Да, я уже писала про эссе, но это такая сложная штука, про которую невозможно рассказать в одной статье. Поэтому решила написать еще одну, чтобы вы точно не сделали ошибок в задании 40 ЕГЭ по английскому языку!
Самое главное
На этой неделе проверила 7 эссе от коллег-учителей. И ни за одно не смогла поставить больше нуля по критерию “Решение коммуникативной задачи”. А это значит, что ученик получит 0 за все сочинение, и – прощайте 14 баллов на экзамене! Чтобы с ним такого не произошло, надо:
- Читать правильные ресурсы. Это – методические материалы с fipi.ru. Все остальные книги и сайты, даже если на них написано “Автор – эксперт и богиня ЕГЭ”, “Рекомендовано ФИПИ” и прочая, могут быть устаревшими и содержать ошибки. Которые в итоге приведут к потере всех возможных баллов.
- Не отступать от темы ни на шаг! Если заголовок “Modern technologies in education are for the good of students” – нельзя писать просто про современные технологии. Или про то, что хорошо для учеников в образовании. Надо именно про связку технологии + образование + ученики.
Или если тема “Childhood is the best time of one’s life” – не описываем хорошие периоды в жизни. В заголовке написано – the best, значит, пишем про зе бест! - Четко и ясно аргументировать точку зрения. Чтобы было понятно даже эксперту после 100500 эссе в конце рабочего дня. Мои ученики спорят: “Так понятно же – современные технологии облегчают distant learning! Зачем прозрачнить прозрачное?” Нет, блин, не понятно! Нужно четко разжевать, что с помощью интернета и компьютера можно учиться на расстоянии и поэтому современные технологии выигрышны для студентов.
- Связать противоположное мнение (3 абзац) и контраргумент к нему (4 абзац). Если написали, что современные технологии не приносят благ, потому что отвлекают от учебы – то в следующем параграфе нельзя просто писать о пользе современных технологий! Надо опровергнуть именно почему они не отвлекают, а помогают.
Как научить писать
Теперь поделюсь с вами тайным знанием о том, как учу детей писать эссе на занятиях.
Этап 1, вводный. Рассказываю общую информацию о сочинении на ЕГЭ, сколько на него отводится времени на экзамене, лимит слов и категории тем на эссе. После даю эссе-пример. Но показываю не готовое, а с перемешанными абзацами, которые ученик сам собирает согласно плану написания сочинения, который представлен в экзаменационном задании.
Этап 2, разбор отдельных частей сочинения. Разбираем эссе “по кусочкам”. Что должно быть в каждом параграфе, и чего там быть вообще не должно. Проходим логику написания аргументов и их “разъяснения” во 2, 3 и 4 абзацах.
Этап 3, анализ. Вместе читаем и обсуждаем критерии и дополнительную схему оценивания сочинения для экспертов. Берём сочинения прошлых лет разбираем согласно критериям. На дом задаю самому оценить парочку.
Этап 4. А здесь уже начинаем писать сами. Первую тему обсуждаем вместе – рисуем mind map и помогаю с синонимами. Проговариваем, что будет в каждом абзаце и как ученик раскроет аргументы. После этого отпускаю с миром.
Этап 5. На следующем уроке вместе разбираем по критериям получившееся сочинение и задаю на дом переписывать его до идеального состояния. Пока этого идеала не будет, ничего не пишем.
И вы понимаете, что все эти этапы очень индивидуальны и занимают с каждым учеником от 1 до 3 уроков, в зависимости от его способностей и умственных сил.
Про темы
Эта фраза очень помогает, когда пишем эссе. Темы сочинения могут попасться легкие, например: “Many people think that it is better to be an only child than to have brothers and sisters”. Две точки зрения уже в ней написаны, ученик спокойно может выбрать ту, которая нравится.
А могут встретиться заковыристые. Например как в демоверсии ЕГЭ 2020: “Education is the most valuable thing for a teenager”. Где ученику нужно самому додумать вторую точку зрения.
Тема становится коварней, если дитятко идет от обратного. То есть, думает, что не образование самое серьезное в его жизни, а друзья, деньги или какие-то аморальные развлечения. Тут скрываются сразу несколько подводных камней:
- Ученик во втором параграфе напишет несколько важных вещей для подростков.
- Забудет про превосходную степень в названии темы и насчет рассуждать просто про “важные вещи”.
- В четвертом абзаце с контраргументом (что образование самое важное) уйдет от темы так далеко, что если забыть про тему и прочитать отдельно 4-ый параграф, покажется, что тема у нас “why friends and family are important for teens” или “why it’s necessary to give a kid enough pocket money”.
Лайфхаки
Малое количество учеников имеют к 11 классу словарный запас, необходимый для безоговорочной победы над этими целями. Поэтому в начале занятий с репетитором их тянет просто забить предложения в онлайн переводчик и списать оттуда готовенькое. Вот это большое no-no, и я с удовольствием била бы их по рукам за такое, но работаю онлайн и могу только взывать к их разуму.
Как прошу учеников работать с синонимами вместо списывания плохого перевода из translate.yandex.
- Можно пользоваться онлайн-тезаурусом (например, isynonym), или просто вбивать в google поисковик запросы вроде “valuable synonym”.
- И чтобы дальше ученик не писал в эссе неподходящий синонимов, например “parents and friends are the most expensive things in my life” или “I’m allergic to pussies”, рассказываю о сайте context.reverso, где можно искать все найденные и переведенные с русского выражения и смотреть, можно ли так вообще сказать и что это будет значить.
- Как вариант, можно вбивать свои фразы в строчку поисковика. И смотреть – есть такое выражение или нет. Это становится понятно еще на этапе ввода слов:
- А если ребенок сомневается – не будет ли стилистической ошибкой употребления слова в сочинении (“guys” или “teens”), то отправляю его на cambridge для отслеживания пометки “informal” возле слова:
Мифы про эссе
Не могу их обойти. Супер-популярная история с началом: “А мне сказали …. “, где дальше подставляем любое слагаемое – учитель в школе, подруга из класса, на вебинаре или курсах и еще какую-то дичь. Если не проверять информацию (на сайте ФИПИ) – получается сломанный телефон. Вот топ мифов про эссе на ЕГЭ, которые я слышала:
- Надо начинать вступление “издалека” – Nowadays lots of people do sports. Или задать риторический вопрос в конце первого абзаца. Или там фразу ни о чем написать, вроде “Let’s discuss this question in more detail”.
Издалека начинать не обязательно, можно сразу “в лоб” – Some people believe bla-bla-bla. However, others state that bla-bla-bla. Если сумеете грамотно перефразировать тему – никто не накажет. С другой стороны, вступление издалека выглядит красиво. Если сможете его хорошо написать – почему бы и нет?
А вот ничего риторического в конце абзаца нельзя. Также, как и let’s. Это будет разговорный стиль и ошибка по критерию “РКЗ”. - Есть тайная зависимость между количеством аргументов “за” и “против”. “Надо обязательно писать 2 аргумента и во втором, и в третьем”. Или: “Если написали 3 аргумента за, то пишем 1 против”. Нет. В плане эссе четко написано – дать 2-3 аргумента во втором абзаце и 1-2 в третьем. Всё, больше никаких заморочек.
- Надо еще раз показать противоречивость проблемы в заключении. Вот так – “Несмотря на то, что гражданка N думает вот так, другая мадам NN думает по-другому”. Вы можете так написать в заключении, если очень хочется, но это не снова не обязаловка. Главное – еще раз заявить о своей точке зрения.
- Нельзя писать фразовые глаголы и идиомы в сочинении, потому что они являются маркерами разговорного языка. Да нет, можно их писать, если они подходят по стилю. А вот если в словаре напротив них стоит пометка “informal” – тогда точно нельзя. Например, фразовый hang out и идиому kick the bucket.
Посмотреть примеры экзаменационных сочинений с разбором рекомендую в статье про итоги ЕГЭ-2016 и Разбор эссе.
Сомневаетесь, что хорошо пишете сочинение? Можете заказать у меня его проверку! Цены вот здесь!
Если у есть еще какие-то вопросы по эссе на ЕГЭ по английскому – задавайте в комментариях!
Здравствуйте! Спасибо огромное за вашу статью. В целом, ваш сайт разъяснил мне многое. Я сохранила все ссылки и ту с кембриджским словарём, но отметки formal или informal под словом найти не смогла. В какой вкладке можно это найти?)
Прямо под словом, которое вы вводите. Введите слово guy или сочетание hang out – под ними будет стоять пометка informal.
Ирина, огромное Вам спасибо и не болеть в наше тяжелое время. Не нашла куда написать вопрос, но новая версия фипи меня вогнала в ступор: я так и не поняла, временно такое безобразие или, как обычно, “все на благо простого народа”. Не могли бы Вы изучить его и показать “спасительные тропы” для “особо одаренных” и поверженных дистанционкой? Не смогла найти даже картинки для говорения, не упоминая уже об аудио.
+1005000 Вам в карму!
Добрый день!
Да, новая версия мутная и непонятно, когда они собираются её доделывать. Я тоже даю все по старой версии. Думаю, старую не удалят, пока на новую все не загрузят.
PS ссылку на старую версию нашла, но вопрос в том, что делать, если ее удалят, или она не загрузится у ученика.
Ирина,
Тема: Music is something that distracts people from daily routine.
Т.е. 1-ый абзац можно сразу начать писать с: “Some people believe bla-bla-bla. However, others state that bla-bla-bla”, а уже после этих фраз написать перефраз: “Nowadays music is considered to be something that influences people a lot and diverts our attention from everyday activities. Now I would like to express my poiny of view on it. Так можно?
Благодарю.
Можно, но нелогично