Зачем вообще нужны communicative activities? Какие из них будут самыми эффективными? Давайте рассмотрим примеры упражнений из учебников для взрослых Outcomes, SpeakOut, English file и вместе прокачаем методическую грамотность:
Классическая цепочка упражнений из учебника выглядит следующим образом: presentation (ввод нового материала) -> practice (упражняемся) -> production (выводим его из ученика в устном или письменном виде). Давайте наглядно:
Пример из Outcomes
Cделаем методический разбор заданий:
1️⃣ Ex. 1 + Ex. 2 = презентация слов и фраз
2️⃣ Ex. 3 = Практика употребления. Strictly speaking, она кривая. Но хотя бы что-то
3️⃣ И тут напрашивается production, или “вывод лексики в речь”. Но на этом упражнения по отработке новых слов заканчиваются
📍Здесь я не говорю, что Outcomes – плохой учебник. Использую упражнения из пособия для учебного примера. Подобные методические ляпы вы найдете в любом учебнике
Так чем же плохо отсутствие последнего элемента на занятии?
Даже если ученик прочитает новые слова, узнает их значение и пару раз вставит в пропуски, то это совсем не значит, что он начнет их употреблять
◾️ Он их запомнит и возможно вспомнит, когда прочитает в тексте или услышит в речи. Но сам не скажет. Это значит, что они остались в ПАССИВном словарном запасе. А вот чтобы слово или фраза вышли в АКТИВ и наш 🐰 начал его употреблять, нужно чтобы он сам его СКАЗАЛ. И не один раз, а 5-9. Исследования показывают, что именно столько раз нужно употребить нужное слово, чтобы ученик начал его активно использовать
❗️И именно communicative activities помогают вывести изученные конструкции и лексику в речь
2 примера на Present Perfect
Теперь давайте возьмем задания на одно и то же грамматическое время, Present Perfect, из дополнительных материалов к учебникам для взрослых. В примерах ниже вы увидите немного разные аспекты времени, но я хотела больше обратить ваше внимание на разные подходы к заданиям на коммуникацию
1️⃣ Из учебника SpeakOut
Для того, чтобы выполнить это упражнение:
– ученики вспоминают 3ю форму глагола и вписывают в предложение
– задают одногруппникам вопрос с present perfect
– рассказывают о результатах опроса, снова употребляя изученное время
Полезно ли такое задание? Безусловно! Здесь у нас и практика, и вывод в речь. Причем ученик проговаривает время несколько раз, увеличивая пользу от задания
2️⃣ Из учебника English File
Здесь наш зайчик:
– метчит вопросы и ответы с Present Perfect
– закрывает responses и вспоминает ответ
Это поможет ученику вывести структуру в речь? Нет! Если дадим упражнение as it is. Потому что в нем ученик не напрягается и не составляет предложений самостоятельно.
Хорошие новости! Это задание тоже можно перевернуть так, что оно принесет пользу на уроке. Чтобы узнать, как – смотрите вебинар про communicative activities. Там я расскажу про самые эффективные упражнения на вывод изученных структур и слов в речь, а также – как составить подобные задания самому за 15 минут ❤️