Уважаемые читатели, эта статья устарела. Новую её версию вы можете прочитать здесь.
Заключительную часть посвящаю своей любимой возрастной группе – старшим школьникам и взрослым. С ними мне нравится работать больше всего.
Учебник для старшеклассников
Как я уже писала в предыдущей статье, со старшеклассниками я занимаюсь по Solutions.
Начинала работать по первому изданию, сейчас с удовольствием учу по второму. У него куча преимуществ:
- Проработанность УМК – тут тебе и книга для учителя, и тесты, как поурочные, так и итоговые, и диск для учителя с дополнительными заданиями и играми, и рабочая тетрадь с заданиями на аудирование и дополнительные упражнения здесь.
- В каждом модуле прорабатываются все навыки и умения, все хорошо связано и на одном лексическом материале.
- Можно использовать со школьниками для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ (при условии, что экзамены ученик сдает не в этом году и не надо срочно натренировывать его на формат экзамена).
- Актуальные темы для обсуждения, любимые актеры, исполнители и песни для аудирования.
NB: Если у ученика уровень не ниже Intermediate, при подготовке к ЕГЭ я беру Longman Exam Accelerator. Учебник разделен на две части – Skills Part, где отрабатываются все навыки, и Thematic Part, разделенную на 12 уроков.
Из плюсов: много лексики и упражнений к ней, много заданий, повторяющих формат ЕГЭ.
Из минусов: лексика местами избыточная, которую на ЕГЭ вряд ли встретишь, уроки проходим не полностью, т. к. некоторые задания не “егэшного” формата, очень большой объем материала.
Эти учебники проходим вместе с грамматикой Round-Up и добавляю упражнения и игры на грамматику, но о них будет отдельная статья.
Учебник для взрослых
В выборе учебника для взрослых я остаюсь консерватором уже почти 9 лет – беру New English File, и причин на это несколько:
- Я знаю материал всех уровней и как по нему работать (какие упражнения добавить, что где пропустить и т.д.), а значит смогу передать свой энтузиазм в изучении языка ученику.
- Взрослые, как правило, изучают язык именно для общения на нем – для себя, в путешествиях, на работе, а это именно коммуникативный курс.
- Ученикам интересно по нему заниматься – любимые актеры и актрисы, всемирно известные песни, увлекательные темы для обсуждения.
- Очень хороший, проработанный УМК – в книге для учителя расписано пошагово все, что нужно делать на занятии и даны советы для дополнительных упражнений. Структура уроков включает в себя обучающее видео на основе истории знакомства двух людей, которая продолжается по уровень Intermediate. В комплекте есть и буклет, вводящий основы Business English, который может пригодиться а работе. Дополнительные упражнения можно найти вот здесь.
- Единственный недостаток – некоторый материал добавляю (особенно грамматические упражнения).
Какую грамматику взять к учебнику? Я не прошу учеников покупать какую-то книгу, сама по мере надобности приношу задания из English Grammar in Use, Grammar Way, Round-Up и Голицынского.
Выбор учебника: итоги
Подводя итоги статьи, хочу остановиться на общем правиле, которым я руководствуюсь при выборе учебника:
- Выбираю то, что есть в интернете (смотрю обычно здесь, но последнее время начали закрывать многие раздачи из-за авторских прав, так что теперь ищу вконтакте). Просматриваю и делаю вывод, подходит учебник для поставленных целей или нет.
- Решаю – мне интересно работать по этому курсу? Нравится мне построение урока, данные в книги для учителя рекомендации, и даже просто оформление книги?
- Небольшое отступление: не редки ситуации, когда ученик уходит от предыдущего репетитора, и приходится идти по тому учебнику, который они проходили. Если вы видите, что этот учебник не подходит вам или ученику (а такое часто бывает – ученик “не тянет”, или наоборот для него этот учебник уже очень простой), настаивайте на его смене!
- Главное для меня – чтобы мне нравилось заниматься по этой программе. Например, учебник New English File беру со взрослыми с 2008 года. Я знакомилась с другими учебниками – Headway, Side by side, Face2face, но вот нравится мне работать по NEF и все. Я знаю карту уроков, как вводить темы, где нужно добавить упражнений, на что пока не стоит обращать внимание, потому что оно встретится дальше и т. д. И ученики чувствуют мою уверенность в том, что я делаю, и процесс обучения идет веселее.
Ирина, здравствуйте! Я начинающий репетитор, и Ваш блог для меня – просто кладезь полезной информации. Огромное Вам спасибо за то, что не бросаете это дело. Он правда очень-очень полезен и информативен. Хотела задать Вам, как опытному репетитору, вопрос относительно работы с учебниками. Скажите, Вы покупаете все эти книги или пользуетесь скачанными из Интернета pdf-версиями? И просите ли учеников купить учебники? Раньше я сама распечатывала материалы для уроков дома на принтере и отдавала распечатки ученикам, но более опытная коллега сказала мне, что это неправильно, и ученик должен сам позаботиться о покупке учебника. В принципе, я с ней согласна. А как работаете Вы?
Анастасия, добрый день! Спасибо за комментарий, буду стараться писать еще интересные статьи=) Покупаю все учебники, у меня нет только Accelerator’a из этой статьи, очень уж дорогой он, с этой ученицей занятие веду с Ipadом. Когда иду к нескольким ученикам и нет возможности много тащить, тоже все на планшет просто кидаю. C учениками настаиваю, чтобы они все приобретали, если с деньгами совсем туго – распечатывают на цветном принтере и сшивают, но лучше чтоб у ученика была и книга, и тетрадь к ней и грамматика (Round-Up, Murphy – что подберете), потому что по распечаткам заниматься тяжело, особенно школьникам, знания усваиваются хуже и самому ученику больше нравятся цветные учебники. Поэтому идеал – книга у преподавателя и книга/тетрадь/грамматика у ученика!
Большое спасибо за ценную рекомендацию! Я тоже обычно работаю с iPad-м в руках, когда нет книги. Теперь буду “строить” своих учеников, а то уже чувствую себя мини-типографией на дому… И правда, пусть сами покупают 🙂
Обращайтесь, всегда рада помочь!
Ирина, спасибо огромное за такой прекрасный обзор! Вы пишите, что планируете его обновить, с нетерпением буду ждать обновления! Успехов вам!
Вера, спасибо! И вам успехов в профессии!
Хорошая статья, не надо ничего переписывать..=)
Ирина, спасибо за статью! Скажите пожалуйста, а что значит “учебник морально устарел”? Что появились учебники лучше, или что по этому учебнику теперь результат почему-то станет хуже, чем десять лет назад?
Что скажете за Solutions третьего издания?
По-прежнему ли актуальны English Grammar in Use и New English File, или знаете конкретные вещи, на которые их лучше заменить?
Дмитрий, для меня устарела статья, а не учебник. Потому что уже использую немного другие пособия, в скором времени появится статья про Solutions и вслед за ней про English File и грамматику, которую беру к нему.
Следите за новостями!=)
Ирина! спасибо вам за ваши статьи! очень интересно! подскажите, где вы покупаете учебники?если в интернет-магазинах, то каких?
Светлана, я приобретаю учебники на ozon.ru, в Лабиринте и Читай-городе.
Ирина! разрешите посоветоваться? со взрослым, после тестирования и собеседования, взяла учебник New English File elementary, но он ему достаточно прост, по крайней мере в начале. Pre-inter. точно зная, он не потянет пока.как поступить? над грамматикой еще надо много работать, да и словарный запас не очень. Может посоветуете что-то параллельно взять, чтение историй с обсуждениями?? вся в раздумьях( заранее спасибо
Добрый день! Я согласна с мнением Нины, которая отписалась под вашим постом)
У вас два варианта:
1) Просмотреть по тесту, который он писал, что он уже знает и просто не брать эти темы в учебнике Elementary.
2) Опять же, посмотреть по тесту темы, которые он НЕ знает, и взять уровень Pre, по грамматике подтягивая темы, которые “западают”.
Можно влезть? В чём затык? Грамматика слабая (что легче) или слов до Pre-int не хватает? В режиме повторения галопом догнать его до pre-int и работать уже по нему. Или взять Pre-Int и подтянуть там, не опускаясь в Elem.
спасибо большое !
Статья оказалась очень полезной. Коротко, ясно, без лишних слов, по делу. Все искала статью именно такого рода. Я работала ассистентом-переводчиком. Сейчас в декрете и так не хотелось ехать на вахтовую работу. И так кстати, предложили работу учителя по английскому на курсы. Прежде чем соглашаться решила подготовиться, ведь преподавать и переводить совсем разные вещи. Просмотрела teacher’s book NEF и стало в головее яснее
Асель, я вам советую посмотреть еще English File 3rd edition, я в последнее время работаю по нему – оно посовременнее NEF’a.
Доброго дня. Подскажите пожалуйста на какой уровень и возраст рассчитан учебник New Round-Up 4 Students? Заранее благодарю)
Доброго дня! Возраст – 10-17 лет, уровень А2+/B1.
Здравствуйте! Спасибо за информативную статью! Могли бы посоветовать с учебником? Обратился ученик с целью подготовиться к разговорному английскому в колледже (время на подготовку 2 года), уровень ученика- начальный. Вот я раздумываю насчет NEF или Solutions! Заранее спасибо!
Добрый день, если ученик уже взрослый (18+), то я бы советовала брать English File.