Перейти к содержимому

Проект ЕГЭ. Задание 38

Задание 38 в письменной части ЕГЭ занудно называется “развёрнутое письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы/диаграммы” и является заданием повышенного уровня сложности (B2). Но я его дальше буду именовать просто “проект”. Не таблицы и не графики, и с Writing task 1 на IELTS это задание почти не имеет ничего общего. Period

Вот как эта тварь будет выглядеть на экзамене:

или

Да, или-или. Потому что ученику нужно будет выбрать, какое задание он захочет делать, и написать перед описанием проекта соответствующую цифру в бланке – 38.1 или 38.2.

Проект – задание вкусное, потому что может принести 14 баллов на экзамене. И если письмо (задание 37) рекомендую писать сразу на чистовик, чтобы сэкономить время, то проект лучше распланировать и написать сначала на черновик, а потом перенести в бланк ответов.

Рекомендуемое время написания задания 38 на экзамене – 60 минут.

Если хотите научиться писать это задание на максимум, или чтобы ваши ученики смогли это сделать, – покупайте книгу по графикам, где подробны расписаны все этапы правильного написания этого задания!

Критерии оценивания

Чтобы понять, как писать нужно, ознакомимся с критериями оценивания задания 38 с сайта ФИПИ.

Теперь разберем подробнее.

Решение коммуникативной задачи

По критерию “решение коммуникативной задачи” можно максимум получить 3 балла. Расшифрую, за что их дают:

  • Проект написано в соответствии с темой
  • Проект написан по плану
  • Все пункты из таблицы указаны в работе
  • В нём достаточно слов
  • Стиль нейтральный

Количество слов, необходимое для получения максимального балла, указано в самом задании – “Write 200-250 words”. Допустимо отклонение от заданного объема на 10%. То есть, можно написать от 180 до 275 слов. Если напишите меньше 180 слов, задание проверять не будут – эксперт поставит 0 за решение коммуникативной задачи, а 0 за этот пункт означает 0 за все задание 38. И довольный учитель проверяет на 1 сочинение меньше. А если ученик превысит порог в 275 слов, эксперт отчеркнет 250-е слово и дальше просто проверять не будет. То есть, если за 250 словами остались контраргументы или заключение, они просто не будут засчитаны и максимум за этот критерий вам не видать.

Про критерии подсчета слов. При определении соответствия объёма представленной работы вышеуказанным требованиям считаются все слова, с первого слова по последнее, включая вспомогательные глаголы, предлоги, артикли, частицы. При этом:
 числительные, выраженные цифрами, т.е. 1, 25, 2009, 126 204 и т.п., считаются как одно слово;
 числительные, выраженные цифрами, вместе с условным обозначением процентов, т.е. 25%, 100% и т.п., считаются как одно слово;
 числительные, выраженные словами, считаются как слова;
 сложные слова, такие как good-looking, well-bred, English-speaking, twenty-five, считаются как одно слово;
 сокращения, например USA, e-mail, TV, CD-rom, считаются как одно слово.

Нейтральный стиль соблюден, если в задании 38 нет сокращений (I’m sure/ doesn’t matter/ wasn’t stated) и разговорной лексики (it is stupid to think so/ this opinion sucks/ the people wearing such clothes are mad). Нельзя писать риторические вопросы и фразы типа “Let’s consider … “, потому что ФИПИ относит их к разговорному стилю.

Организация текста

Максимум по этому критерию – также 3 балла. Их можно получить если:

  • проект правильно разделен на абзацы
  • написано логично и присутствуют средства логической связи

Понятно, что нужно писать столько абзацев, сколько есть в плане (пять!) и каждый должен передавать мыслю, соответствующую пункту плана.

Ниже подробнее о том, что нужно писать в этих пяти абзацах и какие клише там использовать.

Вступление (параграф №1)

“Правильное” вступление состоит из 2-3 предложений и знакомит нас с проблемой, указанной в самом задании. Например, в примере нашего задания написано “what book genres are popular among teenagers”. Значит, нам нужно или вставить эту фразу в наш проект, или заменить там что-то на синонимы. Так же нужно упомянуть, что вы делаете проект, нашли материалы к нему и сейчас про это будете рассказывать. Вот, какое вступление получилось у меня:

It is hard to deny the importance of having a good rest. I have decided to do a project on how teenagers in Zetland relax after a busy day and found the results of opinion polls to illustrate some of my ideas. Below I will give my comments on the results.

Жирным выделены фразы, которые можно таскать из сочинения в сочинение.

Еще клише для этого абзаца:

  • It is well known that (topic)
  • Nowadays more and more people (action connected with the topic)
  • Over the last few decades there has been a significant increase in the number of people who (do something connected with the topic).
  • (Topic) plays an important role in our life
  • Undoubtedly, all people (action connected with the topic)
  • Nowadays it is impossible to imagine … without …

Основные фичи графика (параграф №2)

В плане сочинения во втором абзаце ученику предлагается высказать указать 2-3 главных факта из таблицы/графика или что там нам нужно проанализировать. Я бы остановилась на двух фактах, потому что когда пробовала написать это письменное задание, у меня с двумя фактами вышло 260 слов. Третий бы мог меня вывезти за лимит возможных слов. Но вы можете упомянуть и 3 главных факта, главное – уложиться в необходимое количество слов.

На самом деле, этот абзац написать совсем не сложно – выбираете что угодно, что вам нравится в таблице и записываете английскими словами. Ничего сравнивать здесь не надо.

Вот то, что у меня получилось:

As we can see from the table, 38% of respondents prefer doing a hobby after a busy day, while eating tasty food is the least popular way of spending teenagers’ free time with only 6 % of teenagers doing it. Also, adolescents can spend time with their friends, sleep and walk in the open air to have a rest after a tiring day.

Клише:

  • the main features of this table/graph/pie chart …
  • one can see from the poll that …
  • the most popular … the least popular …
  • if we look at the graph/table/pie chart, we can see …
  • looking at the main features …
  • what stands out from the table/graph/ pie chart …
  • another striking feature is …

Сравнения (параграф №3)

В 3 абзаце нужно проанализировать данные из графика и представить 1-2 сравнения и свои комментарии к ним. Можно и 1, можно и 2 – все зависит от ваших идей и количества написанных слов.

НЕТ СВЯЗИ между тем, сколько вы фактов выделяли во 2-м абзаце и количеством сравнений в 3-м. Можно делать по-разному, главное – вписаться в план и лимит слов.

Сравниваем ЛЮБЫЕ черты, которые вам понравились в графике. Вот что получилось у меня:

Looking at the figures in the table, we can see that spending time with their friends (noted by 31% of respondents) is almost twice as popular as sleeping, which stands at 15%. Another interesting feature of the poll is that walking in the open air (noted by 10 % of respondents) is only 4% higher than eating tasty food. which is the least favored by teenagers in Zetland.

Тут, как и во втором параграфе, нет единственно правильного ответа. Пишите про то, что вам кажется логичным.

Сюда отлично впишутся разные сравнительные структуры: 

  • in comparison/ in contrast, …
  • on the other hand …/ However, … / Likewise, …
  • not as … as
  • more popular … than
  • while/ whereas / although / but

Проблема + решение (параграф №4)

Эта часть письменного задания будет самой объемной, потому что нужно указать проблему, связанную с темой проекта, и предложить её решение. Это может быть ЛЮБАЯ проблема по теме задания. В нашем примере она не обязательна связана именно с подростками, главное – она должна быть про чтение.

Кстати, об этом говорит сама Вербицкая вот здесь (около 26 минуты в видео).

Еще раз подчеркну, что нужно указать и ПРОБЛЕМУ, И РЕШЕНИЕ. На всякий случай.

Мой вариант:

Although we see that there are several ways to relax for teenagers, there is a problem connected with having a rest. Sometimes it is difficult to switch off from your studies and work, and instead of relaxing you spend time thinking about what else you have to do later. I believe that the best solution to this problem would be going out as fresh air and change of scenery can help to forget about things that keep bothering you at home.

Клише для абзаца:

  • the main problem with … is …
  • the main problem faced by … is …
  • the foremost problem here is …
  • general solutions centre around …
  • one effective solution to deal with … is …
  • a solution that can prove successful is …

Заключение + мнение (параграф №5)

В конце выстраданного письменного задания нужно написать свое мнение по теме проекта.

I would like to conclude by saying that relaxing is of primary importance for every person as it helps one to have a calmer and clearer mind which aids memory, positive thinking and concentration.

Выражения для подведения итогов:

  • To conclude/ sum up/ summarise
  • Overall …
  • In conclusion …

Клише для выражения своего мнения:

  • I believe that … because …
  • I am convinced that … as …
  • I strongly believe that …
  • Personally, I think that …
  • In my opnion, …
  • In my view, …

Лексические ошибки

Давайте разберем, какие ошибки носят гордое название “Лексические”. Это:

  • неправильно употребленное слово в контексте (I would not speak so вместо I would not say so)
  • ошибка в сочетаемости (make homework вместо do homework)
  • пропуск слова, если он не влияет на грамматическую структуру предложения (My parents are very well familiar (пропущен предлог with) the topic)
  • ошибки в словообразовании, если часть речи не меняется (например, unresponsible вместо irresponsible)
  • ошибка в фразовом глаголе (give in smoking вместо give up smoking)
  • орфографическая ошибка, которая меняет значение слова (thing вместо think, whether вместо weather)

Но нужно не только не допустить ошибки, нужно помнить, что лексика должна соответствовать поставленной задаче. То есть, если проект про еду – должны употребляются всякие синонимы и выражения по теме “еда”.

Грамматические ошибки

Эксперт при проверке задания 38 присваивает вашей ошибке статус “грамматической”, если она:

  • в любой грамматической форме, будь то форма глагола, множественного числа сущ., степени сравнения и в любой теме из раздела “Грамматические темы” кодификатора
  • в порядке слов в предложении (например, I do not know what are they thinking about. – Во второй части предложения обратный порядок слов, хотя знака вопроса не стоит)
  • есть пропуск слова, влияющий на структуру предложения (например, These people wrong. – Отсутствует глагол-связка “are”)
  • в словообразовании, если меняется часть речи (например, хотели написать “политик” (politician), а написали politic (политический)

В сочинении приветствуются сложные структуры, модальные глаголы, обороты с пассивом/ инфинитивом/ причастиями, условные предложения, главное – не перестараться и ‘не писать все красивое сразу”, в ущерб смыслу.

Орфографические и пунктуационные ошибки

В сочинении орфографическими ошибками считаются:

  • Все ошибки, не меняющие значения слова (например, collegue, becouse, languaege)
    (Если ошибка меняет значение слова, она становится лексической – например, thing вместо think, whether вместо weather)
  • Если слово в работе написано один раз правильно, а остальные – неправильно, это считается ошибкой
  • Если буква или слово написаны неразборчиво, слово считается написанным неверно

Во всей письменной части экзамена ученик может выбрать либо британский, либо американский вариант написания слова – favourite/ favorite, colour/ color, drugstore/ pharmacy, crisps/ chips. И придерживаться выбранного варианта до конца. То есть, если в одном предложении написано colour, а в другом – favorite, такая вариативность будет записана в число ошибок.

Теперь про пунктуацию. Забудьте про сокращения  (don’t/wouldn’t/mustn’t) – они отнимут у вас баллы. Их можно и нужно писать в электронном письме другу (задание 39), но не в сочинении.

Если ученик напишет какие-то слова в работе неразборчиво, и эксперт не сможет понять, что же там написано –  поставят ошибку в написании слова.

Образец

План написания проекта представлен в самом задании:

– make an opening statement on the subject of the project work;
– select and report 2-3 main features;
– make 1-2 comparisons where relevant and give comments;
– outline a problem that can arise with having a rest and suggest the way of solving it;
– draw a conclusion giving your personal opinion on the importance of relaxing well in our lives.

Приведу пример ответа на задание 38.1 из демоверсии:

It is hard to deny the importance of having a good rest. I have decided to do a project on how teenagers in Zetland relax after a busy day and found the results of opinion polls to illustrate some of my ideas.

As we can see from the table, 38% of respondents prefer doing a hobby after a busy day, while eating tasty food is the least popular way of relaxing with only 6 % of teenagers doing it. Also, adolescents spend time with their friends, sleep and walk in the open air to have a rest after a tiring day.

Looking at the figures in the table, we can see that spending time with their friends (noted by 31% of respondents) is almost twice as popular as sleeping, which stands at 15%. Another interesting feature of the poll is that walking in the open air (noted by 10 % of respondents) is only 4% higher than eating tasty food.

Although we see that there are several ways to relax for teenagers, there is a problem connected with having a rest. Sometimes it is difficult to switch off from your studies and work, and instead of relaxing you spend time thinking about what else you have to do later. I believe that the best solution to this problem would be going out as fresh air and change of scenery can help to forget about things that keep bothering you at home.

I would like to conclude by saying that relaxing is of primary importance for every person as it helps one to have a calmer and clearer mind which aids memory, positive thinking and concentration.

(275 слов)

Жирным в тексте выделены фразы, которые можно запомнить и таскать из проекта в проект.

Алгоритм написания

  1. Отводите 60 минут на это задание.
  2. Просмотрите оба проекта и решите, какой из них понятнее и легче описать.
  3. Читайте тему проекта и набрасываете в двух словах, что вы скажете на каждый пункт плана. После того, как набросали, проверяете всё и убеждаетесь, что все написанное СООТВЕТСТВУЕТ ТЕМЕ ПРОЕКТА.
  4. Напишите проект на черновик. Если у вас осталось мало времени – пишите сразу на чистовик.
  5. Проверьте ошибки. Здесь советую вспомнить свои типичные “ляпы” и проверить работу на них.
  6. Перепишите на чистовик. Проверьте ошибки, проверьте, что написали номер задания (38.1 или 38.2) в начале.

P.S. – Если вы читаете задание на экзамене и понимаете, что не знаете какое-то слово в теме, не паникуйте! Успокойтесь и попробуйте угадать, как это слово может переводиться.

Готовиться к заданию 38 я бы советовала, когда уровень ученика соответствует хотя бы B1 (идеально – B2, потому что он заявлен как ключ к успеху на ЕГЭ).

И ещё

Оставлю здесь схему оценивания проекта, которой пользуется эксперт при проверке.

Её полезно показать ученику при подготовке и вместе заполнять, оценивая по ней сначала написанные вами (или другими учениками) проекты, а потом проект самого учащегося.

При написании статьи использовались материалы с сайта fipi.ru – самого достоверного источника для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Все, что вы будете читать на других сайтах, может содержать неправильную информацию – будьте аккуратны!

Если хотите научиться писать это задание на максимум, или чтобы ваши ученики смогли это сделать, – покупайте книгу по графикам, где подробны расписаны все этапы правильного написания этого задания!

P.S. Про разделы и стратегии выполнения заданий ЕГЭ можно почитать статьи:

Аудирование или задания 1 — 9
Чтение или задания 10 — 18
Грамматика или задания 19 — 25
Словообразование или задания 26 — 31
Лексика или задания 32-38
Личное письмо или задание 39
Проект или задание 40
Устная часть. Задание 1
Устная часть, Задание 2
Устная часть, Задание 3
Устная часть, Задание 4

77 комментариев для “Проект ЕГЭ. Задание 38”

  1. Спасибо огромное, Ирина! Есть вопросы) стоит ли дожидаться методических рекомендаций и утаерждения проекта версии в конце ноября, чтобы быть точно уверенными в данном задании? Будет ли похожий сборник, как по Письму в огэ у Вас, но с примерами и заданиями по таблицам и графикам? Стоит ли десятиклассникам это внедрять уже сейчас, если им сдавать в 2023 году и мы работаем этот год после успешного огэ над уровнем языка, лексикой и грамматикой по Gateway B1+, или не надо их грузить пока, а заниматься тестовой частью, неизмененной? Спасибо заранее! Статья суперполезная и понятная!

    1. Марина, пожалуйста. Дожидаться однозначно стоит, но не думаю, что в ноябре скажут что-то радикально новое или это задание сильно изменится.
      Теперь отвечу на ваши вопросы:
      1) Скорее всего, просто внесут несколько коррективов (на мой взгляд, в критериях и формулировке задания есть неточности), но они будут незначительные. Так что если хотите объяснять его ученикам и тренировать уже сейчас – объясняйте.
      2) Сборник по этой части экзамена будет, но не раньше зимы – когда ФИПИ выложит точный вариант этого задания и систему оценивания.
      3) Я пока своих не гружу, мы разбираем остальные части экзамена. Но это на Ваше усмотрение, все работают по-разному.

      1. Спасибо большое! Тогда ждём метод.рекомендаций и Вашего сборника, и до зимы точно не гружу ребят, ибо есть чем заниматься)

  2. Здравствуйте! Во время подготовки к ЕГЭ мой ученик мне заявил, что ему не понадобится негативная инверсия и что это пустая трата времени, на что я ответила, что в списке грамматических тем указано “Место наречия в предложении”, поэтому негативная инверсия взаимосвязана с материалом ЕГЭ. Подскажите, кто, по вашему мнению, прав?

    1. Добрый день! Эта инверсия понадобится только в пассивном варианте – может попасться в аудировании или чтении высокого уровня, и ученику её нужно будет распознать. Активно он её сам употреблять не будет. Я своих учеников этому грамматическому феномену не учу, но вы можете рассказывать о нем и проходить на уроках, если считаете это целесообразным!

  3. Спасибо большое, Ирина, за подробное исчерпывающее об’яснение, я слежу за вашими материалами, книгу проштудировали Вашу, теперь надо немного переключиться. Творческих успехов!

  4. Здравствуйте! Ирина, напомните, пожалуйста, ваш адрес электронной почты для связи!

  5. Юлия Кузнецова

    Добрый вечер, Ирина!
    Бесценный материал! Спасибо огромное!

    Подскажите, пожалуйста, где можно найти тексты таких Reports, чтобы на их основе создавать тренировочные задания?
    Буду премного благодарна.

  6. Валентина Цыганкова

    Спасибо!!! Нет слов, чтобы выразить Вам свою благодарность за ваше великодушие,
    душевную щедрость, бескорыстие и, несомненно, за профессионализм!

    Валентина Цыганкова

  7. Добрый день! Планируете ли Вы вносить какие-либо изменения в ваш материал здесь в связи с тем, что демоверсию с некоторыми изменениями утвердили в ноябре? Спасибо.

  8. Василий Бумагин

    Ирина, добрый день, извините, но, впервые встречаю “Полный разбор полёта задания 40,устная часть ЕГЭ английский язык 2022 г. ” Очень благодарен за столь лаконичное объяснение, в связи с этим вопрос : ” А, судьи – кто? ” Полагаю, что пребывают в полном отсутствии данного опуса разбора и будут судить субъективно, исходя из своего уровня компетенции. Печально, но факт имеет место быть. Большая просьба к вам, не могли бы вы сделать уважение и сбросить пару вариантов этого задания на мою почту. Буду благодарен, как коллега- мужчина по одному цеху работы. С уважением Василий

    1. Василий, я вас не очень понимаю – сбросить пару вариантов чего? Задания 40 именно заданий, или образцовых ответов? И то, и то есть в группе у Светланы Рудкевич по ЕГЭ ВКонтакте, можно зайти и бесплатно скачать

  9. Здравствуйте. были ли внесены изменения в критерии оценки в задании 40 в ноябре? благодарю вас.

  10. Добрый день, Ирина! Как-то “мельком” заглянул на вашу страницу. Заметил следующее: 1. У вас второй пункт проекта состоит только из одного предложения. Так не должно быть. 2. В третьем абзаце – тавтология с ‘popular’, а также эксперты не рекомендуют в одном абзаце делать сравнение с одной и той же позицией в таблице ( в вашем случае – adventure and detective/war/spy stories). 3. Также желательно использовать в проекте слово “Zetland” и указать проценты, особенно в третьем абзаце для наглядности и точности. Ну и еще некоторые другие нюансы…

  11. Ирина, добрый день. Возник вопрос: стоит ли использовать в ЕГЭ фразовые глаголы. Задавала его как-то бывшему эксперту, ответила: “Почему нет?” В интернете где-то пишут, что нет, ибо Эссе это формальный стиль. Но Эссе это нейтральный стиль! Т е вроде можно. В итоге я голову сломала, какой фразовый глагол можно, а какой нет. Зависла на figure out в значении understand. В Оксфордском словаре нет пометки informal. В dictionary. сom есть. Так хочется для себя понять точно, можно или нет. Хотела бы услышать Ваше мнение.

    1. Евгения, добрый. По сути да – нейтральные фразовые использовать можно. При проверке перед экспертом лежит словарь, где он проверяет регистр глаголов. Как правило, это словари типа Cambridge или Longman. Если вы напишите фразовый, который имеет в одном их этих словарей помету “informal”, то вам зачтут ошибку. Так что аккуратнее.
      PS В этом году уже не эссе, а графики

  12. Ирина, спасибо за полезную разработку! Как и после других Ваших объяснений (например, с эссе) всё понятно. А главное – всё доступно изложено.

  13. Добрый день!

    По требованиям проекта нужно уложиться в 200-250 слов, у вас подсчитано 275 слов в работе. Как это понимать?

    1. Алиса, 275 слов в заданиях 40.1 и 40.2 – это максимальный предел: допускается плюс 10% в правую сторону (плюс еще 25 слов к 250), а также минус 10% в левую сторону (то есть минимальное количество слов должно быть 180; если 179 – работа автоматически обнуляется, не проверяется экспертом). Если бы было 276 слов (в данном случае на одно слово больше), то эксперт отсчитал бы только 250 и проверял бы именно это количество слов, естественно, снизив баллы согласно критериям. Поэтому следует четко запомнить – не менее 180 и не более 275 слов!

  14. Светлана Саринова

    Добрый день! Как научить детей выявлять проблему? Иногда даже на русском языке не могут ее сформулировать. Есть ли какие-нибудь упражнения на эту тему?

    1. Добрый день, есть. Я об этом рассказывала и в эфирах в Инстаграме, и в постах. Другие авторы тоже об этом пишут и рассказывают платно и бесплатно, поищите

    2. Если хотите, Светлана, я могу вам дать ссылки на два очень интересных и полезных сайта, где вы найдете как раз то, о чем спрашиваете – о проблемах в заданиях 40.1 и 40.2. Также могу вам предложить тренажер устной части ЕГЭ (1-4 задания) по модели 2022 года. Тоже очень хорошая вещь! Кстати, что касается проблемы, то ее можно брать из таблицы (диаграммы) или же вообще из темы проекта, так сказать, широкомасштабно мысля.

  15. Добрый вечер, поделитесь, пожалуйста ссылками и тренажёром устной части ЕГЭ (1-4 задания) по модели 2022 года.

  16. Здравствуйте, Ирина! Огромное Вам спасибо за бесценные материалы. Всегда читаю Ваши публикации. Вы не подскажете, обязательно ли приводить в з. 40 ВСЕ данные из статистики? (Т.е. если в таблице указано 5 жанров книг, нужно все их упомянуть в своей работе?) И обязательно ли при каждом приведении данных указывать проценты? (Т.е. например, не просто “adventure stories are slightly less popular than detective ones”, а еще и при этом указать, сколько процентов популярности у каждого?)

      1. Ирина, добрый день!) подскажите, пожалуйста, почему обязательно указывать ВСЕ данные графика/таблицы? Я прочитала методические рекомендации, посмотрела на схемы оценивания и не увидела такого требования. Есть какая-то цитата ФИПИ по этому поводу? Или я чего-то не понимаю? Объясните, пожалуйста.

        1. Добрый день! Объясняю)
          В методичке ФИПИ написано, что ЖЕЛАТЕЛЬНО упомянуть все 5 компонентов таблицы. To be on the safe side, так и делаю и всем советую. Но если хочется испытать судьбу – можно и не писать все 5 элементов:)

  17. Здравствуйте Ирина! Спасибо за проделанную работу. Я хотела уточнить по поводу ответов на задание 40.1 на сайте у Светланы Рудкевич. Дело в том, что на ее сайте очень много разной информации. Вы не могли бы скинуть ссылку, по которой точно можно скачать образцы ответов на задания?

  18. Ирина, добрый день! На данный момент на сайте невозможно купить книгу по графикам. Когда это станет возможным?

  19. Здравствуйте
    Прочитала анализ ошибок участников ЕГЭ 2022 и там указано, что все таки проблема в четвёртом аспекте должна быть связана со статистическими данными приведёнными в задании. При чем очень неоднозначно написано (что будут стремиться к этому в дальнейшем). Однако у участника сняли балл по РКЗ, что не полностью раскрыт аспект и данных в диаграмме за проблему не представлены.
    Может все же целесообразно обучать сразу пользоваться данными таблицы?
    Пример из ФИПИ

    говорит, что эта проблема видна из статических данных. Однако такая опция (чтение
    электронных книг на смартфонах) на диаграмме отсутствует. Описание проблемы было бы
    принято, если бы в диаграмме была опция «Чтение электронных книг на смартфонах»,
    которую выбрало бы 0 респондентов. Описание проблемы было бы также принято, если бы
    автор сформулировал свою мысль по-другому, например, «удивительно, что разработчики
    опросника не дают опции «Чтение электронных книг на смартфонах». Это, по-видимому,
    указывает на то, что они считают это малоиспользуемой функцией смартфона».
    Предложенное автором работы описание проблемы не соответствует данным диаграммы.

  20. Евгения, эксперт, говорящий такие глупости, явно не компетентен в своей профессии. Пока что можно брать любую проблему – из таблицы (диаграммы) или любую реальную проблему, связанную с темой проекта и указанную в 4-ом пункте задания эссе. Цитирую (из МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2022 года ): “Пока что (и в ЕГЭ 2023 г.) экзаменуемые вправе писать о любой реальной проблеме, логично вписывающейся в указанную сферу. В дальнейшем мы, видимо, подойдем к тому, чтобы экзаменуемые выявляли проблему, вытекающую из статистических данных. Хорошо, если они могут делать это уже сейчас, но такого
    требования пока нет.”

  21. То есть и в этом учебном году можете описывать любую проблему. В следующем же учебном году – следует брать проблему только из статистических данных. Поэтому уже сейчас необходимо учить выпускников делать это.

  22. Ирина, добрый день! Большое спасибо за материал и за updates 2023. Единственное, в третьем параграфе не увидела сам комментарий, который теперь требуют в этом году, увидела только упоминание о нем.

    1. Добрый день, в моем понимании комментарий к сравнению – уточнение, что чего меньше или больше и на сколько. А как еще можно прокомментировать третий параграф?

      1. А в чем тогда различие предыдущего года, где комментарий давать не нужно было, и этого года, где теперь это требуется? В моем понимании это какой-то логический вывод из тех данных, которые приведены в параграфе (почему они такие, в качестве предположения). Например, “удивительно, что…”, или “это очевидно, потому что…” и в таком духе.

        1. Варвара, если бы это было личное мнение, то в плане написано было бы “give your opinion”. Мой шаблон по этому пункту не отличается от прошлогоднего, потому что в прошлом году я тоже писала о том, что комментарий давать нужно. Потому что сухие цифры “в 2 раза больше” дали бы 1у фразу в этом пункте, что не принял бы эксперт

  23. И еще вопрос, Вы пишите: spending time with their friends (noted by 31% of respondents) is almost twice as popular as sleeping, which stands at 15%. Разве almost тут подойдет? Получается, что не почти в два раза, а даже чуть больше, чем в два раза (15*2=30).

  24. Ирина, насколько я понял, вы привели образец написания эссе (задание 38.1) согласно новой модели 2023 года. Позвольте заметить, но в каждом абзаце имеются или логические, или грамматические, или лексические ошибки. Утверждаю это как эксперт. Откуда вы взяли этот некорректный шаблон? Извините за прямоту. Его нужно срочно откорректировать, дабы не вводить в заблуждение преподавателей английского языка, готовящих учащихся к сдаче ЕГЭ.

    1. Сергей, добрый день. Шаблон написала сама. Напишите, пожалуйста, какие ошибки вы там видите и как их нужно исправить (желательно с ссылками на источники, подтверждающие ваше мнение). Я просмотрю и внесу необходимые коррективы.

  25. Я бы, наверное, вообще не рисковала с этими выражениями, где подразумевается умножение)) Ну это я перестраховщик. Я к тому, что разве если в данном случае поставить almost, это не фактическая ошибка?

  26. Ирина, да будет вам известно, что я с позапрошлого года являюсь сертифицированным экспертом по проверке работ ОГЭ и ЕГЭ (успешно прошел online курсы при ФИПИ, теперь делаю это регулярно один раз в год). А вот то, что вы начали удалять свои и мои комментарии (так сказать, “чистку”), – вовсе не делает вам никакой чести и славы! Задумайтесь над моими словами, коллега! А вам на прощание хотел бы дать один очень полезный совет: прежде чем вести такой серьезный образовательный блог, все-таки потрудитесь стать экспертом, узнайте все его тонкости и нюансы, посетите видеокурсы у именитых экспертов с солидным профессиональным опытом, почаще обращайтесь за помощью в ФИПИ (лично я прошел этот путь и продолжаю по нему идти), а потом уж обучайте остальных!

  27. Ирина, и еще ОЧЕНЬ важная деталь к вышесказанному: успешное прохождение курсов повышения квалификации на получение сертификата эксперта – это полдела. Самое ГЛАВНОЕ – самому проверить хотя бы пару десятков экзаменационных работ, а также хотя бы несколько апелляционных. Также необходимо, даже обязательно, принимать активное участие в дискуссиях и дебатах в педагогических сообществах экспертов по проверке работ ОГЭ и ЕГЭ. В споре рождается ИСТИНА!

  28. Ирина, ну вы меня просто удивляете: я же вам предложил перейти “в личку”, где я был готов сделать подробный анализ работы. Внимательно читайте переписку (хотя, впрочем, мои сообщения куда-то бесследно “улетучиваются”)! Ну да ладно уж! Так тому и быть!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Я принимаю условия пользовательского соглашения и согласен на обработку персональных данных