Перейти к содержимому

Мне всегда казалось странным, когда преподаватель готовит к экзамену, который сам не сдавал. И в этом году я поймала себя на том, что готовлю к ЕГЭ по английскому уже около 5 лет, статьи вот пишу, а сама “guilty as charged”.

Под влиянием этой мысли зарегистрировалась на ЕГЭ, досрочный период (он проходит в конце марта-начале апреля). Это можете сделать и вы, обратившись в отдел образования своего города. Всё бесплатно, потратите только время. Я вот своё серьезно потратила, потому что живу в восточном округе Московской области, а кандидатов отсюда можно послать в любой другой город этой области. В итоге сдавала ЕГЭ в двух разных городах (экзамен разделен на 2 части, письменную и устную, которые проходят в разные дни), оба расположены примерно в 50 км от моего.

Устная часть

Сначала была устная часть. Перед ней я даже хорошо поволновалась, потому что мне всегда писать было легче, чем говорить. Даже несмотря на то, что говорение сдается перед компьютером, а не реальным человеком.

Когда приехала на место проведения экзамена, удивилась большому количеству наблюдателей – было учителей 20, наверно. Около 5 сидело в коридоре возле раздевалки и рамки с металлоискателем, трое провожали до аудитории (как особо опасных под конвоем), пятеро дежурило на этаже, где проводился экзамен и по два учителя было в классе ожидания (всего таких классов было 4). На IELTS, который сдавало вместо со мной человек 60, ассистентов было меньше, ей-богу. Но все учителя очень дружелюбные, улыбались и желали удачи, не провожали меня в туалет и даже не заглядывали в кабинку.

Очередность сдачи определяется случайным способом, я сдавала в последней тройке, которую проводили под конвоем в компьютерный класс. На столе возле компьютера лежал только ваш бланк с личной информацией, никаких дополнительных листов там нет и пронести с собой нельзя (эта информация для тех, кто любит все свои мысли записывать на бумажку и потом с неё читать – на устном ЕГЭ так не получится). По технической части всё легко. Если что-то не совсем легко – помогут ассистенты, которые присутствуют в классе. В программе можно выбрать фоновую музыку, которая будет звучать, пока вы готовитесь к ответу, чтобы не отвлекаться на других сдающих. Но музыка там какая-то стрёмная, поэтому я готовилась в тишине. Весь вариант устной части был не сложнее того, что лежит на ФИПИ, никаких странностей не было ни в картинках, ни в тексте для чтения.

Я пропускала все инструкции на компьютере, проверила только слышимость микрофона и начала экзамен первой. После того, как заканчиваешь делать задание, можно нажать кнопку “finish the task”, чтобы не сидеть и не смотреть на компьютер оставшееся время. Закончила быстрее всех, прослушала одно задание, чтобы чекнуть, что мой голос записался и нажала кнопку “закончить экзамен”. Мне было интересно послушать, как справляются остальные школьники.

В классе со мной было 2 девочки. Одна говорила с ошибками, которые хотелось подойти и исправить, а вторая – вообще не говорила… Потому что очень сильно волновалась. Так сильно, что на задание 4, где нужно сравнить 2 картинки, сказала только: “I see 2 pictures. They have a lot in common”. После этого больше ничего не смогла сказать и расплакалась. Учителя, которые наблюдают за процессом сдачи экзамена, права вмешиваться не имеют, поэтому они просто помогли ей завершить экзамен на компьютере.

Как избежать такого сильного волнения на экзамене? Нужно следить за дыханием. Когда мы волнуемся, дыхание учащается. Когда восстановится дыхание, наш разум вынужден вернуться в нормальное состояние. Если на экзамене охватила паника, считайте про себя в медленном темпе: “1 – вдох, 2 – выдох, 3 – вдох, 4 – выдох”. Когда нормализуется дыхание, вы успокоитесь. Если пропустите какой-то кусок экзамена, это будет лучше, чем от волнения пропустить вообще все. Я пользовалась этой техникой при сдаче IELTS, когда при прослушивании аудирования поняла, что пропустила ответ на вопрос и начала паниковать. Да, на пару вопросов я написала неправильные ответы, зато к следующему разделу собралась и сделала большую часть правильно.

Письменная часть

На письменной части я почувствовала себя школьницей, когда на входе одна учительница строго спросила: “А почему ты с собой ручку не взяла? Первый раз на экзамене, что ли?!” Мне прям захотелось сжаться, опустить глаза в пол и пробормотать что-то невнятное в ответ =) На экзамен, оказывается, надо брать чёрную гелевую ручку, хотя их и так дают в аудитории, если с собой нет. Я брала на экзамен только паспорт.

Школьнице, которая заходила передо мной, сказали вынуть пирсинг из носа (чем он мешает?!). Меня попросили снять шарф. (Что я под него могу спрятать? Список неправильных глаголов?)

Если устная часть меня вообще не напрягла, хотя я перед ней и волновалась, письменная была реально тяжелой. Вышла с неё с ощущением, что мозг свернулся в маленький клубочек и ушёл в reboot. Потом до вечера он отказывался думать о чем-то сложнее базовых потребностей.

Теперь про задания.

Аудирование было слышно отлично, в первом и третьем задании все понятно. Логика второго задания (true-false-not stated) меня подрасстроила.  Встречались вопросы, когда было трудно понять – тут false или not stated? Например, утверждение: “Mike is afraid of rafting”. В тексте Майк говорил, как не любит в отели ездить, потому что всё его там раздражает. Я не услышала никакого синонима или антонима к слову “бояться” и написала “Not stated”. Как выяснилось, неправильно.

Первое и второе задания чтения были ок. А вот третье – вообще ни разу не ок, потому что там был неадаптированный текст про филантропию. Такой же неадаптированный, как в IELTS дают. Но в IELTS хотя бы не стесняясь говорят о том, что для экзамена используются аутентичные материалы, а ЕГЭ – экзамен уровня B2, значит и тексты там должны быть соответствующего уровня. Но нет. В довесок к неадаптированному тексту написали сложные вопросы. Например, один вертелся вокруг значения слова alumni (откуда его должен знать школьник? как его значение можно угадать, если в слове нет никаких английских элементов – оно латинское?). Другой концентрировался на зарплате учителей, но в тексте не было ни одного синонима слова teacher. Еще была пара вопросов, которые начинались с “It’s implied that …” (Тут сплошное возмущение, почему ученик должен угадывать мысли автора текста, а не отвечать на конкретные вопросы по тексту). Я была так возмущена всем этим, что записала все свои впечатления от него в сторис в инстаграме.

Когда я поняла, что 3-е задание чтения сложное и потребует много времени, решила оставить его напоследок и сделала остальные части экзамена. Грамматика и лексика была легкая, письмо и две темы эссе (да, с этого года ввели две темы, из которых можно выбрать одну) – тоже. Первая тема была – Sports are popular among young people, вторая – Travelling is the best way to learn about one’s country.

После снова вернулась к чтению, посидела с ним еще минут 20, мозг сообщил, что он отказывается соображать дальше, голова заболела вследствие нечеловеческих усилий понять непонятное, и я решила уйти с экзамена. Как оказалось после получения результатов, допустила одну ошибку в третьем разделе чтения. Причем в вопросе, в котором не сомневалась (facepalm).

IELTS дался мне легче, ей-богу.

Результаты

Недавно узнала результаты экзамена – набрала 97 баллов. Про то, где потеряла 2 балла, уже написала, а вот третий … обронила в весьма неожиданном месте – 3 задании устной части. Балл сняли по критерию “организация высказывания”. Интересно, что мои ученики никогда не теряли баллы в этом пункте – намертво заучиваем схему ответа. Жалко, что на РЦОИ, где публикуют результаты, нельзя послушать свою запись, очень интересно, где же я там напутала.

И вот знаете, что тут обидно? Что у меня 5 лет языкового ВУЗа, 10+ лет преподавания, из них больше 5 я готовлю школьников к ЕГЭ, и все равно не могу написать на 100 баллов экзамен уровня B2! Что же тогда требуется от 11-классника, у которого нет всего этого багажа?

Советы

После того, как на себе прочувствовала, что такое ЕГЭ, хочу дать несколько советов учащимся и учителям, которые их готовят:

  1. Перед устной частью с утра обязательно прорешайте один вариант. Чтобы освежить схемы ответа и настроиться.
  2. Перед письменной частью просмотрите скелет личного письма и эссе. Вспомните свои слабые места и типичные ошибки и “ловите” себя на них на экзамене.
  3. Постарайтесь максимально успокоиться. Стресс сильно ухудшит ваш перформанс на экзамене. Ляжьте спать вовремя, выпейте успокоительное (только то, которое вы уже до этого пробовали, чтоб не было неприятных сюрпризов), следите за дыханием – оно должно быть медленным и спокойным.
  4. Думайте о хорошем – как вы успешно сдадите экзамен и поступите, куда хотите.
  5. Если возникают вопросы на экзамене, не стесняйтесь задавать ассистентам. Они супер-дружелюбные и всегда готовы помочь.
  6. Если какое-то задание на экзамене кажется сложным (как мне чтение) – забейте на него и идите дальше. Лучше сделать много заданий, в которых вы уверены, чем потратить много времени на то, в чем будете сомневаться.
  7. Помните, что на ЕГЭ свет клином не сошелся, и планета не остановится, если вы напишите его хуже, чем ожидали.

Всем удачи на экзамене!

PS На ФИПИ недавно залили этот досрочный вариант ЕГЭ -> здесь.

41 комментарий для “Мой ЕГЭ”

  1. Alumni???? О, боги! Считаю, аутентичные материалы не должны быть на ЕГЭ, это не экзамен на знание английского, а экзамен на проверку, как школьник усвоил школьную программу, чтобы поступить в институт. Если он прекрасно справляется с аутентичными материалами, то зачем ему вообще иняз, чему там его учить? И все тексты должны тщательно просеиваться на предмет соответствия КАЖДОГО слова заявленному уровню В 2, а по-хорошему – было ли это слово в учебнике школьной программы. Если не было, вычеркиваем из текста, школьник не обязан заниматься с репетитором и даже дополнительно самостоятельно для сдачи ШКОЛЬНОГО уровня.
    Ну а про спикинг с компом, я всегда была против. Не понимаю, почему не дать девочке выйти из класса, успокоиться, попить водички… зайти и снова сделать только другой вариант…

    1. недавно проходила курс повышения квалификации по ОГЭ и ЕГЭ у Солововой в ВШИ, так вот на первой же лекции было сказано, что ЕГЭ выходит за рамки школьной программы и даже за рамки программы спецшколы, тк там могу присутствовать даже задания уровня С1. И нужен он не для того, чтобы студент продемонстрировал знание школьной программы, а чтобы ВУЗы могли отобрать лучших для дальнейшего обучения. Во как!

      1. Так кто мешает отобрать лучших на базе школьной программы? Или они боятся, что у всех по 100 баллов будут? Так там еще другие экзамены, а у многих ин.язов еще и внутренний экзамен, баллы считаются за все…. Ой, че-то темнят они….. особенно в свете заявлений об обязательном ЕГЭ или ОГЭ

        1. Вот это – очень странная система с внутренними экзаменами, которую я тоже не понимаю. Целью ЕГЭ было все университеты уравнять, чтобы упростить ученикам поступление, но некоторые все равно получились равнее…

        2. Меня это тоже слегка удивило. Я так понимаю, школьная программа там на уровне сдал/не сдал, те низшие положительные баллы. А все, кто свыше 80 – это только с доп занятиями. Про внутренние экзамены я вообще молчу… Если почитать цели ЕГЭ, то по мне так они не выполняются. Обязательный обещают с 21 года.

      2. Странно, что создатели экзамена (если не ошибаюсь, Соловова тоже принимала участие в воплощении ЕГЭ?) сначала заявляют B2, а потом спокойно заявляют – да, там есть задания С1. И Вербицкая на вебинаре говорит “Ученики с каждым годом все лучше сдают ЕГЭ, поэтому его нужно еще усложнить!”
        Зачем же его усложнять, когда учителя только поняли, как к нему готовить хорошо? Похвалим учителей и учеников и порадуемся за них!

      3. Честно сказать я Соловову и ее учебники терпеть не могу. Там такие задания попадаются, что решить их очень сложно. И все это выходит за уровень школьной программы. Есть идиомы, которые не во всех учебниках школьной программмы бывают. Сайт fipi.ru мне нравится. Но там нет ответов. Хотя дети уже находят в нете ответы и на него, я вспомнила, они мне как-то показали.

        1. Да, на некоторые задания с ФИПИ есть ответы на РешуЕГЭ и РешуОГЭ. Кроме того, что там нет ответов, там некоторые задания, которых нет на ЕГЭ (в секции чтения), а некоторые задания сформулированы неправильно (в секции говорение). А так ФИПИ – самое близкое к тому, что встретится на экзамене.

    2. Да, уровень экзамена завышен, и там явно не B2.
      Английский на высокий балл, увы, требуют не только для иняза. Моя ученица хочет поступать в ВШЭ на маркетинг, и для поступления на бюджет русский, обществознание и английский в сумме должны быть сданы на 292 балла… То есть, даже если она сдаст русский и общество на максимум (next to impossible), на английском ей надо набрать минимум 92 балла…
      Насчет speaking – согласна, дети итак в условиях дикого стресса, и можно им пойти навстречу… Очень жалко школьницу было, из-за волнения так испортить балл на экзамене.

  2. Так и хочется сказать – идиоты…. Ведь ваша отчетность год от года лучше, а значит школа учит хорошо! (это, конечно, не так и все на плечах репетиторов, но для статистики могли бы хвалиться результатами, как своими)

  3. А пробный экзамен для не-школьников бесплатный?
    Заинтересовалась словом alumni, т.к. им называется группа моего выпуска из лицея 1535 – в очередной раз порадовалась, с какими людьми училась, и взгрустнулось, как мне все-таки до них далеко)))). Честно, сама только сейчас узнала перевод этого слова.

    1. Да, бесплатный. Ты можешь также сдать ЕГЭ по любому предмету. В Москве вроде даже регистрация электронная есть для ЕГЭ.
      Я рада, что пополнила твой словарный запас!

      1. Ирина, а школьники тоже бесплатно сдают? И это экзамен как пробный или настоящий, то есть сдал досрочно и летом уже не имеешь права сдавать?

        1. Да, все сдают бесплатно, но это не пробный экзамен. Если сдать досрочно, то больше сдавать нельзя – эти результаты засчитываются для подачи в ВУЗы.

  4. А не могли бы Вы сделать обзорную статью по, так сказать “горячим следам”, по тем заданиям, которые были в этом году? А то количество различных версий по данному экзамену и способам скачивания вводит в сомнения об их достоверности. Мне бы очень было интересно узнать, какие темы они запихали в аудирование и устную часть. А то 80% о школе на Фипи идут вразнобой с темами в пособиях ((( Думаю, многие были бы благодарны (AGAIN) за актуальность, когда до экзамена всего ничего!

    1. Анна, на аудирование были темы: изучение иностранного языка, путешествия и книги. В чтении: школа, город и благотворительность (мать её). Письмо уже не помню, но что-то легкое. Главное – темы для эссе, которые написаны у меня в статье, чтобы предупредить школьников, чего точно не будет в этом году.

      1. Спасибо большое! Про благотворительность вообще нигде нет, только в текстах для чтения и лексики… прямо вот не фольклорных слов нет на их чумные головы! Вопрос про рекомендацию тинейджеру/студенту/иностранцу – это почти всегда 6 вопрос в говорении от Electronic Assistant

        1. Вы говорите про ОГЭ, а не про ЕГЭ, потому что только в ОГЭ надо отвечать на вопросы electronic assistant. На вопрос would you recommend нужно отвечать логично, в зависимости от того, что спрашивают)

  5. Подскажите пожалуйста. Задание с сайта ФИПИ :The class started ____LAUGH___.
    Грамматически правильным будет употребление и герундия и инфинитива, так как после глагола START можно употреблять и то, и другое без изменения смысла.Заранее благодарю

  6. Ирина, спасибо за интересную статью о сдаче ЕГЭ и за опыт, которым вы поделились. Всегда с удовольствием читаю вас и всегда поражаюсь вашей энергии. Побольше бы таких репетиторов))
    Насчет того, какой формат примет экзамен, когда его сделаю обязательным к сдаче, даже думать не хочется. Каждый год что-то меняется. Будем надеяться, что здравый смысл составителей заданий возобладает над профессиональным тщеславием и слова уровня С1 покинут тексты для части Reading…..

    1. Наталья, как всегда – спасибо, что читаете!
      Да, я тоже надеюсь и уповаю на здравый смысл, но все равно опасаюсь…)))
      ЕГЭ сейчас немного залезает в С1, а если будет продвинутый уровень, то мне очень сильно кажется, что не будет он опущен до B2.

      1. Я читала, что на экзамене всегда должен присутствовать определенный процент незнакомой лексики продвинутого уровня. Это делается намеренно, для того, чтобы проверить языковую догадку экзаменуемого; умение ориентироваться в тексте с незнакомой лексикой. Этого не надо бояться , они заложены в любом языковом экзамене. Конечно, они будут смущать читателя, но вполне возможно , Это и есть оцениваемое умение не растеряться при виде незнакомого слова, включить логику итд. Но я согласна в одном, что к хорошо подготовленным учащимся они будут придираться по мелочам и снимать баллы. Особенно в устной части.

        1. Да, на всех экзаменах присутствует незнакомая лексика, это нормально. Но я не видела в международных экзаменах случая, когда вокруг лексики продвинутого уровня строится вопрос и понять, что значит это слово, нельзя из окружающего контекста. Вот это уже перебор, имхо.

  7. Из моего многолетнего опыта организатора ОГЭ/ЕГЭ: 2 ручки гелевые нужно иметь с собой, никто никому ничего не выдаёт. Две ручки у организаторов для заполнения документов. Иногда они не пишущие. Поэтому помочь вам может быть нечем. Я в такой ситуации бежала в штаб, слёзно просила ручку, на меня там шикали-цыкали-грозно смотрели (вроде как я должна была с собой принести как минимум 1 кг ручек), но в итоге давали ручку. И да, церберство, конечно,но могут сделать замечание насчёт внешнего вида, никаких лишних аксессуаров типа косыночка,шарфик. Логики здесь не ищите, её нет. Нельзя потому что нельзя. По поводу уровня сложности, помню на форуме кто-то из учителей рассказывал,что ребёнок, имеющий подтверждённый Кембриджем Advanced, был достаточно далёк от 100 баллов на ЕГЭ по английскому. И я помню,как ещё на заре появления ЕГЭ по иностранному языку наша заведующая кафедрой на курсах повышения квалификации для учителей, говорила,что не может набрать 100 баллов на ЕГЭ по немецкому языку, имея международный сертификат, подтверждающий владение языком на уровне носителя. Короче, ужас)) 🙂

  8. Это приятно что у вас были проблемы с решением ЕГЭ :-)). Приятно в том смысле, что я пытался его решать, думая, что уж школьный уровень у меня сложностей больших не вызовет и впадал в ступор от некоторых текстов, явно не адаптированных (или адаптированных так незаметно, что не отличишь). И разбирая потом свои ошибки, я в основном понимал где был неправ, но в некоторых местах понять никак не мог, как ни вчитывался, но логика задающего вопрос оставалась мне неведома. В том числе и вопросы из раздела true-false-not stated. И вот, оказывается, и профессиональные преподаватели испытывают такие же чувства от этих заданий.
    Спасибо за ваш обзор и успехов!

Добавить комментарий

Необходим вход через сторонние сервисы для добавления комментариев.
Регистрируясь на сайте вы принимаете условия пользовательского соглашения и соглашаетесь на обработку персональных данных