Перейти к содержимому

Устная часть ЕГЭ. Задание 4

Последнее задание в устной части ЕГЭ, или “связное тематическое монологическое высказывание с элементами описания и рассуждения на основе двух фотографий” – еще один “лакомый” кусочек, потому что принесет ученику на экзамене 10 баллов при правильном выполнении. После прочтения статьи, вы узнаете, как сдать на максимум и избежать основных ошибок на экзамене 👇🏻

Вот так оно выглядит в демоверсии 2025 года:

Вы с другом делаете проект по одной из тем, которые обозначены в кодификаторе ЕГЭ, нашли две картинки для иллюстрации и рассказываете ему в голосовом сообщении, почему они такие классные и так пригодятся для вашего проекта.

Кстати, вот те самые темы из кодификатора 2025:

Если вам хочется узнать систему подготовки учеников к этому заданию, которую я отточила на нескольких поколениях ЕГЭшников – возьмите книгу по устной части. Она поможет избежать основных ошибок, которые допускают ребята, и сэкономит ваше время для подготовки.

Готовиться к заданию вы будете 2.5 минуты, а на само говорение отводится 3 минуты. Если вы закончили раньше, то за это баллы не снизят. Главное, рассказать про все пункты плана и не наделать ошибок.

Критерии оценивания

Как обычно, вначале посмотрим на критерии из демоверсии 2025:

Теперь поясню:

Решение коммуникативной задачи (содержание)

Чтобы получить максимум за этот критерий, нужно:

  • Сказать 12-15 фраз, то есть 3-4 фразы на каждый пункт плана. Если вы скажете больше, по делу, правильно и уложитесь во время ответа (3 минуты) – никто вас не накажет. Но если скажете меньше – то увы. 10-11 фраз принесут вам 2 балла по этому критерию, 8 – 9 – 1 балл, до 7 фраз – 0 баллов. А если получите 0 за этот критерий, то и 0 поставят за весь ответ.
  • Уложиться во время
  • Раскрыть все 4 пункта плана:

Организация высказывания

Чтобы получить максимум за этот критерий, нужно:

  • Не нарушить логику (то есть, переставлять пункты плана местами)
  • Сделать вступление с обращением к другу и сказать заключительную фразу
  • Использовать связки-переходы между пунктами плана
  • Использовать средства логической связи и не допустить в них ошибки

Теперь дам примеры фраз, которые нужно вставлять в ответ:

Вступление

  • Hi Yoda, how are you doing? I have found some pictures for our project “…” and I’d like to say a few words about them
  • Hi Joker, I’ve found 2 photos for our project and I would like to tell you about them

Краткое описание и различия (1 пункт плана)

  • Let me start with the description of the pictures. In the first one there is/are … In the other picture you can see …
  • Let me describe the pictures for you. The first photo shows … In the second photo one can see …
  • I have chosen these pictures because they perfectly illustrate our project …
  • These pictures are perfect for our project because they show/illustrate …
  • Obviously, there are some differences between the pictures. In the 1st one …, but in the 2nd one …. Apart from that, in the first picture …, whereasin the other picture …
  • These photos are quite different. There is/are … in the first picture, while there is/are … in the second one.
  • As for the differences in the pictures, one can see that there is/are …
  • Talking about the differences, the key difference is that in the 1st picture …, while in the 2nd picture ….

Достоинства (2 пункт плана)

  • Now I will discuss the advantages of ….
  • The great advantage of … is that …
  • As for the advantages, … .
  • Talking about …, its advantage is that … .

Недостатки (3 пункт плана)

  • Now I will discuss the disadvantages of ….
  • One of the key disadvantages of … is …
  • As for the disadvantages, … .
  • Talking about …, its drawback is that … .

Мнение (4 пункт плана)

  • Personally, I … because …
  • In my opinion, … The main reason for this is the fact that …
  • As for me, I … because …
  • In conclusion, I would like to say that I consider …

Заключение

  • That’s all for now. Tell me your opinion about the pictures!
  • That’s it. Please, tell me what you think about these photos.
  • That’s all I wanted to tell you. Bye.
  • That’s all from me now, Please, get in touch with me and say what you think about the photos.

То есть, план ответа должен выглядеть вот так:

  1. introduction
  2. give a brief description of the photos (connected with the topic) + note the differences (2 черты – совет экспертов). Mention why they’re good for our project
  3. mention the advantages (2 пункта – мой личный совет, мало ли в одном ошибется и не примут)
  4. mention the disadvantages (2 пункта – мой личный совет, мало ли в одном ошибется и не примут)
  5. express your opinion on the subject of the project – which … you prefer and why (тема в задании)
  6. conclusion

Языковое оформление высказывания

Чтобы получить максимум за этот критерий, нужно:

  • Допустить не больше 3-ех НЕгрубых лексико-грамматических ошибок или 3-ех НЕгрубых фонетческих ошибок

Чтобы понять, что за НЕгрубая ошибка такая, дадим определение обратному термину. Грубая ошибка – ошибка, искажающая понимание высказывания – отсутствие согласования подлежащего и сказуемого (they am/ he have), неправильная постановка артикля (in background/ we see a people), употребление Present Simple при описании картинки, ошибка в элементарной лексике (dress вместо wear, watch вместо look at, beer вместо bear), произношение слова thing /θɪŋ/ как /sɪŋ/. По-простому, это грамматика, лексика и произношение слов, которые все знают уже на уровне Pre-Intermediate.

Пример ответа

А теперь, используя мою схему, приведу образец ответа на это задание:

  1. Hi Yoda! I have found 2 photos for our school project “volunteering”. I’d like to tell you about them.
  2. In the first picture one can see people picking up litter on the bank of a lake or a river. There is a woman petting a dog in the second picture. The dog is in a cage and probably it’s a shelter for stray animals. In my opinion, these photos are perfect for our project as they illustrate different kinds of volunteering. Talking about the differences, the key difference is that in the 1st picture the people are helping the environment, while in the 2nd picture the woman is taking care of an animal. Another difference is that the people are picking up litter together, whereas the woman is helping the dog alone.
  3. I believe that the two types of volunteering presented in the pictures have their advantages and disadvantages. As for the advantages, picking up litter keeps the environment clean and beautiful. This makes parks and streets nicer places to visit. Helping stray animals not only saves lives but also improves community health. Stray animals can carry diseases, so by helping them, we protect both animals and people.
  4. Now I will discuss the disadvantages of the two types of activities. One of the biggest disadvantages of picking up litter is the risk of injury. Sometimes, there is sharp or dangerous rubbish that might hurt you. One downside of helping animals is that not all stray animals are friendly, and some may pose health risks. You should always consider your safety and well-being first.
  5. Overall, any kind of volunteering is beneficial for our society. But I’d prefer helping animals because I always feel sorry for poor animals who live in the streets and suffer from different illnesses and abuse.
  6. That’s all I wanted to tell you. bye

(23 фразы)

Основные ошибки

Теперь про “ляпы” учеников в этом задании.

В содержании:

  • забывают вступление и заключение
  • говорят не 2 черты отличий фото, и теряют по кол-ву фраз в ответе
  • говорят мало фраз
  • повторяют идеи в разных пунктах и грамматические структуры с лексикой
  • забывают, что нужно назвать тему проекта, которая написана в задании (в нашем задании – “sports activities”
  • не говорят, почему эти фото так хороши
  • не используют подсказку из 2-го и 3-го пункта задания с advantages/disadvantages (в нашем примере – “two sports activities”)
  • забывают, что в пункте 4 у нас уже написана проблема, по которой нужно высказать мнение, и придумывают свою и/или используют другую формулировку (например, в задании написано “‘d prefer”, а говорят “prefer”, например в нашем задании нужно сказать –  “which of the sports activities you’d prefer”)
  • не укладываются во время и ученикам минусуют пункты, которые остались за пределами 3 минут высказывания

Последний пункт – прям типичное слабое место всех ЕГЭшников. Они очень долго не могут придумать, что сказать и как не повториться в идеях, и в итоге теряют время на записи ответа. Чтобы этого избежать, на первом этапе тренировки придерживаемся такого алгоритма подготовки: -> brainstorm карточки – прописываем ответ на это задание -> отчитываем -> заучиваем -> тренируемся с диктофоном. Если не получилось уложиться в 3 минуты, повторяем тренировку с диктофоном, пока не натренируем намертво.

Когда ученики запомнили схему ответа, уже ничего не записываем, тренируемся вживую на уроках. Если проблема повторяется, “долбим” проблемное задание, пока не получится уместить свой красивый ответ в эти ненавистные уже 3 минуты.

В грамматике:

  • Используют Present Simple при описании того, что видят на фотографии – The children hold presents
  • Ставят неправильный предлог в словосочетании “in the picture/ photo” – there’s a family on/at the picture/ photo
  • Забывают артикли – “there is boy in the photo” или ставят неправильные. Например, первый раз сказали про этого мальчика “a boy”, и продолжают про него говорить с неопределенным артиклем, хотя второй раз нужно говорить “the boy”
  • Забывают окончание -s – “the photo show us children in the park”, или ставят его туда, где не нужно – “both pictures shows us …”

Нужно замечать, какие ошибки у ученика любимые и заставлять его контролировать себя. Можно задавать ему на дом сравнивать картинки, записывать себя на микрофон, слушать и отслеживать ошибки. Ну и вместе разбирать их на уроке.

На мой взгляд, задание совсем несложное, нужно просто выучить план ответа и хорошо его оттренировать.

Еще не забываем, что на экзамене вместе с учеником начнут сразу говорить еще несколько человек, которые сидят в компьютерном классе. Поэтому на занятиях полезно включать радио, или телевизор, когда ученик делает устную часть. Помогает справляться с звуковыми помехами на экзамене.

И еще

Если вам хочется узнать систему подготовки учеников к этому заданию, которую я отточила на нескольких поколениях ЕГЭшников – возьмите книгу по устной части. Она поможет избежать основных ошибок, которые допускают ребята, и сэкономит ваше время для подготовки.

P.S. Про разделы и стратегии выполнения заданий ЕГЭ можно еще почитать:

Аудирование, задания 1 — 9
Чтение, задания 10 — 18
Грамматика, задания 19 — 25
Словообразование, задания 26 — 31
Лексика, задания 32 38
Личное письмо, задание 39
Проект, задание 40
Устная часть, задание 1
Устная часть, задание 2
Устная часть, задание 3

33 комментария для “Устная часть ЕГЭ. Задание 4”

  1. Ирина, только сегодня перечитывала все последние ваши статьи на сайте и вижу прекрасную новость, сразу же села читать, буду с учениками делиться информацией. Спасибо за ваш труд и то, что делитесь

    1. Спасибо, Ирина! Отличный материал. Очень доступно и четко.

      Парочку комментариев:

      1. As for the e-book, its biggest advantage is that it is compact and can be carried in your bag wherever you want, which is quite convenient

      Здесь правильнее сказать e-reader, а не e-book – так как e-book – это книга в электронном виде, загруженная на e-reader

      2. В заключении Вы пишите we и пишите в целом про людей, а пункте плана сказано, что нужно объяснить свою личное предпочтение

  2. Спасибо)) а скажите, пожалуйста, в задание в первом и втором пунктах написано, что надо ответить на вопрос “justifying the choice of the photos” – надо ли отдельно пояснить это? Например, these photos are really good for our project because …

  3. Здравствуйте, Ирина, спасибо за детальный разбор. Меня тоже смущает фраза justifying your choice, не снимут ли балл, если не сказать что-то вроде these pictures are perfect for our project as the show… Или I’ve chosen these pictures because they both illustrate that…

  4. Здравствуйте, Ирина. Спасибо за Вашу работу. Я тоже думаю, что во втором и третьем абзацах нужен отсыл к justifying your choice. К сожалению, это добавляет 2 фразы, и в результате получается около 20 фраз. Ждем с нетерпением образец от создателей задания!

    1. Елена, я думаю да – нужно добавлять. Сейчас подставлю. В таком случае в 12-15 фраз вообще не уложишься на экзамене, странно, что составители написали эту цифру тогда

  5. Ирина, спасибо большое за такой стройный структурированный материал! У вас как всегда всё по полочкам, чётко по сути! Здорово, когда люди готовы вот так безвозмездно делиться ценным!!! Моё восхищение!

  6. Вы не думаете, что в абзаце 2 и 3 идет повтор идей про “с гаджетом-без гаджета” и это различие могут не засчитать? Или же вы применяете здесь то, о чем сказала Вербицкая: можно сказать «это и есть главное различие» и повторов не будет? Проясните, пожалуйста.

    1. Да, идеи вроде повторяются, но слова для них использованы разные. Во 2-ом абзаце я говорю про то, что у них там обычная и электронная книги, а в 3-ем – про то, что это гаджет и не гаджет. Так можно!

  7. И еще вопрос, если можно: обязательно ли в первом абзаце в задании упоминать и экшн (держит гаджет-книгу) , и локейшн (библиотека -дом), как это было ранее? или можно только экшн, а локейшн уже раскрыть через разницу во втором абзаце и избежать повтора? или снова ничего неизвестно до метод рекомендаций?(

    1. Иван, не знаю. Не слышала Вербицкую на этот счет. Экспертов тоже еще не учили, поэтому они тоже ничего не знают. Мне кажется, что экшна достаточно, но я не могу это заявлять со 100% уверенностью

      1. когда фипи не даект примера, экшена столько, что не снислось и Чаку Норрису.)) спасибо за ответ, пока инфо такая: “Такого требования нет”

  8. Ирина, хотела поблагодарить вас за замечательные пособия и бесценные советы!
    Интересный вопрос мне задал сегодня ученик: а школе ему сказали, что по последним данным из ФИПИ в задании 4 ЕГЭ нельзя использовать фразу you can see или we can see. Я в некотором ступоре и не могу найти такой информации. Можете это прокомментировать?
    С уважением,
    Наталия.

    1. Наталья, я уже столько раз слышала, что “где-то что-то сказали” и от коллег, и от учеников, что не могу уже сосчитать. Я бы опиралась только на достоверные источники: задание, критерии оценивания, методические материалы ФИПИ и вебинары Вербицкой. Всему остальному лично я не верю.

  9. Добрый день! Замечательный материал! Возможно, Вы можете нам помочь в ином :
    Вчера сын сдавал говорение по английскому, именно на 4 задании таймер отключился досрочнои времени закончить было не достаточно, он настолько разволновался, что завершил экзамен и посчитал себя виновным в том, что не смог пройти задание. Конечно же, ушёл из школы, не составив Акт. А другая девочка, из этой же аудитории, на 3 задании с той же проблемой, составила акт, но техник не признал проблему. Есть ещё 2 ребёнка с нехваткой времени. Как поступить? Возможно ли сейчас через жалобы поднять для просмотра и анализа камеры? Как проверить временной интервал таймера на каждом задании?

    1. Добрый день, я не являюсь членом экспертной комиссии, но вы можете обжаловать эту проблему, связавшись с департаментом образования вашего региона

  10. Запятая ставится в случае, если слово ‘please’ стоит в конце предложения (Give it to me, please.). Во всех других случаях она не ставится (Could you please stop that noize? Please stop talking.).

Добавить комментарий

Необходим вход через сторонние сервисы для добавления комментариев.
Регистрируясь на сайте вы принимаете условия пользовательского соглашения и соглашаетесь на обработку персональных данных