Путь учителя

Сегодня я хочу написать пост, который будет полезен тем, кто задает в письмах и комментариях вопрос: “У меня нет образования преподавателя английского/немецкого/you name it языка, но я его люблю-не могу и хочу преподавать. Посоветуйте, как обрасти нужным багажом методических знаний, чтобы это делать хорошо?”

Задают и другие вопросы. Когда их читаю, в мире грустит один учитель английского (это я!): “Я учитель английского и ничего не знаю. Что делать?!”, “Учила язык с репетитором, а потом подумала – чем я хуже? Набрала учеников, провела пару уроков, но они не понимают темы, которые объясняю. Куда бежать?!”, “Мои ученики, которых я учу с 5 лет, начинают проходить в учебнике Present Perfect Continuous, а я эту тему плохо знаю. Где бы про это прочитать?!”

Или такие популярные запросы про финансы, вроде: “Как стать высокооплачиваемым репетитором?”, “Что делать, чтобы потенциальные ученики звонили по 10 раз на день?”, “Как увеличить доход в 2 раза?”. Ответы на них вы тоже найдёте в этой статье.

Чтобы не оставаться в долгу Я задаю начинающим коллегам встречные вопросы: А где вы хотите потом работать – в школе, ВУЗе, центре обучения языкам, частно? С кем вам комфортней  – с детьми, подростками, взрослыми? В группах или тет-а-тет? Ответы на них помогут понять, в каком направлении плыть дальше.

Высшее образование

Если вы хотите в итоге устроиться в государственную организацию – школу, колледж или высшее учебное заведение, то надо получать именно высшее профильное образование. Без него вас не возьмут (по крайней мере, законно) ни в один из этих институтов.

Если тянет работать в частной школе/ на языковых курсах/ на себя, то высшее образование обернется выкинутыми на ветер деньгами и временем. Поясню, почему.

Судя по вопросам тех, кто хочет стать дипломированным специалистом, им интересна не столько “корочка”, сколько дисциплины, которые помогут понять возрастно-психологические особенности учеников, грамотно выстроить урок, понятно объяснить материал, знать, что делать в нестандартных учебных ситуациях (это когда нужно успокоить группу, разнять драку младших школьников, понять, как работать с проблемными учениками, которые не делают домашнее задание или срывают занятия).

Помню, когда я устроилась на своё первое место работы, мне дали группу подростков 13 – 15 лет, первый, очень любимый, преподаватель которых недавно уволилась из этой языковой школы. Среди них была заводила, которая подговаривала остальных срывать мои уроки (об этом я узнала из переписки, которую они забыли в тетрадке с домашней работой). Как-то ко мне пришла методист, чтобы посмотреть, что у меня там происходит, а все ученики молчали как рыбы весь урок и хихикали. Я готова была съесть все маркеры, которые лежали на доске и выпрыгнуть в окно на этом занятии.

Или, пришла я работать в военный ВУЗ. Коллеги ушли на какую-то конференцию, и мне пришлось вести урок у 35 курсантов. Среди них была группка, которая мне сказала: “А мы ничего у вас делать не будем, вы тут вообще никто, ха”. И все занятие слушали музыку в телефоне.

Что делать в этих двух ситуациях? После первой я подошла к руководству курсов, и у меня забрали эту злосчастную группу. После второй обратилась к заведующей кафедры, и та посоветовала не обращать на такие вещи внимания. Но ведь существуют же какие-то педагогические пути решения этих проблем, а не просто уход от них?

По идее, на этот вопрос должны давать ответы педагогика, психология и методика. Все эти дисциплины у меня были в университете. Педагогику нам читала женщина, которая на лекциях диктовала книгу из списка экзаменационной литературы (путая падежи в словах), а в свою кандидатскую вставляла главы из наших курсовых работ. Кстати, она защитилась. Из курса психологии я запомнила, что бывают сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики… И еще обрывки теории и рассказы учителя про своих подруг (до сих пор помню её истории про подругу, которая вышла замуж за японца, ну зачем мне эта информация?!).

Теорию методики нам преподавали аж 2,5 года по Солововой, Мильруду и Гальсковой. Без теории никуда, но вы же понимаете, что если я расскажу ученику про 16 времен английского языка,вряд ли он сможет их употребить в речи без практики? 2 человека из нашей университетской группы на паре показывали преподавателю по одному фрагменту занятия. Я в этот список не попала. Больше контролируемой практики у нас не было. Да, нам давали группы в ВУЗе и классы в школе, где мы вели английский и немецкий около 2 недель, но учителя, чьи группы мы вели, никак не комментировали наше творчество. Провели – спасибо, до свидания. Когда я училась в ВУЗе, радовалась, что мы избежали лишнего геморроя, но когда пришла на первое собеседование в языковом центре и меня там попросили показать фрагмент урока по учебнику, поменяла свою точку зрения.

После университета я училась в аспирантуруе. Во время учебы руководитель диссертации обязала меня прослушать курс методики, который она читала будущим преподавателям. Оказалось, что в МГУ методику проходят всего полгода, и там совсем нет практических занятий. В аспирантуре, кстати, у нас тоже была производственная практика. Преподаватель, вместо которой я вела ESL (English for specific purposes) полгода, меня вообще не видела. По телефону посоветовала взять в библиотеке книжку 1974 года выпуска и проходить её весь семестр (в 2010 году!).

Весь этот длинный пассаж я написала, чтобы на личном примере убедить вас, что в высшем учебном заведении вы вряд ли узнаете, как именно нужно преподавать. Для этого лучше обратиться в другие места.

Курсы по методике

Я бы рекомендовала найти крупные языковые школы в своём городе и поискать на их сайтах программы по методике. Вот пара примеров (я не проходила эти курсы и не говорю, что они точно хорошие, это просто образец):

Они отнимут значительно меньше денежно-временных ресурсов, нежели государственное образование и точно принесут больше методической пользы.

А вот эти программы более конкретные, и их лучше проходить, имея за плечами некую базу:

Плюс, на всех этих семинарах вы сможете пообщаться с преподавателем, коллегами и поспрашивать, где еще можно почитать про интересующие вас темы. Кстати, про почитать!

Что почитать

Русской методической мыслью я вдоволь напиталась в своём университете, thank you very much. Здесь буду советовать книги зарубежных методистов, написанные просто и понятно. Вот 4 автора, которых я бы рекомендовала к прочтению юным подаванам преподавателям:

Jeremy Harmer

The Practice of English Language Teaching

+ У него есть серия: “How to teach English/ Business English/Grammar/Vocabulary/Pronunciation/ Listening/Reading/Writing”, можно прочитать про любой заинтересовавший аспект.

Jim Scrivener

Learning Teaching

Scott Thornbury

Писала кандидатскую по вот этой его книге: A-Z of ELT . Несмотря на неприятные воспоминания о кандидатской, к автору они не имеют никакого отношения. И еще рекомендую его же How to Teach Grammar.

Penny Ur

И не упомянуть женщину-автора было бы просто сексизмом=)

A Course in English Language Teaching

100 Teaching Tips

Международные экзамены

Допустим, методическая база заложена. Вам уже хочется рвануть в бой, тестировать все приобретенные знания, умения и навыки.

Можно уже и рвануть, но в процессе (или даже до рывка) я бы все равно советовала сдать экзамен, подтверждающий знание языка, который вы преподаете. Для английского это может быть Кэмбриджский CAE или даже FCE (если не претендуете на учеников выше уровня Intermediate), IELTS (но на Band 7.5+, а не 5.5, который некоторые преподаватели демонстрируют на репетиторских сайтах. Может, надеются, что ученики все равно в этих бэндах ничего не смыслят?)

Также рекомендую получить сертификат в области преподавания. Например, TKT – простой и дешевый. В отличие от CELTA (после нескольких отзывов коллег, получивших этот сертификат, для меня она уже не кажется привлекательной) и DELTA. Надеюсь когда-нибудь заставить себя пройти курс и сдать DELTA!

Вот мы и выяснили, как обогатить себя методическими знаниями, а где взять языковые, если их не хватает? Я бы советовала обращаться к частным преподавателям и честно обозначить им свою цель, чтобы получить соответствующую подготовку.

Еще немного про вопросы

Еще мне в письмах задают личные вопросы, например: “Стоит менять работу экономиста на работу преподавателя английского?”, “Нужно ли идти в обычную школу  в начале карьеры?”, “Уходить из государственной школы в свободное плаванье?”

Здесь я вам не могу ничего посоветовать. Это личный выбор, и сделать его можете только вы, взвесив все за и против и взяв на себя ответственность за принятое решение.

Для себя я уже его сделала и ответила на свои вопросы, про которые писала в начале статьи. Я никогда не хотела работать в государственной школе (а тем более с детьми, свят-свят), и у меня есть знакомые, которые оттуда убежали из-за бумажной волокиты/странных требований начальства/невозможности самореализоваться. (Хотя моя одногруппница работает в обычной школе уже около 10 лет и ей там нравится. Такие учителя вызывают у меня большой респект, и я очень рада, что в наших школах они не перевелись). Мне нравилось преподавать в ВУЗе и на языковых курсах, но в первом платят копейки, а на вторых тоже платят сравнительно немного, да еще часто отказываются устраивать официально или навешивают дополнительную бесплатную работу вроде подклейки коробок.  Хотя если вы устроитесь в языковую школу и там будет методист, который посещает занятия и даёт дельные советы (как у меня было на моём первом месте работы), то это может быть бесценным опытом.

Мне комфортно плавать свободно, преимущественно онлайн – мы не тратим времени на дорогу, на small talk до и после занятий, я не обсуждаю с мамами учеников погоду и курс доллара после занятия из вежливости, и это всё экономит кучу времени. Но это лично мой выбор, не могу гарантировать, что такой стиль работы подойдет и вам.

На этом я заканчиваю свою колонку “Ask Irina” и хочу обратиться к моим коллегам, которые прочитали эту статью!

Может, я пропустила какой-то момент профессиональной подготовки?

Или не указала книгу, которую вы читали  в начале карьеры и она вам показалась полезной?

Если не сложно, поделитесь своими идеями в комментариях! Уверена, они пригодятся начинающим учителям!

PS В начале статьи я писала, что в ней вы найдете косвенный ответ на вопрос: “А как зарабатывать больше?” Надеюсь, прочитав статью вы поняли, что я намекаю на повышение своей квалификации и опыта, после чего можно и поднимать цену на занятия.

34 thoughts on “Путь учителя

  1. Ирина, спасибо за информацию! Полностью согласна с вами по поводу методики в наших университетах. У нас было почти тоже самое. Преподавание методики в ВУЗе не имеет ничего общего с практикой. Я из Teacher’s book беру информации в разы больше, чем за 5 лет в универе))) Хотя закончила с красным дипломом и все предметы старательно учила.

    1. Ася, точно – забыла написать про книги для учителя, в которых тоже есть методические советы)))

  2. Спасибо! Я бы порекомендовала ещё вебинары по методике Катерины Сташевской – там только практика. Давно поглядываю на вебинары Ирины Ботнарь. И вообще у них очень замечательные группы для учителей. Лично мне очень помогло рождение детей, только тогда возникло понимание того, что надо и как делать. Вернулась к репетиторству после долгого перерыва на совершенно другом уровне, постепенно обрастаю дополнительной теорией и практикой. Сегодня TKT сдавала, подумываю о СAE. Ну и да, как только получу сертификат, немного, но подниму стоимость услуг для новых учеников.

    1. Анастасия, спасибо за советы, не слышала про этих методистов, обязательно посмотрю! А как вам впечатления от ТКТ? Какие модули вы сдавали?

      1. Сдавала первые три модуля. Первый зашёл легко, остальные два сложнее. Вы были правы, надо сдавать по отдельности, т.к. на третьем голова отказывалась соображать ( Ну плюс я из Тулы и встала очень рано, чтобы доехать). Некоторые термины отличались от тех, что были прописаны в пособии. С моей точки зрения, не все вопросы имели однозначный ответ. Наверное, надо было прибегнуть к помощи курсов, где помогают понять, что все-таки имеется в виду. Буду ждать результатов))

        1. Да, я когда решала, помню, что тоже сомневалась в паре вопросов. Но в итоге, когда дома открыла книгу и проверила себя, просто поняла, что в этих терминах были нюансы, на которые я не обращала внимания, пока читала книгу.

  3. Да, после 15 лет преподавания смешно вспоминать вузовскую методику. Там целый семестр изучали предмет “МЕТОДИКА”, а потом оказалось, что под методикой нам полгода втирали только про один из миллиона подходов, PPP, который на тот момент уже в мире устарел как сто лет.

    1. Мы изучали целых 5 семестров “Методику” =) И тоже помню, что проходили PPP, но в числе всех остальных подходов. Кстати, а про коммуникативный подход, которым пользуются во всем мире уже лет 20 и по которому написаны большинство учебников, – ничего не помню! То ли стерлось из памяти, то ли нам про него не рассказывали.

  4. Ирина, спасибо за Вашу работу. Люблю всех вышеозначенных авторов. Хотела бы добавить
    супер серию Resource Books for Teachers (editor Alan Maley)
    И Nik Peachey с советами по использованию Digital Tools for Teachers. До 2017 года был доступен и бесплатен…
    https://peacheypublications.com/4-reasons-why-teaching-students-to-use-technology-in-the-classroom-is-a-no-brainer
    https://nikpeachey.blogspot.com/
    Для тех, кто забыл грамматику……
    Practical English Usage – Michael Swan

    1. Наталья, спасибо за книгу Alan Maley, добавлю в to-read list, а что именно у Nik Peachey было доступно бесплатно до прошлого года?
      Про грамматику Свона забыла написать, бесспорно хорошая!

  5. Здравствуйте! а вот я, лично, не могу сказать ничего плохого о методике преподавания английского в мои институтские годы. Думаю, очень многое зависит от педагога, от его квалификации и желания вложить все, что он знает сам, в головы студентов.
    Вот только беда в том, что сегодня таковых высококвалифицированных специалистов преданных делу очень и очень мало…
    мало знать язык, главное уметь обучить языку!!!
    Ирина, Вам низкий поклон, за статьи и материалы. За Ваше небезразличное отношение к делу, которым занимаетесь!
    Каждый раз, когда захожу на Ваш блог, просыпается желание придумать что-нибудь новенькое для своих учеников! И понимаю в очередной раз, что делаю, единственно правильно то, чем занимаюсь.
    Ведь обучать других иностранному языку это непросто интересно, а это постоянное самообучение, беспрерывно активная соображалка и конечно сами дети, их непосредственность и горящие глаза!!))

    1. Мария, здравствуйте!
      Я рада, что у вас был такой хороший преподаватель, который помог теорию выгодно совместить с практикой!
      У меня методику вели целых три разных преподавателя, и я бы не сказала, что кто-то из них неквалифицированный – все старались давать теорию методично и интересно, но практики катастрофически не хватало…
      Большое спасибо за то, что меня читаете! Когда я читаю комментарии на сайте, понимаю, что и правда не зря пишу, и мои статьи действительно полезны.И у меня в свою очередь просыпается желание писать еще!

  6. Спасибо огромное, что развеяли мои сомнения)
    Я переводчик по образованию, но еще на 4 курсе взяла годичный курс педагогики и методики в своем универе. Методисты у нас замечательные. Признаюсь, что взяла этот курс “на всякий случай”. Мало ли пригодится. И пригодился же! Мы прослушали сокращеннный курс методики, в основном больше рассматривали ситуативные решения, не особо сильно вглублялись в теорию, чтобы успеть изучить все за год. Самое главное, что все осталось в голове. Психология у нас вообще быстро пролетела. В теории разобрали самое главное и основное, затем очень много разбирали ситуатиций (как поступить, если ученик….). Главное, что у мы готовили очень много уроков, каждый урок рассматривали и разбирали с преподавателями. У нас даже практика была, 2 недели. Сами проводили уроки и смотрели как другие студенты проводят. Очень хорошо, что мы огребали за ошибки, иначе бы не научились ничему.
    И мне это очень пригодилось, так как сейчас я даю частные уроки. Ествественно, я понимаю, что мне это не заменит полного курса обучения, так что готовлюсь к TKT и прохожу курс по интерактивному обучению школьников.
    Статья дала понять, что хоть и учишься в престижных заведениях, 5 лет мучаешься, еще и аспирантура у человека, но никто не отменял саморазвитие! Слежу за Вашим блогом, он для меня кладезь полезностей! Спасибо большое))
    Буду ждать новых статей!

    1. Елизавета, читаю второй комментарий о положительном опыте изучения неязыковой дисциплины в ВУЗе и снова радуюсь, что есть преподаватели, которые разбирают именно то, что потом пригодится в жизни.
      От аспирантуры у меня гораздо больше разочарований, чем от моего родного alma mater. Может, потому что я ожидала за громким именем МГУ увидеть гораздо больше. Может, потому что приехала из провинции и там особо не жаловали тех, кто не учился в стенах этого заведения.
      Спасибо, что читаете и комментируете! Новые статьи будут! =)
      Удачи на ТКТ!

  7. А вот в моих 5 годах обучения 1984 – 1989 в педе на инязе практика в школе была каждый год. На первом курсе просто посещали уроки учителей, потом обсуждали их со своим методистом и помогали классным руководителям с мероприятиями. У меня был 5 класс и чего только мы не делали с ними, тогда общественная жизнь в школе была очень активной. И все это всю третью четверть. На 2 курсе было нечто похожее. На 3 курсе вели уже сами уроки у 4 – 5 классов, на задней парте сидел учитель этого класса и одногруппники, которые записывали полный анализ моего урока. Потом это все обсуждалось, корректировалось. на следующий урок требовалось учесть эти замечания и исправить, все анализы уроков читала уже методист вуза и ставила нам оценки, в общем в школе жили целый день, то свои уроки ведешь, то сидишь и анализируешь чужой, что тоже нелегко.
    На 4 курсе так же работали, но в 6 – 8 классах. На 5 курсе у меня был 9 класс всю первую четверть – полное классное руководство в нем + 6 или 8 уроков в разных классах + 4 урока в неделю по немецкому языку в 6 классе (мы тогда 2 языка изучали в вузе). В общем одной подготовки к урокам было ого-го. А еще и по другим дисциплинам кроме методики надо было сдавать отчеты. По психологии, например, на 1 курсе – психологический портрет ученика, а на 5 м – психологический портрет класса как коллектива. Даже по школьной гигиене смотрели маркировки парт, расписание уроков, все это анализировали и опять отчет сдавали.
    Написала, аж самой страшно стало, я помню в школе были с утра иной раз до 21.00, аж вахтер уже выгонял. Помню преподаватели наши жаловались, что из-за этих вечных практик не успевают нам выдать учебный материал по предметам. Но я любила практику, что интересно, мы до сих пор дружим с тем 9 классом (у нас разница в 6 лет уже давно сгладилась), встречаемся, на мой юбилей некоторые пришли, это при том, что я уже с 1990 не живу в своем городе, а бываю наездами, раньше письма писали. ну а теперь в ВК все…. Политика тогда такая была, упор на практику, сейчас думаю а ведь много плюсов в этом.

    1. Ольга, спасибо за подробный рассказ, очень интересно прочитать. У меня свекровь тоже преподаватель по образованию, она рассказывала похожую историю про своё обучение в университете, что тоже сидели до вечера и очень много практиковались. Я закончила университет в 2009 году, и у нас больше был упор на теорию.

  8. Здравствуйте, Ирина. Огромное спасибо вам за сайт. Действительно очень много полезной информации. И вдохновляете вы здорово. Вот сегодня почитала вас и пошла на уроки ( работаю в школе). И провела их на одном дыхании. Со школы собираюсь уходить, но все никак не получается. Чувствую “выгорание” уже. 20 лет педстажа в этом году. Но, хорошо, что работала не только в школе за эту 20-ку. Довелось 4 года поработать в Москве в языковых школах. И попала на хороших методистов, которые да, по полкам раскладывали мой урок и говорили, что делаю так, а что нет. А сейчас тоже читаю ТКТ. Собираюсь сдавать.

    1. Екатерина, я училась на курсе подготовки к ТКТ в школе Language Link у Светланы Жаворонковой, правда году так в 2010, не знаю работает ли она сейчас. Курс 72 часа был шикарный по полезности именно с методической точки зрения. Честно ТКТ для школы вообще не нужен, ничего там не прибавят за это. Но, если уйдете в свободное плавание, может пригодиться. А вот курс по подготовке- именно для знаний, экзамен и так простой, можно самому подготовиться.
      Удачи!

    2. Екатерина, я снова рада, что мой блог приносит положительные эмоции и вдохновляет! 20 лет пед стажа – большой срок, выражаю своё почтение.
      Удачи на экзамене!

  9. Здравствуйте! Вставлю свои пять копеек:)) На сайте coursera.org масса интереснейших курсов. Среди них курс TESOL от Arizona University – просто находка для начинающих преподавателей. Он состоит из двух частей, довольно долгий, но можно пройти за пару недель, при желании. И даже получить сертификат. Но не это главное. Ведущие курса доступно и с юмором объясняют важные моменты преподавания. Лично для меня этот курс стал приятным открытием.

    1. Елена, спасибо, что вставили свои пять копеек) Интересная информация, ознакомлюсь с этим курсом!

  10. Ирина, добрый день! Хотела бы добавить информацию по еще одной интересной программе для тех, кто начинает осваивать методику: Teacher Development Interactive от издательства Pearson, где можно выбрать модули по методикам обучения говорению, аудированию, подготовке к TKT и др. Проходить можно дистанционно на специальной платформе, где есть видео-лекции, статьи, фрагменты уроков, тесты.
    И присматриваюсь к вышеупомянутому курсу TESOL на курсера, его еще очень хвалили на форуме efl-forum. Помимо теории там нужно писать планы уроков, снимать фрагменты своих уроков, в общем, курс практичный, хоть и дистанционный.
    Про CELTA, кстати, тоже отзывы восторженные, любопытно, какие были негативные отзывы коллег? Не могли бы написать поподробнее? Заранее спасибо.

    1. Ольга, спасибо за ссылку на книгу и также отзыв про курс TESOL.
      CELTA, насколько я понимаю, больше ориентирована на работу в группах, а не 1-2-1. Еще одним минусом является полное отсутствие русской речи на уроке и переводов с русского на английский, которые я практикую. И моя коллега (у неё уже было 10 лет опыта в группах) отметила, что не так много нового для себя вынесла.

  11. Ирина, большое спасибо за Ваше мнение насчёт профильного образования. Для меня это очень актуально. Я как раз из тех, кто “перешёл из экономистов в преподаватели”. Но преподавала я английский практически всегда, с 16 лет. И никогда не бросала, даже когда была коммерческим директором крупных предприятий. У кого-то хобби – вышивать крестиком, у кого-то собирать коллекции, а для меня всегда было удовольствием делиться своими знаниями и наблюдать за тем, как преображается и обогащается внутренний мир человека, когда он познаёт иностранный язык. К тому же, моим студентам нравится, что для меня английский язык – это не упражнения в в книжках, а реальный инструмент до познания мира и построения бизнеса в других сферах.

    Что касается методик преподавания, то для меня первым методистом был мой репетитор английского языка, когда я ещё училась в школе и готовилась поступать в ин.яз. Именно он посоветовал мне заняться преподаванием (тогда ещё – совсем малышам, я ведь и сама была подростком) и научил первым методическим приемам.

    Потом очень хорошим инструментом стали Teacher’s Books. И, конечно, учиться нужно постоянно. Сейчас мне очень нравятся online и offline тренинги ММА и методического центра Онара. Стараюсь не пропускать ни одного! Но из УМК ближе всего почему-то учебники Pearson. Хотя пробовала многие. А вот с тренингами от Pearson никак не получается: они, как мне кажется, проводят их только для дипломированных специалистов, и я никак не могу на них попасть. Но очень хотелось бы, конечно.

    А ещё без профильного диплома невозможно попасть на семинары для преподавателей ОГЭ/ЕГЭ. Готовить к экзаменам – дело для меня скучновато, у меня, кажется неплохо получается: мои ребята отлично сдают экзамены и учатся в ведущих московских ВУЗах, а среди коллег я получаюсь изгой.

    Я последнее время думала о получении профильного образования. Чтобы не приходилось оправдываться за более чем 20 лет преподавания. Кроме того, имея диплом, насколько я знаю, можно получить лицензию на образование, чтобы студенты могли получать налоговый вычет за свои затраты (конкурентное преимущество). Вы что-то знаете об этом?

    Прочитав Вашу статью опять упала мотивация идти учиться в ВУЗ, т.к. я прекрасно понимаю, сколько там будет всего ненужного. А времени очень жалко…. Я постоянно много читаю, общаюсь на форумах и, насколько я вижу, мои результаты часто лучше, чем у некоторых дипломированных коллег. Но, наверное, моё мнение для них не очень авторитетно. Увы.

    Так что вопрос с профильным образованием пока для меня не прояснился…. Была бы признательна за Ваш совет.

    1. Прошу прощения за опечатки: не знаю, как отредактировать здесь со смартфона.

      1. It’s ok. Подозреваю, что сама пишу с пунктуационными ошибками, never was my strong point.

    2. Елена, я не Ирина, но захотелось ответить. На какие семинары по ЕГЭ не попасть без диплома? В той же Language Link проводятся такие курсы для кого угодно, кстати, ведет иностранка полностью на английском.
      Про вычеты налоговые вообще непонятно при чем тут диплом. У меня ИП, при регистрации которого про диплом никто и не вспомнил. Родители учеников подают в налоговую БСО и договор типовой. Другое дело, что не во всех налоговых хотят делать вычеты, в каких-то городах делают по всем кружкам детским, а в каких-то упираются.
      Решать понятно Вам, но смысл русского пед диплома только, если идти в школу и имейте в виду, что начнете Вы карьеру в школе с самого низшего разряда, порядка 9000 рублей и будете еще долго нарабатывать нормальный разряд, без конца посещая тупые курсы “повышения” квалификации. Можно, конечно, попробовать в ВУЗ, но и там без опыта (официального) не сильно жаждут, да и часто степень требуют. Родителям учеников диплом тоже ничего не даст, там же написан год выпуска = опыта нет.
      Главное определиться, цель какая? Где работать? В обычной школе? В языковой школе? Там диплом не нужен, а вот международный сертификат очень полезен. Репетитором? Свои курсы открыть? Кого учить: малышей или взрослых? Это все разные виды деятельности и разные требования. Одно общее (кроме государственной школы) – нарабатывать и фиксировать свой опыт, собирать отзывы учеников, фото ИХ дипломов разных, расписать по годам, какие достижения были у учеников. Будут достойные портфолио учеников, про Ваш диплом никто и не поинтересуется. Сейчас, знаете, какой слоган популярен: “Эффективность учителя определяется успехами его учеников, а не количеством сертификатов”.
      Удачи!

      1. Ольга, большое спасибо за Ваш подробный комментарий. Про необходимость диплома для налогового вычета учеников мне рассказал владелец одной языковой школы и моя знакомая, которая работает в сфере образования. Теперь я вижу, что всё гораздо проще. В школу я, конечно, не собираюсь, т.к. уже много лет успешно работаю “на себя”. Вы полностью развеяли мои сомнения. Отдельная благодарность за информацию про Language Link, обязательно воспользуюсь! Еще раз большое спасибо!

        1. Для вычетов главное правильно договор составить, чтобы там была написана очная форма обучения (а кружки входят в список очной формы, поскольку занятия регулярны), количество часов…., в интернете есть образцы. Иногда под документами образовательной компании подразумевают только лицензию, но это не так, вполне годится Устав организации (есть разъяснения юристов об этом).
          Вот еще цитата: “вычет также может быть получен при получении образовательных услуг у индивидуального предпринимателя без лицензии в случае, если у него одним из видов экономической деятельности являются образовательные услуги (Письмо Минфина России от 18.08.2014 № 03-04-05/41163)”.
          Так что, если актуально, нужно разобраться и правильно подготовить документы. Лучше иметь на руках официальный ответ от налоговой на ваш запрос, а то простые дяди-тети в налоговых любят “отшить”, ляпнув что-нибудь про лицензию, диплом…., им же работы меньше.

      2. Да, Ольга, тоже забыла написать, что это странное требование – диплом для курсов по ОГЭ/ЕГЭ. Нужно звонить и уточнять. Я недавно интересовалась курсом DELTA в BKC. На сайте написано, что его могут проходить только кандидаты с CELTA или международным эквивалентом, но когда позвонила, мне сказали, что все покажет собеседование – можно проходить этот курс и без международного сертификата.

    3. Елена, у вас очень интересный профессиональный путь) Преподаватели, которые не получили профильного образования, но выучили язык и постоянно методически самосовершенствуются, у меня вызывают глубокое уважение. С одной стороны, после ИнЯза легче преподавать, но с другой – у вас не остается за плечами кучи ненужных часов, который вы провели на скучных или неполезных предметах, или каких-то моментов, которые вам объясняли неправильно (как сейчас помню, что нам преподаватель объясняла, что self-confident имеет отрицательный подтекст, вроде самоуверенной выскочки, а confident – положительную коннотацию, вроде справедливо уверенный в своих силах человек).

      Спасибо за рекомендации ММА и Онара, после комментариев к статье у меня материала к чтению и просмотра уже на год собралось)

      Про налоговый вычет ничего не знаю, не могу вам подсказать здесь.

      Вопрос с профильным образованием я не могу решить за вас, потому что не могу за вас взвесить все плюсы и минусы. Но если бы я была на вашем месте и передо мной не стояла цель работать в гос организации, я бы не пошла в институт. Да, высшее образование нужно, лучше сразу после школы. Второй раз получать то, что вряд ли пригодится с точки зрения знаний (или утверждения своего статуса в глазах коллег) я бы не стала, мне хватило аспирантуры после университета) Но это опять же мой выбор.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписка на блог
У блога уже 1,105 друзей