Перейти к содержимому

Говорение на ОГЭ (Задание 3)

В заключительной части статьи обсудим последнее задание устной части ОГЭ и подумаем, как увеличить скорость чтения на английском языке.

Монолог с опорой

На подготовку дается 1,5 минуты, и нужно отвечать не более двух минут, иначе не засчитают фрагмент задания, который выходит за пределы временного интервала.

За задание можно отхватить 7 баллов и “оценивается оно по трем критериям: решение коммуникативной задачи (здесь крайне важно развернуто рассказать о всех трех аспектах, упомянутых в задании и не игнорировать вопросы why?), организация высказывания (высказывание должно быть логично выстроено и объединено в единое целое с помощью связок (примеры связок уже приводила в этой статье), должны присутствовать вступительная и финальная фразы и языковое оформление (требуется продемонстрировать разнообразный словарный запас и различные грамматические структуры, соответствующие уровню языка А2 (pre-intermediate) для ОГЭ” (источник).

И, ВНИМАНИЕ, если Вы получаете 0 за коммуникативную задачу (не отвечаете на два вопроса из трех или перескакиваете на другую тему), все задание оценивается в 0 баллов.

Как к нему готовиться

подготовка к ОГЭ
В кодификаторе есть список топиков, на которые должен уметь говорить выпускник 9-го класса, вот он:

  1. Взаимоотношения в семье
  2. Взаимоотношения с друзьями и в школе
  3. Внешность и характеристики человека
  4. Досуг и увлечения (спорт, музыка, чтение, посещение театра, кинотеатра, дискотеки, кафе). Молодежная мода
  5. Покупки. Карманные деньги
  6. Переписка
  7. Школьная жизнь. Изучаемые предметы и отношение к ним. Каникулы. Школьные обмены
  8. Проблемы выбора профессии и роль иностранного языка
  9. Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Их географическое положение, климат, население, города и села, достопримечательности.
  10. Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Их культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи)
  11. Выдающиеся люди родной страны и стран изучаемого языка, их вклад в науку и мировую культуру
  12. Путешествие по странам изучаемого языка и по России
    Технический прогресс
  13. Глобальные проблемы современности
  14. Средства массовой информации (пресса, телевидение, радио, Интернет)
  15. Природа и проблемы экологии. Здоровый образ жизни

Надо их проштудировать по любому англоязычному учебнику (мне нравятся Gateway B1+, New Opportunities: Pre-Intermediate или Solutions: Pre-Intermediate, попутно вбивая в голову ученика устойчивые выражения для общения на ту или иную тему. Здесь особо усердствовать не стоит, не более 10 фраз, хорошо отработанных, вполне хватит. Экзамен – всегда стресс, дай бог три выражения из списка вспомнятся.

И периодически тренировать это задание (можно использовать задание 1 из прошлогоднего ОГЭ, примеры к нему есть в свободном доступе в Интернете в неограниченном количестве), положив перед глазами ученика секундомер с выставленными 2 минутами. Обязательно после выполнения задания заставлять его рефлексировать – ответил ли он на все поставленные вопросы, было ли в ответе вступление и заключение, какие тематические выражения и слова-связки использовал.

Свой ответ, еще раз повторюсь, следует строить по схеме: вступление  – ответ на четыре вопроса по порядку – заключение + тематические выражения и слова-связки.

Пример

Для наглядности хочу привести пример, как бы я ответила на задание 3 устной части ОГЭ.

Ответ:

Now I’m going to give a talk about reading books.

  1. In my opinion, reading books is really popular now. Many of my friends and classmates are fond of them, especially they prefer to read romantic novels and detective stories.
  2. Nowadays many people argue if libraries are necessary or not. As for me, they are important because they can teach us about the culture of reading. A librarian is the person who can give teens lectures on how to read a book properly, to enjoy every page of it.
  3. Personally I have recently read “Hunger Games” by Suzanne Collins. It’s a real page-turner! It tells us a story of a girl whose name is Katniss Everdeen. She lives in the future in North America. She and 11 other teens are selected by lottery to take part in the Hunger Games, a battle to the death.
  4. In the end I would like to say that reading books is my cup of tea. If I start reading a good book, I simply can’t put it down until I’m done reading it. I can even forget about doing my homework! So, I can say I’m an enthusiastic reader.

That’s all what I wanted to say.

(14 sentences)

А теперь разберем ответ.

Коммуникативная задача: на все четыре вопроса дан ответ.

Организация высказывания: слова-связки присутствуют, есть вступительная и финальная фразы (выделены курсивом).

Языковое оформление: лексика – использованы тематические слова и выражения – romantic novels, detective stories, culture of reading, enjoy every page, be a page-turner, put it down, enthusiastic reader.

Грамматика – употреблены три времени – Present Simple, Present Perfect, Present Simple Passive, модальный глагол can, 0 предложение условия (If I start reading a good book, I simply can’t put it down until I’m done reading it), герундий (reading books), инфинитив (to take part in the Hunger Games).

Чтение вслух

В конце статьи поделюсь секретами подготовки к первому заданию устной части ОГЭ, а именно – как успеть прочитать фрагмент текста за заветные 120 секунд.

Допустим, освоили вы правила чтения, но в 2 минуты все равно не укладываетесь. Что делать? Очевидно, отчитывать тексты. Сама их подбираю (текст должен быть научно-публицистический), вот пример:

Computers have been around for over sixty years and they have changed our lives. It is a well-known fact that the first modern computer began operating in the USA in 1945. This huge machine was the size of a large room. It was also very slow and so complicated to use that only an expert could operate it. That’s very different from modern PCs which are so user-friendly that anyone can use them.

During the 1970s, tiny electronic microchips became more common. By the 1980s and 90s, home computers were becoming smaller, faster and cheaper. As a result, more people bought them, so computers became more wide-spread.

(Взяла из Activate B1)

И отрабатываем чтение вслух вот так:

  1. Ученик читает про себя, думая над незнакомыми словами и где поставить паузу (даю 1.5 минуты, как и на ОГЭ).
  2. Читает вслух, я корректирую правильность, потом вместе разбираем деление фрагмента на смысловые паузы. Обращаю внимание ученика, за сколько он прочитал текст первый раз.
  3. Затем следует предпоследнее чтение, красивое и правильное, где я не обращаю внимания на скорость.
  4. А в последний раз ученик должен и прочитать правильно, и уложиться в 2 минуты.

Кстати, чтение вслух и говорение тесно связаны. Чем быстрее темп речи, тем лучше читаешь вслух. Поэтому крайне полезно пересказывать все, к чему душа лежит – биографию любимого певца, содержание интересной книги или сериала.

Интересно знать

говорение огэ
Вся устная часть, как и в ЕГЭ, будет записываться на компьютер, поэтому надо все тренировать и доводить употребление выражений до автоматизма. Ученик и так нервничает, а если еще заболеет перед экзаменом или с подружкой поругается – вообще кошмар.

Покупайте план ОГЭ, который помог более 1.000 преподавателей по английскому подготовить своих учеников на высокие баллы

P.S. Больше про разделы ОГЭ читайте тут:

Аудирование
Чтение
Грамматика
Лексика
Письмо
Устная часть-1
Устная часть-2
Устная часть-3

64 комментария для “Говорение на ОГЭ (Задание 3)”

  1. Добрый день! Спасибо за информацию))
    Хотелось бы, чтобы вы исправили в образце 3 задания IN the end на что-либо другое of your choice, ведь это ошибка
    В самом задании : For NO! more than 2 minutes
    Тоже ошибочка

    1. Рада, что информация оказалась полезной!
      А почему in the end ошибка?
      For not more than 2 minutes – эту формулировку брала из демо-версии, и на сайте ФИПИ также написано в разделе “Говорение” в Открытом банке заданий ЕГЭ.

  2. Здравствуйте, спасибо за статью , наконец , нашла вступительную и заключительную фразу для 3 задания ( монолог) . Хотела уточнить , они где-то официально утверждены или можно варьировать ?.спасибо!

  3. Ирина, добрый день! Во-первых, спасибо за ваш замечательный блог. У вас чудесный слог, читать одно удовольствие. А еще и очень полезно. Вопрос такой: на сайте ФИПИ в Говорении-3 сейчас никаких фотографий нет, предлагается просто выступить с монологом на заданную тему. Помогите, пожалуйста, разобраться, что верно?

    1. Елена, добрый день! Спасибо, стараюсь=) Фотография должна быть прикреплена к заданию (как она есть в демоверсии 2016), но она не играет никакой роли – просто так, для наглядности. Мы ее же не описываем, мы просто составляем монолог на заданную тему, это задание не претерпело никаких изменений по сравнению с предыдущим годом.

      1. Ирина, спасибо за ответ. Смотрю ФИПИ, ОГЭ, Говорение, задание № 3.
        Task 3. You are going to give a talk about keeping fit. You will have to start in 1.5 minutes and will speak for not more than 2 minutes.
        Remember to say:
        · why a healthy lifestyle is more popular nowadays;
        · what you do to keep fit;
        · what sports activities are popular with teenagers in your region.
        Про фотографию речи нет. Возможно, демоверсия предлагает другой вариант? Можно ссылку?

  4. Ирина, здравствуйте! Подскажите пожалуйста, а что подразумевает под собой топик “Переписка” из кодификатора? Первый раз готовлю ученицу к ОГЭ. С остальными темами вроде бы все понятно, а вот этот пункт поставил в тупик))

    1. Добрый день, в плане письма – это ответы на вопросы друга вроде “Do you have pen friends?” “How often do you write to them?” “Where can you find pen friends?” и примерно такие же в говорении. Лексики тут особо никакой нет, так что отрабатывать с учениками разумно только устные или письменные ответы на подобные вопросы.

  5. Здравствуйте, Ирина!

    Большое спасибо за статью: отлично и доступно написано!

    У меня есть пара вопросов.
    В подготовке к ОГЭ я – новичок. В прошлом году подготовила студента на 5. Там у нас была работа больше с письменной частью.
    В этом году готовлю человека, у которого проблема с устной частью. Чтение абзаца происходит с мелкими ошибками (произношение, путаница с предлогами, иногда со словами; смысловые куски – нормально). С говорением проблема в том, что происходит ступор и слова вылетают из головы. С частью интервью – похожая история.
    При этом, мы сделали демо-версию 2017 на письменную часть и с первого раза – ни одной ошибки!
    Как быть? СтОит ли заучивать ответы наизусть? СтОит ли заучивать топики наизусть и компоновать их в соответствии с заданиями? Но тогда это будут зазубренные тексты, не так ли? Нам же нужно спонтанное течение речи, чтобы это не выглядело, как заученное, бездумное “высказывание”, верно?

    Благодарю за ответ.

    С уважением,
    Юлия.

    1. Юлия, добрый день!
      Постараюсь помочь:
      1) Задание 1, чтение вслух. Разберите основные правила чтения (можно по моим правилам в статьях, можно брать проблемные звуки и буквосочетания из English Pronunciation in Use, Tree or Three), повторять их каждое занятие, пока не отложится в голове. Если путает слова и предлоги – читать не на время, а сначала медленно, с указкой, водя по строчкам. Посвящать этому минут 5-10 на каждом уроке. Как перестанет путать слова, постепенно ускоряться и как станет совсем уверенно читать – только тогда на время.
      2) Задание 2. Здесь я предлагаю собрать по темам возможные вопросы (они там повторяются) и также минут 5-10 отрабатывать на каждом занятии. Также не торопясь, главное – чтобы ученик научился слышать вопрос, хорошо его понял (тут их можно попробовать записывать на слух) и отвечать теми же словами, только правильно формулируя утвердительное предложение. Например, вопрос: What book would you recommend your friend to read and why? Ответ: I would recommend my friend to read … because … Здесь не нужно никакой супер-лексики, главное – правильная грамматика. Если не получается – пусть пробует прописывать и вопрос, и ответ, и учиться правильно грамматически строить предложение.
      3) Ну а в третьем как во втором задании – набор тем ОГЭ ограничен, поэтому лучше пробовать именно заучить базовый список тем с примерными пунктами ответа. То есть, также берете тему, например, спорт, и заучиваете ответы на вопросы:
      – why healthy lifestyle is so popular now
      – what you do to keep fit
      – how often you do sports
      – what sports are popular with teens in your region
      – what sports facilities there are in your town
      Фактически, это тоже самое задание 2, только здесь ученик не опирается на вопросы, а говорит сам, разбавляя свой ответ связками in my opinion, that’s why etc.
      И когда пройдете тему, берите похожие задания с ФИПИ или из книги Мильруда и тренируйтесь. Все равно каждый ответ не получится полностью воспроизвести по памяти, потому что они варьируются. И комиссия экспертов на каждый экзамен старается придумать что-то новое, чего еще нигде не было, так что ответ вряд ли получится заученным.
      Надеюсь, помогла!
      Если еще будут вопросы – обращайтесь!

      1. Ирина, здравствуйте, ещё раз. На сайте РешуОгэ вижу вот такие варианты устного задания:
        You play the part of a student in an international language school. You see your classmate Leonora/Leo near the school. It’s unusually cold for a summer day but you stop for a chat.

        • Comment on the weather.
        • Answer your classmate’s questions about the weather and winter activities in your home town.
        • Answer the questions about school uniform.
        • Reject any invitation for the rest of the day. Give an excuse.

        You begin the conversation. The examiner will play the part of your classmate.
        Remember to
        1. mention all the four aspects of the task.

        2. take an active part in the conversation and be polite.

        Это – что такое? )) Это будет в ОГЭ, к этому вообще надо готовить? Я видела их в прошлом году, но ни разу не слышала, чтобы они попались на ОГЭ-2016…

      2. Ещё раз здравствуйте, Ирина! Снова очень нужно Ваше экспертное мнение.

        Официальная учительница в школе у этого студента заставляет их учить топики размером с лист А4 (сплошной текст!) и рассказывать их за 2 минуты. А потом ругается (to put it mildly), что они не укладываются. На увещевания не реагирует, мотивируя тем, что диплом о педагогическом образовании и запись в трудовой именно у неё.
        Это что такое?..
        0_о
        Кто из нас с ума сошёл: она или я?
        Ведь, например, в книге, которую Вы рекомендовали для подготовки сказано: “10-12 предложений”!
        http://www.labirint.ru/books/549604/

        И, ведь, она – настаивает!
        Что делать?
        0_о

        1. Юлия, еще раз здравствуйте!
          Подчеркиваю – я не эксперт ни ОГЭ, ни ЕГЭ, просто занимаюсь подготовкой к этим экзаменам.
          Я думаю, с учительницей спорить бесполезно, лучше соглашаться и учить топики формата А4, понимая, что это – не то, что нужно будет на экзамене.
          На экзамене (как и написано в заданиях на сайте ФИПИ) действительно нужно сказать 10-12 предложений, больше 9-классник вряд ли успеет.
          Учителя ученик все равно не переспорит, лучше и ему, и учительнице не тратить нервы на бесполезное=)

          1. Ученик-то понимает, что это – бесполезное; а, вот, она – нет )))
            У Вас на сайте есть же где-то ссылка на инструкцию ФИПИ именно по Говорению?

  6. Здравствуйте! спасибо за подробное разъяснение. Не подскажете, где можно найти все применрные ответы на задание С3 для подготовки к ОГЭ? Спасибо!

    1. Анна, добрый день!
      К сожалению, я нигде не видела подобных примеров ответа на задание С3 ОГЭ. На задания к ЕГЭ они есть в книге Вербицкой Effective Speaking, а на третье задание к ОГЭ… не видела нигде.

    1. Рита, не нужно. Аргументов тут два:
      1) В задании ничего не написано про описание картинки (в отличие, например, от Устной части ЕГЭ, где в том задании, где нужно написать картинку так и написано: “give a brief descritption of the photo”)
      2) В критериях оценивания задания ничего нет про описание картинки, вот цитата с сайта ФИПИ: “Задание выполнено полностью: цель общения достигнута; тема раскрыта в полном объёме (полно, точно и развернуто раскрыты все аспекты, указанные в задании)”. Тут тоже ничего не говорится о картинке и о том, как правильно ее описывать

    1. Добрый день!
      Нет, черновики не дадут, да и записать Вы ничего не успеете, потому что если начнете записывать, не уложитесь во время – там по времени вы как раз успеете продумать, о чем говорить будете. Если начнете записывать, просто не успеете обдумать все аспекты задания.

  7. Здравствуйте. Меня зовут Наталия. Готовлюсь сдавать ОГЭ. Подскажите, пожалуйста, можно ли на экзамене делать свои пометки, записи, при обдумывании монологического высказывания. Надеюсь на ответ.

  8. Скажите, пожалуйста, если ученик превышает объем высказывания до , скажем, 14-15 предложений, но укладывается по времени, это будет отражаться на полученном бале?

  9. Ирина, добрый день! Спасибо Вам большое за блог. Готовила только к егэ, а в этом году одни огэшники. Стала делать устную часть с диалогом, впала в ступор. Вопрос:Сколько тебе лет, а на ответ 40 секунд. Ребенок ответил и сидит, глазами хлопает. Пыталась найти где-то информацию, надо ли что-то еще добавлять, например, день рождения, чтоб убрать паузу. Нет информации. Вот у Вас нашла.
    Еще хотела поделиться. Очень приглянулась мне книжка ‘Готовимся к устной части’ О. Н. Суханова, Н. А. Юсупова.

    1. Лидия, добрый день!
      Все правильно, ничего добавлять не надо – просто молчать оставшееся время)
      Спасибо за рекомендацию, посмотрю эту книгу!

  10. Ирина, добрый день! Подскажите, может быть вы в курсе, готовлю ученицу к ОГЭ и она мне сказала, что школьный учитель им говорит в Задании 2 устной части на вопрос “How old are you?” они должны все отведенное время что-то говорить, то есть ответить на вопрос, а потом рассказывать о себе, когда родился итд. Ведь это не так? Впервые с таким столкнулась. Спасибо за ответ.

  11. Добрый день,
    большое спасибо за статьи и за отличные диалоги с разбором нюансом. Можно внесу вопросы-комментарии по обсуждению выше?
    1. Смутили конструкции в Вашем примере, Ирина: What book would you recommend your friend to read and why? Ответ: I would recommend my friend to read … because
    Насколько помню фразы suggetst и recommend строятся по-другому. А данный вопрос появляется чуть ли не всегда последним в Зад2, верно?
    What would you recommend your friends do to improve your English? (без to)
    I would recommend he does…. – Насколько помню, именно так строится + другие грамматические конструкции возможны, но в вопросах упорно только эта , как вижу в примерах с fipi

    2. Учитель, который заставляет заучивать топики наизусть. Могу быть не права, но поддержу здесь ее. На экзамене Топик встретится ученику в Письме, в Устной части 2, в Устной части 3 (разные топики, судя по всему, но все будут по списку Кодификатора), причем разные вопросы по нему, а не строго 10-12 предложений. Поэтому я бы учила с учеником больше фраз и предложений по теме, чем 12. Может быть, не сплошной мелкий текст А4, но крупный шрифт на лист А4 вероятнее всего. Лишь мое мнение, я не эксперт, но пошла бы этим путем. Что-то потом ему точно поможет, когда выучены готовые выражения по теме. Уж перестроить он сможет на месте. И поможет в этом подготовка финальная – устные ответы на конкретные вопросы с fipi, например.
    Очень полезные статьи у Вас, Ирина, повторюсь, спасибо

    1. Добрый день!
      1) Насчет recommend – может, прослушала неправильно и записала. Если в вопросе было “recommend do”, то и отвечать нужно с той же структурой, согласна. Но конструкция с to тоже не ошибочная: “If the person who is to take the action is expressed, Recommend takes either a that clause or an infinitive:
      I recommend that you read this carefully.
      I recommend you to read this carefully.”
      2 и 3) Чем опасны эти топики – ученик может на нем зациклиться и на экзамене “говорить/писать по шаблону”, давая неточные ответы на вопросы, а за это снизят баллы. Топики хороши, когда ученик плохо слова связывает и не знает, что вообще сказать, чтобы было хоть что-то, от чего плясать. А если он может говорить, то я бы их не стала давать. Но это мое личное мнение, каждый учит по-своему, никому ничего не запрещаю)

  12. Спасибо огромное! очень приятно получить ответ.
    Есть ученик , остался год до ОГЭ. Занимался только грамматикой, довольно глубоко, с этим проблем не будет. Словарный запас на уровне общего понимания. Знаю, что болтал с носителем по скайпу, но без системы, речь понимает, что-то говорит. Но по текстам и переводам очевидно, что запас слов пока не достает до уровня ОГЭ, иногда неожиданно довольно простых слов не знает.
    Моя задача как раз натаскать по темам, чтобы не сложно было в них ориентироваться на экзамене и не сложно строить “готовые” предложения, ответы. Он достаточно взрослый, чтобы не шпарить “шаблонами”, а отвечать логично. Но выражения, фразовые глаголы и т.п. – все это поднимать почти с нуля. Что бы Вы посоветовали использовать для подготовки за год?
    спасибо огромное заранее

  13. Имею в виду Лексику в активе , необходимую для ОГЭ. Прежде всего, Устную часть, да, но лексика понадобится везде, в части Аудирование, например, тоже.
    С пониманием речи – в целом ок,
    С грамматикой – ок
    Мальчик сильный, английский у него в принципе второй язык по школе , ко мне пришел поздновато. Хотелось бы получить 5. Если грубо и схематично – то страдает именно Лексика и ее использование.

  14. Добрый день! Подскажите пжста такой технический момент, если знаете: когда ученик на экзамене отвечает свой монолог 2 минуты он на компьютере видит отсчет секунд, видит, сколько времени у него остается?

  15. ->стараюсь вызвать чувство стыда и желание в следующий раз справиться лучше.
    Это так не работает. Вы допускаете логическую ошибку. Стыд не имеет ничего общего с желанием “справиться лучше”! Почитайте пожалуйста исследования Даниэля Канемана. В частности о регрессии к среднему и эффекте ореола. Потому что пока, используя такой метод, вы делаете только хуже и никому не помогаете…

      1. Ну так исправляйте это That’s all WHAT I wanted to say. Вижу, Вы не различаете в русском косвенное местоимение ЧТО и вопросительное местоимение ЧТО. Они для Вас равнозначны, и Вы проецируете это на английский, не различая косвенное местоимение that и вопросительное местоимение what. И даже гордитесь этим…

Добавить комментарий

Необходим вход через сторонние сервисы для добавления комментариев.
Регистрируясь на сайте вы принимаете условия пользовательского соглашения и соглашаетесь на обработку персональных данных