Рассмотрим следующий раздел Единого государственного экзамена – Грамматика и Лексика, самый объемный по охватываемому материалу и трудозатратный в подготовке. Сегодня начнем с первой части – заданий 19 – 24, проверяющих знание грамматики.
Общая информация
Раздел “Грамматика и лексика” Единого государственного экзамена отличается от аналогичного раздела ОГЭ только наличием третьего задания на знание лексических единиц и сочетаемости. Первое – на грамматику, второе – на словообразование и третье – на общее знание лексической части изучаемого языка.
Грамматический справочник ЕГЭ очень сильно облегчит подготовку к этому разделу экзамена и сэкономит ваше время и деньги
Рекомендуемое время выполнения – 30 минут, и максимум за это задание – 18 баллов.
После определенной тренировки на весь раздел потребуются не предписанные 30 минут, а 20 минут, на чем можно и сэкономить время для остальных частей экзамена. А на часть “Грамматика” – около 7 минут.
Задания 19 – 24
Часть “Грамматика” относится к базовому уровню сложности (А2+) и при правильном выполнении даст вам 6 баллов.
Первые задания этого раздела тестируют все грамматические знания, полученные или не полученные за 11 лет обучения в школе. Здесь никакой лайфхак не поможет, если ученик туп и ленив мало что знает об этой самой грамматике. Да что там, даже если знает, но забыл под влиянием стресса/ бессонной ночи/ расставания с любовью всей жизни, возможность угадать правильный вариант практически равна нулю, потому что тут этих самых вариантов нет, их нужно вписать самим. И даже если повезло и угадал правильную грамматическую форму, но написал неверно – заветного балла все равно не видать.
В статье разберем на примере проектной демоверсии-2023, как выполнять задание на экзамене:
Чтобы облегчить непосильную задачу, на этапе тренировки предлагаю следующую схему (она же в форме таблицы ниже):
Если перед нами существительное:
1) Поставьте его во множественное число (выучите все исключения, типа foot — feet, а если мн. ч. образуется по общему правилу, то быть внимательным — не меняется ли конечная y на i, не меняется ли f на v, не добавляется ли -es вместо привычного — s).
Пример: Machu Picchu, often called “The Lost City of the Incas”, is probably the most famous symbol of the Incan Empire. Machu Picchu is situated 7,875 _____________ above sea level in Peru (FOOT). (правильный ответ – FEET)
Если видите местоимение (например, I), ставьте его в падеж — объектный (me) или притяжательный (my или mine). Еще возможна рефлексивная форма – myself. В предложении ниже нам явно нужно object pronoun us, потому что после глагола give нужно дополнение:
Указательное местоимение (this, that) нужно ставить во мн. ч. (these, those соответственно). Неопределенные местоимения (some, any, no, every и их производные) в тестах встречаются реже, но кодификатор предупреждает, что они могут попасться.
С числительными все волшебно просто — преобразуем количественное в порядковое, помня все тонкости правилописания (например, one – first).
Пример: My ________ thought was that I had mistaken the number of the house (TWO). (Правильный ответ – SECOND)
Прилагательное или наречие ставим в какую-то из степеней сравнения. Небольшой лайфхак – если перед пропуском стоит than, это сравнительная, а если the, как в примере ниже, то превосходная степень. Помните, что the второй раз писать не надо, только саму превосходную форму latest:
Внимание! Ученики то и дело норовят в этом задании сделать из прилагательного наречие или дописать спереди отрицательную приставку. Обращаем внимание, что так можно делать только в следующем задании.
А вот с глаголами придется попотеть (поэтому и таблица ниже такая путаная). И сначала понять — перед нами личная форма (та, которая изменяется по временам) или неличная (причастие активное или пассивное, инфинитив или герундий).
1) Узнать неличную форму легко — в предложении уже есть сказуемое, выраженное личной формой глагола, то есть наш пропуск стоит не на месте сказуемого, а на другом месте в предложении, идеально – если перед ним запятая, которая явно намекает на что-то отличное от сказуемого.
Рассмотрим пример из демоверсии . Перед пропуском в задании 21 стоит существительное, а в самом предложении уже есть основа – подлежащее it и сказуемое was adapted. Значит, личная форма тут не нужна. Ричард Чамберлейн сам снимался в сериале, поэтому перед нами – participle 1 starring.
2) Если в предложении пропуск стоит после подлежащего, и сказуемого недостает, перед нами точно личная форма.
Как и с причастием, решаем активный это залог или пассивный (переведя предложение) и дальше думаем, в какое время его поставить. В этом же предложении (ну, или в предыдущих) могут стоять слова-подсказки. Если их нет, смотрим на само предложение и что его окружает.
Снова обратимся к демоверсии. Понять, что мы видим личную форму глагола в заданиях 20 можно, найдя подлежащее – оно стоит прямо перед пропуском. Залог здесь точно активный, это понятно из перевода предложения на русский. Уточняем время по Past Simple, которое уже есть в предложении, и общему характеру рассказа, который относит нас в прошлое: brought.
А вот в этом номере также по переводу понимаем, что перед нами passive. Из перевода ясно, что перед нами – факт в настоящем, поэтому правильным ответом будет are used.
Также нужно уметь распознавать предложения условия (и конструкции с I wish) или согласование времен в косвенной речи, которые также могут тут встретиться. Вот ниже у нас как раз стоит if в начале, gets – во второй части предложения, и тут у нас 0 conditional.
Правильный ответ: doesn’t break /does not break. Записывать можно и так, и так, оба варианта примут на экзамене.
Понимаю, что вся схема выполнения задания кажется путаной и вызывает сомнения, но после примерно двух месяцев работы по ней ученик все запоминает и начинает самостоятельно рассуждать.
Обратите внимание, как нужно заполнять бланк к этому заданию – все заглавными буквами и без пропусков. Если в ответе есть апостроф, например – didn’t like, то он записывается в отдельную клетку. Вообще, госпожа Вербицкая советует избегать апострофов в пользу полной формы – did not like, потому что “компьютер их может не считать”.
Вот как выглядит пример заполненного бланка с ответами на задания 19 – 24:
Советы по подготовке
Здесь не будет никаких лайфхаков, потому что если не готовиться к этой части экзамена, угадать и логически что-то вычислить невозможно. Подготовку к заданиям 19 – 25 лучше начинать за год до экзамена, распределив все темы и повторив их за месяц-два перед экзаменом. Этой схемы я придерживаюсь в своем плане подготовки к ЕГЭ.
Несколько общих советов по выполнению:
- Читать ВЕСЬ текст, потому что подсказка о грамматической форме может быть не в этом конкретном предложении, а в предыдущем. Или в следующем.
- Если вы правильно определили форму, озаботьтесь еще ее правильным написанием. При корявой орфографии не зачтут.
- Проверьте еще раз.
- Если не понимаете, напишите хоть что-нибудь, мало ли.
Учебник для подготовки
Грамматический справочник ЕГЭ очень сильно облегчит подготовку к этому разделу экзамена и сэкономит ваше время и деньги
P.S. Про разделы и стратегии выполнения заданий ЕГЭ можно почитать статьи:
Аудирование или задания 1 — 9
Чтение или задания 10 — 18
Грамматика или задания 19 — 25
Словообразование или задания 26 — 31
Лексика или задания 32-38
Личное письмо или задание 39
Проект или задание 40
Устная часть. Задание 1
Устная часть, Задание 2
Устная часть, Задание 3
Устная часть, Задание 4
Ирина! Спасибо за такой титанический труд! Но хотелось бы немного Вас поправить. Вы пишете, что “Прилагательное или наречие ставим в какую-то из степеней сравнения. Небольшой лайфхак – если перед пропуском стоит than или as … as/ so … as, это сравнительная, а если the, то превосходная.” Но конструкция as …as/so … as требует употребления положительной (начальной, первой) степени прилагательного. И можно было бы добавить употребление сравнительной степени в конструкции “The …, the … . Например, в таком выражении The more, the better. Думаю, для ЕГЭ пригодится.
Большое спасибо за указание на ошибку! Поправила в тексте статьи. Насчет конструкции the … the … + сравнительная степень – ни разу не видела в экзаменационных заданиях. Но на всякий случай тоже добавлю =)
В этом году нам на курсах рассказывали убрали апостроф.
Наталья, можно поподробнее?)
Убрали ответы, в которых возможен апостроф, то есть с притяжательным падежом (friend’s)?
Да. То есть типа он теперь не будет читать этот апостроф. На мой вопрос – а как тогда записывать притяжательный падеж, ответили – значит не должно быть таких заданий)) то есть mine his etc останутся, уйдет именно апостроф. И все теперь нужно писать полностью, не сокращая.
Большое спасибо за разъяснение!
Чуточку жизнь ЕГЭшника стала легче)
Ирина, материал Скомпонован очень хорошо – лаконично, наглядно. Но там, где вы пишете про согласование времен, оно не соблюдено в самом приведенном предложении: надо … I DECIDED to ask him why he always CHOSE…
Спасибо за указание на ошибку, сейчас подправлю в тексте статьи!
К сожалению, иногда опечатываюсь и сама у себя не вижу ошибку, спасибо за подсказки!
Спасибо Вам огромное! Эта статья очень сильно помогла
Как мне нравится получать такие комментарии! Пожалуйста!
Добрый день! Огромное спасибо за такую подробную и полезную статью! Не могли бы вы подсказать, что подразумевается под герундием в пассивном залоге? В скобках написано avoid doing. Должен же быть, например, avoid being done?
Анна, где подразумевается под герундием в пассиве? Вы мою статью цитируете?
Добрый день, Ирина. ЕГЭ английский. Если задание 39 (письмо) написал лишь на половину пространства бланка ответов #1, то нужно на этом же бланке ответов #1 начинать ниже писать задание 40 (эссе) или на бланке ответов #2 начинать писать, а на пустом месте бланка ответов #1 поставить прочерк в виде “Z”? Благодарю.
Добрый день!
Ассистенты во время экзамена отвечают на этот вопрос. Я сдавала экзамен в прошлом году, можно было писать на этом же бланке. Но правила могли измениться.