Говорение на ОГЭ (Задание 1)

Всем добрых предпраздничных дней!

ФИПИ в этом году решило, что устная часть ОГЭ surprise, surprise не соответствует аналогичной части ЕГЭ и надо после начала учебного года срочно менять формат говорения основного государственного экзамена.

Структура устной части

В устной части ОГЭ теперь три задания вместо двух, и на все про все отведено 15 минут, включая подготовку.
Максимальный балл – 15 (чтение вслух – 2, диалог – 6, монолог – 7).
В этой статье давайте детально рассмотрим первое задание.

Чтение текста вслух

За 1,5 минуты, которые отведены на подготовку, школьник должен успеть пробежать глазами текст, найти самые сложные для него слова и подумать, как они читаются по правилам чтения английского языка. А также понять основную мысль текста и поделить его на смысловые части, чтобы правильно расставить паузы при прочтении.

Чтобы сдать на максимальный балл, нужно допустить не более 5 фонетических ошибок  (не больше двух, искажающих смысл), 1 балл ученик получит при нечетком интонационном контуре текста и наличии более 7 ошибок.

Как к нему готовиться?

При идеальном варианте, когда ребенок занимается с репетитором параллельно школьной программе класса с 5-го, это задание не требует особой отработки, а вот если к вам приходят за год до сдачи и ученик не может нормально прочитать текст в родном Spotlight, приходится задумываться, куда бежать дальше.

Что я делаю в этой ситуации?

Начинаю с простейших правил чтения – 4 типа слога и чтение гласных букв в них, потом разбираем согласные и разные диковинные буквосочетания. Как ученик более-менее уверенно начинает читать незнакомые ему слова, переходим к чтению вслух небольших отрывков текста. О том, как работать с текстом, разъясню в третьей статье, после того, как покажу систему работы по освоению звуков английского языка (будь они неладны, 26 букв и 44 звука, кто это придумал?!).Ливерпуль-Манчестер

В книгах для подготовки к ЕГЭ все эти правила есть, но даны они в виде таблицы без упражнений, с исключениями, которые статистический ученик (а в 13-14 лет еще начинается переходный возраст, когда каждый второй ничего не хочет, а каждый третий мечтает стать актрисой или музыкантом) вряд ли запомнит.

Правила чтения гласных

Типы слоговAEI,YOU
I (“открытый” слог)[ei] name[i:] me[ai] nice, my[εu] no[ju:] tune
II (“закрытый” слог)[æ] cat[e] pet[i] sit, gym[o] pot[∧] but
III (гласная+r)[a:] car[ë] prefer[∋:] stir, myrtle[o:] for[∋:] fur
IV (гласная+re)[ε∋] care[i∋] here[ai∋] fire, tyre[o:] more[u∋] sure

Упражнения на каждый тип слога:

I тип – note, lone, mice, rice, type, tune, shy, same, tie, due, eve, cope, smoke, spine, sly, cry, vine, maze, tube, fume, cube, pace, lace, fee, hale, arena, kite, sane, slope.

II тип – cap, spot, lot, rat, send, pit, send, hog, spell, tin, less, ban, fat, led, land, tin, pattern, slip, jam, gap, lag, kin, ink, cod, spin, hop, bank, rank, bun, fun, vet, well, nut, message, pretend, prolong, insist.

III тип – stern, far, curt, hard, hart, fork, cork,  sort, term, first, Byrd, furs, curl, firm, curb, perk, turn, sir, burn, turn, born, stern, torn, bird, form, serf, herb.

IV тип – fare, here, pure, rare, cure, tired, during, mare, fire, bare, endure, mire, stare, tire,  sere, square, mere, store, lure, core, care, lyre.

И упражнение на все типы чтения гласных:

bottle, sort, button, pure, nice, tiny, bone, toe, pattern, exam, message, pretend, met, hop, card, pin, must, fur, dirt, map, corn, tip, pistol, force, serve, girl, port, circle, cap, flag, byte, cute, spy, flute, tune, sky, June, huge, curl, net, verb, Syntax, burn, myth, storm, ordinary, ugly, march, type, entire, cork, pin, store, hare, spot, fin, glide, surfing, cricket, demure, stripped, jungle, tornado, drizzle, Athens, capable, fake, fancy, cripple, string, odd, finance, humble, symphonic, stir, mumble, chopped, scope, cap, pole, shirt.

Все мы знаем, что ко всем правилам в английском существуют исключения, но учить их мне не представляется необходимым.

Macmillan и говорение на ОГЭ

MacMillan, как издательство, официально наживающееся на государственных экзаменах  выпускающее пособия для подготовки к государственным экзаменам, опубликовало книгу с астрономической ценой для подготовки к устной части ОГЭ по английскому языку:

Учебное пособие для подготовки к ОГЭ по английскому языку. Говорение + Код доступа (+ DVD-ROM). Кейт Пикеринг | Купить школьный учебник в книжном интернет-магазине OZON.ru | 978-0-230-49424-4
И для рекламы запустило серию вебинаров, рассказывающих, как у них все клево в книге получилось:

От себя могу сказать, что это пособие уже можно найти на просторах интернета, аудио к ней лежит на сайте MacMillan, а в реальных условиях подготовки к ОГЭ, где у вас есть одно-два занятия в неделю с учеником уровня A1 (дай бог А2), пройти ее не успеете. Экзаменационных вариантов, реально нужных для натаскивания на формат экзамена, я там не нашла (кто знает, может просто плохо искала, если Вы их увидели, пишите в комментах).

А от себя порекомендую вот эту книгу с тренировочными заданиями, где есть говорение в новом формате:
Ю.С. Веселова: ОГЭ-2016 Английский язык

И, благодаря блогу Надежды, узнала еще об одном пособии, направленном на тренировку именно устной части ОГЭ:

На этом 1-ая часть статьи подходит к концу, во второй и третьей опишу соответствующие части экзамена и что с ними делать и продолжу выкладывать правила чтения.

Всем удачи и учеников!

P.S. Больше про ОГЭ можно прочитать по следующим ссылкам.
Про разделы и стратегии их выполнения:
Устная часть-1
Устная часть-2
Устная часть-3
Аудирование
Чтение
Грамматика
Лексика
Письмо
А также:
Как начать готовить к ОГЭ
Видеообзор учебников для ОГЭ
План подготовки к ОГЭ

13 thoughts on “Говорение на ОГЭ (Задание 1)

  1. Полностью согласна с вашим мнением про пособия MacMillan. Хотя я с ребятами прорабатывала за раз до трех-четырех тем. Могу сказать, что ни одно пособие по устной части пока не является вспомогательным материалом – ученик все равно сталктвается с непосильной задачей, а все потому, что детей изначально неправильно учат в школе. Уже выпустили такие умк, которые позволяют детям учиться писать, говорить и понимать иностранный почти без перевода на родной, а учить по ним не научили. Вот вам и результат. Переучивать надо педагогов, а не менять каждый год части экзамена.

    1. Елена, спасибо за Ваше мнение про пособие издательства МакМиллан! Переучивание педагогов – дело хорошее, еще бы зарплату им подняли=)

  2. Да, разрекламированая книжечка от Макмиллан существует сама по себе и никакого отношения к нашему ОГЭ не имеет. Зря потраченные деньги

  3. Здрвствуйте! Подскажите, пожалуйста, как научить ребенка внимательно читать? В этом году сдавать ОГЭ, все части на уровне, кроме говорения. И начинаются проблемы с 1го задания. То the пропустит, то окончание -s не дочитает… Думаю, может заставить его читать на минимальной скорости, а потом со временем начать ускоряться. Что вы предприняли бы в такой ситуации?

    1. Юлия, здравствуйте! Вы правы, Вам сначала не нужно ориентироваться на “прочесть за 2 минуты”. Берете указку и пусть водит по строчкам как в начальной школе и очень внимательно читает. Можно даже не брать тексты из книжек для подготовки к ОГЭ – просто художественные произведения на английском (соответствующего уровня, у Вас он скорее всего Elementary), их сейчас можно и в сети найти. Возьмите за правило – пусть читает каждый день хотя бы минут по 15, в свободное время. И обязательно с контролем – или Вы сидите рядом и контролируете, или ребенок сам себя записывает на диктофон и потом слушает и отмечает свои ошибки. Очень многие ученики после прослушивания своей речи начинают понимать, как далеки они от требуемого на экзамене.
      Когда избавитесь от таких пропусков в чтении, как окончания, артикли, служебные слова – начинайте потихоньку наращивать темп речи, а как станет читать уверенно – только тогда читать с секундомером, чтобы успевать в 2 минуты.
      По требованиям, если не успеет – поставят 0 баллов.
      Надеюсь, что ответила на Ваш вопрос. Если что-то осталось неясно – пишите!

  4. Макмиллановские пособия категорически не понравились. Для ОГЭ не подходят точно.

    1. Мара, согласна с Вами. Само пособие не готовит конкретно к экзамену, просто развивает навык. И цена, на мой взгляд, очень завышенная.

  5. Ирина, и снова здравствуйте, как говорится 🙂
    Взяла в этом году девочку. Девятый класс общеобразовательной школы, в школе 4, но даже сама оценивает себя скорее на три. По тому, что я вижу, А1, если закрыть глаза и уши. Читаем и то с трудом. Про остальное молчим. Но! Английский нравится и все! Хотим сдавать ОГЭ. С прицелом на ЕГЭ и на языковой ВУЗ. В принципе в запасе 3 года, репетитор (я) и желание (очень важно! – на мой взгляд). Собственно вопрос. Какую цель (адекватную) на ОГЭ нам ставить? У девочки самой цель – сдать ( то бишь не на два). Я пока сама не могу поставить адекватную цель. Занимаемся дважды в неделю. 60 и 90 мин. В каникулы тоже. Хочу узнать Ваше мнение по Вашему опыту

  6. Анна, добрый день!
    Берите план и готовьте по нему. Как раз основные темы повторите. ОГЭ очень сложно сдать на “двойку”, и вряд ли вашей девочке это удастся. Более вероятный прогноз при двух уроках в неделю и большом желании – “четверка”.
    С прицелом на языковой ВУЗ в 10 классе можно взять УМК уровня pre-intermediate и подтягивать язык, пока подтягивается. А в 11 классе готовиться к ЕГЭ и также проходить учебник.

  7. Я со своими девочками читала вслух и переводила первое задание на чтение – кусочки небольшие, разные сферы как правило, заодно учились находить основную мысль. Второй текст на чтение тяжёл, там брали только те куски, которые относятся к ответу на вопрос (true-false). И на дом отчитывание с плёнкой текстов, предложенных для подготовки к чтению, напр. Юнёвой.
    С А1 до слабого В1 поднялись к ОГЭ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписка на блог
У блога уже 1,090 друзей