Устная часть ЕГЭ. Задание 4

Последнее задание в устной части ЕГЭ, или “обоснование выбора иллюстраций к проектной работе и выражение своего мнения по её проблематике” – еще один “лакомый” кусочек, потому что принесет ученику на экзамене 10 баллов при правильном выполнении. Читайте, как его сдать на максимум 👇🏻

Вот так оно выглядит на экзамене:

Легенда такая, что вы с другом делаете проект по одной из тем, которые обозначены в кодификаторе ЕГЭ, нашли две картинки для иллюстрации и рассказываете ему в голосовом сообщении, почему они такие классные и так пригодятся для вашего проекта.

Кстати, вот эти самые темы из кодификатора:

  • Повседневный жизнь и быт, распределение домашних обязанностей в семье. Покупки
  • Жизнь в городе и сельской местности. Проблемы села и города.
  • Общение в семье и школе, семейные традиции, межличностные отношения с друзьями и знакомыми
  • Здоровье и забота о нем, самочувствие, медицинские услуги. Здоровый образ жизни.
  • Досуг молодёжи, посещение кружкой, спортивных секций, клубов по интересам. Переписка
  • Путешествие по своей стране и за рубежом, осмотр достопримечательностей
  • Природа и проблемы экологии
  • Современный мир профессий, рынок труда
  • Высшая школа и продолжение школьного образования
  • Выбор профессии
  • Роль иностранного языка в современном мире
  • Школьное образование. Изучаемые предметы. Каникулы.
  • Новые информационные технологии
  • Праздники и знаменательные даты в различных странах

Если вас пугает этот список, то вы можете приобрести план подготовки к ЕГЭ, с которым вы подготовитесь к каждой из этих тем и будете знать, о чем говорить в этом задании и какую лексику для этого использовать.

Готовиться к этому заданию вы будете 2.5 минуты, а на само говорение отводится 3 минуты. Если вы закончили раньше, то все ок. Главное, чтобы осветила все пункты плана и не наделали ошибок.

Критерии оценивания

Как обычно, вначале посмотрим на критерии из официального документа:

А потом я вам им поясню:

Решение коммуникативной задачи (содержание)

Чтобы получить максимум за этот критерий, нужно:

  • Сказать 12-15 фраз, то есть 3-4 фразы на каждый пункт плана. Если вы скажете больше, по делу, правильно и уложитесь во время ответа (3 минуты) – никто вас не накажет. Но если скажете меньше – то увы. 10-11 фраз принесут вам 2 балла по этому критерию, 8 – 9 – 1 балл, до 7 фраз – 0 баллов. А если получите 0 за этот критерий, то и 0 поставят за весь ответ.
  • Ученик уложился во время
  • Ученик раскрыл все 4 пункта плана:

Организация высказывания

Чтобы получить максимум за этот критерий, нужно:

  • Не нарушить логику (то есть, переставлять пункты плана местами)
  • Сделать вступление с обращением к другу и сказать заключительную фразу
  • Использовать связки-переходы между пунктами плана
  • Использовать средства логической связи и не допустить в них ошибки

Теперь дам примеры фраз, которые нужно вставлять в ответ:

Вступление

  • Hi Yoda, how are you doing? I have sent you some pictures for our project “…” and I’d like to say a few words about them
  • Hi Joker, I’ve found 2 photos for our project and I would like to tell you about them

Краткое описание (1 пункт плана)

  • Let me start with describing the pictures. In the first one there is/are … In the other picture you can see …
  • Let me describe the pictures for you. The first photo shows … In the second photo you can see …
  • If you look at the photos, you will see that in the first picture there is/are … . There is/are … in the second picture
  • I have chosen these pictures because they perfectly illustrate our project …
  • These pictures are perfect for our project because they show/illustrate …

Различия (2 пункт плана)

  • Obviously, there are some differences between the pictures. In the 1st one …, BUT in the 2nd one …. APART FROM THAT, in the first picture …, WHEREAS in the other picture …
  • These photos are quite different. There is/are … in the first picture, while there is/are … in the second one.
  • As for the differences in the pictures, one can see that there is/are …
  • Talking about the differences, the key difference is that in the 1st picture …, while in the 2nd picture ….
  • This/These difference(s) justifies the choice of the photos as it highlights the topic of our project.

Достоинства и недостатки (3 пункт плана)

  • I believe that … presented in the pictures have their advantages and disadvantages.
  • I think that both … have their pluses and minuses. The great advantage of … is that … One of the key disadvantages of … is …
  • I believe that … presented in the pictures have their advantages and disadvantages. As for the …. Talking about …
  • Both … have their positive and negative sides. On the one hand, it is good … On the other hand, I believe that …

Мнение (4 пункт плана)

  • Personally, I … because …
  • In my opinion, … The main reason for this is the fact that …
  • As for me, I … because …
  • In conclusion, I would like to say that I consider …

Заключение

  • That’s all for now. Tell me your opinion about the pictures!
  • That’s it. Please, tell me what you think about these photos.
  • That’s all from me now, Please, get in touch with me and say what you think about the photos.

То есть, план ответа должен выглядеть вот так:

  1. introduction
  2. give a brief description of the photos (connected with the topic) + justify the choice of photos for the project
  3. say in which ways the pictures are different + justify the choice of photos for the project (2 черты – мой личный совет)
  4. mention the advantages and disadvantages (2 пункта – мой личный совет)
  5. express your opinion on the subject of the project (тема написана в задании)
  6. conclusion

А ученикам предлагаю вот такой ☠️ “скелет” ☠️ высказывания:

  1. Hi Yoda, how are you doing? I have sent you some photos for our project “NAME” and I’d like to say a few words about them.
  2. Let me describe them for you. If you look at the photos, you will see that in the first picture there is/are … . There is/are … in the second picture. I have chosen these pictures because they perfectly illustrate our project as they show …
  3. Talking about the differences, the key difference is that in the 1st picture …, while in the 2nd picture …. So, this difference justifies the choice of the photos as it highlights the topic of our project.
  4. I believe that … presented in the pictures have their advantages and disadvantages. As for the …. Talking about …
  5. Personally, I … The main reason for this is the fact that …
  6. That’s all from me now. Please, get intouch with me and tell me what you think about these photos.

Языковое оформление высказывания

Чтобы получить максимум за этот критерий, нужно:

  • Допустить не больше 3-ех НЕгрубых лексико-грамматических ошибок или 3-ех НЕгрубых фонетческих ошибок

Чтобы понять, что за НЕгрубая ошибка такая, дадим определение обратному термину. Грубая ошибка – ошибка, искажающая понимание высказывания – отсутствие согласования подлежащего и сказуемого (they am/ he have), неправильная постановка артикля (in background/ we see a people), употребление Present Simple при описании картинки, ошибка в элементарной лексике (dress вместо wear, watch вместо look at, beer вместо bear), произношение слова thing /θɪŋ/ как /sɪŋ/. По-простому, это грамматика, лексика и произношение слов, которые все знают уже на уровне Pre-Intermediate.

Пример ответа

А теперь, используя мою схему, приведу образец ответа на это задание:

  1. Hi Yoda, how are you doing? I have sent you some photos for our project “Life without gadgets” and I’d like to say a few words about them.
  2. Let me describe them for you. If you look at the photos, you will see that in the first picture there is a girl standing with a book in her hands in the middle of a library. There is a girl reading something from her tablet at home in the second picture. These pictures are perfect for our project because they illustrate life with and without gadgets.
  3. Talking about the differences, the key difference is that in the 1st picture the woman is studying without gadgets in the library with other people, while in the 2nd picture the girl is using an e-reader to learn and she’s alone at her home. So, this difference justifies the choice of the photos as it highlights the topic of our project.
  4. I believe that the two types of books presented in the pictures have their advantages and disadvantages. As for the e-reader, its biggest advantage is that it is compact and can be carried in your bag wherever you want, which is quite convenient while a traditional book can be quite heavy and not so easy to carry. Talking about health, we can say that printed books are less harmful for the eyesight than the electronic ones.
  5. Personally, I wouldn’t like to live without gadgets because I use gadgets at work, when I study, when I travel – everywhere. They make our lives much easier and more comfortable as they provide quick access to necessary information.
  6. That’s all from me now. Please, get intouch with me and tell me what you think about these photos.

(25 фраз)

У меня получилось прям высказывание высокого уровня. На экзамене вы можете говорить с использованием сложных грамматических структур и лексики, а можете – незаковыристо. Если соблюли все критерии и не сделали ошибок, ответ будет оценен на максимальный балл.

Основные ошибки

Теперь про основные “ляпы” учеников в этом задании.

В содержании:

  • забывают вступление и заключение
  • говорят не 2 черты отличий фото, и теряют по кол-ву фраз в ответе
  • не обосновывают, почему фото иллюстрируют содержание проекта
  • говорят мало фраз
  • повторяют идеи в разных пунктах и грамматические структуры с лексикой
  • забывают, что нужно назвать тему проекта, которая написана в задании (в нашем задании – “Life without gadgets”
  • не используют подсказку из 3-го пункта задания с advantages/disadvantages (в нашем примере – “the two types of books”)
  • забывают, что в пункте 4 у нас уже написана проблема, по которой нужно высказать мнение, и придумывают свою и/или используют другую формулировку (например, в задании написано “prefer”, а говорят “would prefer”, например в нашем задании нужно сказать –  “would like to live without gadgets”)
  • не укладываются во время и ученикам минусуют пункты, которые остались за пределами 3 минут высказывания

Последний пункт – прям типичное слабое место всех ЕГЭшников. Они очень долго не могут придумать, что сказать и как не повториться в идеях, и в итоге теряют время на записи ответа. Чтобы этого избежать, на первом этапе тренировки придерживаемся такого алгоритма подготовки: -> brainstorm карточки – прописываем ответ на это задание -> отчитываем -> заучиваем -> тренируемся с диктофоном. Если не получилось уложиться в 3 минуты, повторяем тренировку с диктофоном, пока не натренируем намертво.

Когда ученики запомнили схему ответа, уже ничего не записываем, тренируемся вживую на уроках. Если проблема повторяется, “долбим” проблемное задание, пока не получится уместить свой красивый ответ в эти ненавистные уже 3 минуты.

Некоторые репетиторы говорят, что начинают тренировать устную часть за 2 месяца до экзамена, чтобы не тратить на неё время в течение года. Я так не делаю, даже с учениками, с которыми занимаюсь больше, чем 9 месяцев до ЕГЭ. В моей практике надо хотя бы начинать её тренировать за полгода, пусть не очень усиленно, но нужно. Подкреплю примером. Недавно готовила к ЕГЭ девочку, с которой занималась 4-е года. В 2018 она сдала ОГЭ по английскому, потом экстернатом заканчивала 11 класс и сдавала ЕГЭ. Устную часть она не могла сделать мне на максимум около 3-ех месяцев.

В грамматике:

  • Используют Present Simple при описании того, что видят на фотографии – The children hold presents
  • Ставят неправильный предлог в словосочетании “in the picture/ photo” – there’s a family on/at the picture/ photo
  • Забывают артикли – “there is boy in the photo” или ставят неправильные. Например, первый раз сказали про этого мальчика “a boy”, и продолжают про него говорить с неопределенным артиклем, хотя второй раз нужно говорить “the boy”
  • Забывают окончание -s – “the photo show us children in the park”, или ставят его туда, где не нужно – “both pictures shows us …”

Нужно замечать, какие ошибки у ученика любимые и заставлять его контролировать себя. Можно задавать ему на дом сравнивать картинки, записывать себя на микрофон, слушать и отслеживать ошибки. Ну и вместе разбирать их на уроке.

На мой взгляд, задание совсем несложное, нужно просто выучить план ответа и хорошо его оттренировать.

Еще не забываем, что на экзамене вместе с учеником начнут сразу говорить еще несколько человек, которые сидят в компьютерном классе. Поэтому на занятиях полезно включать радио, или телевизор, когда ученик делает устную часть. Помогает справляться с звуковыми помехами на экзамене.

И еще

Пока не выпустили адекватных пособий для подготовки к этой части экзамена. И так как ФИПИ совсем недавно утвердило эту демоверсию, в интернете вы можете найти много неточной информации по этому заданию и фейков. Помните, самая точная информация – ТОЛЬКО НА ФИПИ.

Кстати, у эксперта на экзамене будет вот такая схема оценивания. Очень удобно!

Если вы этого еще не сделали – покупайте план ЕГЭ, который помог более 1.000 преподавателей по английскому подготовить своих учеников на высокие баллы

P.S. Про разделы и стратегии выполнения заданий ЕГЭ можно еще почитать:

Аудирование, задания 1 — 9
Чтение, задания 10 — 18
Грамматика, задания 19 — 25
Словообразование, задания 26 — 31
Лексика, задания 32 38
Личное письмо, задание 39
Проект, задание 40
Устная часть, задание 1
Устная часть, задание 2
Устная часть, задание 3

21 комментарий для “Устная часть ЕГЭ. Задание 4”

  1. Ирина, только сегодня перечитывала все последние ваши статьи на сайте и вижу прекрасную новость, сразу же села читать, буду с учениками делиться информацией. Спасибо за ваш труд и то, что делитесь

    1. Спасибо, Ирина! Отличный материал. Очень доступно и четко.

      Парочку комментариев:

      1. As for the e-book, its biggest advantage is that it is compact and can be carried in your bag wherever you want, which is quite convenient

      Здесь правильнее сказать e-reader, а не e-book – так как e-book – это книга в электронном виде, загруженная на e-reader

      2. В заключении Вы пишите we и пишите в целом про людей, а пункте плана сказано, что нужно объяснить свою личное предпочтение

        1. Спасибо! Очень четко теперь. У меня есть Инстаграм аккаунт @mr.wheelmaker и канал в Телеграме TATEFL

          Присоединяйтесь! )

        2. Спасибо)) а скажите, пожалуйста, в задание в первом и втором пунктах написано, что надо ответить на вопрос “justifying the choice of the photos” – надо ли отдельно пояснить это? Например, these photos are really good for our project because …

        3. Здравствуйте, Ирина, спасибо за детальный разбор. Меня тоже смущает фраза justifying your choice, не снимут ли балл, если не сказать что-то вроде these pictures are perfect for our project as the show… Или I’ve chosen these pictures because they both illustrate that…

        4. Здравствуйте, Ирина. Спасибо за Вашу работу. Я тоже думаю, что во втором и третьем абзацах нужен отсыл к justifying your choice. К сожалению, это добавляет 2 фразы, и в результате получается около 20 фраз. Ждем с нетерпением образец от создателей задания!

          1. Елена, я думаю да – нужно добавлять. Сейчас подставлю. В таком случае в 12-15 фраз вообще не уложишься на экзамене, странно, что составители написали эту цифру тогда

            1. Ирина, здравствуйте! За увеличение объема ведь не снимают баллы, главное, вложиться в три минуты?

            2. Ирина, спасибо большое за такой стройный структурированный материал! У вас как всегда всё по полочкам, чётко по сути! Здорово, когда люди готовы вот так безвозмездно делиться ценным!!! Моё восхищение!

            3. Вы не думаете, что в абзаце 2 и 3 идет повтор идей про “с гаджетом-без гаджета” и это различие могут не засчитать? Или же вы применяете здесь то, о чем сказала Вербицкая: можно сказать «это и есть главное различие» и повторов не будет? Проясните, пожалуйста.

            4. И еще вопрос, если можно: обязательно ли в первом абзаце в задании упоминать и экшн (держит гаджет-книгу) , и локейшн (библиотека -дом), как это было ранее? или можно только экшн, а локейшн уже раскрыть через разницу во втором абзаце и избежать повтора? или снова ничего неизвестно до метод рекомендаций?(

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я принимаю условия пользовательского соглашения и согласен на обработку персональных данных