Аудирование на ОГЭ

Продолжаю цикл статей о подготовке к ОГЭ по английскому языку. Сегодня рассмотрим первый раздел – “Аудирование”.

Общая информация

“Аудирование” включает в себя три задания разной степени сложности – первое рассчитано на тех, кто хоть что-то понимает по-английски (основная мысль высказывания), второе – на тех, кто понимает немного больше (понимание основной информации с некоторыми деталями) и последнее уже для тех, кто долго и упорно готовился к экзамену и может вникнуть в нюансы записи (детальное понимание услышанного).

Набрать за все это можно максимум 15 баллов, а длится запись около 25 минут.

Общие советы

Как только на экзамене получили листок с аудированием, настоятельно советую не слушать инструкцию (если вы готовились к экзамену, итак все знаете), а сразу читать предложения и думать о возможных вариантах ответа.

При первом прослушивании отметить “понравившийся” вариант, на втором – проверить. И, даже если не уверен, все равно отметить какой-нибудь ответ – авось попадешь.

Задание 1: диалоги

Диалог
Здесь ученик будет слушать 4 диалога, ответы на которые надо записать в таблицу в том порядке, в котором они звучали. Один диалог – лишний. Соответственно, набрать можно 4 балла. На ЕГЭ такого задания не будет.

Как это сделать?

Советую прочитать все 5 вариантов (перевод мест действия диалогов должен быть ясен даже троечнику) и попытаться спрогнозировать, о чем могут говорить в каждой ситуации. И во время слушания искать слова, подтверждающие догадку.

При определенной тренировке задание щелкается, как орех.

Пример

В качестве примера взяла демоверсию ОГЭ с сайта ФИПИ.

Ученик перед прослушиванием сидит и называет, что там может быть:

  1. In a park – grass, trees, walk
  2. In a shop – buy, money, food
  3. In a vet clinic – cat, dog, pet, doctor
  4. In a hotel – room, service, food, restaurant
  5. At a party – food, drinks, dance, music

А во время прослушивания пытается искать. Если какой-то диалог не понял, действуем методом исключения – вычеркиваем, что уже угадал и что точно не подходит (не верю, что нельзя понять ни одного слова из диалога, очень они простые).

Послушать запись к этому заданию можно здесь.

Задание 2: высказывания

высказывания

Здесь 5 высказываний, которые надо соотнести с говорящими. Второе задание отличается от первого тем, что все высказывания в нем подчинены одной теме (еда, музыка, предметы в школе, транспорт и т.п.). И надо уловить различия. И записать все, как звучало по порядку. Одно высказывание будет лишним. Максимум можно заработать 5 баллов. Такое же задание есть в ЕГЭ.

Как это сделать?

Прочитать утверждения, отметить ключевые слова, отличающие их от остальных высказываний, и подумать, что может говориться про каждое, а потом искать их в записи.

Это задание уже не такое легкое, надо внимательно слушать и концентрироваться на понятных словах, отметая незнакомые.

Пример

Жирным выделены ключевые слова, через дефис – возможные фразы на записи:

  1. The speaker talks about his/her favourite subject. – Favourite, like, subject.
  2. The speaker talks about his/her after-class activities. – Activities, games, music, drama, football, etc.
  3. The speaker describes his/her school classroom. – Desk, board, chair, poster, computer, book.
  4. The speaker explains how to use the school library. – Books, catalogue, librarian, desks.
  5. The speaker describes a school book exhibition. – Books, interesting.
  6. The speaker explains what his/her friend is angry about. – Friend, angry. doesn’t like, because.

Послушать запись к этому заданию можно здесь.

Задания 3 – 8: детали

Детали
Последнее, как всегда, самое сложное – в заданиях 3 – 8 нужно четко уловить все детали сказанного. И потом ответить на вопросы по тексту. Дают за правильное выполнение 6 баллов. Такое же задание есть и в ЕГЭ.

Как это сделать?

Прочитать внимательно предложенные варианты и отметить, что нужно будет услышать.  Здесь следует быть осторожным, иногда в тексте обсуждаются все варианты, а верен только один. Иногда говорится про неверный напрямую, а за правильный вариант отвечает синоним, который ученик может не знать.

Это задание очень похоже на второе задание чтения.

Пример приводить не буду, потому что этап работы с текстом до прослушивания сводится к чтению вопросов и запоминании, что должны услышать на аудио. Вы сами можете скачать и потренироваться здесь.

Тренировка

Как правило, аудирование – это “больное место” у большей части учеников, потому что не все учителя уделяют достаточно внимания прослушиванию записи на уроке. И к этой части на экзамене можно подготовиться только слушая, слушая и еще раз слушая.

Если Ваш подопечный даже с первым заданием не может толком справиться, нужно уделять немного времени аудированию на каждом занятии. И периодически давать задания слушать дома (например, с сайта ФИПИ или приобрести себе специальное тренировочное пособие, соблюдая формат экзамена – включил запись и делает вместе с ней).

Эти книги я рекомендую, т. к. в них есть еще и устная часть в новом формате:

В следующих книгах говорение идет в старом формате, но аудирование там именно такое, каким оно представлено на экзамене сейчас:

                                       

На этом все, всем удачи в подготовке к экзамену!
P.S. Больше про ОГЭ можно прочитать по следующим ссылкам.
Про разделы и стратегии их выполнения:
Устная часть-1
Устная часть-2
Устная часть-3
Чтение
Грамматика
Лексика
Письмо
А также:
Как начать готовить к ОГЭ
Видеообзор учебников для ОГЭ
План подготовки к ОГЭ

14 thoughts on “Аудирование на ОГЭ

  1. Ирина,отличный пост! Аудирование-слабое место почти что всех,а твое видение проблемы и советы как раз кстати!!!Спасибо!

  2. Имела опыт работы по пособию Фоменко по подготовке к ОГЭ – не понравилось вообще. Куча ошибок, чтение на мой взгляд сложнее, чем в других пособиях, а что касается аудирования – пауз нет вообще и весьма странное произношение… Но это мои впечатления, может, другим нравится.

    У меня к Вам вопрос: я готовлю к ОГЭ и ЕГЭ первый год. Купила 30 вариантов Гудковой и Терентьевой, а там ссылка только на первые 5 вариантов аудирования. Я так поняла, это не единственное пособие с такой проблемой. Я, конечно, понимаю, что есть тексты аудирования в конце книги, и мне в принципе не лень начитать все это на диктофон, но ведь один и тот же голос, читающий диалоги за разных людей, да и вообще от варианта к варианту повторяющийся голос репетитора совершенно не способствует хорошим результатам на экзамене! Подскажите, как Вы справляетесь с этой проблемой?

    1. Юлия, я, если честно, из Фоменко брала только пару заданий из раздела “Грамматика и лексика”, остальными не пользовалась, как-то в основном с ФИПИ хватало.
      Насчет Вашего вопроса – я беру аудирование с ФИПИ, из книги Макмиллан Вербицкая, Манн “Тесты для подготовки к ГИА” и Соловову “Практикум” и “Типовые экзаменационные задания”, они все есть в свободном доступе, и везде с аудированием.
      С книгой Гудковой познакомилась только в этом году, когда ученица ее принесла из школы, потому что им учительница сказала купить. Там не только нет аудирования, но и задания, по крайне мере из раздела “Чтение”, мне показались сложными для уровня B1. И некоторые очень двусмысленные – Гудкова пишет один ответ, а логика подсказывает другой.
      В общем, сомнительный для меня компетенции автор Гудкова, осторожней с ней=)
      Если у Вас еще возникнут вопросы – пишите!

      1. Спасибо, я тоже замечала у Гудковой в чтении ответы, не совпадающие с логикой, переживала, что подобное может встретиться на экзамене и грешила на свою некомпетентность… спасибо, присмотрюсь к Макмиллану!

        1. Юлия, сложность экзамена более-менее представлена только на сайте ФИПИ! Не за что, обращайтесь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписка на блог
У блога уже 1,090 друзей