Вопрос от девушки, которая прошла мой методический курс ELT hardcore: “Вы говорите, что идеальное количество новых слов и словосочетаний, которые проходим на уроке, – 8-10. Но зачастую учебник предлагает на порядок больше лексики. Что делать? Выучить всё за урок – нереально!” Он мне так понравился, что решила написать статью с ответом
Действительно, авторы учебников часто просто забрасывают учеников новыми словами, оставляя учителя один на один разбираться с этими списками. Наглядный пример из учебника Outcomes intermediate, Unit 9 про дома:
В ex. 1 авторы предлагают 12 лексических единиц, а в ex. 3 – еще 10. Что делать с таким обилием лексики? Просить ученика все выучить? Разбить на два урока и долго и нудно тренировать? Теоретически возможно, но на практике не реализуемо.
Как поступим
Вся новая лексика, которую проходим на занятии, делится на три группы:
- Легкие слова. Сюда относится лексика ниже уровнем; то, что ученик уже мог слышать; слова, форма которых совпадает с русскими. Из нашего списка это: patio, garage, balcony, central, compact (аналоги есть в русском) и swimming pool, open fire, back garden, wood floor, bright, shared apartment (это всё ученик или мог слышать, или может понять по словам, из которых состоят словосочетания)
- Низкочастотная лексика. Tiled floor, roof terrace, cramped, attic, basement – вспомните, как часто слышите эти слова в жизни, фильмах и сериалах? Вот и ученик ваш вряд ли. Только если он работает в сфере недвижимости.
- Частоупотребимые слова. Их услышим, прочитаем в учебнике и встретим на экзаменах. Из нашего списка это convenient, spacious, affordable, newly-built, run-down. Как вы уже догадались, именно на эту группу нужно обратить внимание на уроке.
Здесь слов всего пять, выучить такое количество за урок – посильная задача для ученика. Поэтому концентрируем упражнения, дополнительные вопросы, домашку именно на частоупотребимой лексике. Легкие могут запомниться сами, в них главное – оттренировать произношение, которон может отличаться от русского слова. А на низкочастотные можно вообще забить.
И еще одна важная мысль
Вспоминайте периодически, очень помогает.
Даже самый способный ученик не запомнит 100% слов, которые вы учили на занятии. Это надо понять и принять, и не мучать себя и клиента зубрежкой всего объема материала, который предлагает учебник.