Чтение на ОГЭ

В этой статье я хочу разобрать, куда бежать в разделе “Чтение” на ОГЭ, и как не допустить ошибок на экзамене.

Общая информация

В разделе “Чтение” всего два задания – 9 (где нужно понять основную мысль прочитанного) и 10-17 (где нужно вникнуть в детали).

Максимум, что ученик сможет набрать – 15 баллов, а рекомендуемое время на выполнение всего раздела – 30 минут.

Задание 9: основная мысльосновная мысль

Здесь представлены 6 отрывков и 7 вопросов к ним. Задача – подобрать правильный вопрос, а один будет лишним.

Как это сделать?

  1. Внимательно прочитать вопросы, выделить для себя ключевые слова в каждом.
  2. Начать читать тексты и искать синонимы этих ключевых слов в вопросах.
    Сначала нужно выбирать ответ, в котором точно уверен, а остальные – по остаточному принципу.
  3. Прочитать еще раз и проверить.

Делая это задание, советую избегать следующих ошибок:

  1. Если в тексте присутствуют незнакомые слова, не паниковать – наверняка в остальном отрывке достаточно информации, чтобы понять все написанное. Если незнакомое слово стоит в вопросе, то тут надо действовать методом исключения – читать остальные отрывки и оставлять за бортом те, которые точно не подходят
    Например, вопрос 6. Вряд ли ученик знает слово origin в нем, догадаться можно лишь вычеркнув все, в чем ты точно уверен и подумав над соответствиями оставшихся текстов и вопросов к ним.
  2. Иногда в отрывках стоят те же самые слова, что и в вопросе. И это может быть правильный отрывок, а может, вас просто хотят запутать (обратите внимание на слово artist во втором вопросе, которое появляется в абзаце E). Если видите такое – лучше перепроверьте несколько раз.

Пример

Разберем задание из демо-версии. Обратите внимание, что я подчеркнула ключевые слова в вопросах и выделила синонимичные выражения в соответствующих текстах, которые позволяют нам догадаться о правильных ответах.

 

Задания 10 – 17: внимание к деталям

детали
Здесь мы должны понять детали прочитанного текста, выбрав правильное утверждение: 1- True, 2 – False, 3 – Not stated.

В ЕГЭ аналогичного задания в разделе “Чтение” нет, похожее есть только в блоке “Аудирование”.

Как это сделать?

  1. Я советую своим ученикам не читать весь текст для понимания общего смысла, чтобы не терять время, а сразу перейти к вопросам и поиску соответствий.
    Ответы на вопросы в таких текстах идут один за другим, так что можно не искать в панике, где ответ на нужный вопрос, а просто посмотреть, в каком месте текста он должен стоять.
  2. Проверить, если осталось время.

У большинства учеников в этом задании главная проблема – определить, что является правдивым (true), что – нет (false), а о чем в тексте не сказано (not stated).

Продемонстрирую разницу на примере текста из демо-версии.

Пример

Курсивом выделяю синонимичные выражения и в задании, и в абзаце текста.

  1. The Australian Tourism Office employs a new caretaker twice a year.
    1) True                                  2) False                     3) Not stated

Слово employ 9-классник знать просто обязан (тема Jobs пройдена), поэтому из задания ясно, что сaretaker (это ученик вряд ли поймет, как переводится) нанимается twice a year. А в тексте написано, что организация нуждалась в нем for half a year. То есть, в тексте ничего не сказано о том, как часто нанимают этих самых caretaker. Ответ not stated.

Допустим, ваш ученик все-таки не в курсе, что такое employed. Тогда можно обратить внимание на разницу времен employs и needed. Исходя из этого, тоже можно догадаться, что речь идет о разных действиях.

Have you ever heard of the Great Barrier Reef? It is the world’s largest coral
reef system along the eastern coast of Australia. In February 2009 an extraordinary position was advertised by the Australian Tourism Office. The advertisement ran that the Great Barrier Reef needed a caretaker for half a year. It was for a special person who would look after the Reef.

  1. There was no Internet on the islands of the Great Barrier Reef.
    1) True                                   2) False                            3) Not stated

Сопоставив эти 2 предложения со словом Internet, которое показывает, где ответ на наш вопрос, видим, что в задании no Internet, а в тексте работник должен вести Internet blog. То есть информация в задании не верна, поэтому правильным ответом будет False.

The job’s duties were pretty simple. You could only dream of such
requirements. First, the person had to speak English and swim well. Second, on the island his responsibility included writing a weekly Internet blog. That’s right, weekly, not even daily! The job description also required the successful applicant to explore the islands of the Great Barrier Reef, swim, make friends with the locals and generally enjoy the tropical climate and lifestyle. A real dream!

  1. People from different countries applied for the job.
    1) True                            2) False                             3) Not stated

Задания с правильным ответом true самые простые – достаточно лишь найти синоним в тексте (реже там будет стоять то же выражение, что и в задании).

Within the first 2 days of the contest, the tourism office received more than
seven thousand online applications. All told, 34,000 people of all different
nationalities applied. Each made and presented a 60-second video resume. They had to be creative and they were. In the end 16 people were chosen, who flew to Australia for the final selection. The candidates were interviewed and the winner was Ben Southall from the UK.

Часто ученики путают ответы False и Not stated. Избежать этой путаницы поможет только четкое разграничение, что про False в тексте говорится, но говорится неправильно. А про not stated вообще речи не идет (хотя и в тексте, и в задании могут быть одинаковые слова, их туда ставят, чтобы ученик не отвечал “вслепую”, а вник в смысл).

Тренировка

Пособий, направленных именно на отработку раздела “Чтения”, я не нашла, поэтому беру тексты или с сайта ФИПИ, или из пособий с тренировочными вариантами к ОГЭ (советую именно эти, т. к. там есть говорение в новом формате):

 

 

 

 

На этом все, всем удачи в подготовке к экзамену!

 

P.S. Больше про ОГЭ можно прочитать по следующим ссылкам.
Про разделы и стратегии их выполнения:
Устная часть-1
Устная часть-2
Устная часть-3
Аудирование
Грамматика
Лексика
Письмо
А также:
Как начать готовить к ОГЭ
Видеообзор учебников для ОГЭ
План подготовки к ОГЭ

Чтение на ОГЭ

5 комментариев для “Чтение на ОГЭ

  1. Ирина, очень нравится твой цикл статей по ОГЭ. Все пишут в основном про ЕГЭ. А вот основной экзамен как-то не все затрагивают. Готовлю племянницу к сдаче ОГЭ, поэтому твои посты очень ценны,как для меня,так и для неё.

    1. Спасибо, Надежда, очень приятно, что меня читаете и посты оказываются полезными!

  2. Ирина, спасибо за статью. Я бы хотела посоветоваться по вопросу набора лексики. У меня две ученицы собираются сдавать ОГЭ. У обоих проблемы со словарным запасом. В текстах очень много слов значения которых они не знают. Если записывать все новые слова и учить получается слишком много. Посоветуйте, что можно сделать в данной ситуации.

    1. Мария,
      1) Берите книгу для домашнего чтения и пусть они дома выписывают около 10 новых слов из каждой главы в тетрадку, а потом по ним пересказывают эту самую главу на уроке. И их учат, соответственно.
      2) Возьмите Word Skills Basic/ English Voc in Use (pre to inter) и проходите оттуда с ними темы по кодификатору ОГЭ. На новые слова в теме на дом – перевод, на уроке – сами допишите дополнительные упражнения + тестируйте их периодически по выученном.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх

Подписка на блог
Не пропустите новые посты!