Об играх на уроках английского не писал только ленивый – на какой учительский портал ни зайдешь, кругом статьи про игровой подход в обучении.
Из-за чего такая популярность?
Игры вошли в нашу жизнь сравнительно недавно – везде, где я училась, их использовали преподаватели, которых можно пересчитать на пальцах одной руки. Это когда приходишь работать в языковой центр, оказывается, что без игр занятие провести не удастся.
Зачем их использовать?
- Чтобы подчеркнуть отличие частного обучения от государственного – в школе с вами так не поиграют, приходите учиться к нам!
- Чтобы увлечь ребёнка – во время игры проявляется характер и сплачивается коллектив.
- Чтобы закрепить материал – учебную ценность никто не отменял.
С какими возрастами их используют?
Со всеми, чем младше – тем больше игр, интересных и разных. Использую очень редко с ЕГЭшниками, потому что с ними времени на игры остается мало – экзамен сложный, учить приходится много. И с осторожностью со взрослыми – нужно продумать план занятия и обосновать учебную необходимость игры, чтобы после занятия ученик не написал вам в анкете вот такое (взято из отзывов об открытом уроке в EF):
Носитель хихикал и гримасничал в лучших традициях клоунады, когда слышал слова, переданные через «broken telephone». Может, кому-нибудь такая методика понравится, и они будут визжать от веселья? Я лишь почувствовала разочарование. Я понимаю, конечно, что сейчас все эти игры очень популярны, и вроде бы направлены на то, чтобы люди не скучали на занятиях, но я ожидала, что это хотя бы будут игры для взрослых…)))
Когда их использовать?
Лучше ближе к концу занятия для повторения пройденного, ну и чтоб ученик ушёл домой с положительными эмоциями. Иногда можем и в начале поиграть, для повторения предыдущей темы, но в конце все-таки лучше (подробнее, почему, тут).
Откуда их взять?
Сейчас почти все иностранные УМК в книге для учителя дают готовые игровые материалы к каждому уроку.
Например, занимаемся мы по Longman Exam Activator. Прошли тему Personality, берём Personality cards из книги для учителя (я их заново набрала, чтобы в карточках были только прилагательные из списка слов в книге для ученика), печатаем и разрезаем.
Перед занятием в айпаде пишу следующие вопросы:
- What did you do last weekend?
- What did you do yesterday?
- What are your plans for the next holidays?
- What do you like?
На занятии тянем карточки по очереди, не показывая их партнёру, и отвечаем на вопросы, держа в уме наше качество. У меня прилагательное talkative:
- Last weekend my friends and I went to a cafe where we spent the evening talking about our lives.
- Yesterday evening I chatted with my best friend by Skype.
- Next holidays I’m flying to Spain to visit an international forum where I’m going to make a speech.
- I like expressing my emotions by use of mouth to anyone. No breathing involved.
При проведении игры может возникнуть cледующая проблема: у ученика не хватает фантазии. Чаще всего это случается, если он вытягивает карточку с качеством, которым не обладает – например – selfish, а он весь такой альтруист. Что с этим делать?
Прошу вспомнить знакомого-эгоиста, представить себя на его месте, и подумать, как бы он ответил на эти вопросы. Если совсем сложно – пусть перебирает карточки, пока не вытянет лёгкую, например с прилагательным lazy.
Откуда еще взять игры?
Я использую вот эту серию пособий:
Здесь представлены игры на различные грамматические темы. Многие из них предназначены для целого класса, но большинство можно адаптировать и для пары ученик – учитель:
Тут интересные занятия на тематические группы слов. Обязательно смотреть список слов к каждой игре – мало ли, вы проходили другие, тогда надо дообъяснить неизвестные перед игрой:
Следующие пособия почти не использую, потому что они лучше подходят для групп студентов, да и коммуникативные ситуации как правило хорошо представлены в учебнике.
В конце статьи хочу еще раз подчеркнуть – так как занимаюсь с возрастом 12+, стараюсь использовать всего одну игру в конце занятия, которая согласуется с целями урока.
Всем удачи и учеников!
P.S. Еще статьи про дополнительные материалы на уроке вы можете посмотреть тут: грамматика, лексика, навыки и учебники для ЕГЭ.