Как НЕ надо выбирать школу и преподавателя по английскому

В блоге я пишу в основном для преподавателей английского языка, а эту статью решила сделать для изучающих язык, потому что те, кто хочет прикоснуться к прекрасному изучению английского, похож на слепого котенка –  покупается на хорошо, а иногда и не очень хорошо, составленный рекламный текст. No offence meant – никого не хочу обидеть, но это именно так. Поэтому в этой статье хочу дать несколько “инсайдерских” советов тем, кто выбирает преподавателя или школу для изучения иностранного языка.

Думаю, эта статья будет интересна и моим коллегам, но скорее с развлекательной стороны – примеры самопиара заставят улыбнуться своей абсурдности.

Сначала немного лирики. Обучение английскому языку массового розлива – дело прибыльное. Для организации школы нужно немного – самым затратным получается аренда помещения. Стулья и доска – вещи дешевые. Во многих школах даже парты сейчас не ставят – просто стулья с откидной доской для тетради и учебника. Ну и несколько плакатиков можно на стены для красоты наклеить, цветочки там поставить на подоконник. Учебники и тетрадки ученики покупают сами. Что говорить об онлайн-школах. Из затрат на оборудование – виртуальная доска или платформа. А многие даже этим не заморачиваются, по-старинке пользуют googledocs.

При всем при этом зарплата преподавателя даже в самых раскрученных школах – маленькая. Например, English First предлагает русскоговорящему учителю 200-350 рублей за академический час, в зависимости от его квалификации. А ученик платит за этот же урок около 700 рублей в группе и 1400 рублей индивидуально (в онлайн преподавании зарплатные цифры еще ниже). Понятно, разница идет на аренду помещения, зарплаты менеджеров, маркетинг,  оборудование для школы и т. п.  Но преподаватель в этой системе все равно остается недооценен и недооплачен. Вы никогда не задумывались, почему средний возраст учителя в частных школах – 25 лет? Учителей после 30 уже в них не берут? Учителя после 30 уже обзаводятся семьей и понимают, что на школьную зарплату обеспечить семью не получится. Поэтому уходят в частную практику или вообще другую сферу.

Теперь от теории к практике. Сейчас покажу ученикам примеры того, кого выбирать не надо. А учителям – неудачные примеры саморекламы коллег.

Анкеты преподавателей

Носители языка

Начнем с моей любимой категории учителей – носителей языка. Нейтивов нежно любят и выбирают ученики, потому что они-то точно знают язык лучше нашей Мариванны. Не спорю, язык, может, и знают. А как они преподают? Я вот люблю рисовать, например, и у меня это неплохо получается. А могу ли я научить рисовать другого человека? Сомневаюсь.

Посмотрим анкеты носителей с сайта онлайн школы. Из всех четырех я бы доверяла только Gerardy – у него в образовании написано “TEFL” – Teaching English as a Foreign Language, обучение английскому как иностранному. Как он знает этот предмет, что за университет выдал ему этот диплом и есть ли он у него вообще – вопрос другой. Но Джерард в этой компании – единственный преподаватель с заявленным высшим образованием в области методики преподавания.

John #1 (тот, что слева) имеет сертификат CELTA, Certificate of English Language Teaching to Adults. Сертификат этот – 4-х-недельный курс обучения, в котором всем желающим с уровнем языка не ниже Intermediate в теории и на практике объясняют, как надо обучать взрослых английскому языку, используя коммуникативный подход. То есть, дальнобойщик из США, которому на старости лет надоел крутить руль, пошел-отучился месяц, и теперь он – гордый преподаватель-носитель языка! Это реальная история, без улыбок. Есть ли у Джона еще какое-то образование, и сдавал ли он сам заявленные экзамены, к которым готовит, работал ли в сфере бизнеса, которому он снова учит – увы, мы не узнаем.

Karyn и John #2 (тот, что справа), обладатели степени по психологии/бухгалтерскому делу и лингвистике у меня доверия не вызывают вообще. У John #2, правда, написано TOEFL в образовании. Не совсем понятно, что за образование такое – сдан сертификат TOEFL? Несложный экзамен для нейтива, имхо.

В общем и целом, сомнительна мне радость образованного иностранца от зарплаты в рублях, особенно после её конвертации в доллары или евро.

Заглянем на сайт другой, уже очной школы обучения английскому языку. Вот скрин анкеты еще одного преподавателя-носителя английского:

После прочтения этого текста я пребывала в недоумении – настолько успешный бизнесмен с внушительным резюме все бросил и решил уйти в низкооплачиваемую во всем мире сферу преподавания? Да еще работает не на себя, а на школу, которая съедает процент от его заработка? Зачем? Ему во сне явился Иисус и сказал, что его миссия в этом мире – не продавать, а нести разумное, доброе и вечное?

Русскоязычные преподаватели

Теперь посмотрим на услуги, которые оказывают наши соотечественники.

Меня настораживают специалисты широкого профиля, они напоминают терапевта в поликлинике. Но терапевт после приема может послать к узкому специалисту, а вот этот товарищ вряд ли будут упускать клиента. Ну не может человек одинаково хорошо готовить к ЕГЭ по истории и преподавать английский сопливым детям, где-то он точно будет халтурить.

Даже если учитель не замахивается на подготовку к ЕГЭ по трем предметам, обучать языку для специальных целей – сложно. А по 4-5 направлениям – еще сложнее, потому что времени на подготовку к занятию по юриспруденции и изучению тонкостей каких-нибудь secured transactions уходит много. А тут одновременно – несколько специальностей. Я бы спала часов по 5 в сутки, если бы взялась преподавать все эти отрасли. Но автор этого текста даже правила русской пунктуации осилить не может, так что все приписываемые регалии под большим вопросом.

Ниже – посмотрите – просто песня! Учитель, который сдал FCE (при этом непонятно, на какой grade) учит других. Уровень FCE – B2 (Upper-Intermediate), с таким даже к ЕГЭ по английскому не подготовишь, потому что наш экзамен иногда грешит заданиями C1. Надеюсь, она учит только young learners, про которых написано в анкете.

Преимущества

Еще одна “замануха” – подтверждение успешности педагога. Для меня гарантия того, что учитель действительно может научить – отзывы клиентов на репетиторских базах вроде Вашрепетитор. Вы же, когда покупаете какую-то технику, читаете про неё отзывы реальных людей, а не полагаетесь на рекламный текст копирайтера на сайте?

В статье про языковые школы я уже писала, что в начале работы методист мне приписывала стаж и пройденные семинары, чтобы я выглядела солиднее в глазах клиента. И это все происходило в весьма известной школе изучения английского, старше и раскрученней приведенных выше “профессионалов”.

Инновационная программа обучения, разработанная специалистами! ВЫ этого достойны! Наш Фейри моет в два раза лучше любого другого моющего средства! Странно, что в объявлении нет слова “эффективный” и “эксклюзивный”.

Копирайтер должен вернуть школе деньги за такой отвратительный текст (и пунктуацию!).

“93 процента учащихся переходят на следующий уровень” … уровень какой? чего? новый уровень силы джедая?

Остальное даже комментировать не буду – все заявления прекрасны в своей самобытности.

Вот еще интересное утверждение о гарантиях. Мистер Волшебник, наверное, писал. Забыл добавить пункт про 90+ баллов на ЕГЭ за 3 месяца.

Про официальный сертификат тоже смешно. Сертификат, на который обратит внимание ВУЗ или работодатель, вряд ли будет напечатан на принтере в России.

Программы обучения

Не все школы и репетиторы делятся своей сокровенной уникальной мега-эффективной программой обучения на своих сайтах. Но некоторые все-таки пишут про нее. За что им большое человеческое спасибо!

Сначала ребенок как попугайчик зубрит 1000 слов за 3 недели, потом на его уставшую голову падает грамматика, и после месяца вакханалии он вдруг берет и выводит все вместе в актив и отрабатывает! Все поют и со слезами радости пускаются водить хоровод.

Такой бред мог предложить только человек незнакомый с методикой. Потому что ни один подход к изучению языка (даже тот, по которому учили в советской школе) не занимался таким маразмом, после которого разве что голова разболится. Но никак в актив ничего не выведется.

К слову, об интенсивах. В этой статье я избегала переходить на личности, но вот про школу товарища Ягодкина Advance просто не могу промолчать. Сама фотография маэстро уже вызывает улыбку на лице, что уж говорить об этом интенсиве:

Пункт первый – чистая магия, очевидно, вам на первом же занятии дадут скушать волшебный пирожок.

Пункт второй – возможно, начнете. Но если не задумываясь, то потом вас придется долго переучивать от всех ошибок, которыми вы на таком интенсиве обрастете. Ученики с такими ошибками еще часто приходят от нейтивов – говорят абы как, зато говорят! Хотя, если вас не напрягает речь Кличко, то можно и на такой интенсив.

Пункт третий – где результаты исследований? На основании чего сделано это громкое заявление? И про возврат денег – погуглите отзывы про возврат денег в школе Ягодкина, результаты будут весьма предсказуемы.

Пункт четвертый… Даже не знаю… Ко мне ни разу не приходил ученик, который требовал “Грамматику мне! Паттерны! Майнд-карты! Заверните еще!” Все как-то хотят говорить, а грамматика – больше средство, нежели цель…

Резюмирую – курсы Ягодкина настойчиво советую обходить стороной, самый кричащий пример мошенничества на современным рынке образовательных услуг.

Вот еще пример от одного известного “коуча”обучения языкам, модная сейчас профессия. К слову, никаких сертификатов или любых других документов, подтверждающих ее знание языка или право это знание кому-то передавать, у этой дамы нет. Зато вот чему она берется учить:

Я так и вижу ученика, прошедшего эти тренинги и разговаривающего с иностранным коллегой. – Эээ … какой бы паттерн сейчас применить в разговоре? Ну-ка, вспомню глагол с предлогом… подождите…

Или вот курс, предлагающий полностью решить мою проблему с забывчивостью. Жалко, что проблемы с ипотекой и кредитами одновременно не решают, очень пригодилось бы.

Ну почему, почему в наших ВУЗах не учат преподавателей по этой методике? Что я делала в университете 5 лет, если можно было потратить всего 6 дней?!

Сбавим накал идиотии и прочитаем более осмысленный подход к обучению. Вроде все неплохо, кроме “развития всех органов восприятия”. Ну, и полное погружение в языковую среду возможно только в самой языковой среде, то есть в стране изучаемого языка. Но это если придираться. Текст ниже – один из самых здравых в статье.

Вот еще один талант постарался. Спасибо, капитан, почти все перечисленное есть в каждом учебнике иностранного издательства. Как и то, что написано под учебниками на картинке ниже. Учебники на картинках, кстати, так себе.

Не отрицаю, что в школах, чьи рекламные тексты мне попались на глаза при написании статьи, могут работать талантливые преподаватели, которые сумеют эффективно и увлекательно построить процесс обучения. Но маловероятно. Все самородки, которых я встречала, работают на себя.

Как же выбрать хорошего учителя?

Выше я привела примеры того, как не надо выбирать курсы или репетитора. А как надо? Что должно вызывать доверие в анкете у преподавателя? Я бы при поиске учителя обратила внимание на:

  1. Образование и сертификаты
  2. Отзывы  знакомых или учеников с репетиторских сайтов
  3. Личную симпатию

Поясню по пунктам.

Пункт 1. У человека, который взялся обучать вас языку, желателен именно диплом преподавателя нужного вам языка, и очень желателен сертификат о сдаче международного экзамена, подтверждающего уровень знания языка (CAE, CPE, IELTS, TOEFL) и основ методики (TKT, CELTA, DELTA). Также заинтересованный в своем прогрессе учитель будет посещать семинары, вебинары, конференции для преподавателей. Диплом преподавателя желателен, но не является мастхевом. Безусловно, есть самородки и без профильного образования, умеющие учить хорошо. Но даже у них, скорее всего, будет портфолио с международными экзаменами.

Но только training courses, которые мы видели в анкетах выше, у меня не вызывают доверия. Они неплохи, когда прикладываются к образованию, признаваемому на международном уровне. Потому что сертификат об участии (опять же, если он действительно есть у учителя) можно получить, просто оплатив курс – тебе его вышлют по почте, без фактического изучения материала курса.

Пункт 2. На репетиторских сайтах можно просмотреть отзывы реальных учеников, записанные с их слов по телефону. Если у анкеты отзывов не 5-10, а больше – по ним можно составить вполне объективную картину о преподавателе. И в репетиторских базах публикуют не только положительные отзывы. Это видно и в моей анкете, где одна клиентка мне поставила 4 (обоснованно, был мой косяк в выборе программы обучения). Но бывают и отзывы необоснованно плохие, увы, не все люди адекватны.

Пункт 3.  Многие репетиторы устраивают бесплатные первые встречи-знакомства. Можно напроситься на такую встречу и спросить преподавателя о его программе подготовки, методах работы, используемых материалах. Уже при ответе на эти вопросы можно увидеть, как человек общается, любит ли свою работу. И понять, приятно ли вам будет с ним заниматься.

Если при первой встрече вы чувствуете, что “что-то не то” и нет взаимного притяжения – лучше вежливо отказаться от обучения. Плодотворное сотрудничество на такой почве не построишь. Я несколько раз брала учеников, которые мне были неприятны, и потом искала причины с ними расстаться.

Среди критериев выбора я не писала про цену и расписание занятий. Тут, думаю, все ясно – мы пользуемся услугами, которые можем себе позволить и во время, удобное и нам, и предоставляющей услуги стороне.

Если же вам нужны именно курсы обучения английскому, то советую выбирать не школу, а преподавателя. Опять же, по отзывам знакомых или пользователей на форумах.

Когда я перечитала эту статью перед публикацией, мне она показалась слишком язвительной. Но я все-таки решила ничего в ней не править, мало ли – человек, который хочет изучать язык, заглянет в нее и поймет, кого выбирать не надо. И сэкономит себе и время, и деньги.

Всем удачи в изучении английского и поиске хорошего преподавателя!

16 thoughts on “Как НЕ надо выбирать школу и преподавателя по английскому

  1. Ирина, статья на высоте! Мне было безумно интересно прочесть, как и ранее твой пост об языковых школах. Вся правда жизни на лицо. Пусть ученик и его родитель делают для себя выбор.

  2. Спасибо за интересный пост 🙂
    Сама – молодой репетитор. Люблю свою работу, правда руки никак не дойдут до экзаменов…надо исправлять)
    Будет интересно почитать на тему того, как вы отказывались от учеников с которыми что-то не то. А то у самой такое часто и в тупике как бы с ними прекратить сотрудничество(мучаюсь ))))

    1. Kate, спасибо за тему для статьи! Буду над этим думать!
      К сожалению, тоже не могу сказать, что я твердо расстаюсь с учениками, с которыми не клеится работа(

  3. Обычно психологическая совместимость проявляется в обе стороны и достаточно быстро. Клиент отваливается сам )))), даже не надо искать благовидный предлог. Единственное: если есть звено в виде родителей, но и тут всё равно “само рассасывается”, не идёт контакт, не идёт обучение.
    Со статьёй согласна. В части интенсивов – хочется чуда. Но и мне хочется похудеть за неделю на 10 кг не вставая с дивана и поедая новогодние подарки )))). И ещё наблюдение: за интенсивами и психологическими вывертами гоняются люди, у которых не получается обучение традиционным способом в силу разных причин. Это развод на деньги публику, которая не сможет учиться в принципе, а за интенсив можно взять денег сразу, а не за полгода (которые он не выдержит, сбежит раньше).

    1. Нина, согласна – люди, которым интересен интенсив, не хотят учить язык сами, а ищут “волшебную таблетку”. Сейчас столько таких “разводов” вокруг, интересно, когда на них станут меньше вестись.

  4. Ирина, статью было увлекательно читать. Причем я проверяла эссе по ЕГЭ и тут решила заглянуть на почту. И что-то взгляд упал на рассылку вашу. С удовольствием прочитала и немного отвлеклась в хорошем смысле.
    Соглашусь со всеми пунктами. Всё правда. К сожалению, люди как цеплялись за быстрое обучение, так и продолжают.

  5. Ещё хотела добавить для родителей. Отправлять ребенка на курсы имеет смысл, если ребенок все взял в школе и нужно что-то дополнительно и ребенок экстраверт. Если хвост уже есть, то очень маловероятно, что курсы помогут.

  6. Ирина, как вы считаете, насколько важен для репетитора опыт преподавания в школе/вузе/на курсах? Точнее, можно ли доверять репетитору, который преподавал только частным образом + работал в офисе переводчиком или на другой позиции с использованием языка. При этом если есть и педагогическое образование, и сертификаты CAE, TKT. Заранее спасибо за ответ.

    1. Ольга, мне кажется иностранных сертификатов и педагогического образования вполне хватит для репетиторства. Конечно, при все этом неплохо бы еще и вертеться среди коллег читать форумы по преподаванию, посещать семинары или вебинары на актуальные для вас темы в преподавании.

    2. Я преподавал в Гимназии 5 лет, в то время как мой лучший друг, тоже преподаватель, 5 лет занимался частной практикой и в школе не работал вообще. Так о чем я, он очень талантливый преподаватель, и зачастую я от него подчерпываю много эффективных и полезных приемов, он просто изначально работал над своей техникой, очень креативно подходит к занятиям )

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписка на блог
У блога уже 1,085 друзей