Перейти к содержимому

Крутое эссе для ЕГЭ

Да, я уже писала про эссе, но это такая сложная штука, про которую невозможно рассказать в одной статье. Поэтому решила написать еще одну, чтобы вы точно не сделали ошибок в задании 40 ЕГЭ по английскому языку!

Самое главное

На этой неделе проверила 7 эссе от коллег-учителей. И ни за одно не смогла поставить больше нуля по критерию “Решение коммуникативной задачи”. А это значит, что ученик получит 0 за все сочинение, и – прощайте 14 баллов на экзамене! Чтобы с ним такого не произошло, надо:

  1.  Читать правильные ресурсы. Это – методические материалы с fipi.ru. Все остальные книги и сайты, даже если на них написано “Автор – эксперт и богиня ЕГЭ”, “Рекомендовано ФИПИ” и прочая, могут быть устаревшими и содержать ошибки. Которые в итоге приведут к потере всех возможных баллов.
  2. Не отступать от темы ни на шаг! Если заголовок “Modern technologies in education are for the good of students” – нельзя писать просто про современные технологии. Или про то, что хорошо для учеников в образовании. Надо именно про связку технологии + образование + ученики.
    Или если тема “Childhood is the best time of one’s life” – не описываем хорошие периоды в жизни. В заголовке написано – the best, значит, пишем про зе бест!
  3. Четко и ясно аргументировать точку зрения. Чтобы было понятно даже эксперту после 100500 эссе в конце рабочего дня. Мои ученики спорят: “Так понятно же – современные технологии облегчают distant learning! Зачем прозрачнить прозрачное?” Нет, блин, не понятно! Нужно четко разжевать, что с помощью интернета и компьютера можно учиться на расстоянии и поэтому современные технологии выигрышны для студентов.
  4. Связать противоположное мнение (3 абзац) и контраргумент к нему (4 абзац). Если написали, что современные технологии не приносят благ, потому что отвлекают от учебы – то в следующем параграфе нельзя просто писать о пользе современных технологий! Надо опровергнуть именно почему они не отвлекают, а помогают.

Как научить писать

Теперь поделюсь с вами тайным знанием о том, как учу детей писать эссе на занятиях.

Этап 1, вводный. Рассказываю общую информацию о сочинении на ЕГЭ, сколько на него отводится времени на экзамене, лимит слов и категории тем на эссе. После даю эссе-пример. Но показываю не готовое, а с перемешанными абзацами, которые ученик сам собирает согласно плану написания сочинения, который представлен в экзаменационном задании.

Этап 2, разбор отдельных частей сочинения. Разбираем эссе “по кусочкам”. Что должно быть в каждом параграфе, и чего там быть вообще не должно. Проходим логику написания аргументов и их “разъяснения” во 2, 3 и 4 абзацах.

Этап 3, анализ. Вместе читаем и обсуждаем критерии и дополнительную схему оценивания сочинения для экспертов. Берём сочинения прошлых лет разбираем согласно критериям. На дом задаю самому оценить парочку.

Этап 4. А здесь уже начинаем писать сами. Первую тему обсуждаем вместе – рисуем mind map и помогаю с синонимами. Проговариваем, что будет в каждом абзаце и как ученик раскроет аргументы. После этого отпускаю с миром.

Этап 5. На следующем уроке вместе разбираем по критериям получившееся сочинение и задаю на дом переписывать его до идеального состояния. Пока этого идеала не будет, ничего не пишем.

И вы понимаете, что все эти этапы очень индивидуальны и занимают с каждым учеником от 1 до 3 уроков, в зависимости от его способностей и умственных сил.

Про темы

Эта фраза очень помогает, когда пишем эссе. Темы сочинения могут попасться легкие, например: “Many people think that it is better to be an only child than to have brothers and sisters”. Две точки зрения уже в ней написаны, ученик спокойно может выбрать ту, которая нравится.

А могут встретиться заковыристые. Например как в демоверсии ЕГЭ 2020: “Education is the most valuable thing for a teenager”. Где ученику нужно самому додумать вторую точку зрения.

Тема становится коварней, если дитятко идет от обратного. То есть, думает, что не образование самое серьезное в его жизни, а друзья, деньги или какие-то аморальные развлечения. Тут скрываются сразу несколько подводных камней:

  • Ученик во втором параграфе напишет несколько важных вещей для подростков.
  • Забудет про превосходную степень в названии темы и насчет рассуждать просто про “важные вещи”.
  • В четвертом абзаце с контраргументом (что образование самое важное) уйдет от темы так далеко, что если забыть про тему и прочитать отдельно 4-ый параграф, покажется, что тема у нас “why friends and family are important for teens” или “why it’s necessary to give a kid enough pocket money”.

Лайфхаки

Малое количество учеников имеют к 11 классу словарный запас, необходимый для безоговорочной победы над этими целями. Поэтому в начале занятий с репетитором их тянет просто забить предложения в онлайн переводчик и списать оттуда готовенькое. Вот это большое no-no, и я с удовольствием била бы их по рукам за такое, но работаю онлайн и могу только взывать к их разуму.

Как прошу учеников работать с синонимами вместо списывания плохого перевода из translate.yandex.

  • Можно пользоваться онлайн-тезаурусом (например, isynonym), или просто вбивать в google поисковик запросы вроде “valuable synonym”.
  • И чтобы дальше ученик не писал в эссе неподходящий синонимов, например “parents and friends are the most expensive things in my life” или “I’m allergic to pussies”, рассказываю о сайте context.reverso, где можно искать все найденные и переведенные с русского выражения и смотреть, можно ли так вообще сказать и что это будет значить.
  • Как вариант, можно вбивать свои фразы в строчку поисковика. И смотреть – есть такое выражение или нет. Это становится понятно еще на этапе ввода слов:
  • А если ребенок сомневается – не будет ли стилистической ошибкой употребления слова в сочинении (“guys” или “teens”), то отправляю его на cambridge для отслеживания пометки “informal” возле слова:

Мифы про эссе

Не могу их обойти. Супер-популярная история с началом: “А мне сказали …. “, где дальше подставляем любое слагаемое  – учитель в школе, подруга из класса, на вебинаре или курсах и еще какую-то дичь. Если не проверять информацию (на сайте ФИПИ) – получается сломанный телефон. Вот топ мифов про эссе на ЕГЭ, которые я слышала:

  1.  Надо начинать вступление “издалека” – Nowadays lots of people do sports. Или задать риторический вопрос в конце первого абзаца. Или там фразу ни о чем написать, вроде “Let’s discuss this question in more detail”.
    Издалека начинать не обязательно, можно сразу “в лоб” – Some people believe bla-bla-bla. However, others state that bla-bla-bla. Если сумеете грамотно перефразировать тему – никто не накажет. С другой стороны, вступление издалека выглядит красиво. Если сможете его хорошо написать – почему бы и нет?
    А вот ничего риторического в конце абзаца нельзя. Также, как и let’s. Это будет разговорный стиль и ошибка по критерию “РКЗ”.
  2.  Есть тайная зависимость между количеством аргументов “за” и “против”. “Надо обязательно писать 2 аргумента и во втором, и в третьем”. Или: “Если написали 3 аргумента за, то пишем 1 против”. Нет. В плане эссе четко написано – дать 2-3 аргумента во втором абзаце и 1-2 в третьем. Всё, больше никаких заморочек.
  3.  Надо еще раз показать противоречивость проблемы в заключении. Вот так – “Несмотря на то, что гражданка N думает вот так, другая мадам NN думает по-другому”. Вы можете так написать в заключении, если очень хочется, но это не снова не обязаловка. Главное – еще раз заявить о своей точке зрения.
  4.  Нельзя писать фразовые глаголы и идиомы в сочинении, потому что они являются маркерами разговорного языка. Да нет, можно их писать, если они подходят по стилю. А вот если в словаре напротив них стоит пометка “informal” – тогда точно нельзя. Например, фразовый hang out и идиому kick the bucket.

Посмотреть примеры экзаменационных сочинений с разбором рекомендую в статье про итоги ЕГЭ-2016 и Разбор эссе.

Сомневаетесь, что хорошо пишете сочинение? Можете заказать у меня его проверку! Цены вот здесь!

 

Если у есть еще какие-то вопросы по эссе на ЕГЭ по английскому – задавайте в комментариях!

7 комментариев для “Крутое эссе для ЕГЭ”

  1. Здравствуйте! Спасибо огромное за вашу статью. В целом, ваш сайт разъяснил мне многое. Я сохранила все ссылки и ту с кембриджским словарём, но отметки formal или informal под словом найти не смогла. В какой вкладке можно это найти?)

  2. Ирина, огромное Вам спасибо и не болеть в наше тяжелое время. Не нашла куда написать вопрос, но новая версия фипи меня вогнала в ступор: я так и не поняла, временно такое безобразие или, как обычно, “все на благо простого народа”. Не могли бы Вы изучить его и показать “спасительные тропы” для “особо одаренных” и поверженных дистанционкой? Не смогла найти даже картинки для говорения, не упоминая уже об аудио.
    +1005000 Вам в карму!

    1. Добрый день!

      Да, новая версия мутная и непонятно, когда они собираются её доделывать. Я тоже даю все по старой версии. Думаю, старую не удалят, пока на новую все не загрузят.

  3. Ирина,

    Тема: Music is something that distracts people from daily routine.

    Т.е. 1-ый абзац можно сразу начать писать с: “Some people believe bla-bla-bla. However, others state that bla-bla-bla”, а уже после этих фраз написать перефраз: “Nowadays music is considered to be something that influences people a lot and diverts our attention from everyday activities. Now I would like to express my poiny of view on it. Так можно?

    Благодарю.

Добавить комментарий

Необходим вход через сторонние сервисы для добавления комментариев.
Регистрируясь на сайте вы принимаете условия пользовательского соглашения и соглашаетесь на обработку персональных данных