чтобы ученик мог не только зазубрить новые слова, но и поговорить с ними. Иначе вся лексика ложится мертвым грузом (пассивным словарным запасом) и постепенно забывается.
Кстати, от коммуникации в новом издании осталось еще меньше: посмотрите на страничку слева, в упр. 7а семь вопросов для обсуждения. А в новом (справа) только три. Их точно не хватит, чтобы вывести все выученное в актив.
Ничего ожидаемого не вижу. Из интересного – только critical thinking в последнем упражнении. Сейчас модно говорить о критическом мышлении и пихать развивающие упражнения в учебник. Не имею ничего против, но exam strategies & lexis revision мне кажутся более важными при изучении языка. И текст, имхо, сложноват для elementary по языку.
Grammar
Вот грамматика мне в учебнике однозначно нравится, много упражнений на любой вкус и все логично. В этом юните авторы дают сразу две темы: can & adverbs of manner.
Последнее только хочется переделать и добавить туда “can”, чтобы совместить изученные темы: I can sing very well / badly. Ну а если нужно больше практики, авторы дают extra grammar practice и grammar communication (идут отдельным паком):
Вот, что нам предлагают сделать с заданием:
И грамматика, и лексика, и коммуникация. Еще план + расширение для тех, кому хочется больше. Мечта, а не задание!
Critical thinking & emotional intelligence
Этим разделы авторы явно гордятся, потому что упоминают в описании книги. Развороты, которые развивают эмоциональный интеллект и критическое мышление. Повторю: не против ни того, ни другого, но снова не импонирует как построена работа с видео, и методическая составляющая для меня в учебнике важнее развития этих навыков.
Flipped classroom
Еще одна фишка пособия, которая перекочевала из Gateway:
Ученику предлагают дома посмотреть видео с объяснением темы, и после обсудить в классе. На уровне A1+ грамматику на английском слушать сложновато, я бы на месте ученика забила/прочитала по-русски.
Когда вела по этому учебнику школьника с уровнем Intermediate+, попробовала ввести этот элемент в домашку и он показал свою неэффективность. Больше так не делаю (только с учителями, которые учатся у меня в группах Advanced).
Speaking & Writing
Здесь особо описывать нечего, разделы не отличаются от того, что найдете в остальных учебниках. Когда преподавала по Gateway, ими почти не пользовалась: использовала учебник для ОГЭшников, пока не написала свой. И формат Gateway не ложился на русские экзамены.
Revision
Еще один раздел, который считаю удачным. Мне (и многим коллегам) нравится, когда в конце юнита есть summary пройденного материала. И ученику задать на повторение, и самостоятельно просмотреть перед составлением теста.
Экзамены & проекты
Совместные проекты – еще одна фишка современных книг, наряду с критическим мышлением. Здесь нам еще обещают, что можно и идеями обменяться с подростками из других стран (virtual classroom exchange). Не знаю, как этот момент организован, но отношусь скептически.
Снова скажу, что on paper все выглядит красиво. А вот как это грамотно преподать ученикам, которые наверно уже из школы выяснили, что проекты – нудно и непонятно, снова задача учителя 🙂
Экзаменационные задания никогда лишними не будут, но в современном контексте Кэмбриджский формат мало кому нужен, а ОГЭшных вариантов в книге мало. Да, авторы еще дают приложение с exam reading papers, если не хватит этой практики.
Итоги
Gateway to the World не далеко ушел методически от своего предшественника Gateway, но картинки красивые. В книге хорошо прописана грамматика и не хватает лексической опоры, а также упражнений на speaking. Что заставит преподавателя дописывать и улучшать, а на это всегда нужно время и методический бэкграунд.
Экзаменационная подготовка тоже не выделяется, тем более, что для наших ОГЭ и ЕГЭ маловато форматных заданий, и для такой подготовки эффективнее взять специализированные пособия.
Работали по Gateway to the World? Как впечатления?