От новых слов никуда не деться – без них не выучить язык. Чтобы помочь ученикам их запомнить, мы, учителя, take great pains. Для облегчения этой боли в этом посте опишу, как не дать ученику забыть выученное.
На первом уроке
С введением слов в контексте и первичной отработкой на уроке проблем почти нет – все это представлено в самих учебниках или материалах, которые используем на занятии. Часто не хватает упражнений на выведение новых слов в речь. Это можно делать на том же самом занятии, когда представляем новые слова или в начале следующего урока, в качестве повторения. Вот мое любимое упражнение для этой цели.
Например, на уроке прошли фразовые глаголы (не обязательно их, тут любая новая лексика подойдет). И пишу предложения, где пропускаю или весь фразовый глагол, или только его постфикс – тут все зависит от способностей ученика. Я пишу с ними вот такие предложения:
1) It’s really difficult to … … the girl you like as she can reject you and you’ll feel embarrassed afterwards.
2) When I … … a new word in the text, I always look up its definition.
3) If I … … somebody, and he fails me, I will never speak to this person again. И т.д.
Ученик сначала письменно заполняет пропуски. C опорой на изученные слова, если прошли их только сегодня, и без опоры, если слова обсуждали на прошлом уроке, и дома он их отрабатывал.
После подстановки лексических единиц в пропуски возвращаемся к нашим предложениям и просим выразить с ними согласие/ не согласие и объяснить почему, обязательно употребляя новые слова в своем высказывании.
На следующем уроке
Нам нужно vocabulary review. Существуют быстрые способы проверки усвоенных лексических единиц:
- Dictation. Ученик должен написать то слово, которое мы прошли на прошлом занятии, но я ему диктую не его русский перевод, а синоним/ антоним/ фразу или предложением с bla-bla вместо этого слова.
- Mind maps. Прошли free time activities. И на уроке пишем категории, в которые ученики вписывают подходящую активность. Это могут быть outdoor/ indoor activities; solo/ group activities; DIY/ sports/ board games или классификация по использованию с глаголами do/ go/ play.
- Bingo. Учитель пишет на своей карточке active vocabulary, но не весь. Ученики по очереди диктуют все слова, которые были на прошлом занятии, а учитель вычеркивает их у себя.
- Guessing game. Учитель (или другой ученик) загадывает слово и описывает его с помощью синонимов, остальные угадывают.
- Crosswords and wordsearches. Их можно делать в puzzle-maker.
И не быстрые:
- Можно подготовить карточки со словами и предложить вытянуть парочку и составить с ними предложения. Вот вытянул ученик слова «demonstration» и “shout slogans”. И пишет: The students from our university organized a demonstration and shouted slogans. They were calling for cutting down the workload.
- Или просим составить странные/ смешные предложения. Например: «kids organized a demonstration and shouted slogans calling for cancelling porridge with the lumps in the local kindergarten”.
- Составить несколько предложений, часть из которых будет правдой, а часть – неправдой. А группа или учитель (если у нас 1-2-1 урок) угадывают, что где.
- Задаем придумать историю с новыми словами. Также можно подурачиться и написать смешную или невероятную историю. А можно описать реальные события, которые произошли с тобой, но исказить в рассказе некоторые факты. Чтобы остальные снова угадывали.
- Поиграть в «снежный ком». Вы говорите одно предложение с новым словом, ученик повторяет ваше и добавляет одно свое, и так, пока память не кончится) Мы обычно придумываем не больше десяти, чтобы не устать и не надоело.
- То же задание обыгрываем письменно. Помните, как мы в детстве писали историю на бумажке по предложению, заворачивали их, а друзья писали продолжение, не видя наши фразы? И в конце разворачивали получившийся рассказ и смеялись над ним все вместе? Можно сделать похожую забаву, но тогда нужно будет подготовить бумагу и заранее написать туда вопросы с новой лексикой.
В домашке
“Добьем” способы отработки изученных слов и выражений креативом.
- Clothes and shopping. Почему бы не прибарахлиться на забугорном сайте? Я иногда заказываю одежду с 6pm.com, и туда могу отправить учеников. Или на nastygal.com. В зависимости от пройденной лексики попрошу купить определенные предметы одежды и описать их – название, цвет, материал, форму выреза, рукав, посадку… Или, если тема online shopping – как положить покупки в корзину на этом сайте, оплатить, отследить посылку и вернуть не подошедший товар.
- Holidays, accommodation and sightseeing. Задаю задизайнить свой dream holiday с описанием – куда, где остановится, что будет там делать. Можно привлечь сайты для поиска жилья, например, couchsurfing.com или homeexchange.com, на которых ищем место, где остановимся и описываем его. Можно отправить на сайт для подбора package tour. Дать денежный лимит на отпуск и попросить расписать траты. Ограничить поездку тремя днямии попросить рассказать, что за достопримечательности ученик осмотрит за это время.
- Feelings and emotions. Смотрим эпизоды из фильмов, где персонажи что-то переживают. Обсуждаем, что могло произойти и как себя чувствуют герои.
- Houses and homes. Задаю найти фото дома любимой celebrity и описать его содержимое.
- Arts and cultural activities. Прогуляемся по виртуальной галерее и расскажем, какие картины и чем впечатлили. Да-да, сейчас есть возможность виртуально посетить именитые галереи бесплатно – загуглите gallery virtual tours.
- Computing and gadgets. Создадим свою социальную сеть, гаджет, или приложение для телефона, которого не хватает для счастья ученику лично. Мне вот хочется приложение, которое бы автоматически проверяло тесты и эссе, меня они утомляют.
На этом моя фантазия, связанная с лексическими темами, и пост подходят к концу.
А у вас есть свои любимые упражнения для работы с новыми словами?
Поделитесь в комментариях!
Я тоже люблю играть со словами. Ученики обожают hangman или виселицу. Здесь ещё и орфография отрабатывается. Можно как с опорой так и без опоры на слова.
Игра типа alias. Пишу на карточках слова, изученные ранее, по 8 например. Ученики играют в парах. Я засекаю минуту. Ученик объясняет своему партнеру значение слова не произнося его. Можно использовать разные варианты объяснения sinonyms, oppositions, miming, end up a sentence or a phrase etc.
Выигрывает тот, кто угадал большее количество слов. То же самое можно делать между командами.
Спасибо за идеи для игр!
Игра “Crosses and naughts”. Используем правила игры крестики-нолики. Игра в парах. Чертим квадрат. Берём 9 слов или фраз. Составляем с ними предложения по очереди и зачёркиваем соответствующий квадрат. Предложение должно быть без ошибок.
Да, отличная игра, спасибо!
Ирина, как же замечательно, что я Вас “нашла”!!! Столько всего полезного! Я “преподаватель английского” по диплому (заочника) с 2летним опытом по непонятно-какой-авторской методике и 10 летним перерывом в этом самом опыте. Очень хочу (и начинаю собственно) преподавать, но страдаю от нехватки опыта, знаний и обилия информации и ресурсов отовсюду. Вот именно нехватало, чтоб как маленького посадили рядом и сказали “деточка, надо делать вот так и вот так”. И у Вас нашла то, что так было нужно! Ну короче, спасибейше Вам огромное за то, что делитесь с нами неопытными всем, что знаете и умеете. Благодарю!
Ирина, спасибо за душевный отзыв! После них хочется писать еще) Удачи в работе!