Письмо на ЕГЭ. Задание 39

“Мои папа и мама!
Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили … ”

Вот если бы дядя Федор так начал свое письмо на экзамене ЕГЭ по английскому языку, он бы точно не набрал максимальный балл за письмо. Почему?!

Ответ – в самой полной статье о том, как правильно и максимально написать личное письмо на ЕГЭ!

Общая информация

Задание “Письмо” на ЕГЭ по английскому языку является заданием базового уровня сложности и похоже на аналогичное задание в экзамене ОГЭ, но имеется пара отличий:

  • в письме на ЕГЭ нужно написать три вопроса другу на заданную тему
  • так как школьник наш уже в 11 классе, то и лексику, и грамматику в письме уже следует использовать посложнее

Задание 39 рекомендую выполнять не более 20 минут, а после определенной тренировки ученик сможет писать это письмо сразу в бланк ответа на экзамене, чтобы не терять драгоценное время при переписывании с черновика на чистовик, что я бы и порекомендовала.

Максимум за это задание можно получить 6 баллов, и сделать это легко, если правильно понимать, по каким критериям эксперты оценивают письмо.

Критерии оценки

На сайте ФИПИ можно найти следующий документ с критериями оценки письма:

Не будем пугаться многобукаф, а разберем каждый критерий подробнее на примере ответа на вот это письмо-стимул.

You have received a letter from your English-speaking pen friend Mary who writes

…Summer is coming and I want to look my best: healthy, energetic and physically fit. So I’m trying to eat plain, simply cooked natural food, have enough sleep at night and I have recently joined our local fitness club. Do you do anything special to stay healthy? What makes people healthy and strong? What do you think about a healthy lifestyle?

By the way, I’m going to spend a month at the seaside this summer…

Write a letter to Mary.

In your letter

  • answer her questions;
  • ask 3 questions about her coming summer holidays.

Write 100–140 words.

Remember the rules of letter writing.

Решение коммуникативной задачи (2 балла)

Возьмем первую колонку слева “решение коммуникативной задачи”. Что в этом пункте от ученика хотят составители экзамена?! Чтобы он:

  • дал ответы на 3 вопроса (Do you do anything special to stay healthy? What makes people healthy and strong? What do you think about a healthy lifestyle?) + задал 3 вопроса по теме (ask 3 questions about her coming summer holidays)
  • писал неофициально (В письме использовал сокращения, например, don’t вместо полной формы do not и разговорные фразы, вроде It’s amazing to get news from you!)
  • правильно оформил письмо. То есть, корректно написал адрес-дату-вступление-заключение (пример, как их писать правильно, будет ниже)
  • не завысил и не снизил объем письма.
    В тексте задания написано, что допустимый объем – 100-140 слов, но экспертами допускается отклонение на 10% в любую сторону, то есть фактически можно написать 90-154 слов. И если будет написано меньше, то письмо не будут проверять вообще (значит ученик получит 0 баллов), а если написано больше – отчеркнут 140 слов, и все, что дальше, проверять не будут. Следовательно, если в эти 140 заветных слов не попали завершающая фраза, или ссылка на дальнейшие контакты, проверяющий просто поставит минусы по этим критериям. Но по факту, если строго следовать образцу ниже, 154+ слов написать затруднительно.

Кстати, про критерии подсчета слов. Считаются все слова, с первого слова по последнее, включая вспомогательные глаголы, предлоги, артикли, частицы. В личном письме адрес, дата (дата в формате 20/08/2017 считается за одно слово), подпись также подлежат подсчёту. При этом:

         стяжённые (краткие) формы can’t, didn’t, isn’t, I’m и т.п. считаются как одно слово;

         числительные, выраженные цифрами, т.е. 1, 25, 2009, 126 204 и т.п., считаются как одно слово;

         числительные, выраженные цифрами, вместе с условным обозначением процентов, т.е. 25%, 100% и т.п., считаются как одно слово;

         числительные, выраженные словами, считаются как слова;

         сложные слова, такие как good-looking, well-bred, English-speaking, twenty-five, считаются как одно слово;

         сокращения, например USA, e-mail, TV, CD-rom, считаются как одно слово;

         слова, написанные неправильно, например, без дефиса well bread, будут составлять при подсчете 2 слова, а написанные wellbread как одно (т.е. подсчет идет по факту написания).

Вы обратили внимание на примечание под критериями оценки письма?! Надеюсь, обратили, и будете понимать, что если ученик получит 0 за коммуникативный аспект, то и за все письмо поставят 0. Но сделать это может только невменяемый человек, который попал на ЕГЭ по английскому, потому что ошибся дверью, то есть с теми, кто готовится к этому заданию, такое вряд ли случится.

А теперь “скелет” письма, который выдаю своим ученикам. Предлагаю брать его за основу и просто добавлять всю запрашиваемую информацию.

Moscow

Russia

20/08/2017

(красная строка) Dear Yoda,   (обращение)

(красная строка) Thank you for your recent letter. I should apologise for not having written before, but I was really busy getting ready for my exams.  (благодарность за письмо+упоминание о предыдущих контактах)

(красная строка) You’ve mentioned that you … (тут мы реагируем на вести от друга, в нашем примере она ведет здоровый образ жизни, поэтому здесь подойдет “You’ve mentioned that you are trying to lead a healthy life and I totally approve of your decision.”) Далее – ответы на 3 вопроса.

(красная строка) I was curious about … (Плавно переходим к вопросам другу)

(красная строка) Sorry, I have to go now, it’s time to help jedis my mom. Write back soon! (вежливое завершение письма+упоминание о дальнейших контактах)

(красная строка) Take care,

(красная строка) Luke (заключительные фразы)

71 слово.

Нам осталось при ответах на вопросы+в своих вопросах написать еще около 30-45 слов, чтобы попасть в необходимое число слов.

Организация текста (2 балла)

Здесь ученика балуют 2 баллами, если он:

  • логично пишет (в смысле, отвечает на все вопросы последовательно, а не путает местами ответы на вопросы, не начинает отвечать на первый вопрос, потом отвечает на второй и снова перескакивает к ответу на первый) + использует средства логической связи (because, so, and, that’s why, for, however и подобные им)
  • поделил текст на абзацы + написал адрес-дату-вступление-заключение с красной строки (как в скелете письма выше)

Языковое оформление высказывания (2 балла)

Для получения 2 баллов нужно всего лишь сделать не больше 2 негрубых грамматических и лексических ошибок, а также не более 2-ух негрубых пунктуационных ошибок. Если их от 2-4 (лексико-грамматических или пунктуационных), то ученик получит 1 балл, в больше 4-х – 0 баллов за языковое оформление высказывания.

Что это за грубая ошибка такая? Как ее отличить от негрубой?

Это когда 11-классник допускает ошибку в базовой грамматике или лексике – неправильно употребляет время, путает порядок слов в предложении, не может согласовать число и лицо подлежащего и сказуемого, пишет неопределенный артикль перед множественным числом, употребляет существительное вместо прилагательного, не знает значения или написания элементарных слов – в общем, все то, что существенно затрудняет понимание написанного.

Еще я бы хотела рассказать, как классифицировать ошибки в письме.

Лексические ошибки

Давайте разберем, какие ошибки носят гордое название “Лексические”. Это:

  • неправильно употребленное слово в контексте (I wouldn’t speak so вместо I wouldn’t say so)
  • ошибка в сочетаемости (make homework вместо do homework)
  • пропуск слова, если он не влияет на грамматическую структуру предложения (I am very well familiar (пропущен предлог with) the topic)
  • ошибки в словообразовании, если часть речи не меняется (например, unresponsible вместо irresponsible)
  • ошибка в фразовом глаголе (give in smoking вместо give up smoking)
  • орфографическая ошибка, которая меняет значение слова (thing вместо think, whether вместо weather)

Грамматические ошибки

Эксперт при проверке задания 39 выносит на поля грамматическую ошибку, если ошибка:

  • в любой грамматической форме, будь то форма глагола, множественного числа сущ., степени сравнения и в любой теме из раздела “Грамматические темы” кодификатора
  • в порядке слов в предложении (например, I don’t know what are you talking about. – Во второй части предложения обратный порядок слов, хотя знака вопроса не стоит)
  • есть пропуск слова, влияющий на структуру предложения (например, I fond of summer rather than winter. – Отсутствует глагол-связка “am”)
  • в словообразовании, если меняется часть речи (например, хотели написать “политик” (politician), а написали politic (политический)

Орфографические и пунктуационные ошибки

В письме орфографическими ошибками считаются:

  • Все ошибки, не меняющие значения слова (например, collegue, becouse, languaege)
    (Если ошибка меняет значение слова, она становится лексической – например, thing вместо think, whether вместо weather)
  • Если слово в работе написано один раз правильно, а остальные – неправильно, это считается ошибкой
  • Если буква или слово написаны неразборчиво, слово считается написанным неверно

Во всей письменной части экзамена ученик может выбрать либо британский, либо американский вариант написания слова – favourite/ favorite, colour/ color, drugstore/ pharmacy, crisps/ chips. И придерживаться выбранного варианта до конца. То есть, если в одном предложении написано colour, а в другом – favorite, такая вариативность будет записана в число ошибок.

Теперь про пунктуацию. Не забудьте про сокращения в письме (в отличие от задания 40, где они отнимут у вас баллы) – смело пишите всякие don’t, musnt’t, aren’t и т.п.

Если работа будет написана “как курица лапой” (привет учителям русского языка из моего детства=)) – то есть, в ней много зачеркиваний – эксперт имеет право снизить оценку на полбалла.

На самом деле, получить максимум – 6 баллов – за выполнение этого задания совсем несложно, надо просто хорошо попрактиковаться.

Образец

А вот образец письма на максимум 6 баллов, ответ на письмо-стимул про здоровый образ жизни выше:

Moscow

Russia

20/08/2017

Dear Mary,

Thank you for your recent letter. I should apologise for not having written before, but I was really busy getting ready for my exams.

You’ve mentioned that you are trying to lead a healthy life and I totally approve of your decision. As for me, I also try to stay healthy – I go to the gym after my classes every evening. I believe that doing sport and having a balanced diet makes people healthful and athletic, and healthy living prolongs your life and fills you with energy.

I was curious about your coming summer holidays. Where are you going to spend them? Are you going to enjoy them alone or with your family and friends? How long will they last?

Sorry, I have to go now, it’s time to help my mom. Write back soon!

Take care,

Irina

142 слова

Как писать письмо

Итак, получаете задание, что нужно делать:

  1. Внимательно читаем письмо, смотрим на имя друга и его пишем в начале письма. Будете смеяться, но некоторые как выучили шаблон, так и пишут везде Dear Yoda, не важно, от кого письмо на самом деле – От Леи или Хана Соло.
  2. Изучаем вопросы и думаем, как будем отвечать на них. Обратите внимание, что есть коварные вопросы, которые выглядят как один, а на самом деле их там два! Например, Do you like watching films, why? Надо написать не только да-нет, но еще обосновать точку зрения. Или Where and when do you usually go shopping? Где и когда – два вопросительных слова, и ответа на них тоже должно быть два. Поэтому односложные ответы на такие вопросы ведут к потере баллов.
  3. Смотрим на тему, по которой нужно задать вопросы. Внимание! Она написана не в конце письма, а в задании ниже текста письма! Здесь ученики делают больше всего ляпов – посмотрят, чем заканчивается письмо, и давай спрашивать, на чем друг остановился. А задание-то другое! И поставят им -1 балл за невыполнение коммуникативной задачи. Вот пример такого письма-ловушки:
    … In our city we have an annual competition for teenagers who make their own short films. This year I got the second prize for a film about my grandparents. Do you think it’s important to record family history? Who do you think should do it? How can it be done best?This month is my mom’s birthday and now I am thinking about a gift for her. I want it to be very special…
    Write a letter to Tom.In your letter-
    − answer his questions-
    − ask 3 questions about his mom
    Видите конец письма? Про день рождения мамы и про подарок на него. А вопросы нужно задать про маму! Поэтому вопросы в стиле Where are you going to celebrate your mom’s birthday? What are you planning to present her? Will she invite a lot of people to her party? будут не по теме.
    В тему здесь будет спросить How old is your mom? Where does she work? What does she look like?
  4. Написать письмо, правильно разделив его на абзацы и отступив красную строку (или можно строчку между абзацами пропустить не важно) и проверить себя на ошибки. Наиболее частыми ошибками у учащихся при написании письма являются:
    – артикли (забывают о них вообще, или ставят не те)
    – времена (временной маркер показывает на present perfect, а пишут past simple)
    – правописание (beautifull вместо beautiful или буквы в словах из-за спешки пропускают)
    Anyway, сдающих экзамен всегда вооружаю золотым правилом: Не знаешь или сомневаешься – не пиши! Замени синонимом или вообще убери плохо знакомое слово из текста.
  5. Подсчитайте, сколько слов получилось. Нужно – 100-140. На погрешность 90 – 154 советую не рассчитывать, мало ли, обсчитаетесь из-за спешки, и балл снимут, обидно будет.
  6. Когда будете переписывать свой ответ в экзаменационный бланк, не забудьте в начале написать номер задания – Задание 39. Организуйте свое время так, чтобы на экзамене вы успели переписать все письменное задание в бланк. Сочинение, написанное на черновик, не проверяется.

Подготовка

Подготовка к этому заданию не отнимет много времени и нервов ни у вас, ни у ученика. Объясняете схему написания письма и пишете-пишете-пишете. Еще очень полезно разбирать письма предыдущих лет и давать ученикам самим оценить ту или иную работу. Чтобы сам понимал, за что и сколько баллов могут снять и учился на чужих ошибках. Утопия, конечно, но мало ли, научится. Если не накопилось своих примеров писем учеников, их можно найти здесь наряду с критериями оценки и примерами разбора ошибок.

Письма советую брать в соответствии с лексической темой, которую сейчас проходите. Поможет с рециркуляцией лексики (например, у меня в Плане подготовки к ЕГЭ так и сделано). Кроме Открытого банка заданий ЕГЭ, который я всегда рекомендую в первую очередь, письма-стимулы можно брать еще и отсюда:
Книга «Russian State Exam Writing: Tasks 39-40: Students Book / Пособие для подготовки учащихся к выполнению заданий 39-40 раздела "Письмо" ЕГЭ по английскому языку» Е. А. Хотунцева - купить на OZON.ru книгу с быстрой доставкой | 978-5-89973-079-5

Всем удачи в подготовке к ЕГЭ!

P.S. Про разделы и стратегии выполнения заданий можно почитать:
Аудирование или задания 1 – 9
Чтение или задания 10 – 18
Грамматика или задания 19 – 25
Словообразование или задания 26 – 31
Лексика или задания 32-38

Обзоры учебников для подготовки к экзамену и как начать к нему готовить:
Как начать готовить к ЕГЭ
Учебники для подготовки к письменной части. Обзор
Учебники для подготовки к устной части. Обзор
Все учебники для подготовки к ЕГЭ. Видеообзор
Effective Speaking. Обзор

Также можно ознакомиться с содержанием Плана подготовки к ЕГЭ.

32 thoughts on “Письмо на ЕГЭ. Задание 39

  1. Я вас просто обожаю ) вы ведёте лучший блог на свете! Все так грамотно, понятно, по полочкам разложено) ваш блог помог мне в том году подготовить учеников к огэ и все сдали на 5! В этом году решилась на ЕГЭ впервые…очень волнуюсь, но уверена, что с вами не пропаду! Очень дельные советы даёте. U’r the best!😊😊😊😊

    1. Kate, спасибо! После таких комментариев хочется писать ещё и ещё))) Удачи вам и ученикам в подготовке к ЕГЭ!

  2. … если написано больше — отчеркнут 154 слова …
    Эксперт по проверке (в нашем регионе) говорила, что при превышении лимита объема в 154 слова отчеркивают все после 140.

  3. Здравствуйте! Спасибо за помощь.
    Насколько мне известно, точка в конце письма после имени не ставится. Что-то изменилось в этом плане в последнее время?
    И еще: в “скелете” письма после слов “I was curious about …” в скобках не должно ли быть написано что-то вроде: “Плавно переходим к ВОПРОСАМ другу”?
    С благодарностью,
    Наталья

    1. Наталья, да, точка в конце письма не ставится. В плане письма ничего меняться не будет до того времени, пока не введут обязательный ЕГЭ в 2022 году.
      Спасибо, что заметили опечатку! Сейчас исправлю!

  4. Здравствуйте, Ирина! Подскажите, пожалуйста, кроме письма на ЕГЭ придется еще писать и эссе? Есть ли у Вас статьи о написании эссе? Спасибо Вам огромное.

    1. Валентина, да, эссе писать придется. Нет, статьи о написании эссе еще не вышло. Планирую ее написать в ближайшем будущем.

  5. Здравствуйте, Ирина!
    Блог хороший, но нашла одну очень грубую ошибку у вас. В самом конце после подписи ни в коем случае нельзя ставить точку. Должно быть просто
    “Take care,
    Luke “

  6. Ирина, честно говоря, непонятно, почему надо задавать вопросы про саму маму, а не про подарок и празднование ее ДР.

  7. Мария, потому что вопросы про подарок и праздник не относятся к маме напрямую. По логике составителей теста, это вопросы на другую тему. За такие снизят балл по критерию “Решение коммуникативной задачи”.

  8. Ирина, добрый день. Где-то на просторах интернета проскальзывала информация, что в письме нельзя в конце писпть свое собственное имя. Прокомментируйте, пржалуйста.

  9. Ирина, я так много информации за последнее время перелопатила, сейчас даже не вспомню, где видела. Будем считать, что информация неверна.
    Хочу задать вопрос по форме даты. Мы действительно пишем в тком формате: день/месяц/год, а не на амер.манер: месяц/день/год?

    1. Да, пишите так, как у меня в статье. Если вы напишете американский вариант, то вам придется и дальше писать американский вариант слов в эссе.

  10. Здравствуйте, спасибо за отличный ресурс!

    В статье сказано, что по сравнению с ОГЭ “…в письме на ЕГЭ добавляются три вопроса от друга, на которые школьнику нужно ответить”, но там же добавляются три вопроса, которые нужно задать, или я что-то путаю?)

  11. Здравствуйте! Благодарю за море полезной информации!

    Как я поняла, в письме допускаются 1-2 лексико-грамматические и/или 1-2 орфографические и пунктуационные ошибки. Значит ли это, что ошибок в сумме должно быть не больше двух?

    1. Здравствуйте! Нет, не значит. Можно допустить 1-2 лексико-грамматические и/или 1-2 орфографические ошибки и не потерять баллов.

  12. Ирина, все же уточню. То есть мы либо между абзацами делаем отступ на строчку либо с красной строки начинаем, так? И то, и другое вместе нельзя?

    1. Анна, нигде в критериях на сайте fipi я не нашла информации, что и так, и так нельзя. Просто эстетически мне не нравится либо так, либо так.

  13. Ирина, ещё вопрос по скелету. Сейчас как раз готовлю свой для ученицы.
    Музланова в своем пособии рекомендует в последнем абзаце отдельно прописывать о дальнейших контактах. Из серии: пиши еще, hope to hear from you soon и тп. И это до best wishes. В Вашем скелете такого нет. Можете прокомментировать? Спасибо.

    1. Анна, все верно – надежда на последующие контакты обязательна для получения максимального балла. Забыла про неё в статье, сейчас допишу!

  14. Ирина, добрый день. Ещё один вопрос. Только не подумайте, что “докапываюсь”. Готовлю первого ученика на ЕГЭ, стараюсь изучить все досконально.
    Вы в скелете используете американский вариант написания apologize. Формат даты у Вас британский. Не снизят за такое несоответствие?

    1. Анна, добрый день!
      Ничего страшного, задавайте вопросы – заодно и себя проверю=)
      Вы знаете, apologize – не совсем Американский вариант, как и realize. О них можно почитать http://grammarist.com/spelling/apologise-apologize/ и http://grammarist.com/spelling/realise-realize/.
      Но на всякий случай лучше написать apologise и realise (сейчас и в статье это подправлю).
      Спасибо!

    2. Кстати, начала править – оказывается, за меня корректор сам исправляет “s” на “z” =(

  15. Решила дать версию объяснения того, почему не надо писать своё имя в конце письма – это прямое указание имени выполняющего задания экзамена, и может привести к аннулированию всей работы. Я так объясняю ученикам при подготовке. Где я это слышала – не помню, так как сама неоднократно сдавала ЕГЭ для учителей на 93-94 балла, и замечаний не было, думаю, что это корректно советовать делать и ученикам.

    1. Вместо своего имени пишем выбранный вариант имени, я пишу Emily вместо Elmira.

    2. Эльмира, а кто будет аннулировать работу, если эксперт не видит имя ученика, который её выполнял, только его подпись в письме? И как по имени можно его узнать?
      Допустим, ученик лично знает эксперта, который будет проверять работу на экзамене. Ему проще договориться, что он подпишет работу как-нибудь вроде Tyrion или Leya, и тогда эксперт будет знать – ага, это моя ученица! А вот если она подпишет своим настоящим именем (Anna), то тут вероятность угадать её ничтожно мала. Плюс, эксперт может помнить её почерк и тогда имя, которым она подписалась, вообще не имеет значение. И всю письменную часть будет точно проверять второй эксперт, который с первым вообще не пересекается. И если первый эксперт пытался дать своей Ане больше баллов, то второй это заметит и работу отдадут на проверку третьему эксперту.
      Это я пыталась понять логику того, почему работу нельзя подписать своим настоящим именем, я её не понимаю.
      Мои ученики всегда подписывали своё имя, и ни у кого не было меньше 6 за письмо в последние 3 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписка на блог
У блога уже 1,105 друзей