Перейти к содержимому

Грамматика на уроке английского

God bless the Internet! То есть, слава богу, можно разнообразить свое занятие дополнительными материалами, не тратя при этом деньги на их покупку и силы на то, чтобы дотащить их до ученика.
А стоит ли их использовать? Давайте разберемся!
Во-первых, так мы можем добавлять в урок элементы, которые слабо отработаны в учебнике. Не хватает упражнений на грамматику, новые слова, развитие навыков – копаюсь в книгах и ищу, чтобы такое поделать на занятии.
Во-вторых, вносит разнообразие в рутину. Особенно это нужно с дошкольниками и школьниками. Отсидеть 60 минут, пялясь в учебник и на учителя, скучно. А вот почитать/ послушать/посмотреть/поиграть во что-то новенькое, особенно яркое и красочное – всегда интересно!
В-третьих, репетитор, с которым весь урок штудируешь один учебник, вызывает подозрения – знает ли он свою профессию так хорошо, как заявляет?
Чтобы не валить все в кучу, разделим дополнительные материалы по категориям:
1.   Учебники по грамматике
2.   Учебники по лексике
3.   Учебники по обучению навыкам
4.   Учебники для подготовки к ЕГЭ
5.   Игры
6.   Видео
И разберем каждый пункт по отдельности!

Дополнительные материалы: пособия по грамматике

Грамматику для школьников уже разбирали тут. Это и Grammar Friends (можно брать с 6 до 12 лет, соответствует уровням от Elementary до Intermediate) и Round-Up (с 8-9 лет и до упора, подойдет ученику от Elementary до Upper-Intermediate). Round-Up – это одна из тех книг, которые лучше не приобретать в бумажном варианте – ее постоянно обновляют и переиздают. Приходишь на урок, готовишь определенное упражнение – а в книге ученика его нет! Потому что его книга другого года издания. Обидно …
Во время работы в частном центре еще пользовалась The Grammar Lab, но как-то она меня не зацепила, так что рекомендовать не буду.
Для школьников меня вполне устраивают две указанные выше грамматики + пособие Visual Grammar.

Visual Grammar

Visual Grammar на OZON.ru Visual Grammar на OZON.ru

Расскажу, чем оно мне нравится:

• Грамматика там разделена по уровням – Elementary, Pre-Intermediate и Intermediate, и в конце каждой секции есть повторение изученных времен
• Книга не предназначена для самостоятельного изучения грамматики, а лишь для закрепления того, что прошел, поэтому правил там вы не найдете
• А найдете интересные упражнения, где на первой странице – в виде комикса или картинки – представлена изучаемая структура, а на следующей идет ее отработка в диалоге, рассказе и т.п.
• Можно брать как со школьниками (не младше 10 лет), так и со взрослыми

Теперь обратимся к старшим школьникам, студентам и взрослым. Для них подходят одни и те же учебники. Здесь уже упомянуты основные книги. Начнем с тех, которые мне кажутся максимально полезными.

Grammarway
1) Grammarway. В учебнике 4 части, от уровня Elementary до Upper-Intermediate.
• Правила изложены доступно, последовательно и с иллюстрациями. В первой книге переведены редактором на русский (книга подходит и для самостоятельного изучения языка)
• Разнообразные упражнения – заполнение пропусков, подстановка, перефраз и т.д.
• К сожалению, нет сравнения того, чего хочется, например – First и Second Conditional; в Grammarway 2 вводятся и сравниваются сразу три предложения условия

"Grammarway 1" на OZON.ru“Grammarway 1” на OZON.ru

The Good Grammar Book

2) The Good Grammar Book соответствует уровням от Elementary до Intermediate.
• Книга предназначена как для самостоятельного изучения, так и для работы в группе
• В начале секции дается небольшой тест, который помогает ученику понять, какие пункты грамматики представляют для него проблему
• Правила изложены в двух-трех словах с примерами, а потом сразу следуют разнообразные упражнения

"The Good Grammar Book with Answers" на OZON.ru“The Good Grammar Book with Answers” на OZON.ru

Grammar in Use

3) Essential Grammar in Use (Elementary – Pre-Intermediate) и English Grammar in Use (Intermediate – Upper-Intermediate) – старый-добрый Мерфи.
• Как и в The Good Grammar Book, есть Study Guide, который поможет при самостоятельном изучении выделить пробелы в знаниях
• Грамматики много, но правила для самостоятельного изучения давать ученикам не стоит – лучше объяснить, так понятней
• А вот упражнения выборочно можно поделать, все они немного однообразны, но отрабатывают материал хорошо

Как видите на картинке, есть еще и Advanced Grammar in Use, но это уже скорее уровень профильного ВУЗа.

English Grammar in Use

4) Для тех, кто сдает ОГЭ и ЕГЭ: Grammar and Vocabulary (там две книги – первая для Pre-Intermediate – Intermediate, вторая для Upper-Intermediate). В них есть и правила для самостоятельного изучения, и упражнения на грамматику формата ЕГЭ, и упражнения для закрепления выученного. Некоторые из представленных заданий уже исключили из формата экзамена, так что будьте внимательны!
На самом деле, грамматики для подготовки к ЕГЭ – тема отдельной статьи, о них можно рассказывать очень долго.

Grammar and Vocabulary: Pre-intermediate to Intermediate на OZON.ru Grammar and Vocabulary: Pre-intermediate to Intermediate на OZON.ru
Грамматика и лексика на OZON.ru Грамматика и лексика на OZON.ru

5) Пособия русских авторов – Голицынский и Комаровская. Да-да, не бросайте в меня тапками! Многие сейчас пропагандируют метод полного погружения и все такое, но при обучении сначала мы все равно думаем по-русски, а потом переводим свои мысли на английский. Вот чтобы форсировать этот процесс, по каждой пройденной теме даю перевод, который часто беру из этих книг. К слову, грамматику всем своим ученикам тоже объясняю по-русски.

Английская грамматика с человеческим лицом
Здесь отдельной строчкой хочу выделить пособие Катерины Комиссаровой “Английская грамматика с человеческим лицом“. Низкий поклон автору, который нормальным, понятным языком объясняет базовые конструкции английского языка!

• Пособие предназначено для уровней Elementary и Pre-Intermediate
• Можно смело брать для самообучения в помощь к основной книге-самоучителю
• Вы не найдете там упражнений, а лишь внятные объяснения всего, что вы боялись, но хотели спросить об английской грамматике
• Книга очень легка и приятна в чтении, прямо бальзам на душу после нудных и непонятных объяснений правил в школе, которые оставляли больше вопросов, чем ответов
Так как аналога я еще не видела, а заинтересовать вас очень хочется, приведу отрывок, посвященный модальным глаголам:

Могу, должен, следует и им подобные глаголы, выражающее отношение к действию, называются модальными. Их в английском языке немного, и стоят они особняком, поскольку к ним неприменимы никакие правила. Им не нужны вспомогательные глаголы — они сами себе вспомогательные глаголы — им не нужны окончания, ничего. Это очень самостоятельные глаголы.
"Английская грамматика с человеческим лицом" на OZON.ru“Английская грамматика с человеческим лицом” на OZON.ru

На этом все, закончу советом – не берите строго одну книгу, лучше комбинируйте упражнения из разных, соответственно целям и задачам урока. Ну не выпустили еще идеальную книгу по грамматике, не выгодно это, наверно …

English Grammar
Продолжение.

7 комментариев для “Грамматика на уроке английского”

  1. Во всех аутентичных учебниках коммуникативной направленности грамматика дробится, к примеру, те же спряжения глаголов даются частями. Ирина, интересно Ваше мнение и опыт, оправдан ли такой подход? На мой взгляд, это влечёт за собой отсутствие всякой системы в голове учащихся, а может я просто училась совершенно иначе и привыкла к целостности какой-то и чёткой схеме во всём,что касается грамматики.

    1. Марина,извините, не совсем поняла Вашу мысль. Спряжение глаголов – это три формы неправильных глаголов?
      И приведите, пожалуйста, пример учебника коммуникативной направленности – на какую возрастную группу он рассчитан и какого уровня?
      Мне сложно давать корректные ответы на общие вопросы.

      1. Мне,наверное, будет сложно привести какой-то конкретный пример английского учебника, т.к.работаю с младшими школьниками и там дробление обусловлено возрастом. Но в том же французском абсолютно во всех аутентичных учебниках для взрослых и подростков, с которыми работала, спряжение глагола вводится частями, то есть, сначала мы знакомимся с первыми тремя формами ед.числа и только через много уроков с формами множ.числа, когда уже три первые учащийся благополучно забыл:))) в его голове не осталась чёткая схема спряжения, сложно потом провести аналогии с другими глаголами. Так же дробятся и притяжательные прилагательные и т.д. Когда мы учились, мы запоминали те же спряжения полностью(3 лица ед.ч., 3 лица множ.ч.), как мантру:)))следом вводился negative, затем question. В голове чёткая система и её легко переносить на другие глаголы, ты уже понимаешь логику грамматики:)))

        1. Марина, с младшими школьниками, согласна, дробление необходимо, потому что вряд ли дети смогут усвоить сразу все формы спряжения. Ну и вообще, вопрос освоения грамматики лет до 12 для меня очень спорен.
          А дальше, конечно, лучше сразу скороговоркой все учить. По частям, если там есть группы отклоняющихся, как с неправильными глаголами – сначала основные, и по нарастающей.

  2. Спасибо вам большое за сайт! Для начинающего репетитора просто находка, можно не тыкаться вслепую и не изобретать велосипед. Очень помогли!

Добавить комментарий

Необходим вход через сторонние сервисы для добавления комментариев.
Регистрируясь на сайте вы принимаете условия пользовательского соглашения и соглашаетесь на обработку персональных данных