Перейти к содержимому

ЕГЭ за полгода

Жаждущие подготовить или подготовиться к ЕГЭ за полгода на 90+ баллов, пришедшие на этот сайт по запросу в поисковике, могут закрыть статью, не читая дальше. Потому что в ней я не пообещаю вам волшебную таблетку или супер-эксклюзивный авторский курс, который поможет без особых усилий подготовиться к экзамену в краткие сроки… Хотя, если вам очень хочется подарить кому-то немного денег просто так (к чему и сводятся все методики из серии “похудеть на 20 кг за недельку”), можете просто спросить номер моей карты и переслать мне денег.

Предыстория

Бывает, что к середине зимы ученик передумал (или вообще только определился), куда хочет поступать. Бывает, что он уже начал готовиться к ЕГЭ с репетитором или на курсах, но что-то там не срослось. Особенно умиляют меня истории от учеников и моих коллег про курсы при ВУЗах с громкими аббревиатурами или репетиторов, которые дают минимум знаний за максимум денег. Anyway, к вам приходит ученик за полгода до экзамена и заявляет о жгучем желании сдать ЕГЭ по английскому на определенный балл. Мы его тестируем с целью выяснить уровень языка и реальность выполнения поставленной задачи. И по результатам тестирования перед нами открываются варианты разной степени адекватности:

  1. У ученика уровень Elementary и ему нужно 65+ баллов. В этом случае лучше сразу рассказать о тленности бытия попыток сдать самому на заветные 80+ и посоветовать копить деньги на платное отделение ВУЗа. С уровнем Elementary реальный результат за полгода – баллов 40-45, больше тут сказать нечего.
  2. У ученика твердый Pre-Intermediate и ему нужно 65+ на экзамене. (Это желание уже ближе к исполнимому, назовем его Вариант 1 и рассмотрим ниже в статье). Если у ученика Pre-Intermediate и он хочет 80+, снова советуем откладывать деньги не на репетитора, а на поступление.
  3. Intermediate и нужно 80+. Тут при идеальном сочетании труда, работоспособности, малого количества пропусков и беспрекословного выполнения домашнего задания в больших объемах желаемый результат достижим (тоже интересный вариант, окрестим его Вариант 2 и также рассмотрим ниже). Но перед началом занятий следует предупредить ученика и его родителей, что если какая-то часть из вышеозначенного паззла не сложится, то вы не можете ничего гарантировать. Если родителей эта неясность будущего балла не устраивает, то также можно вместо репетитора отнести деньги в ВУЗ.
  4. Если вдруг ваш порог перешагнул ученик с Upper-Intermediate и заявкой на 80+, можно брать его без особых сомнений. Но – опять же – с условиями выполнения домашней работы и малым пропуском занятий (Пусть это будет Вариант 3).

Я не буду здесь писать про то, как подготовить учащегося на 90+. Этот балл – счастливое сочетание хорошей подготовки, удачного варианта и правильного психологического настроя ученика. Не исключено, что вам может встретиться другая крайность (никогда таких не видела, но мало ли, попадутся) – когда нужно просто сдать ЕГЭ по английскому, балл не важен. А проходной балл для нашего экзамена – 22. Вообще ни о чем, на мой взгляд. На него ученик и без вас сможет за полгода подготовиться. NB: Следует оговориться, что при подготовке к ЕГЭ за полгода мы НЕ будем учить английскому языку, а будем “задротить” именно формат экзамена и стратегии выполнения заданий.

Немного математики

Перед тем как перейти к рассмотрению наших трех случаев, познакомимся ближе с заданиями, входящими в состав экзамена. Это поможет выстроить оптимальную стратегию подготовки. ЕГЭ – экзамен, для успешной сдачи которого на 80+ баллов ученику необходим уровень Upper-Intermediate (B2). В нашем экзамене есть задания базового (Pre-Intermediate/А2), повышенного ( Intermediate/В1) и высокого уровня (Upper-Intermediate/В2). Посмотрим на задания, которые входят в ЕГЭ и их уровень сложности:

Проверяемые умения и навыкиКоличество заданийМаксимальный балл 
ПИСЬМЕННАЯ ЧАСТЬ
Аудирование
Понимание основного содержания (А2)16 
Понимание запрашиваемой информации (В1)17 
Полное понимание (В2)77 
Чтение
Понимание основного содержания (А2)17 
Понимание структурно-смысловых связей (В1)16 
Полное и точное понимание информации (В2)77 
Грамматика и лексика
Грамматические навыки (А2)77 
Лексико-грамматические навыки (А2)66 
Лексико-грамматические навыки (В2)77 
Письмо
Письмо личного характера (А2)16 
Эссе (В2)114 
УСТНАЯ ЧАСТЬ
Чтение вслух (А2)11
Диалог-расспрос  (А2)15
Описание фотографии (А2)17
Сравнение двух  фотографий (В2)17

Подведем итог, сколько заданий относятся к каждому уровню:

Уровень сложности заданийКоличество заданийМаксимальный первичный баллПроцент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального балла, равного 100
Базовый (А2)194545
Повышенный (В1)92020
Высокий (В2)163535
Итого44100100

Теперь применим полученные знания на практике, так сказать.

Вариант 1 (Pre-Intermediate&65 баллов)

Перед тем, как отрабатывать стратегии выполнения заданий, следует заложить грамматическую базу. Прямо начать с построения английского предложения – на каком месте должно стоять подлежащее, сказуемое, второстепенные члены. Разобраться, какими частями речи могут быть выражены разные члены предложения. После этого взять основные грамматические темы. Рассмотреть образование мн. ч. существительного, падежей местоимений и степени сравнения прилагательных с наречиями. Пройти базовые времена активного залога – Present Simple, Present Continuous, Present Perfect, Past Simple, способы выражения будущего времени и пассива – Present/Past/Future Simple Passive. Параллельно с освоением грамматики начинать изучение тематической лексики. Это убьёт сразу несколько зайцев – поможет ориентироваться в тексте, понять логику выполнения задания “Грамматика и лексика”, правильно строить предложения в письме и на устной части. На всё это уйдет примерно месяца 2 работы. После начала знакомства с основами английской грамматики, примерно через 3-4 урока, можно приступать к изучению стратегий выполнения разделов экзамена. Так как уровень ученика – Pre-Intermediate, достижимой целью на экзамене видится выполнение заданий базового и повышенного уровней (A2 и B1 соответственно). Из первой таблицы видно, что к этим уровням относятся первые два задания в аудировании и чтении. Параллельно с разбором стратегий их выполнения объясняем ученику, что такое контекстная догадка и учим цепляться за разные подсказки, данные в тексте – синонимы-антонимы, общее-частное, грамматические структуры. Вся эта когнитивная подоплека поможет при декодировании текста с кучей непонятных слов и конструкций. Также к уровням А2 и B1 относится весь раздел “Грамматика и лексика”. Как уже выяснили, всё это мы повторяем параллельно изучению стратегий выполнения разделов экзамена. Полностью всю грамматику по кодификатору до экзамена повторить вы не успеете, поэтому советую сосредоточиться на отработке базовых тем, про которые писала выше. Со словообразованием также вопрос спорный – на экзамене могут попасться простые слова вроде interested, а может встретиться и что-то сложное с точки зрения деривации и орфографии вроде immature или unforgettable. Про последнее задание этого раздела –   лексику – вообще молчу. Там всевозможные тонкости языка (фразовые глаголы, сочетаемость предлогов и прилагательных или глаголов, синонимы, союзы и прочее), к которым подготовиться вы просто не успеете. На мой взгляд, заданиям 32-38 ЕГЭ можно клеить ярлык “повышенной сложности”. Перейдем к последнему разделу письменной части ЕГЭ. Не тратим время на обучение тому, как писать эссе, сосредоточимся на отработке письма. Научиться его писать на максимальный балл совсем не сложно, за полгода вы точно с этим справитесь. Эссе занимает много времени при подготовке и на экзамене на его написание точно уйдет около 60 минут, которые лучше потратить на тщательную отработку остальных заданий. Но если к концу обучения ученик показывает прям очень хорошие результаты, можно успеть обсудить структуру эссе и попрактиковаться в нем. Но на экзамене договориться, что будет писать эссе только, если хватило время на все остальное. В устной части формально только задание 1, задание 2 и задание 3 относятся к базовому уровню. Однако натренировать и задание 4, которое относится к повышенному уровню сложности, для меня не видится чем-то невыполнимым. При добросовестной практике нет ничего невозможного. В заключение обсуждения этого уровня озадачимся еще одной проблемой математического характера. Мы помним, что на экзамене нам нужно 65 баллов, и из последней таблицы видно, что 65 баллов – как раз столько, сколько возможно набрать при правильных ответах на вопросы базового и повышенного уровня. Но тогда у нас нет права на ошибку ни в одном из заданий. Вероятность чего стремится к нулю. Здесь будем надеяться на то, что ученик сможет угадать или где-то логически вывести правильные ответы на основании подсказок в тексте заданий повышенного уровня (можно за несколько занятий до экзамена пройтись по стратегиям выполнения таких заданий). Их на экзамене нужно делать в обязательном порядке, ни в коем случае не оставляя клетки ответа пустыми.

Варианты 2 и 3 (Intermediate/Upper-Intermediate&80 баллов)

Оба варианта схожи стратегией подготовки, с той лишь разницей, что на уровне Upper весь процесс будет идти быстрее и безболезненней (ну, по крайней мере, так должно быть). При исходном уровне Intermediate ученик уже теоретически может сдать экзамен на 65 баллов. При уровне Upper-Intermediate – на 80 баллов. Но только теоретически. На практике даже при повторении грамматики уровня Elementary могут выползти ошибки при образовании множественного числа woman, sheep или wolf. Поэтому стараемся максимально повторить всю грамматику по кодификатору. Параллельно с повторением грамматики и набором новой лексики объясняем стратегии выполнения заданий. Эссе, в отличие от Варианта 1, тренируем в обязательном порядке. Устную часть можно брать в последнюю очередь, за пару месяцев до ЕГЭ. Как уже писала, говорение на ЕГЭ сводится в основном к зазубриванию клише и отработанных фраз по темам и имеет мало общего с навыками общения в обычных коммуникативных ситуациях.

При любом варианте

В процессе подготовки становятся очевидны слабые места ученика. Это может быть неумение придумывать аргументы или формулировать свои мысли на эссе, трудности при восприятии аудирования, медленный темп речи на устной части, да что угодно. После начала работы с грамматикой и отработки всех стратегий выполнения заданий начинаем работу над слабыми точками. И на уроке, и – обязательно и в большем объеме – дома. Как работать с разными заданиями вы можете почитать на этом сайте в разделе про ЕГЭ. Там есть и стратегии выполнения заданий (ссылки на которые присутствуют в теле этой статьи), и всякие разные полезности. Также стараемся обеспечить максимальный input ученику – читаем и слушаем книги, смотрим сериалы, берём статьи из интернета и готовим пересказ всего этого к занятию с новыми словами. Учим правильно заполнять бланки и грамотно распределять время на самом экзамене. Помним про свои слабые места и любимые ошибки и стараемся избегать их. Не обходим стороной психологическую подготовку к трудным ситуациям (паника на экзамене, не услышали какой-то вопрос, не понятна тема эссе или не знаем слово в карточке на устной части). Про это писала в своих статьях о стратегиях выполнения разделов ЕГЭ. Еще вы можете приобрести мой план подготовки к ЕГЭ и попробовать инкорпорировать его в свои занятия по подготовке к экзамену. А у вас был опыт подготовки учеников к ЕГЭ за полгода?  Как вы строили свои уроки? Может, в комментариях дадите советы мне и моим читателям? Оправдались ли ваши ожидания на экзамене?

14 комментариев для “ЕГЭ за полгода”

  1. Ирина, спасибо за статью! Как всегда, все очень ценно и полезно. Так как я сотрудничаю с Профи-ру, именно сейчас (после Нового года!) получаю море предложений «Подготовка к ЕГЭ 11 класс». Но, начитавшись ваших статей, на них не откликаюсь. А личный опыт у меня , можно сказать, на прямо-противоположную тему. В прошлом году успешно подготовила девочку к ОГЭ и «промыла ей мозги», что если захочет сдавать ЕГЭ, то нужно начинать с 10 кл. Неожиданно, но захотела. И я кинулась учить ваш сайт наизусть, покупать План и почти все нужные пособия, т.к это «мой первый раз в 1-ый класс». Раньше я категорически отказывалась, не хотелось почти за те же деньги брать на себя такую ответственность (все-таки решается судьба человека!). Девочка – ваш Вариант №2, т.е. такой твердый Pre-Intermediate, не выше не ниже. Довольно старательная, но и в то же время инфантильная (у меня были старшеклассники гораздо серьезнее). Мама девочки решила, что «раз мы никуда не торопимся», то занимаемся 1 раз в неделю(!) 60мин(!). При таком графике мы двигаемся, как черепахи. По грамматике еле-еле закончили Present Simple & Continuous, и все равно продолжаем делать ошибки. Каждый раз мы успеваем выполнять только 1/5 часть запланированного мной материала. И теперь меня охватили смутные сомнения, а сможем ли мы вообще все успеть даже и за 2 года! С учетом заданий 32-38 и т.п. И вообще, не ошиблась ли я, подписавшись на этот геморрой
    план подготовки? Хотя могу сказать, что процесс меня захватил, появился азарт! Как говориться, it’s a challenge! Для себя я решила, что в следующем году поставлю условия: 2 раза в неделю по 1.5 часа, если не согласятся – откажусь. Боюсь не вытянуть на 80+. А вам, как человеку уже очень опытному, как видится эта ситуация со стороны?

    1. Марина, поговорите с мамой и объясните, что при таком темпе подготовки вы не успеете подготовиться к экзамену. Чтобы не быть голословной, объясните, что необходимый уровень для получения 80+ баллов – Upper-Intermediate, а сейчас у девочки Pre. Покажите маме вот эту таблицу https://support.cambridgeenglish.org/hc/en-gb/articles/202838506-Guided-learning-hours, там расписано необходимое количество часов для перехода на следующий уровень. При таком темпе подготовки вы не можете гарантировать 80+ баллов (даже если в 11 классе они будут заниматься 2 раза по 90 минут).

      Просто люди, далекие от языка, не понимают важность регулярных занятий также хорошо, как мы.

  2. Ирина, спасибо за статью! Как всегда, выше всяких похвал!
    Расскажу немного о своем опыте. Опыт преподавания 23 года, готовлю к ЕГЭ с самого его рождения. На мой взгляд, сегодняшний вариант ЕГЭ является идеальным, т.к. сильным ученикам достаточно легко вместить свои знания в формат экзамена, а слабее и слабым – есть возможность клишировать некоторые задания, тем самым не углубляясь в “почему и как”, а просто зазубрив. Я не очень люблю давать советы, назову несколько принципов моей работы при подготовки к ОГЭ/ ЕГЭ: 1. Я ввожу элементы экзаменов как только начинаю заниматься с учеником. Письмо и задания на аудирование – MUST HAVE)) Это в 7 классе родители хотят, чтобы дети “просто говорили”, в 9 – узнали что-то новое про Gerund, а когда на горизонте маячат экзамены, то возникают вопросы – Что сдавать и куда поступать? Что мы знаем лучше всего и чем занимаемся долго? Конечно, английский! Поэтому, подстелите себе соломку)). 2. Домашнее задание и самостоятельная работа дома – это один из критериев успешной сдачи ЕГЭ. Я отказываюсь от ученика, если он не выполнил дом.задание без уважительной причины 3 раза подряд. Отсюда вытекает пункт 3: регулярная обратная связь с родителями, и эта связь должна быть видима и осязаема. У каждого из моих учеников есть папка А4 внушительного размера, где есть кодификатор ЕГЭ с отмеченными темами и все письма, эссе, выполненные варианты с моей оценкой и комментариями. Иногда бывает, что родители на 100% уверены о способностях своего чада и устные увещевания не срабатывают. Увидев задания с красными пометками, они могут задуматься. Был у меня такой случай: ОГЭ сдали, на ЕГЭ не замахнулись. 4. Не бойтесь отказываться от ученика. Я понимаю – деньги, опыт, самолюбие – но репутация (будущая или наработанная годами) и чувство правильно выполненного гораздо важнее.
    Теперь расскажу про 3 самых ярких случая из моей практики, назову их – Фиаско, Сюрприз и Идеал. 1. Занималась с мальчиком с 8 класса, сначала “просто поговорить”, поездки в языковые школы с EF, потом с 10 класса подготовка к ЕГЭ. Мальчик хороший занимался ещё с неколькими репетиторами и по всем показателям должен был сдать все ЕГЭ на 90+/- 3. НО, пришёл апрель и он влюбился! В результате, он “завалил” (простите) экзамены, сдав ВСЕ не более, чем на 60. Английский – 49((( Учится на коммерции. Это Фиаско! 2. Попросили протестировать девочку (сентябрь 11 класса) на предмет перехода порога в 22б. Просто нужно было сдать какой-то 4й экзамен, вот и выбирали. Посмотрела – знаний -0, упорство и хватка потрясающая. Рискнула поработать, занимались 3р в неделю по 2ч. Сначала при выполнении заданий на аудирование у неё тряслись руки, выпадали волосы и текли градом слёзы. Но, потихоньку, шаг за шагом она втянулась, ей понравилось, много работала сама, смотрела видео, чатилась с носителями,в общем сдала на 67б, учится на факультете международных отношений на коммерции, по рейтингу в группе на 11 месте. Это Сюрприз! 3. Занималась с девочкой с 7 класса, совсем всё было плохо, но упорство и трудолюбие сделали своё дело. ОГЭ – 64, ЕГЭ – 91. Учится на переводоведении на бюджете. Это Идеал. Вот как-то так, не совсем по теме и много. Спасибо всем, кто дочитал до конца)) Успехов в работе и талантливых учеников!

    1. Елена, огромное спасибо за такой развернутый комментарий и ваши рассказы!
      Очень интересно было их прочитать, история влюбленного мальчика заставила меня взгрустнуть…
      Всегда интересно читать такие рассказы коллег про свой опыт.
      И вам успехов в работе и замечательных учеников!

    2. Elena, thanks a lot.
      200 hundred percent agree with: “1. Я ввожу элементы экзаменов как только начинаю заниматься с учеником. Письмо и задания на аудирование – MUST HAVE)) “

  3. Огромное спасибо за статью!

    Вопрос: вот тут–
    https://2019-god.com/ege-po-anglijskomu-v-2019-godu/#i-4

    говорится про “принять участие в коротком диалоге;”

    Это какое-то нововведение или это они так Задание 2 с построением вопросов назвали? На ФИПИ никаких заданий типа диалога нет…

Добавить комментарий

Необходим вход через сторонние сервисы для добавления комментариев.
Регистрируясь на сайте вы принимаете условия пользовательского соглашения и соглашаетесь на обработку персональных данных

Cart