Перейти к содержимому

Как работать с лексикой

От новых слов никуда не деться – без них не выучить язык. Чтобы помочь ученикам их запомнить, мы, учителя, take great pains. Для облегчения этой боли в этом посте опишу, как не дать ученику забыть выученное.

На первом уроке

С введением слов в контексте и первичной отработкой на уроке проблем почти нет – все это представлено в самих учебниках или материалах, которые используем на занятии. Часто не хватает упражнений на выведение новых слов в речь. Это можно делать на том же самом занятии, когда представляем новые слова или в начале следующего урока, в качестве повторения. Вот мое любимое упражнение для этой цели.

Например, на уроке прошли фразовые глаголы (не обязательно их, тут любая новая лексика подойдет). И пишу предложения, где пропускаю или весь фразовый глагол, или только его постфикс – тут все зависит от способностей ученика. Я пишу с ними вот такие предложения:

1) It’s really difficult to … … the girl you like as she can reject you and you’ll feel embarrassed afterwards.
2) When I … … a new word in the text, I always look up its definition.
3) If I … … somebody, and he fails me, I will never speak to this person again. И т.д.

Ученик сначала письменно заполняет пропуски. C опорой на изученные слова, если прошли их только сегодня, и без опоры, если слова обсуждали на прошлом уроке, и дома он их отрабатывал.

После подстановки лексических единиц в пропуски возвращаемся к нашим предложениям и просим выразить с ними согласие/ не согласие и объяснить почему, обязательно употребляя новые слова в своем высказывании.

На следующем уроке

Нам нужно vocabulary review. Существуют быстрые способы проверки усвоенных лексических единиц:

  1. Dictation. Ученик должен написать то слово, которое мы прошли на прошлом занятии, но я ему диктую не его русский перевод, а синоним/ антоним/ фразу или предложением с bla-bla вместо этого слова.
  2. Mind maps. Прошли free time activities. И на уроке пишем категории, в которые ученики вписывают подходящую активность. Это могут быть outdoor/ indoor activities; solo/ group activities; DIY/ sports/ board games или классификация по использованию с глаголами do/ go/ play.
  3. Bingo. Учитель пишет на своей карточке active vocabulary, но не весь. Ученики по очереди диктуют все слова, которые были на прошлом занятии, а учитель вычеркивает их у себя.
  4. Guessing game. Учитель (или другой ученик) загадывает слово и описывает его с помощью синонимов, остальные угадывают.
  5. Crosswords and wordsearches. Их можно делать в puzzle-maker.

И не быстрые:

  1. Можно подготовить карточки со словами и предложить вытянуть парочку и составить с ними предложения. Вот вытянул ученик слова «demonstration» и “shout slogans”. И пишет: The students from our university organized a demonstration and shouted slogans. They were calling for cutting down the workload.
  2. Или просим составить странные/ смешные предложения. Например: «kids organized a demonstration and shouted slogans calling for cancelling porridge with the lumps in the local kindergarten”.
  3. Составить несколько предложений, часть из которых будет правдой, а часть – неправдой. А группа или учитель (если у нас 1-2-1 урок) угадывают, что где.
  4. Задаем придумать историю с новыми словами. Также можно подурачиться и написать смешную или невероятную историю. А можно описать реальные события, которые произошли с тобой, но исказить в рассказе некоторые факты. Чтобы остальные снова угадывали.
  5. Поиграть в «снежный ком». Вы говорите одно предложение с новым словом, ученик повторяет ваше и добавляет одно свое, и так, пока память не кончится) Мы обычно придумываем не больше десяти, чтобы не устать и не надоело.
  6. То же задание обыгрываем письменно. Помните, как мы в детстве писали историю на бумажке по предложению, заворачивали их, а друзья писали продолжение, не видя наши фразы? И в конце разворачивали получившийся рассказ и смеялись над ним все вместе? Можно сделать похожую забаву, но тогда нужно будет подготовить бумагу и заранее написать туда вопросы с новой лексикой.

В домашке

“Добьем” способы отработки изученных слов и выражений креативом.

  1. Clothes and shopping. Почему бы не прибарахлиться на забугорном сайте? Я иногда заказываю одежду с 6pm.com, и туда могу отправить учеников. Или на nastygal.com. В зависимости от пройденной лексики попрошу купить определенные предметы одежды и описать их – название, цвет, материал, форму выреза, рукав, посадку… Или, если тема online shopping – как положить покупки в корзину на этом сайте, оплатить, отследить посылку и вернуть не подошедший товар.
  2. Holidays, accommodation and sightseeing. Задаю задизайнить свой dream holiday с описанием – куда, где остановится, что будет там делать. Можно привлечь сайты для поиска жилья, например, couchsurfing.com или homeexchange.com, на которых ищем место, где остановимся и описываем его. Можно отправить на сайт для подбора package tour. Дать денежный лимит на отпуск и попросить расписать траты. Ограничить поездку тремя днямии попросить рассказать, что за достопримечательности ученик осмотрит за это время.
  3. Feelings and emotions. Смотрим эпизоды из фильмов, где персонажи что-то переживают. Обсуждаем, что могло произойти и как себя чувствуют герои.
  4. Houses and homes. Задаю найти фото дома любимой celebrity и описать его содержимое.
  5. Arts and cultural activities. Прогуляемся по виртуальной галерее и расскажем, какие картины и чем впечатлили. Да-да, сейчас есть возможность виртуально посетить именитые галереи бесплатно – загуглите gallery virtual tours.
  6. Computing and gadgets. Создадим свою социальную сеть, гаджет, или приложение для телефона, которого не хватает для счастья ученику лично. Мне вот хочется приложение, которое бы автоматически проверяло тесты и эссе, меня они утомляют.

На этом моя фантазия, связанная с лексическими темами, и пост подходят к концу.

А у вас есть свои любимые упражнения для работы с новыми словами?

Поделитесь в комментариях!

6 комментариев для “Как работать с лексикой”

  1. Я тоже люблю играть со словами. Ученики обожают hangman или виселицу. Здесь ещё и орфография отрабатывается. Можно как с опорой так и без опоры на слова.
    Игра типа alias. Пишу на карточках слова, изученные ранее, по 8 например. Ученики играют в парах. Я засекаю минуту. Ученик объясняет своему партнеру значение слова не произнося его. Можно использовать разные варианты объяснения sinonyms, oppositions, miming, end up a sentence or a phrase etc.
    Выигрывает тот, кто угадал большее количество слов. То же самое можно делать между командами.

  2. Игра “Crosses and naughts”. Используем правила игры крестики-нолики. Игра в парах. Чертим квадрат. Берём 9 слов или фраз. Составляем с ними предложения по очереди и зачёркиваем соответствующий квадрат. Предложение должно быть без ошибок.

  3. Ирина, как же замечательно, что я Вас “нашла”!!! Столько всего полезного! Я “преподаватель английского” по диплому (заочника) с 2летним опытом по непонятно-какой-авторской методике и 10 летним перерывом в этом самом опыте. Очень хочу (и начинаю собственно) преподавать, но страдаю от нехватки опыта, знаний и обилия информации и ресурсов отовсюду. Вот именно нехватало, чтоб как маленького посадили рядом и сказали “деточка, надо делать вот так и вот так”. И у Вас нашла то, что так было нужно! Ну короче, спасибейше Вам огромное за то, что делитесь с нами неопытными всем, что знаете и умеете. Благодарю!

Добавить комментарий

Необходим вход через сторонние сервисы для добавления комментариев.
Регистрируясь на сайте вы принимаете условия пользовательского соглашения и соглашаетесь на обработку персональных данных