Сегодня продолжаем разговор о письменной части ОГЭ “Грамматика и лексика” и остановимся на задании, посвященном словообразованию. В общем государственном экзамене эта часть немного легче аналогичных заданий в ЕГЭ, так что все, что написано в этой статье, будет верно и для готовящихся к ЕГЭ.
Лексика
Задания 29 – 34 направлены на знание словообразующих приставок и суффиксов, а также кучи слов.
Оно является проблемным, потому что:
- Очень маленький процент учащихся 9 класса знает всю необходимую лексику для сдачи ОГЭ.
- Еще меньший процент имеет какое-то представление о словообразовании при помощи приставок или суффиксов кроме интуитивного.
Ученикам рекомендую следующий алгоритм действий:
- Прочитать все предложение и внимательно посмотреть, что окружает пропуск. На основании окружения делать выводы о частеречной принадлежности.
- Желательно еще его перевести, чтобы быть точно уверенным в части речи и смысле слова (он может оказаться прямо противоположным, то есть вам потребуется отрицательная приставка или суффикс).
- Думать над выбором суффикса, если нужное слово неизвестно.
Советы
Как понять, что за часть речи перед нами? По подсказкам в предложении и местоположению пропущенного слова.
Рассмотрим подсказки, которые помогут нам сделать вывод о нужной части речи!
Существительное:
- В самом начале предложения перед сказуемым (________ is a sign of bad character. RUDE)
- После прилагательного (She has a very pleasant ________. PERSONAL)
- После существительного в притяжательном падеже (This is everyone’s _____________. RESPONSIBLE)
- После артикля (I love autumn because of the _________ of its coour. RICH).
- После предлога (People complain about the lack of ____________. CREATIVE)
- После местоимения (I love her _________. BEAUTIFUL)
- После числительного (There were more than 1000 _________. COMPETE)
Плюс надо понять, в единственном или множественном числе стоит существительное. Это можно понять по артиклю или форме глагола.
Глагол
- После существительного в роли подлежащего (Travel _______ the mind. BROAD)
- В начале повелительного предложения (Let’s _________ and make a conclusion. SUMMARY)
- После вспомогательного глагола (We will _______ all your dreams. REAL)
- После частицы to (We are going to _________ it. FULFILLMENT)
Прилагательное
- Перед существительным и обычно после артикля (It was a _______ road. DIFFICULTY) или после другого прилагательного (My brother likes wearing big ______ trousers. BAG) или после предлога (Everything is ready for __________ elections. PRESIDENT)
- Как составное именное сказуемое после глагола-связки быть (It was absoutely _______. TASTE) или после другого глагола (The food looks __________. TASTE)
Наречие
- После глагола (We arrived ________ on the shore. SAFE)
- В начале предложения как вводное слово (____________, we were lost. OBVIOUS)
Ну, и после выполнения следует проверить правильнописание всех вставленных слов. А также помнить, что в экзаменационный бланк все они будут записываться ЗАГЛАВНЫМИ буквами.
Пример
Наша любимая демоверсия, разбираем:
- People travel a lot nowadays. Planes are considered to be the most __________________ means of transport but for some people airports can be a nightmare.
COMFORT
Перед пропуском стоит the most – показатель превосходной степени прилагательного, после него – существительное means, значит из существительного comfort нужно сделать прилагательное comfortable (очень легкое, ученик его должен знать). - There are __________________ queues when you check in and you waste lots of time if your flight is delayed.
END
Перед пропуском стоит вводная конструкция there are, после – существительное queues (понять, что это существительное, можно по окончанию s и позиции в предложении), значит в пропуске должно быть прилагательное. “Endful? Endable?”, думает ученик. Что-то не то. Надо переводить предложение, для уверенности. Отлично, если он знает, что такое waste lots of time, а если нет – можно догадаться о смысле из слов lots of time. Прилагательное должно иметь отрицательный смысл, а за него отвечает суффикс -less – endless. - However, there are some airports where you can __________________ enjoy yourself.
ACTUAL
Перед пропуском – модальный глагол can, после него – снова глагол enjoy. Что может идти между? Правильно, наречие, которое всегда сопутствует глаголам. Сделать наречие элементарно – надо добавить к прилагательному суффикс -ly: actually. - For example, you’ll never be bored at Hong Kong’s international airport. There are thousands of people from __________________ countries here but the passengers never experience any problems because everything is well organised.
DIFFER
Перед пропуском стоит предлог, после – существительное, перед нами – снова прилагательное, причем очень легкое: different. - There are attendants in red coats, who help you to get from one place to another. It’s very good for people with no sense of __________________. DIRECT
Снова легко – перед пропуском предлог, однозначно существительное: direction. - The attendants are always very polite and __________________.
HELP
В этом предложении есть подсказка – союз and, показывающий на однородные члены предложения. Polite – прилагательное, значит нам нужно еще одно прилагательное: helpful.
Тренировка
С изучением слов что делать и ежу понятно – проходишь учебник, осваиваешь новые лексические темы, учишь и употребляешь новые слова (причем записывать их в словарик лучше с полным частеречным рядом, например beauty – beautiful – beautifully и, в идеале, придумывать еще предложения с каждым, чтоб лучше отложилось). Кстати, вот отличный онлайн словарь для этих целей.
А вот приставки и суффиксы придется учить, выделив на это время на занятии и дома.
Покупайте план ОГЭ, который помог более 1.000 преподавателей по английскому подготовить своих учеников на высокие баллы
P.S. Больше про разделы ОГЭ читайте тут:
Аудирование
Чтение
Грамматика
Лексика
Письмо
Устная часть-1
Устная часть-2
Устная часть-3
Очень полезные советы! Мой сын в этом году сдает ОГЭ по английскому! Очень за него переживаю! Страдает грамматика и лексика! Будем заниматься по вашей методике! Очень хотелось бы с вами познакомиться и репетиторством случайно индивидуально не занимаетесь!? Как вас найти!
Инна, добрый день! Удачи на экзамене) Я занимаюсь репетиторством индивидуально, но сейчас в расписании нет мест. Вы можете написать мне на Irene-schmidt@4languagetutors.ru и я запишу вас в свой wait-list, если вам не срочно.
Насчет глаголов и их суффиксов: попадаются крайне редко, что в ОГЭ, что в ЕГЭ.
Согласна