Слышали эту фразу от учеников?
Лично я – нет, но недавно коллега прислала этот вопрос, который задал ей клиент, в директ. И спросила: “А вы как-то мотивируете учеников?” Я про себя возмутилась: “Это теперь дело учителя – мотивировать учеников на изучение английского? Мы во время урока еще должны как Тони Роббинс приговаривать: “Yes, you can!” перед каждым упражнением?!” И ответила коллеге, что никого ничем не мотивирую.
⠀
Этот вопрос про мотивацию застрял в моей голове и вертелся там целую неделю, из чего я поняла, что ответ на него не так-то прост и однозначен.
Виды мотивации
Мотивация – это когда хотим чего-то достичь и вкладываем усилия в деятельность для получения результата. То есть, желаемый результат нас уже мотивирует что-то сделать.
Всех изучающих язык можно условно поделить на две группы:
⠀
?? те, для кого английский – инструмент для достижения цели (прокачал язык – сдал экзамен – поступил в ВУЗ или получил работу получше). По-научному это называется “instrumental motivation”.
⠀
?? те, кто учит язык “для себя” (потому что все вокруг учат/ хочется смотреть фильмы в оригинале/ блеснуть знаниями в поездке). “Integrative motivation”.
⠀
Из опыта скажу, что именно со второй группой учеников у меня выстраивается более длительное сотрудничество, чем с теми, кто действует по схеме: “подучил язык – сдал экзамен – я пошёл, спасибо”. Хотя “длясебяшникам” мотивация нужна больше, потому что потому что перед ними не висит морковка в виде успешной сдачи экзамена или получения прибавки к зарплате
На уроках с ними я никогда не занималась мотивационной мотивацией в духе позитивной американской психологии: “Давай, ты выучишь все неправильные глаголы, верю в тебя!” Но они ходят на занятия как заведенные и делают большую часть домашки. Значит, я их всё-таки мотивирую учиться. Возникает вопрос: “КАК?”
Как повысить мотивацию
Я начала читать про это дело, и в книге “Teaching and Researching Motivation” (Dorneyi, Usholdan) натолкнулась на три фишки, которые помогают увеличению п̶о̶т̶е̶н̶ц̶и̶и̶ мотивации в обучении языку. Делюсь ими с вами:
- Развитие всех скиллов и систем при изучении языка. То есть, мы не концентрируясь на 1-2 аспектах английского все время (грубо говоря, только говорим и словечки учим), а учимся и слушать, и читать, и писать, и лексику новую подбрасываем с грамматикой.
- Предоставление ученику определенной степени свободы. Когда разрешаем определять, что, как и когда он хочет учить. Это можно осуществлять в рамках подбора программы для General English, когда даем клиенту самому выбрать интересные темы для изучения.
- Наличие фидбека на performance, то есть на усилия и успехи клиента в изучении английского.
Всё это ? повышает заинтересованность в обучении и держит на наших уроках без кличей “Эге-гей!” и “Yes, you can!”
Attribution theory
Не переключайтесь, потому что сейчас поговорим еще про одну составляющую мотивацию, а именно “attribution theory”. Не пугайтесь, эта самая аттрибуция не страшная. Сначала дам её научное определение, а потом объясню на пальцах, что это:
The main principle of attribution theory is that the causal attributions one makes of past successes and failures (i.e. inferences about why certain outcomes have occurred) have consequences on future achievement strivings.
То есть, когда к нам приходит ученик, он уже имеет опыт изучения языка (школьный или университетский). И этот самый предыдущий experience влияет на то, как клиент подойдет к обучению у вас на частных уроках. Скорее всего, этот прошлый опыт был негативный: в школе учил времена, но так их и не понял. Пытался говорить на языке, но не получилось. Вот это вот всё ой как плохо влияет на мотивацию учить язык.
Чтобы сломать те самые плохие аттрибуции, мы (учителя) можем:
- Давать обратную связь на усилия, которые ученик вкладывает в обучение. Именно на усилия, а не кол-во выученных слов на урок. Потому что условный Петя может выучить к занятию 10 слов, и ему это не составит особого труда. А Катя, если выучит даже 5 слов, то будет просто героем дня. В этом и смысл похвалы за усилия, приложенные к изучению материала, а не выученные два столбика нового вокабуляра.
Понятно, что когда всё получается, то мы хвалим. А если нет? Тогда смотрим на затраченные силы и говорим, сколько еще нужно сделать, чтоб достичь успеха. А если не получается и сил было вложено много, то пересматриваем стратегию достижения результата. - Не принимать отговорки про плохую обучаемость из серии: “Ну не идёт мне язык”. Вместо этого показываем, что затраченных усилий было недостаточно и нам снова необходимость поменять стратегию достижения результата.
- Показывать связь между усилиями и результатом. Рассказываем личные истории, успешные и не очень, об изучении языка. Истории других учеников. Примеры из биографии известных людей. Демонстрируем, к какому результату приведут те или иные усилия.
- Дать ученикам самим объяснить, как они пришли к успеху. Если они проговорят их своими словами, клиентам станет проще нести этот опыт дальше. Например, если хорошо получилось сделать задание по Reading, пусть расскажут, какими стратегиями для этого пользовались и как этот навык будут использовать дальше.
- Сделать нормой вложение усилий в процесс обучения. Говорить: “Я ценю твои усилия” и “Здорово, что ты попытался это сделать”, подчеркивая ценность того самого grit в обучении языку. Можно выделить некоторое время от урока, что провести вот эту awareness raising и обсудить, что все усилия будут вознаграждены и вы всегда сможете прийти на помощь, если что-то не получается.
Иногда даже устраиваю “психологические 5-минутки”, когда во время урока рассказываю, как важны усилия в изучении языка. Показываю его прогресс в изучении английского по сравнению с тем, что было “до”. Вспоминаю свои истории в изучении английского (как и у вас, там не всё было гладко).
Вместо заключения
Классно, что коллега задала такой интересный вопрос про мотивацию. Потому что он побудил меня погрузиться в тему глубже и понять, что настоящая мотивация на уроке английского – это не подбадривающие кличи “Давай, все получится!” и не уговоры прийти на мой урок, потому что там будем смотреть фильм и будет зашибись. А набор приемов, которыми пользуемся незаметно для учеников, тем самым повышая их заинтересованность в процессе изучения английского.
Dear Irina,
Thanks a lot!
Useful, motivating and inspiring.
You’re welcome!
thanks a lot!!!!as always, it’s perfect !!!!!
Thank you so much)
Здравствуйте! Что делать с изменениями в ЕГЭ? Я в ужасе, на следующей неделе придёт ученик, и я не знаю, как буду готовить его к этому чёртовому докладу, откуда возьму шаблон на новое 4-е задание? Подскажите, что мне делать?
Добрый день! Материалов для подготовки к этому заданию пока нет, и я думаю есть смысл написать в ФИПИ с этой претензией)