“Этот… галчонок… у меня рубль олимпийский украл! Его надо немедленно в поликлинику сдать, для опытов!”
А вопрос о том, как готовить к заданиям 30-36 из раздела “Грамматика и Лексика” на ЕГЭ по английскому языку, украл у меня немало нервных и мозговых клеток. И в этой статье я объясню, кто виноват почему и что с этим самым заданиям делать. А также дам советы по подготовке и порекомендую учебники, которые помогут эту подготовку осуществить.
Общая информация
Если задания 19 – 24 и задания 25 – 29 относятся к базовому уровню сложности, то задания 30 – 36 – к повышенному, поэтому на ОГЭ по английскому языку похожих заданий нет. Максимум за правильные ответы ученик может получить 7 баллов, по баллу за каждый вопрос.
В этой части экзамена составители предлагают экзаменуемым связный текст с пропусками, в которые нужно вставить правильный вариант из предложенных четырех. То есть, если правильный ответ неясен, его можно угадать, в отличие от двух других заданий этого раздела. Пропущенные слова должны подходить по смыслу, сочетаемости или грамматическому оформлению к своему окружению. Проще говоря, в этом задании проверяется знание:
- значений слов и их синонимов/омонимов
- предлогов, которые употребляются с этими словами
- как слова сочетаются друг с другом
- фразовых глаголов и идиом
Я бы рекомендовала на экзамене тратить на эту часть не более 10 минут.
Как выполнять задания 30 – 36
Советую следующий алгоритм действий:
- Знакомимся с текстом, смотрим на пропуски и прикидываем, какие варианты могли бы подойти (можно пока не смотреть на предложенные варианты, а подумать, что бы вы сюда подставили).
- Внимательно читаем текст, отмечая подходящие ответы.
- Проверяем себя, заново все перечитываем.
- Переносим в бланк ответов и проверяем правильность перенесенного.
Поподробнее про пункт 2.
Как и во всем экзамене, тут есть задания полегче, есть посложнее. При ответе на каждый, даже самый легкий вопрос, рекомендую рассказывать себе или попугаю (когда делаем самостоятельно) и учителю или его попугаю (на занятии), почему остальные варианты ответа не подходят. Еще очень полезно прочитать предложение и подумать, какой у него смысл и соответствует ли ему выбранное слово.
Если вариант ответа неизвестен – вычеркнуть совсем неподходящие и выбирать из оставшегося. Не удастся обосновать выбор – пишем ответ, который лучше звучит – память поможет выбрать тот, который где-то когда-то слышали или читали. А может и не поможет.
Если в ответах даны 2-3 похожих варианта, то, скорее всего, правилен один из похожих и составители проверяют знание различий между синонимами или омонимами. Например:
Powerful new telescopes are _______ to infrared radiation.
1) sensible 2) sensitive 3) appropriate 4) suitable
Первые два слова звучат похоже и не все ученики знают разницу между ними. На этом их и рассчитывают “поймать” составители теста. Sensible переводится как разумный, sensitive – чувствительный, восприимчивый. Подходит ответ №2.
И не стоит забывать о грамматике! Редко, но бывает, что предложенные варианты различаются грамматической формой, например:
Sarah refused to give up …
1) smoke 2) to smoke 3) smoking 4) to smoking.
Правильный выбор будет зависеть от слова, которое стоит рядом с пропуском. Здесь это фразовый глагол give up, а мы знаем, что после фразовых глаголов нормальный глагол приобретет окончание -ing.
Пример из демоверсии 2023
Задание 30 проверяет знание различий между confusing verbs и если ученик не знает их значения, придется угадывать. Как правило, ребята справляются здесь со всем кроме ensure, так что учим их действовать методом исключения
В следующем нужно знать linking words and phrases, чтобы к according подставить нужную частицу to, она написана как раз после пропуска. Чтобы затренировать эти слова и другие, необходимые для правильного выполнения раздела, очень советую вот эту книгу по лексике.
Задание 32 про классику – разницу между speak/tell/talk/say, это различие тестируют почти каждый год, поэтому учим “намертво”.
Для правильного выполнения задания 33 нужно просто было пройти с учениками конструкцию used to, и тогда все вопросы здесь отпадут.
В номере 34 снова приветствуем confusing words, но здесь легкий правильный ответ, который, как правило, знают все школьники.
Следующее задание – про сочетаемость. Её, кстати, можно и загуглить (увы, не на экзамене). Вбиваем в поле для поиска make you feel, и гугл дает нам сразу несколько вариантов с фразой. Значит, это – существующая коллокация и пишем её в поле для ответов.
И в 36-м снова про linking words and conjunctions, разобраться с которыми поможет книга по лексике.
А вот правильно заполненный бланк с ответами на задания 30 – 36:
Советы по подготовке
После всего написанного, думаю, понятно, что задание на знание лексики не зря имеет повышенный уровень сложности. И при подготовке к нему нельзя, как в случае с грамматикой или словообразованием, выучить все правила и суффиксы и научиться их применять, потому что составители экзамена не ограничиваются определенным набором слов, который был бы написан в официально источнике.
Для успешного выполнения этой части ЕГЭ по английскому языку советую:
- После каждой пройденной лексической темы намертво учить слова, их синонимы-омонимы, предлоги иже с ними и сочетаемость, а также идиомы и фразовые глаголы. Как учить? Выписывать, забивать в Quizlet, составлять предложения, делать переводы, употреблять в сочинениях и рассказах по теме.
- Читать художественную литературу, выписывать незнакомые слова-словосочетания и опять составлять-пересказывать-писать-говорить предложения с ними. Смотреть любимые сериалы на английском, ролики на ютюбе, слушать песни. Даже если нет времени на работу со словами, все равно смотреть-слушать-читать, на экзамене память может “выстрелить” и подскажет, что вот это вариант “звучит лучше”. На самом деле, не звучит так лучше, просто вы это уже где-то видели, и в голове увиденное закрепилось.
- Пройти наиболее используемые confusing words, collocations, linking words, synonyms, verbs/adjectives/nouns + prepositions (у меня эти моменты вписаны в книгу по лексике)
И, понятно, тренировать. Для тренировки рекомендую упражнения с сайта ФИПИ
Если вы этого еще не сделали – покупайте план ЕГЭ, который помог более 1.000 преподавателей по английскому подготовить своих учеников на высокие баллы
P.S. Про разделы и стратегии выполнения заданий ЕГЭ можно почитать статьи:
Аудирование или задания 1 — 9
Чтение или задания 10 — 18
Грамматика или задания 19 — 25
Словообразование или задания 26 — 31
Лексика или задания 32-38
Личное письмо или задание 39
Проект или задание 40
Устная часть. Задание 1
Устная часть, Задание 2
Устная часть, Задание 3
Устная часть, Задание 4
Спасибо!
Здравствуйте, я бы хотела уточнить один момент, в этих заданиях встречается глагол “Depend” и даются предлоги, всегда с этим глаголом будет предлог “on” или возможны и другие варианты как: at/in/of просто во всех мною проверенных вариантах у Вербицкой “depend on”. Аналогичный случай с глаголами: “Took – used – held – kept” то есть, всегда вариант used?
Добрый день! Уточните – вы ученик или учитель, который готовит к экзамену?
Я начинающий репетитор
Поняла. Глагол depend всегда идет с предлогом on (это можно понять, открыв первую страницу в Гугл по запросу “depend meaning”).
Ответ на второй вопрос – нет, не всегда будет один и тот же глагол. Все зависит от смысла предложения.
Будет ли ошибка в зад лексика и грам e.g. marvelous Am. E
Нет
Спасибо огромное!
Доброго времени суток. Может быть есть список всех фраз хотя процентов 90 которые точно могут попасть в Егэ в заданих 32-38 и может словообразование еще? 🙏
Добрый день, это все фразы уровней A1-B2, потому что в ЕГЭ проверяются рандомные фразы и слова этих уровней) Именно поэтому такие списки никто не составляет
Здравствуйте, Ирина! Спасибо за интересную статью! Подскажите, правда ли, что из тестовой части убрали фразовые глаголы? Просто я искала в кодификаторе этого года и не нашла, только одно: “Употреблять предлоги во фразах, выражающих направление, время, место действия ” – не уверена, они ли это, кроме того, в предыдущие годы вы писали о них в разборе тестовой части, а в этом – не упоминаете
Извините, только сейчас увидела, что в статье они упоминаются…
It’s ok)