Перейти к содержимому

Проект ЕГЭ. Задание 38


Сомневаетесь, правильно ли учите ребят выполнять задание 38 на ЕГЭ? В статье рассмотрим пошаговую инструкцию написания проекта, типичные ошибки учащихся и дам образец выполнения этого задания на примере демо-2025.

Задание 38 в письменной части ЕГЭ называется “развёрнутое письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы/диаграммы” и является заданием высокого уровня сложности (B2). Дальше буду называть его просто “проект”. Не таблицы и не графики, с Writing task 1 на IELTS это задание почти не имеет общего.

Так выглядит демоверсия 2025 года:

Ученику нужно выбрать, какое задание он захочет делать, и написать перед описанием проекта соответствующую цифру в бланке – 38.1 или 38.2.

Проект – задание вкусное, потому что может принести 14 баллов на экзамене. И если письмо (задание 37) рекомендую писать сразу на чистовик, чтобы сэкономить время, то проект лучше распланировать и написать сначала на черновик, а потом перенести в бланк ответов.

Рекомендуемое мной время написания задания 38 на экзамене – 60 минут.

Если хотите научиться писать это задание на максимум, или чтобы ваши ученики смогли это сделать, – покупайте книгу по графикам!

Критерии оценивания

Чтобы понять, как писать нужно, ознакомимся с критериями оценивания задания 38 с сайта ФИПИ.

Разберем подробнее.

Решение коммуникативной задачи

По критерию “решение коммуникативной задачи” можно максимум получить 3 балла. Расшифрую, за что их дают:

  • Проект написано в соответствии с темой
  • Проект написан по плану
  • Все пункты из таблицы указаны в работе
  • В нём достаточно слов
  • Стиль нейтральный

Количество слов, необходимое для получения максимального балла, указано в самом задании – “Write 200-250 words”. Допустимо отклонение от заданного объема на 10%. То есть, можно написать от 180 до 275 слов. Если напишите меньше 180 слов, задание проверять не будут – эксперт поставит 0 за решение коммуникативной задачи, а 0 за этот пункт означает 0 за все задание 38. И довольный учитель проверяет на 1 сочинение меньше. А если ученик превысит порог в 275 слов, эксперт отчеркнет 250-е слово и дальше просто проверять не будет. То есть, если за 250 словами остались контраргументы или заключение, они просто не будут засчитаны и максимум за этот критерий вам не видать.

Организация текста

Максимум по этому критерию – также 3 балла. Их можно получить если:

  • проект правильно разделен на абзацы
  • написано логично и присутствуют средства логической связи

Понятно, что нужно писать столько абзацев, сколько есть в плане (пять!) и каждый должен передавать мыслю, соответствующую пункту плана.

Ниже подробнее о том, что нужно писать в этих пяти абзацах и какие клише там использовать.

Вступление (параграф №1)

“Правильное” вступление состоит из 2-3 предложений и знакомит нас с темой, указанной в самом задании. Например, в задании 38.1 демо-2025 написано “why some Zetlanders are not keen on theatre-going“. Значит, нам нужно или вставить эту фразу в наш проект. Так же нужно упомянуть, что вы делаете проект, нашли материалы к нему и сейчас про это будете рассказывать. А также тип графика, место проведения опроса и целевую аудиторию (если указаны в задании).

Поделюсь своим вариантом вступления и подчеркну, что эта формулировка НЕ является единственно возможной, и вы можете написать этот абзац, как и все сочинение, по-своему. Главное условие: соблюсти все необходимые требования экспертов. Напомню задание:

Many people today seem less enthusiastic about going to the theatre. (подводка к теме) I am doing a project on why some Zetlanders are not keen on theatre-going. (тема) I have found a table with the results of a survey on this topic. I’m going to analyse them and give my opinion. (опрос, график)

Жирным выделены фразы, которые можно таскать из сочинения в сочинение.

Еще клише для этого абзаца:

  • It is well known that (topic)
  • Nowadays more and more people (action connected with the topic)
  • Over the last few decades there has been a significant increase in the number of people who (do something connected with the topic).
  • (Topic) plays an important role in our life
  • Undoubtedly, all people (action connected with the topic)
  • Nowadays it is impossible to imagine … without …

Основные фичи графика (параграф №2)

В плане сочинения во втором абзаце ученику предлагается высказать указать 2-3 главных факта из таблицы/графика или что там нам нужно проанализировать. Мой варик:

As we can see from the table, while answering the question “Why are you not keen on theatre-going?” most Zetlanders say it is to expensive (52%) or the theatre is situated too far from their home (18%). (2 самых больших причины) The least popular reason for not visiting a theatre is the inconvenient time of performances, noted only by 6% of the respondents. (самый непопулярный ответ)

Клише:

  • the main features of this table/graph/pie chart …
  • one can see from the poll that …
  • the most popular … the least popular …
  • if we look at the graph/table/pie chart, we can see …
  • looking at the main features …
  • what stands out from the table/graph/ pie chart …
  • another striking feature is …

Сравнения (параграф №3)

В 3 абзаце нужно проанализировать данные из графика и представить 1-2 сравнения и свои комментарии к ним. Можно и 1, можно и 2 – все зависит от ваших идей и количества написанных слов. НЕТ СВЯЗИ между тем, сколько вы фактов выделяли во 2-м абзаце и количеством сравнений в 3-м. Можно делать по-разному, главное – вписаться в план и лимит слов.

Так как во 2м абзаце уже упомянула 1, 2 и 5 строчку из таблицы, следует сравнить оставшиеся ответы участников опроса: 3 и 4. Вот что получилось:

Looking at the figures in the table, we can see that other interests, noted by 13% of the surveyed, as the reason for not visiting theatre performances, is only 2% more popular than the opportunities to watch these broadcasts online (11%). (1 сравнение) It is not surprising as people today have more opportunities for entertainment than they used to in the past, one of them being online broadcasts of plays. (коммент на сравнение)

Здесь вы не обойдетесь без сравнительных структур: 

  • in comparison/ in contrast, …
  • on the other hand …/ However, … / Likewise, …
  • not as … as
  • more popular … than
  • while/ whereas / although / but

И фраз для комментариев:

  • , which is not surprising as …
  • This can be explained by the fact that …
  • The main reason for that might be the fact that …

Проблема + решение (параграф №4)

Эта часть письменного задания будет самой объемной, потому что нужно указать проблему, связанную с темой проекта, и предложить её решение. И то, и то написано в самом задании, например в задании 38.1 демоверсии 2025 года это: outline a problem that can arise with choosing a play to watch and suggest a way of solving it.

Мой вариант:

One problem that theatre-goers often face is selecting a play that doesn’t align with their personal interests. This can lead to a lack of enjoyment, or worse, a wasted evening. (проблема) However, there’s a simple solution to this common problem. Before committing to a particular play, do a bit of research. Read short summaries or reviews online—many theatre websites or fan forums provide concise synopses and critiques. (решение)

Клише для абзаца:

  • the main problem with … is …
  • the main problem faced by … is …
  • the foremost problem here is …
  • general solutions centre around …
  • one effective solution to deal with … is …
  • a solution that can prove successful is …

Заключение + мнение (параграф №5)

В конце письменного задания нужно написать свое мнение по теме проекта. Она снова написана в самом задании: conclude by giving and explaining your opinion on the importance of theatre-going.

Overall, in today’s world, theatre-going holds a unique place in our cultural experience. I believe that it creates a connection between the audience and performers, bridging the gap between the world on stage and real life. (мнение + пояснение)

Выражения для подведения итогов:

  • To conclude/ sum up/ summarise
  • Overall …
  • In conclusion …

Клише для выражения своего мнения:

  • I believe that … because …
  • I am convinced that … as …
  • I strongly believe that …
  • Personally, I think that …
  • In my opnion, …
  • In my view, …

Лексические ошибки

  • неправильно употребленное слово в контексте (I would not speak so вместо I would not say so)
  • ошибка в сочетаемости (make homework вместо do homework)
  • пропуск слова, если он не влияет на грамматическую структуру предложения (My parents are very well familiar (пропущен предлог with) the topic)
  • ошибки в словообразовании, если часть речи не меняется (например, unresponsible вместо irresponsible)
  • ошибка в фразовом глаголе (give in smoking вместо give up smoking)
  • орфографическая ошибка, которая меняет значение слова (thing вместо think, whether вместо weather)

Грамматические ошибки

  • в любой грамматической форме, будь то форма глагола, множественного числа сущ., степени сравнения и в любой теме из раздела “Грамматические темы” кодификатора
  • в порядке слов в предложении (например, I do not know what are they thinking about. – Во второй части предложения обратный порядок слов, хотя знака вопроса не стоит)
  • есть пропуск слова, влияющий на структуру предложения (например, These people wrong. – Отсутствует глагол-связка “are”)
  • в словообразовании, если меняется часть речи (например, хотели написать “политик” (politician), а написали politic (политический)

Орфографические и пунктуационные ошибки

  • Все ошибки, не меняющие значения слова (например, collegue, becouse, languaege)
    (Если ошибка меняет значение слова, она становится лексической – например, thing вместо think, whether вместо weather)
  • Если слово в работе написано один раз правильно, а остальные – неправильно, это считается ошибкой
  • Если буква или слово написаны неразборчиво, слово считается написанным неверно

Образец

План написания проекта представлен в самом задании:

– make an opening statement on the subject of the project work;
– select and report 2-3 main features;
– make 1-2 comparisons where relevant and give comments;
– outline a problem that can arise with choosing a play to watch at the theatre and suggest the way of solving it;
– conclude by giving and explaining your opinion on the importance of theatre-going.

Полный пример моего ответа на задание 38.1 из демоверсии ЕГЭ 2025 года:

Many people today seem less enthusiastic about going to the theatre. I am doing a project on why some Zetlanders are not keen on theatre-going. I have found a table with the results of a survey on this topic. I’m going to analyse them and give my opinion.

As we can see from the table, while answering the question “Why are you not keen on theatre-going?” most Zetlanders say it is too expensive (52%) or the theatre is situated too far from their home (18%). The least popular reason for not visiting a theatre is the inconvenient time of performances, noted only by 6% of the respondents.

Looking at the figures in the table, we can see that other interests, noted by 13% of the surveyed is only 2% more popular than the opportunities to watch these broadcasts online (11%). It is not surprising as people today have more opportunities for entertainment than they used to in the past, online broadcasts of plays being one of them.

One problem that theatre-goers often face is selecting a play that doesn’t align with their personal interests. This can lead to a lack of enjoyment, or worse, a wasted evening. However, there’s a simple solution to this problem. Before committing to a particular play, do a bit of research: read short summaries or reviews online—many theatre websites or fan forums provide concise synopses and critiques.

Overall, in today’s world, theatre-going holds a unique place in our cultural experience. I believe that it creates a connection between the audience and performers, bridging the gap between the world on stage and real life.

(269 слов)

Жирным в тексте выделены фразы, которые можно запомнить и таскать из проекта в проект.

Алгоритм написания

    1. Отводите 60 минут на это задание.
    2. Просмотрите оба проекта и решите, какой из них понятнее и легче описать.
    3. Читайте тему проекта и набрасываете в двух словах, что вы скажете на каждый пункт плана. После того, как набросали, проверяете всё и убеждаетесь, что все написанное СООТВЕТСТВУЕТ ТЕМЕ ПРОЕКТА.
    4. Напишите проект на черновик. Если у вас осталось мало времени – пишите сразу на чистовик.
    5. Проверьте ошибки. Здесь советую вспомнить свои типичные “ляпы” и проверить работу на них.
    6. Перепишите на чистовик. Проверьте ошибки, проверьте, что написали номер задания (38.1 или 38.2) в начале.

  1. А если хотите научиться писать это задание на максимум, или чтобы ваши ученики смогли это сделать, – покупайте книгу по графикам, где подробно расписаны все этапы правильного написания этого задания!

А если хотите посмотреть более полную версию разбора демоверсии 2025 года, переходите на мой Ютуб-канал:

P.S. Про разделы и стратегии выполнения заданий ЕГЭ читайте здесь:

Аудирование или задания 1 — 9
Чтение или задания 10 — 18
Грамматика или задания 19 — 25
Словообразование или задания 26 — 31
Лексика или задания 32-38
Личное письмо или задание 39
Проект или задание 40
Устная часть. Задание 1
Устная часть, Задание 2
Устная часть, Задание 3
Устная часть, Задание 4

106 комментариев для “Проект ЕГЭ. Задание 38”

  1. Спасибо огромное, Ирина! Есть вопросы) стоит ли дожидаться методических рекомендаций и утаерждения проекта версии в конце ноября, чтобы быть точно уверенными в данном задании? Будет ли похожий сборник, как по Письму в огэ у Вас, но с примерами и заданиями по таблицам и графикам? Стоит ли десятиклассникам это внедрять уже сейчас, если им сдавать в 2023 году и мы работаем этот год после успешного огэ над уровнем языка, лексикой и грамматикой по Gateway B1+, или не надо их грузить пока, а заниматься тестовой частью, неизмененной? Спасибо заранее! Статья суперполезная и понятная!

    1. Марина, пожалуйста. Дожидаться однозначно стоит, но не думаю, что в ноябре скажут что-то радикально новое или это задание сильно изменится.
      Теперь отвечу на ваши вопросы:
      1) Скорее всего, просто внесут несколько коррективов (на мой взгляд, в критериях и формулировке задания есть неточности), но они будут незначительные. Так что если хотите объяснять его ученикам и тренировать уже сейчас – объясняйте.
      2) Сборник по этой части экзамена будет, но не раньше зимы – когда ФИПИ выложит точный вариант этого задания и систему оценивания.
      3) Я пока своих не гружу, мы разбираем остальные части экзамена. Но это на Ваше усмотрение, все работают по-разному.

  2. Здравствуйте! Во время подготовки к ЕГЭ мой ученик мне заявил, что ему не понадобится негативная инверсия и что это пустая трата времени, на что я ответила, что в списке грамматических тем указано “Место наречия в предложении”, поэтому негативная инверсия взаимосвязана с материалом ЕГЭ. Подскажите, кто, по вашему мнению, прав?

    1. Добрый день! Эта инверсия понадобится только в пассивном варианте – может попасться в аудировании или чтении высокого уровня, и ученику её нужно будет распознать. Активно он её сам употреблять не будет. Я своих учеников этому грамматическому феномену не учу, но вы можете рассказывать о нем и проходить на уроках, если считаете это целесообразным!

  3. Спасибо большое, Ирина, за подробное исчерпывающее об’яснение, я слежу за вашими материалами, книгу проштудировали Вашу, теперь надо немного переключиться. Творческих успехов!

  4. Добрый вечер, Ирина!
    Бесценный материал! Спасибо огромное!

    Подскажите, пожалуйста, где можно найти тексты таких Reports, чтобы на их основе создавать тренировочные задания?
    Буду премного благодарна.

  5. Спасибо!!! Нет слов, чтобы выразить Вам свою благодарность за ваше великодушие,
    душевную щедрость, бескорыстие и, несомненно, за профессионализм!

    Валентина Цыганкова

  6. Добрый день! Планируете ли Вы вносить какие-либо изменения в ваш материал здесь в связи с тем, что демоверсию с некоторыми изменениями утвердили в ноябре? Спасибо.

  7. Ирина, добрый день, извините, но, впервые встречаю “Полный разбор полёта задания 40,устная часть ЕГЭ английский язык 2022 г. ” Очень благодарен за столь лаконичное объяснение, в связи с этим вопрос : ” А, судьи – кто? ” Полагаю, что пребывают в полном отсутствии данного опуса разбора и будут судить субъективно, исходя из своего уровня компетенции. Печально, но факт имеет место быть. Большая просьба к вам, не могли бы вы сделать уважение и сбросить пару вариантов этого задания на мою почту. Буду благодарен, как коллега- мужчина по одному цеху работы. С уважением Василий

    1. Василий, я вас не очень понимаю – сбросить пару вариантов чего? Задания 40 именно заданий, или образцовых ответов? И то, и то есть в группе у Светланы Рудкевич по ЕГЭ ВКонтакте, можно зайти и бесплатно скачать

  8. Добрый день, Ирина! Как-то “мельком” заглянул на вашу страницу. Заметил следующее: 1. У вас второй пункт проекта состоит только из одного предложения. Так не должно быть. 2. В третьем абзаце – тавтология с ‘popular’, а также эксперты не рекомендуют в одном абзаце делать сравнение с одной и той же позицией в таблице ( в вашем случае – adventure and detective/war/spy stories). 3. Также желательно использовать в проекте слово “Zetland” и указать проценты, особенно в третьем абзаце для наглядности и точности. Ну и еще некоторые другие нюансы…

  9. Ирина, добрый день. Возник вопрос: стоит ли использовать в ЕГЭ фразовые глаголы. Задавала его как-то бывшему эксперту, ответила: “Почему нет?” В интернете где-то пишут, что нет, ибо Эссе это формальный стиль. Но Эссе это нейтральный стиль! Т е вроде можно. В итоге я голову сломала, какой фразовый глагол можно, а какой нет. Зависла на figure out в значении understand. В Оксфордском словаре нет пометки informal. В dictionary. сom есть. Так хочется для себя понять точно, можно или нет. Хотела бы услышать Ваше мнение.

    1. Евгения, добрый. По сути да – нейтральные фразовые использовать можно. При проверке перед экспертом лежит словарь, где он проверяет регистр глаголов. Как правило, это словари типа Cambridge или Longman. Если вы напишите фразовый, который имеет в одном их этих словарей помету “informal”, то вам зачтут ошибку. Так что аккуратнее.
      PS В этом году уже не эссе, а графики

  10. Ирина, спасибо за полезную разработку! Как и после других Ваших объяснений (например, с эссе) всё понятно. А главное – всё доступно изложено.

    1. Алиса, 275 слов в заданиях 40.1 и 40.2 – это максимальный предел: допускается плюс 10% в правую сторону (плюс еще 25 слов к 250), а также минус 10% в левую сторону (то есть минимальное количество слов должно быть 180; если 179 – работа автоматически обнуляется, не проверяется экспертом). Если бы было 276 слов (в данном случае на одно слово больше), то эксперт отсчитал бы только 250 и проверял бы именно это количество слов, естественно, снизив баллы согласно критериям. Поэтому следует четко запомнить – не менее 180 и не более 275 слов!

  11. Добрый день! Как научить детей выявлять проблему? Иногда даже на русском языке не могут ее сформулировать. Есть ли какие-нибудь упражнения на эту тему?

    1. Добрый день, есть. Я об этом рассказывала и в эфирах в Инстаграме, и в постах. Другие авторы тоже об этом пишут и рассказывают платно и бесплатно, поищите

    2. Если хотите, Светлана, я могу вам дать ссылки на два очень интересных и полезных сайта, где вы найдете как раз то, о чем спрашиваете – о проблемах в заданиях 40.1 и 40.2. Также могу вам предложить тренажер устной части ЕГЭ (1-4 задания) по модели 2022 года. Тоже очень хорошая вещь! Кстати, что касается проблемы, то ее можно брать из таблицы (диаграммы) или же вообще из темы проекта, так сказать, широкомасштабно мысля.

  12. Здравствуйте, Ирина! Огромное Вам спасибо за бесценные материалы. Всегда читаю Ваши публикации. Вы не подскажете, обязательно ли приводить в з. 40 ВСЕ данные из статистики? (Т.е. если в таблице указано 5 жанров книг, нужно все их упомянуть в своей работе?) И обязательно ли при каждом приведении данных указывать проценты? (Т.е. например, не просто “adventure stories are slightly less popular than detective ones”, а еще и при этом указать, сколько процентов популярности у каждого?)

      1. Ирина, добрый день!) подскажите, пожалуйста, почему обязательно указывать ВСЕ данные графика/таблицы? Я прочитала методические рекомендации, посмотрела на схемы оценивания и не увидела такого требования. Есть какая-то цитата ФИПИ по этому поводу? Или я чего-то не понимаю? Объясните, пожалуйста.

        1. Добрый день! Объясняю)
          В методичке ФИПИ написано, что ЖЕЛАТЕЛЬНО упомянуть все 5 компонентов таблицы. To be on the safe side, так и делаю и всем советую. Но если хочется испытать судьбу – можно и не писать все 5 элементов:)

  13. Здравствуйте Ирина! Спасибо за проделанную работу. Я хотела уточнить по поводу ответов на задание 40.1 на сайте у Светланы Рудкевич. Дело в том, что на ее сайте очень много разной информации. Вы не могли бы скинуть ссылку, по которой точно можно скачать образцы ответов на задания?

  14. Здравствуйте
    Прочитала анализ ошибок участников ЕГЭ 2022 и там указано, что все таки проблема в четвёртом аспекте должна быть связана со статистическими данными приведёнными в задании. При чем очень неоднозначно написано (что будут стремиться к этому в дальнейшем). Однако у участника сняли балл по РКЗ, что не полностью раскрыт аспект и данных в диаграмме за проблему не представлены.
    Может все же целесообразно обучать сразу пользоваться данными таблицы?
    Пример из ФИПИ

    говорит, что эта проблема видна из статических данных. Однако такая опция (чтение
    электронных книг на смартфонах) на диаграмме отсутствует. Описание проблемы было бы
    принято, если бы в диаграмме была опция «Чтение электронных книг на смартфонах»,
    которую выбрало бы 0 респондентов. Описание проблемы было бы также принято, если бы
    автор сформулировал свою мысль по-другому, например, «удивительно, что разработчики
    опросника не дают опции «Чтение электронных книг на смартфонах». Это, по-видимому,
    указывает на то, что они считают это малоиспользуемой функцией смартфона».
    Предложенное автором работы описание проблемы не соответствует данным диаграммы.

  15. Евгения, эксперт, говорящий такие глупости, явно не компетентен в своей профессии. Пока что можно брать любую проблему – из таблицы (диаграммы) или любую реальную проблему, связанную с темой проекта и указанную в 4-ом пункте задания эссе. Цитирую (из МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2022 года ): “Пока что (и в ЕГЭ 2023 г.) экзаменуемые вправе писать о любой реальной проблеме, логично вписывающейся в указанную сферу. В дальнейшем мы, видимо, подойдем к тому, чтобы экзаменуемые выявляли проблему, вытекающую из статистических данных. Хорошо, если они могут делать это уже сейчас, но такого
    требования пока нет.”

  16. То есть и в этом учебном году можете описывать любую проблему. В следующем же учебном году – следует брать проблему только из статистических данных. Поэтому уже сейчас необходимо учить выпускников делать это.

  17. Ирина, добрый день! Большое спасибо за материал и за updates 2023. Единственное, в третьем параграфе не увидела сам комментарий, который теперь требуют в этом году, увидела только упоминание о нем.

    1. Добрый день, в моем понимании комментарий к сравнению – уточнение, что чего меньше или больше и на сколько. А как еще можно прокомментировать третий параграф?

      1. А в чем тогда различие предыдущего года, где комментарий давать не нужно было, и этого года, где теперь это требуется? В моем понимании это какой-то логический вывод из тех данных, которые приведены в параграфе (почему они такие, в качестве предположения). Например, “удивительно, что…”, или “это очевидно, потому что…” и в таком духе.

        1. Варвара, если бы это было личное мнение, то в плане написано было бы “give your opinion”. Мой шаблон по этому пункту не отличается от прошлогоднего, потому что в прошлом году я тоже писала о том, что комментарий давать нужно. Потому что сухие цифры “в 2 раза больше” дали бы 1у фразу в этом пункте, что не принял бы эксперт

  18. И еще вопрос, Вы пишите: spending time with their friends (noted by 31% of respondents) is almost twice as popular as sleeping, which stands at 15%. Разве almost тут подойдет? Получается, что не почти в два раза, а даже чуть больше, чем в два раза (15*2=30).

  19. Ирина, насколько я понял, вы привели образец написания эссе (задание 38.1) согласно новой модели 2023 года. Позвольте заметить, но в каждом абзаце имеются или логические, или грамматические, или лексические ошибки. Утверждаю это как эксперт. Откуда вы взяли этот некорректный шаблон? Извините за прямоту. Его нужно срочно откорректировать, дабы не вводить в заблуждение преподавателей английского языка, готовящих учащихся к сдаче ЕГЭ.

    1. Сергей, добрый день. Шаблон написала сама. Напишите, пожалуйста, какие ошибки вы там видите и как их нужно исправить (желательно с ссылками на источники, подтверждающие ваше мнение). Я просмотрю и внесу необходимые коррективы.

  20. Я бы, наверное, вообще не рисковала с этими выражениями, где подразумевается умножение)) Ну это я перестраховщик. Я к тому, что разве если в данном случае поставить almost, это не фактическая ошибка?

  21. Ирина, да будет вам известно, что я с позапрошлого года являюсь сертифицированным экспертом по проверке работ ОГЭ и ЕГЭ (успешно прошел online курсы при ФИПИ, теперь делаю это регулярно один раз в год). А вот то, что вы начали удалять свои и мои комментарии (так сказать, “чистку”), – вовсе не делает вам никакой чести и славы! Задумайтесь над моими словами, коллега! А вам на прощание хотел бы дать один очень полезный совет: прежде чем вести такой серьезный образовательный блог, все-таки потрудитесь стать экспертом, узнайте все его тонкости и нюансы, посетите видеокурсы у именитых экспертов с солидным профессиональным опытом, почаще обращайтесь за помощью в ФИПИ (лично я прошел этот путь и продолжаю по нему идти), а потом уж обучайте остальных!

  22. Ирина, и еще ОЧЕНЬ важная деталь к вышесказанному: успешное прохождение курсов повышения квалификации на получение сертификата эксперта – это полдела. Самое ГЛАВНОЕ – самому проверить хотя бы пару десятков экзаменационных работ, а также хотя бы несколько апелляционных. Также необходимо, даже обязательно, принимать активное участие в дискуссиях и дебатах в педагогических сообществах экспертов по проверке работ ОГЭ и ЕГЭ. В споре рождается ИСТИНА!

  23. Ирина, ну вы меня просто удивляете: я же вам предложил перейти “в личку”, где я был готов сделать подробный анализ работы. Внимательно читайте переписку (хотя, впрочем, мои сообщения куда-то бесследно “улетучиваются”)! Ну да ладно уж! Так тому и быть!

  24. Ирина, добрый день.
    В этом году в критериях к 3 абзацу появилась приписка “и свои комментарии”. Но в вашем примере я не увидела комментариев. Или я неправильно понимаю этот критерий? Вашу книгу по графикам покупала в прошлом году, там по понятным причинам, этого нет, вносили ли вы изменения в книгу этого года?
    Заранее благодарна за ответ.

    1. Добрый день, говорят, на Марсе есть жизнь и нами управляют рептилоиды. Кто конкретно говорит про красные строки? Имя, фамилия, ссылка на утверждение, является ли этот “кто-то” экспертом?

  25. Так сказала школьная учительница моего ученика (а я – всего лишь репетитор), она сказала: “Никаких красных строк в report, только пропусти строчку между абзацами, и всё”. В вашей книжечке по графикам, которую я приобрела, вроде бы тоже нет красных строк в предложенных примерах reports, а между абзацами пропущена строчка, хотя, может, на письме это выглядит иначе. Извините, что докучаю вопросами, но ученик продолжает спрашивать…

  26. Здравствуйте, Ирина! Благодарю Вас за прекрасные материалы. У меня возник вопрос по второму абзацу, в которым экзаменуемые должны привести факты. Я вижу в Вашем примере конструкцию, относящуюся к сравнительным “the least popular way of spending”. Использование превосходной степени указывает на проведенное сравнение и выделение самого популярного “предмета”. Мне видится в этом несоответствие заданию. Как Вы думаете? Как Вы можете это прокомментировать?

  27. Добрый вечер, хотелось бы спросить – если в задании получается так, что один предмет сравнения по результатам опроса РОВНО, например, в 10 раз популярнее, чем другой, значит, не обязательно писать almost, а можно написать так: …we can see that Instagram(noted by 33% of respondents) is ten times more popular than Twitter, whish stands at 3%…..?

  28. Ирина, огромная благодарность вам за ваш труд, спешу поделиться результатами работы по вашему пособию по описанию графиков (также изучали с ученицей информацию о написании электронного письма, но там проще, понятно). На пробнике у девочки самый высокий балл среди сдававших – 17 из 20! Это и ваша заслуга, успехов вам во всем!

  29. Ирина, здравствуйте. Приобрела ваше пособие по заданию 38. Очень нравится исчерпывающая информация, а особенно – упражнения и примеры работ. Также появился вопрос. Нужно ли в первом абзаце вместе с темой указывать, что-то такое “I have found some useful statistics on the topic ….. in the form of a table”. Я имею в виду писать форму представления информации (in the form of a table, as a pie chart, etc)? Является ли это обязательным компонентом?

    1. Добрый день!
      Спасибо, что выбираете мои пособия 🙂
      Насчет вашего вопроса: я бы писала эту формулировку, чтобы эксперт не придрался к тому, что нет отсылки к результатам опроса

  30. Добрый день! Я учила своих учеников писать эссе примерно в таком ключе и многие получили наивысший балл по ним, но в метод. рекомендациях этого года ФИПИ пишет, что при описании результатов “логичней были бы ответы не про личные предпочтения, а про опосредованное мнение респондента о том, почему подростки едут летом в молодежные лагеря. Так, более уместно было бы дать следующие ответы: «55% респондентов считают, что подростки едут в молодежный лагерь, чтобы найти там новых друзей» ” и т.д. В Вашем примере эссе сохраняются ответы про личные предпочтения . Вряд ли эксперты пропустят подобные варианты эссе в 24г….

  31. Ирина, здравствуйте, вы не могли бы подсказать, когда выйдет последняя версия книги с исправлениями по поводу личного мнения? Я покупала книгу по графикам в прошлом году, но я хочу купить снова с самыми свежими изменениями, может, вы пришлёте какое-нибудь уведомление (сюда или на почту), или хотя бы примерная дата выхода? То же самое со Speaking book. Изменилось ли в ней хотя бы что-нибудь, кроме того, что добавилась одна строчка в само задание? Покупала в начале прошлого учебного года.

    1. Добрый день!
      В книгах по графикам и устной части уже внесены все изменения в соответствии с демоверсией 2024 и методическими рекомендациями.
      Покупайте 🙂

  32. Здравствуйте, Ирина! Спасибо большое за рекомендации. Извините, хотела спросить насчет 38 задания ЕГЭ. В этом году добавили в задании вопрос на который должен ученик дать ответ. Подскажите пожалуйста на этот вопрос ответ дается во втором абзаце с помощью 2-3 фактов? И если задается вопрос “Why have you chosen an IT career?” ответ ученик дает от своего имени или от имени подростков?

  33. Здравствуйте, Ирина! Спасибо большое за рекомендации. Извините, хотела спросить насчет 38 задания ЕГЭ. В этом году добавили в задании вопрос на который должен ученик дать ответ. Подскажите пожалуйста на этот вопрос ответ дается во втором абзаце с помощью 2-3 фактов? И если задается вопрос “Why have you chosen an IT career?” ответ ученик дает от своего имени или от имени подростков?

    1. Ani, поясните пожалуйста – о каком вопросе идет речь? Прикрепите картинку чат, из которой будет понятно, что за вопрос вы имеете ввиду

  34. Добрый день!
    Уместно ли писать в эссе “МЫ видим в таблице/диаграмме …”?
    В рекомендациях говорилось, что проект делает 1 человек. Таблица только перед его глазами. Никто кроме него в неё не смотрит. И, описывая фичи, сравнивая их, нельзя отсылать нас (тех, кто читает это эссе) к таблице типа “Как МЫ видим из таблицы…”.

Добавить комментарий

Необходим вход через сторонние сервисы для добавления комментариев.
Регистрируясь на сайте вы принимаете условия пользовательского соглашения и соглашаетесь на обработку персональных данных