Цены в репетиторстве

Поговорим об одном из важнейших аспектов любой работы – деньгах, которые вы за нее получаете.

Некоторые “языковые” репетиторы стараются не обсуждать материальные вопросы, ссылаясь на гуманитарную душу, чуждую всему мелочному. Давайте отбросим кокетство, репетиторство не роскошь, а средство основного дохода для меня и многих коллег, и от цены занятия зависит наш ежемесячный заработок.

Откуда берется цена

Цель любой частной услуги – сэкономить время и усилия, которые клиент потратит, взявшись за это дело сам. То есть, родители и сами могут помочь ребенку с английским. Но
1) они не смогут сделать это также эффективно, как учитель;
2) на это уйдет больше времени, которое для них деньги.
Вот за экономию усилий и времени и платят частному преподавателю.
Открыв любой репетиторский сайт, можно посмотреть “среднюю цену” на данный вид услуг в городе. Почему цена именно такая? Потому что кто-то когда-то поставил именно такую и все стали за ним повторять.
Но, если копнуть немного глубже, станет понятно, что цена за репетиторские услуги складывается из нескольких параметров:

Квалификация

Чем больше дипломов – тем больше ставка, по возрастающей: репетитор без профильного образования -репетитор с профильным образованием – репетитор с образованием международными сертификатами.

На мой взгляд, репетитор без профильного образования, но с международным сертификатом CELTA или DELTA может ставить цену выше, чем репетитор с дипломом гособразца. В частном секторе знания, полученные на таких курсах, ценнее знаний из курса методики российского ВУЗа.

Опыт

Чем больше занимаешься, тем больше набираешься опыта и знаний о том, как лучше и эффективнее обучить. Благодарные клиенты рассказывают своим друзьям, как им у тебя нравится, и к тебе приходят новые. Когда их становится больше, чем свободного времени, увеличивается цена.

Специфика курса

Под каким соусом нужен клиенту английский – разговорный, бизнес, ЕГЭ, IELTS … Цена зависит от сложности и особенностей курса.

Место занятий

Выезд к клиенту стоит дороже, чем занятия дома, а дистанционные занятия, как правило, дешевле очных – никуда не надо идти плюс комфортные условия.

Я не делаю наценки за выезд, занятия стоят одинаково и у меня дома, и у ученика, потому что беру только близлежащие районы, где так или иначе бываю в течение дня – в магазин, ребенка забрать, прогуляться – весь день сидеть на месте мне не нравится. Но если наценка на выездные занятия для меня звучит разумно, то низкая цена на Skype – нет. Мне для подготовки онлайн-урока нужно наполнить электронную доску, подобрать упражнения, аудио и видео. И заниматься онлайн не так комфортно, как тет-а-тет, я больше устаю. Поэтому за Skype беру почти столько же, сколько и за очный урок.

Время подготовки

На мой взгляд, чем больше времени уходит на подготовку к уроку, тем выше должна быть цена (ну как со Скайпом в моем случае).

Расходные материалы

Если репетитор печатает к занятиям допматериалы, используя свою бумагу и чернила, или занимается плясками с бубном в виде настольных игр или наглядных материалов собственного изготовления, то есть смысл включить их цену в занятие.

Аренда/Больничные/Налоги

Для тех, кто арендует кабинет или дает групповые занятия.

Вот такие параметры я бы учла при оценке стоимости урока, и через некоторое время работы начала повышать цену.

Повышение цены

Не бывает такого, что цена не растет. Она не может не расти – меняется опыт, квалификация, репетитор зарабатывает репутацию. Да и цены в магазинах поднимаются, что уж там.

Логичнее всего повышать в начале учебного года. Ученики, которых не устроит новая цена, уйдут; но большая часть останется следуя принципу “от добра добра не ищут”. Тут как с остальными услугами: если мне повысят цену в парикмахерской, я вряд ли сменю мастера. Ну это сейчас, а раньше я так делала, пытаясь найти получше с печальными последствиями – то стригли “под горшок”, то волосы жгли. В итоге мастера лучше я-таки нашла, но вот больше экспериментов не хочется.

На сколько повышать цену?

Это уже вопрос к Вам – на сколько можете самому себе обосновать увеличение цены и что за этим увеличением стоит (улучшение качества услуг или их расширение). Я думаю, увеличение цены на занятие до 20% не будет психологически тяжелым для учеников.

Не бойтесь потерять клиентов, подняв цену. Те, кому дорого за 100 рублей – им будет дорого и за 50. Например, моя знакомая рассказывала про случай, который произошел с ней в начале ее репетиторской деятельности. Ходила она к одной вполне обеспеченной семье домой за 500 рублей в час. А когда опыта набралась и начала брать учеников за 700 рублей, объявила им о повышении цены. На что ей ответили, мол “Извините, вы заелись. Вон у нас соседка за 300 занимается, и ничего”. Если дорого – пусть занимаются за 300, и нам и им выгодней.

Но есть и другая сторона. Допустим, репетитор недавно сменил место жительства, и начинает все заново. А чтобы было легче начать и “клюнули”, ставит ценник ниже среднего. Клиент открывает объявление и думает: “Ну не может хороший специалист столько просить. Дешево – значит качество как в магазине “Все по 35” и закрывает объявление.

Но не всегда инициатива о повышении может исходить от учителя, одна моя ученица сама предлагала повысить ей оплату, потому что наши занятия менялись – то к ней домой ездить, то на работу, то курс сделать более коммуникативным, то добавить туристический английский.

Оплата до или после?

Репетиторство – это, повторюсь, услуга. Не совсем как маникюр, но суть от этого не меняется. Поэтому и оплату за обучение надо рассматривать также.

Я беру “по факту” – провела занятие – заплатили. Но некоторые работают и по предоплате, за сколько вперед (несколько занятий, месяц) – определяют сами. В предоплате для меня пока много тонкостей – как делать перерасчет за пропуски, да и что считать пропуском? Болезнь, рабочую ситуацию, форс-мажор? А если сам репетитор не может провести занятие?

Не спорю, в схеме “вечером – деньги, утром – стулья” куча плюсов – она мотивирует, сокращает количество пропусков, дает возможность иметь стабильный доход и лучше планировать свой бюджет. И если вы занимаетесь с группами, то предоплата логична и естественна.

Я ввожу предоплату только, когда чувствую ее необходимость. У меня она действует с тремя учениками:

  1. Дочка соседей.  С ними мы занимаемся раз в неделю и этот раз они частенько пропускали. Совсем несерьезно получалось, по 2 занятия в месяц, и соседка сама предложила предоплату, чтобы дочь ответственней относилась к английскому.
  2. “Вся такая спонтанная” девушка. Причем и она такая, и в жизни у нее так. То на работе график меняют, то заболела, то отпуск внезапно подкрался. И вроде все это – серьезные причины, но страдало качество обучения. Меня мучала совесть, что я должна не только учить, но и уметь организовывать учеников, и пришла к следующему: повышение цены на 20% или та же цена, но с предоплатой. Договорились о предоплате.
  3. Брат и сестра. Родители забывали заплатить за занятие, два занятия, три занятия… В итоге предложила предоплату, мама учеников поддержала.

Обратная связь

Или общение с клиентом. Я пишу про feedback в этой статье, потому что он может положительно повлиять на цену на занятие, так как позволяет узнать что-то новое про себя и свои услуги. “Как вы узнали обо мне?”, “Почему выбрали?”, “Что хотите видеть на занятиях?”, “Что думаете об уроках?”, “На что следует обратить больше внимания?”

И, если от вас уходят, обязательно: “Что Вас не устроило?” Если Вы не поняли, почему ушел клиент, то остались в минусе, и не только из-за потери денег – ведь вы не узнаете, что делаете не так.

Я расставалась с клиентами по их инициативе 4 раза по таким причинам:

“Неумение работать с подростками” (Было на моей самой первой работе, с диагнозом согласна – я сама тогда еще была в этом возрасте и было психологически сложно работать с такими же, как я).

“На наших занятиях мы занимались не тем, что мне нужно”. Да, девушке нужен был курс survival, а я взяла обычный коммуникативный.

“Мне бы игры, песенки, фильмы, а не грамматику и лексику.” Думала, что смогу изменить отношение к изучению английского и показать, что с одними играми недалеко уедешь. Се ля ви, не смогла.

И один раз ученица ушла на каникулы, а осенью не вернулась. Надо, наверно, было узнать – почему, но мне не захотелось. Девочка училась в начальной школе, а я с этим возрастом не люблю работать.

Знакомые и родственники

Просто не могла про них не написать, эта категория уже в зубах завязла. Я не фанат таких учеников, потому что 1) они все подсознательно рассчитывают на скидку, а если ее не предложить – “ой, это за 60 минут столько?!” (повторюсь, у меня цена – средняя по району, отнюдь не завышенная) 2) претендуют на самый прайм-тайм, который я всегда оставляю для ЕГЭшников и ОГЭшников 3) имеют ожидания, что я буду максимально выкладываться на занятиях с их детьми – мы же с друг другом вчера вместе до дома шли!

Поясню свою неприязнь. В прошлом году маникюрша попросила подтянуть ее дочь. Я им сделала скидку (при том, что мне ее не сделали), поставила удобное время – в результате девушка некоторые занятия пропускала без предварительного звонка, а через некоторое время смотрела на меня как на личного врага, потому что английский,как оказалось, навязала ей мама. Вот не знай я их, отказалась бы или перевела на предоплату. А так мы расстались в середине учебного года, и окно в расписании я уже закрыть не смогла.

В этом году знакомая попросила позаниматься с ее сыном. Со скидкой, само собой, во время, удобное только им – ребеночек в другое не может, у него еще робототехника-танцы-хоровое пение, а английским мы занимаемся по остаточному принципу, но у нас планы отправить его учиться заграницу. Вы с ним, пожалуйста, и ролики на youtube, и блоги, и фильмы в оригинале, и песни, и к ОГЭ подготовьте, и попляшите с бубном еще, но все со скидкой! И – to crown it all – “тебе еще мой муж щас позвонит, хочет собеседование с тобой провести”. Дала телефон, интересно, что там будет. Звонит муж (никак не связанный с английским) и 20 минут выясняет у меня – кто я такая вообще и почему вздумала, что смогу научить языку их кровиночку.

С большим удовольствием им отказала (после чего выяснилось, что они могут и подстроиться под мое расписание, ладно уж) и решила отказывать знакомым и впредь.

Вместо заключения

Я постаралась описать все волнующие меня аспекты оплаты труда. Уверена, что и вам есть что сказать на этот счет. Делитесь своими мнениями и историями в комментариях!

Всем удачного начала учебного года!

10 thoughts on “Цены в репетиторстве

  1. Ирина, классная статья! Все рассуждения, так сказать, в яблочко. С Вашего позволения буду цитировать её всем родителям)))

    1. Елена, спасибо! Цитируйте, только с осторожностью – боюсь, не все поймут=)

  2. Хорошая тема.мне бы хотелось совета , а как вежливо научиться отказывать одноклассникам моего ребенка. Если откажешь родителям , высказываются потом обиды не мне , а сыну, если возьмешь хоть раз деньги , смотрят потом на сына свысока.сейчас начало учебного года , опять звонят, что делать не знаю.

    1. Ирина, да – тема щепетильная. Ко мне тоже часто подходят мамы подружек дочки и, заглядывая в глаза, говорят “А вот мы бы тоже хотели с ребенком английским заниматься…” Я ссылаясь на чрезмерную загруженность графика, хотя вот одной (самой близкой подруге) отказать не смогла.
      Вы не можете также вежливо сослаться на отсутствие времени в расписании? Мол, в августе все старенькие отзвонились, и уже все занято.
      Занятия с одноклассниками сына – дело неблагодарное, мне кажется. Возьмешь – может не понравиться, денег с них брать как со всех не будешь, а времени на “заработать” уже не останется.
      Вы в любом случае останетесь виноватой в их глазах, так что лучше отказаться. На мой взгляд, это они не совсем корректно поступают в этой ситуации – воспитанный человек намек бы понял и нашел репетитора на стороне. И это не Вам должно быть неудобно, а родителям одноклассника.

  3. Ира, какая ты молодец! тема поста очень актуальна и, как ты сказала, щепетильна. Не каждый захочет об этом написать, дабы потом, чтоб клиенты не отвернулись. Но это есть бизнес!:)один ушел-другой пришел. И если ушел, значит не твой клиент и не важен ему уж так язык был. Сама я сейчас, как белка в колесе, работаю на двух работах. И репетиторство не бросаю. На него совсем осталось мало времени:(Но зато ходят только те, КОМУ АНГЛИЙСКИЙ НУЖЕН! и в виду моей занятости, и ограниченной численности, я подняла цену. И она устроила всех оставшихся.

    1. Надежда, очень рада, что так удачно всё сложилось с учениками! Удачи в работе!

  4. Ирина, подскажите, почему может быть спад в количестве учеников в последние два года? Моя знакомая (ей 60 лет), педагог, 10 лет успешно преподавала английский на дому детям до 12-ти лет. Детям нравилось, все шло хорошо. В последние два года учеников не стало. С трудом можно привлечь на одно-два занятия, потом родители пропадают. Кто-то сказал, что это потому, что в школах стали проводить такие же занятия по низким ценам. Это правда?

    1. Иван, добрый день! Не могу ответить с уверенностью, потому что не знаю ценовую политику педагога и школ в вашем районе, конкуренцию, и еще много всяких факторов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписка на блог
У блога уже 1,106 друзей