Продолжаю серию статей (часть 1 и часть 2) о дополнительных материалах на занятии.
Аудирование, чтение, говорение и письмо – 4 вида речевой деятельности, про которые мы всем знаем из “библии методики” – книги Елены Солововой. В англоязычной литературе все они относятся к навыкам – Reading, Writing, Speaking and Listening skills, в связи с чем очень часто возникает путаница, потому что наши методисты упоминают навыки фонетические, грамматические и лексические (которые некоторые путают с умениями). Не буду дальше заводить вас в дебри терминологии, а просто разделю статью на соответствующие 4 части.
Развиваем понимание речи на слух
“Хочу смотреть любимый сериал на английском или понимать, что поет любимый певец, а без субтитров или текста даже общий смысл понять не могу, только отдельные слова!”- типичная проблема типичного ученика.
В этой статье, посвященной дополнительным материалам, я не буду касаться методики обучения слушанию, а просто расскажу, каким дополнительными пособиями я пользуюсь.
- Эта серия учебников направлена как раз на развитие навыков слушания и говорения. 4 книги соответствуют уровням elementary, pre-intermediate – intermediate, intermediate – upper-intermediate и По темам собраны аудиозаписи с упражнениями, которые помогут перекинуть мостик от слушания к говорению.
Книга “Real Listening and Speaking 1 на OZON.ru |
- В начале занятия иногда слушаем интересные новости, которые потом обсуждаем. Их я ищу тут (для уровня intermediate+) или тут (здесь есть подкасты попроще, этот сайт ученик-энтузиаст может использовать самостоятельно, пройдя тест и выяснив, какой уровень ему подходит).
- У всех есть любимый исполнитель. Узнаю, кто это, и стараюсь хотя бы раз в месяц слушать с учеником его песни, подходящие под лексическую/ грамматическую тему, которую мы проходим и делать соответствующие упражнения. Вот отличный пример того, как можно использовать песни для закрепления грамматики..
- Сейчас выходит просто куча интересных сериалов на английском языке, которые можно смотреть вечером с семьей, по дороге на работу, в командировках. Прошу качать и смотреть на английском с английскими субтитрами.
Развиваем понимание прочитанного
Здесь я, как правило, не использую дополнительных материалов, кроме тех, которые представлены в основном учебнике. Но на дом всем своим ученикам (кроме тех, кто младше 8 лет или готовится к ЕГЭ) задаю домашнее чтение. Или высылаю книгу, или ученики ее ищут себе сами в соответствии с уровнем знаний (пример).
“The Canterville Ghost на OZON.ru |
Как работаю с домашним чтением? По-старинке, как со мной работала моя репетитор, когда я готовилась к поступлению в ВУЗ. Ученик читает главу, выписывает для себя ключевые слова и фразы, по которым и строит свой пересказ на занятии (10-15 фраз). Пересказываем раз в неделю, около 10 минут. Прочитали книгу – пишем сочинение.
Вид домашнего задания, как правило, нелюбимый учениками, но очень эффективный в освоении языка.
Развиваем письменную речь
Здесь, как и в случае с чтением, ничего особого не делаем – просто выполняем письменные задания, предусмотренные учебником.
Если хочется чего-то еще – можно обратить внимание на пособия из той же серии Real Writing.
Real Writing: 1 на OZON.ru |
Развиваем устную речь
Со взрослыми учениками, которых в первую очередь интересует общение, просто беру коммуникативный учебник (о нем я уже писала тут) и использую любую возможность для общения на языке. В начале урока спрашиваю, как дела, обсуждаем интересные политические новости, или события, произошедшие в нашей жизни (отпуск, курс доллара, кошка родила котят).
Работая репетитором со взрослыми людьми, я иногда чувствую себя еще и бесплатным психотерапевтом на пол-ставки – мне рассказывают о своей личной жизни, проблемах, любимых видео-играх и сериалах … Если у ученика появляется “душевное” выражение лица, отрываемся от английского и разговариваем (вернее, я слушаю, а ученик разговаривает). Через 5 минут, когда он выговорился, аккуратно прерываю поток сознания и дальше возвращаемся к занятию. И вы передохнете, и ученик уйдет с занятия довольный =)
Бывает, что клиент проявляет инициативу, и хочет разговаривать вне учебного времени на изучаемом языке. Инициативу такую поощряю и советую вот этот сервис: SharedTalk. Грамматику он там вряд ли подтянет, а вот снять языковой барьер и “разговориться” этот ресурс вполне поможет.
Вот и все, что я хотела рассказать вам о пособиях для совершенствования навыков аудирования, чтения, письма и говорения. Если Вы пользуетесь еще какими-то материалами, буду признательна, если поделитесь со мной в комментариях!
А следующая статья будет посвящена учебникам для подготовки к великому и ужасному ЕГЭ.
Всем удачи и учеников!
Картинки – огонь!
Очень интересно! Как и все предыдущие статьи! Начинаю жалеть, что я не репетитор) Но все равно, многое беру себе на заметку!
Большое спасибо=) Здорово, что статьи кажутся полезными не только преподавателям языка!
Спасибо! Много нового и интересного!
Всегда пожалуйста!