Очень хочется написать о том, почему устная часть ЕГЭ не отражает реальных разговорных навыков ученика, но сдержусь. Вместо этого обсудим более актуальные вопросы – из чего состоит говорение на Едином государственном экзамене и как его победить.
Задания устной части
Устная часть Единого государственного экзамена состоит из 4-х заданий:
- Чтение текста
- Диалог-расспрос с опорой
- Ответ на вопросы
- Устный проект
На все это отводится 20 минут. За правильное выполнение всех заданий можно получить 20 баллов.
Особенностью этой части экзамена является то, что он сдается на компьютере. Вы приходите в специально оборудованный класс и получаете диск с программой. Запускаете программу на компьютере, надеваете гарнитуру и следуете указаниям на экране. Посмотреть, как это будет выглядеть на экзамене, можно в онлайн тренажере тут. На дисплее вы будете видеть таймер, который поможет самостоятельно отслеживать время ответа.
Если с программой возникают какие-то сложности, вам поможет ассистент, который присутствует в классе. После записи каждого задания ученик сможет прослушать себя. Обратите внимание, что если ответ не записался, или записался с сильными помехами, нужно обязательно сказать об этом ассистенту! Если вы этого не сделаете, неправильно записанный ответ уйдет на оценку эксперту.
Чтение текста
Задание 1 устной части экзамена представляет собой чтение текста научно-популярной тематики. Легенда гласит, что вы готовитесь к докладу на иностранном языке и репетируете его перед другом.
На подготовку к заданию дают 1.5 минуты, и на чтение текста также отводится 1.5 минуты. Текст небольшой, так что вполне реально уложиться в это время.
Задание из демоверсии ЕГЭ-2025:
Критерии оценивания
За задание можно получить всего 1 балл, если “речь воспринимается легко: необоснованные паузы отсутствуют; фразовое ударение и интонационные контуры, произношение слов без нарушений нормы. Допускается не более пяти фонетических ошибок, в том числе одна-две ошибки, искажающие смысл”.
Ошибкой, искажающей смысл, считается:
- Замена звука, которая приводит к изменению смысла слова. Например, live произносится с долгой гласной – leave, cut – как cart. Или put произносят с гласной “а” в середине, а science – с двумя согласными в начале.
- Неправильная постановка пауз при чтении текста.
К простым фонетическим ошибкам относят:
- Неправильное чтение предложений с перечислением (должно быть с восходящей интонацией)
- Неправильная интонация утвердительных предложений (должна быть с нисходящим тоном)
- Неправильная постановка логического ударения (оно должно падать на слова, несущие основной смысл в предложении – скорее всего, это существительное или глагол)
- Неправильное произношение звуков, типичных для английского языка, подмена их произношения на русские звуки: [θ], [ð], [w], [h], [ŋ], [ɜ:]
- Отсутствие «связующего r» (linking r) – то есть, озвучивание конечной r/re в позиции перед гласной, если с гласной начинается следующее слово (например, where is…, there are … )
Внимание! Задание оценивается в 0 баллов, если:
- участник экзамена не сумел (не успел) прочитать весь текст в отведенное за это время, за исключением случая, если экзаменуемый не успел дочитать одно-два слова, в этом случае оценка будет зависеть от качества прочтения текста;
- участник экзамена при чтении пропустил строку или ее часть;
- участник экзамена допустил более пяти фонетических ошибок или 1-2 фонетические ошибки, искажающие смысл.
Подготовка
На самом деле, получить за первое задание максимум – 1 балл – не представляет труда.
Как я тренирую чтение вслух с учениками:
- Выбираю текст (беру тексты для чтения из учебников Solutions уровня Intermediate и Upper-Intermediate – они там озвучены), слушаем.
- Общими силами разбираем непонятные места.
- Ищем подходящий по размеру отрывок.
- Просматриваем его и отмечаем смысловые паузы вертикальными черточками – | .
- Подчеркиваем слова, несущие смысл (все служебные – артикли, предлоги, местоимения, вспомогательные глаголы – игнорируем).
- Слушаем отрывок еще раз и повторяем за диктором, потом ученик читает сам.
Потом задаю на дом этот же алгоритм и слушаю ученика на уроке. Ниже пример разобранного таким макаром текста:
Про правила чтения, которым я уделяю внимание при подготовке, я уже писала в этой, этой и этой статье. Это статьи про ОГЭ, первое задание в обоих экзаменах очень похоже. Также по ссылкам вы найдете упражнения на изученные звуки.
Советы
- Купите книгу по устной части – в ней найдете больше упражнений для тренировки этого задания.
- Тренируйтесь дома с диктофоном, прослушивайте себя и отмечайте ошибки. Так как на экзамене вы столкнетесь с шумовыми помехами в лице других студентов, которые начнут говорить вместе с вами и будут вас раздражать, советую еще при тренировке включать телевизор или радио для имитации этого самого раздражителя.
- Если вы не знаете, как читается слово (например, shallow) – вспоминайте, как читаются похожие слова (narrow) и читайте по аналогии. При подготовке настойчиво рекомендую произношение всех трудных слов сверять со словарем
- Делайте паузы на знаках препинания и выделяйте интонацией самостоятельные части речи
- Не торопитесь! 90 секунд вполне достаточно, чтобы в спокойном темпе прочитать весь текст
- Если вы поняли, что прочитали какое-то слово неправильно – перечитайте его правильно. Засчитан будет только последний вариант прочтения слова.
- Перед устной частью экзамена с утречка проговорите один вариант дома
Для подготовки к этой части экзамена я, как всегда, рекомендую задания с сайта ФИПИ.
Если вы этого еще не сделали – покупайте план ЕГЭ, который помог более 1.000 преподавателей по английскому подготовить своих учеников на высокие баллы
P.S. Про разделы и стратегии выполнения заданий ЕГЭ можно почитать статьи:
Аудирование или задания 1 — 9
Чтение или задания 10 — 18
Грамматика или задания 19 — 25
Словообразование или задания 26 — 31
Лексика или задания 32-38
Личное письмо или задание 39
Проект или задание 40
Устная часть, задание 2
Устная часть, задание 3
Устная часть, задание 4